ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 18 августа 2005 г. N 3941/11-и
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПРИКАЗА ФОМС ОТ 23 ИЮНЯ 2005 Г. N 64
В соответствии с
Приказом ФОМС от 23.06.2005 N 64 "Об определении расходов на обеспечение
организационной деятельности страховых медицинских организаций (расходы на
ведение дела) и расходов территориальных фондов обязательного медицинского
страхования на осуществление контроля качества, организационных и
информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан необходимыми
лекарственными средствами" ТФОМС осуществляют расходы, которые в
совокупности не должны превышать 3% от общего объема средств, фактически
направленных на оплату
стоимости лекарственных средств для отдельных
категорий граждан, в соответствии со сметой расходов и планом организационных
мероприятий, утверждаемых ТФОМС по согласованию с ФОМС.
Одна из основных проблем, выявленных в
2005 году при реализации дополнительного лекарственного обеспечения при
обязательном медицинском страховании, это придание ТФОМС множества не
свойственных им функций. При этом с учетом действующего законодательства и при
получении бюджетных средств на реализацию дополнительного лекарственного
обеспечения ТФОМС полностью несет ответственность за организацию
гарантированного предоставления гражданам набора социальных услуг в части
обеспечения лекарственными средствами.
Таким образом, ТФОМС обязан
организовать и контролировать работу всех участников дополнительного
лекарственного обеспечения с целью обеспечения гарантированного отпуска
лекарственных средств, эффективного, рационального и целевого использования
бюджетных средств.
Реализация этой задачи возможна только при
решении комплекса мероприятий по построению и сопровождению централизованной
системы, подконтрольной территориальному фонду обязательного медицинского
страхования, информационно-технологического обеспечения взаимодействия между
участниками дополнительного лекарственного обеспечения.
Таким образом, при составлении планов
организационно-технических мероприятий и соответствующих смет расходов на
ведение дела необходимо, в первую очередь, предусмотреть создание до конца 2005
года действенной и рациональной информационно-технологической системы
управления процессами дополнительного лекарственного обеспечения отдельных
категорий граждан.
Порядок
формирования и расходования средств
ТФОМС определяет годовой размер средств на осуществление вышеперечисленных расходов исходя
из среднемесячной суммы, оплаченной по счетам фарморганизации за лекарственные
средства за период с января по июль 2005 года, и составляет годовую смету в
разрезе кодов бюджетной классификации (Приложение). Утвержденная смета с
обоснованием расходов представляется в ФОМС на согласование.
Если сумма фактических расходов на оплату
счетов фарморганизации к концу года превысит расчетную сумму расходов, в
соответствии с которой была составлена годовая смета, ТФОМС в декабре месяце
вносит соответствующие корректировки в утвержденную смету.
Сумма сметных назначений в расчете на год
не должна превышать 3-х процентов от объема средств, фактически направленных на
оплату стоимости лекарственных средств для отдельных
категорий граждан.
При составлении сметы расходов основная
доля средств направляется на информационно-техническое обеспечение
(приобретение вычислительной техники, программного обеспечения, сетевого
оборудования, каналов связи для организации корпоративной сети).
Для осуществления расходов в соответствии
с утвержденной сметой средства со счета, открытого ТФОМС в банке для
осуществления расходов по реализации мер социальной поддержки отдельных
категорий граждан, перечисляются на счет, открытый для учета и расходования
средств на осуществление управленческих функций, и ведется аналитический учет в
разрезе кодов бюджетной классификации. ТФОМС составляют и представляют в ФОМС
форму 2 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов" отдельно по
каждой смете.
ТФОМС ежемесячно представляют отчет об
использовании средств федерального бюджета по форме, утвержденной Приказом ФОМС
от 11.04.2005 N 35. Расходы, произведенные в соответствии с утвержденной
сметой, отражаются по строке 011 "организационные и информационно-технические
мероприятия".
В отчете об
исполнении бюджета (форма 2-4Т "Отчет о доходах и расходах целевого
бюджетного фонда", утвержденная Приказом ФОМС от 14.07.2005 N 70) по стр.
140 "Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
указываются совокупные расходы на лекарственное обеспечение и на осуществление
контроля качества, организационные и информационно-технические мероприятия по
обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами. По стр. 140.1.1 отражаются расходы на осуществление контроля
качества, организационные и информационно-технические мероприятия по
обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами.
Расчеты по договорам, заключенным в
рамках исполнения утвержденной сметы, ТФОМС должен завершить до 15 декабря 2005
года.
Требования к
организации информационного взаимодействия
участников ДЛО на территории субъекта Российской
Федерации
Общие требования
1. С целью упорядочения и контроля
информационных процессов в системе ДЛО, обеспечения гарантированного бумажного
и электронного документооборота между участниками ДЛО на территориальном
уровне, формирования интегрированной базы данных информационных ресурсов ДЛО
информационное взаимодействие организуется территориальными фондами ОМС с
использованием центров обработки данных (далее - ЦОД).
ЦОД выполняет функции оператора и
администратора системы централизованной обработки данных и информационного
взаимодействия и отвечает за комплекс мероприятий, связанных с
информационно-технологическим обеспечением взаимодействия между участниками
дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
2. ЦОД обеспечивает реализацию технологии
централизованной обработки данных и информационного взаимодействия между
участниками ДЛО, осуществляет постоянное развитие технологии и соответствующих
информационно-программных средств с целью повышения
эффективности функционирования системы ДЛО и удовлетворения новым требованиям
нормативно-методических документов. В том числе, ЦОД внедряет технологию
машиночитаемой формы рецепта, электронной цифровой подписи.
3. ЦОД несет ответственность за
надежность и эффективность реализации технологии централизованной обработки
данных и информационного взаимодействия, ее адаптивность к изменениям
нормативно-правовых документов, аутентичность интегрированной базы данных
информационных ресурсов ДЛО предоставляемой участниками ДЛО информации;
предоставление участникам ДЛО технологических решений для согласования
собственных БД с интегрированной базой данных.
4. ЦОД обеспечивает организацию и
использование участниками ДЛО территориальной корпоративной сети передачи
данных на основе коммутируемых или выделенных каналов связи и открытых сетей
связи для осуществления информационного взаимодействия.
5. ЦОД обеспечивает выполнение требований
информационной безопасности и защиты информации, содержащейся в ЦОД, аттестацию
рабочих мест для работы с конфиденциальной информацией, а также организует
проведение аналогичных мероприятий другими участниками ДЛО в соответствии с
требованиями действующего законодательства Российской Федерации,
регламентирующими и методическими документами федеральных органов власти и
ФОМС.
6. Реализация информационных подсистем
всех участников ДЛО должна соответствовать Типовым требованиям к
территориальной информационной системе дополнительного лекарственного
обеспечения отдельных категорий граждан, утвержденным и.о. директора ФОМС
20.05.2005 (письмо ФОМС от 23.05.2005 исх. N 1585/40), и другим установленным
ФОМС требованиям.
Функциональные
требования
С целью организации оперативного обмена и
обработки информации, обеспечения надежности формирования интегрированной базы
данных информационных ресурсов ДЛО на основе единой нормативно-справочной
информации ЦОД осуществляет следующие функции:
1. Обеспечение ведения и синхронного использования
всеми участниками ДЛО единой нормативно-справочной информации и регионального
сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение НСУ, в том числе
обновлений.
2. Обеспечение централизованного обмена
информацией между участниками ДЛО о персонифицированном учете сведений о
выписанных рецептах на лекарственные средства гражданам, имеющим право на
получение НСУ, о персонифицированном учете сведений об отпущенных лекарственных
средствах по рецептам, о расчетах за отпущенные лекарственные средства.
3. Формирование и управление
персонифицированными электронными реестрами лекарственных средств,
формирование, хранение интегрированной базы данных информационных ресурсов ДЛО
территории и предоставление доступа к ней участников ДЛО в соответствии с полномочиями
участника.
4. Сбор и обработка статистической
информации системы ДЛО.
5. Ведение аналитической обработки
информации и обслуживание соответствующих запросов от участников ДЛО в
соответствии с полномочиями участника.
6. Обеспечение внешнего информационного
взаимодействия с ТФОМС: предоставление информационных сервисов по
интегрированной базе данных информационных ресурсов ДЛО территории в
соответствии с установленными требованиями ФОМС (предоставление доступа к
первичной информации, средствам формирования сводных отчетов на основе
первичной информации).
7. Обеспечение функционирования и
администрирование центрального комплекса системы централизованного
информационного обмена, серверов баз данных и приложений ЦОД, регистрации и
определения полномочий ответственных за информационный
обмен представителей от участников ДЛО.
8. Обеспечение участников ДЛО
вычислительной техникой, средствами связи и программными средствами,
обслуживание технических средств и сопровождение программных средств,
обеспечение функционирования соответствующих программно-технических комплексов
участников, консультационное обслуживание.
9. Проверку соблюдения регламента
взаимодействия всеми участниками и принятие соответствующих мер по
предотвращению его нарушений.
Организационные
требования
ТФОМС самостоятельно определяет
организационную форму ЦОД:
1. Создает обособленное подразделение
ТФОМС.
Утверждает штатное расписание с
привлечением специалистов в области информатики, телекоммуникаций,
администраторов баз данных.
В этом случае ТФОМС
полностью отвечает за функционирование всех подсистем участников ДЛО,
централизованное информационное взаимодействие, самостоятельно разрабатывает,
устанавливает и сопровождает все программные комплексы в ЛПУ и аптеках,
проводит работы по одновременной централизованной актуализации НСИ у всех
участников ДЛО, ведет установку и сопровождение аппаратно-программных
комплексов и выполнение функций, указанных выше в разделе "Функциональные
требования".
2. Принимает решение о передаче функций
ЦОД самостоятельной организации (юридическому лицу) на договорной основе.
В этом случае ТФОМС контролирует, а
организация отвечает за выполнение всего комплекса работ, указанных выше.
3. Смешанная форма.
ТФОМС оставляет за собой часть функций -
контрольные, финансово-административные либо иные, при этом
производственно-технологические функции, системную интеграцию, проектирование и
планирование информационных систем передает специализированной компании
(юридическому лицу), обладающей всеми необходимыми технологиями по выполнению
требований информационного взаимодействия при ДЛО.
В данном случае ЦОД осуществляет функции
информационного взаимодействия с частью участников ДЛО - с ЛПУ, аптечными
учреждениями и фармацевтической организацией. За ТФОМС остаются все функции
внешнего информационного взаимодействия, включая взаимодействие с ФОМС,
отделением ПФР, территориальным органом управления здравоохранением.
По мнению ФОМС, преимущество имеет третья
смешанная форма. В этом случае ТФОМС решает следующие задачи:
- контроль через договор с ЦОД процессов,
связанных с организацией выписки и отпуска лекарственных средств. Отсутствует
необходимость подписания соглашений с ЛПУ и аптеками;
- снижение себестоимости общих затрат,
передаваемых компании, т.к. последняя осуществляет
выполнение порученных функций рациональнее вследствие специализации в узкой
предметной области, использования новейших технологий и
высококвалифицированного персонала;
- нет необходимости увеличивать штат,
производить затраты на отбор, обучение и интеграцию за счет не профильных для
системы ОМС специалистов, решать вопросы дублирования основных специалистов в
случае их болезни или увольнения;
- получает возможность, что чрезвычайно
важно, сконцентрировать внимание на выполнении основных целей
медико-экономического контроля объемов и качества лекарственного обеспечения,
мероприятий по защите прав граждан путем делегирования второстепенных функций
специализированной организации.
Полный перечень технологических,
функциональных и организационных требований и регламент взаимодействия
участников ДЛО установлены "Регламентом централизованной обработки данных
и информационного взаимодействия участников дополнительного лекарственного
обеспечения отдельных категорий граждан в Российской Федерации", который
будет утвержден приказом ФОМС.
Директор
А.М.ТАРАНОВ
Приложение
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Председатель комиссии -
МП Заместитель директора ФОМС МП
Исполнительный директор
______________ Д.Н.Усенко _______________________
дата _______ протокол N __ дата __________________
СМЕТА
расходов на осуществление контроля
качества,
организационных и информационно-технических
мероприятий
по обеспечению граждан необходимыми лекарственными
средствами на 2005 год
┌──────┬───────────────────────────────────────────────────┬─────┐
│Код │ Наименование показателя │Сумма│
│пока- │
│(руб-│
│зателя│
│лей) │
├──────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│210 │Оплата труда и начисления на оплату
труда │ │
│211 │Заработная плата │ │
│ │Включает в себя расходы по оплате
труда │ │
│ │специалистов, осуществляющих
проведение медико- │ │
│ │экономического контроля объемов и
качества │ │
│ │лекарственного обеспечения,
мероприятия по защите │ │
│ │прав граждан, имеющих право на
обеспечение │ │
│ │необходимыми лекарственными средствами,
прием и │ │
│ │обработку счетов, счетов-фактур,
реестров рецептов,│ │
│ │реестров лекарственных средств,
учет, отчетность и │ │
│ │контроль за
использованием средств по обеспечению │ │
│ │граждан необходимыми
лекарственными средствами; │ │
│ │актуализацию баз данных нормативно-справочной
│ │
│ │информации, подготовку
справочно-методической │ │
│ │литературы │ │
│213 │Начисления на оплату труда │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│220 │Приобретение услуг │ │
│221 │Оплата услуг связи │ │
│222 │Транспортные услуги │ │
│223 │Коммунальные услуги │ │
│226 │Прочие
услуги: по информационно-техническому
│ │
│ │сопровождению дополнительного
лекарственного │ │
│ │обеспечения, услуги по
приобретению и │ │
│ │распространению
справочно-методической литературы │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│300 │Поступление нефинансовых активов │ │
│310 │Увеличение стоимости основных
средств │ │
│ │Включает в себя расходы на
приобретение │ │
│ │вычислительной техники, сетевого
оборудования │ │
│340 │Увеличение стоимости материальных
запасов │ │
│ │Включает в себя расходы на
приобретение расходных │ │
│ │материалов, канцелярских
принадлежностей │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ │Всего по смете │ │
└──────┴───────────────────────────────────────────────────┴─────┘
Главный бухгалтер ТФОМС Ф.И.О.
Начальник отдела по ДЛО Ф.И.О.