ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 сентября 2005 г.
N 22
ОБ УСИЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИППА И ОСТРЫХ
РЕСПИРАТОРНЫХ
ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ЭПИДСЕЗОНЕ 2005-2006 ГГ.
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав эпидемиологическую
обстановку по гриппу и эффективность проведенных организационных и
профилактических мероприятий, установил, что в прошедшем эпидсезоне 2004-2005
гг. работа, направленная на профилактику гриппа и острых респираторных вирусных
инфекций (ОРВИ), проводилась в недостаточном объеме.
В период эпидемического подъема
заболеваемости гриппом в целом удельный вес заболевших
составил 5,5% от численности населения страны. Наиболее высокий уровень
заболеваемости гриппом и ОРВИ был зарегистрирован в г.г. Екатеринбурге,
Ижевске, Иркутске, Перми, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Саратове, где в
эпидемический процесс было вовлечено от 8 до 14% населения. Уровень
заболеваемости детей в 5,5-7,8 раз превышал уровень заболеваемости взрослых, а
в возрастной группе 3-6 лет - в 9 раз.
Несмотря на незначительное увеличение
охвата прививками против гриппа населения страны в целом, в большинстве
субъектов Российской Федерации вакцинопрофилактике гриппа по-прежнему не
уделяется должного внимания.
В 2004 году было
привито 17,9 млн. человек, что составило лишь 11,5% от всего населения страны,
что недостаточно для защиты даже групп высокого риска заражения и
неблагоприятных последствий заболевания гриппом, а в 30-ти субъектах Российской
Федерации - от 2,7% до 10%. Особенно низкий уровень иммунизации имел место в
Республиках Дагестан, Ингушетия, Тыва, Ивановской, Кировской, Костромской и
Ленинградской областях. В ряде регионов
практически не прививались медицинские работники, лица старшего возраста,
больные хроническими соматическими заболеваниями.
Крайне
недостаточным остается охват
школьников профилактическими прививками против гриппа.
Не принимаются должные меры по
своевременной специфической и неспецифической профилактике гриппа и острых
респираторных инфекций в организованных коллективах современными эффективными
препаратами.
Курсы неспецифической профилактики в 2004
г. получили только 4 млн. детей.
Для закупки препаратов в целях проведения
профилактических и противоэпидемических мероприятий недостаточно используются
средства местных бюджетов, обязательного медицинского страхования, страховых
кампаний и организаций.
Положение усугубляется еще и тем, что в
ряде детских дошкольных учреждений, школ, предприятий и организаций не
уделяется должного внимания организации работ в зимних условиях, обеспечивающих
необходимый температурный режим. В результате несоблюдения воздушно-теплового
режима в 2004 году приостанавливалась эксплуатация образовательных учреждений в
Архангельской, Воронежской, Волгоградской, Иркутской, Кировской, Костромской,
Мурманской, Свердловской и ряде других областей.
Требует усовершенствования система
эпидемиологического надзора за гриппом и ОРВИ, прежде всего в части
лабораторной диагностики. В большинстве регионов надзор осуществляется только в
период эпидемического подъема заболеваемости гриппом, что не позволяет обеспечить
эффективный мониторинг за циркуляцией возбудителей гриппа и ОРВИ. В городах
Архангельске, Иркутске, Казани, Краснодаре, Магадане и Иркутске лабораторная
диагностика и выделение вирусов не проводились и в период эпидемического
подъема заболеваемости гриппом.
Анализ
эпидемиологической и эпизоотологической обстановки по заболеваемости гриппом
птиц в Новосибирской, Омской, Курганской, Тюменской, Челябинской областях и
Алтайском крае выявил необходимость усиления организационных и практических
мероприятий по предупреждению заболевания этой инфекцией среди населения
пострадавших от эпизоотии районов и среди работников птицеводческих хозяйств.
В целях
предупреждения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными
инфекциями населения Российской Федерации и в соответствии со ст. 51
Федерального Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), с п. 2 ст. 7
Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике
инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, N 38 ст. 4736)
постановляю:
1. Главам администраций субъектов
Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Рассмотреть вопрос о ходе подготовки
заинтересованных органов и организаций независимо от организационно-правовой
формы к эпидемическому подъему заболеваемости гриппом и ОРВИ, внести
необходимые коррективы в региональные планы по организации профилактических и
противоэпидемических мероприятий по борьбе с этими инфекциями.
1.2. Своевременно выделить ассигнования
на закупку противогриппозных вакцин, в первую очередь для иммунизации
школьников, лиц из групп высокого риска заражения и неблагоприятных последствий
заболевания гриппом, работников птицеводческих хозяйств, а также
химиопрепаратов для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ.
1.3. Обязать руководителей
соответствующих служб и организаций независимо от организационно-правовой формы
провести комплекс работ по поддержанию необходимого температурного режима в
детских образовательных, лечебно-профилактических учреждениях, жилых домах, на
транспорте и др. в зимний период.
2. Руководителям организаций независимо
от организационно-правовой формы рекомендовать:
2.1. Организовать работу в зимних
условиях с соблюдением необходимого температурного режима и обеспечение
работающих на открытом воздухе помещениями для обогрева и приема пищи.
2.2. Выделить ассигнования на закупку
противогриппозных вакцин для иммунизации сотрудников.
3. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
3.1. Обеспечить готовность
лечебно-профилактических учреждений к приему больных гриппом и ОРВИ в период
сезонного подъема заболеваемости.
3.2. Создать необходимый резерв
препаратов, необходимых для лечения гриппа и его осложнений.
4. Рекомендовать руководителям фондов
обязательного медицинского страхования и страховых кампаний рассмотреть вопрос
о выделении финансовых средств на закупку вакцин против гриппа.
5. Главным государственным санитарным
врачам субъектов Российской Федерации:
5.1. Установить контроль
за своевременностью проведения учета и анализа заболеваемости гриппом и
ОРВИ, передачи информации в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, а из опорных баз - в Федеральный центр по
гриппу и ОРВИ и в Центр экологии и эпидемиологии гриппа.
5.2. Повысить требовательность к
руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы за
соблюдением температурного и противоэпидемического режимов.
5.3. Усилить государственный
санитарно-эпидемиологический надзор за птицеводческими хозяйствами.
5.4. Осуществлять мониторинг за
циркуляцией вирусов гриппа и заболеваемостью населения, немедленно
информировать Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека о случаях выделения вируса гриппа и возникновения
групповых заболеваний гриппом и ОРВИ среди работников птицеводческих хозяйств.
6. Руководителям средств массовой
информации рекомендовать регулярное освещение вопросов личной и общественной
профилактики гриппа и острых респираторных вирусных инфекций.
7. Главным государственным санитарным
врачам субъектов Российской Федерации, руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
7.1. Произвести расчет потребности в
средствах специфической и неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ для
контингентов из групп риска и работников птицеводческих хозяйств и внести
предложения в органы исполнительной власти о необходимом объеме финансирования
для закупок противогриппозных вакцин и проведения противоэпидемических
мероприятий.
7.2. Организовать комплексную
профилактику гриппа и ОРВИ, в первую очередь среди лиц, относящихся к группам
риска.
7.3. Организовать в предэпидемический
период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ иммунизацию населения в населенных
пунктах, где регистрировался падеж домашней птицы, и работников птицеводческих
хозяйств инактивированной противогриппозной вакциной в целях предупреждения
одновременного заражения вирусами, вызывающими заболевания у людей и птиц и
предупреждения реассортации генов вируса.
7.4. Обеспечить систематический
мониторинг и расшифровку этиологии заболеваемости гриппом и ОРВИ.
7.4. Доложить о комплексе проведенных
мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ, в том числе о контингентах и числе
привитых против гриппа к 15 декабря 2005 года.
Г.Г.ОНИЩЕНКО