Утверждаю
Руководитель Роспотребнадзора,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
от 05.10.2005 г. N 01-12/176-05
Согласовано
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
Р.Ц.ЦАЛИКОВ
15.09.2005 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ НАДЗОРА ЗА
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И
ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Настоящее Положение определяет порядок
организации и деятельности функциональной подсистемы надзора за
санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (Далее - функциональная подсистема).
2. Положение
разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указом Президента
Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти", Постановлениями Правительства
Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 27.05.2005
г. N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794".
3. Чрезвычайная ситуация - опасная для
населения обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате
аварии, природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,
эпидемии, массовых заболеваний и отравлений среди населения, сопровождающаяся
человеческими жертвами, создающая потенциальную или реальную угрозу здоровью людей
или нарушающая гигиенические условия жизни населения.
Потенциально опасный для населения объект
- объект, на котором проводятся, используются, перерабатываются, хранятся или
транспортируются радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и
биологические вещества, материалы или иные вещества, опасные в
эпидемиологическом отношении, создающие потенциальную или реальную угрозу
здоровью людей или гигиеническим условиям жизнедеятельности населения.
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных
ситуаций - комплекс организационно-технических, медико-санитарных,
гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, направленных на
предупреждение и ликвидацию или снижение вероятности возникновения чрезвычайных
для населения ситуаций техногенного, природного или эпидемиологического
характера.
4. Руководство созданием и деятельностью
функциональной подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). (Далее -
Служба).
5. В своей деятельности функциональная
подсистема руководствуется вышеуказанными постановлениями Правительства
Российской Федерации, Положением о Службе, Положением о государственной
санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, иными нормативными
правовыми актами и настоящим Положением.
6. Основными задачами функциональной
подсистемы являются:
организация мероприятий, направленных на
предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и
санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций;
совершенствование организации и повышение
готовности органов и учреждений Службы к деятельности по наблюдению, оценке и
прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки, обусловленных
возникновением реальной или потенциальной угрозы здоровью населения.
7. Функциональная подсистема действует на
федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
8. Координационными органами
функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - комиссия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности Роспотребнадзора;
на объектовом уровне - комиссия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности организаций, подведомственных Роспотребнадзору.
Компетенция комиссий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также
порядок принятия решений определяются в положениях о них.
9. Постоянно действующими органами
управления функциональной системы являются:
на федеральном уровне - подразделение
Роспотребнадзора для решения задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
на региональном уровне - подразделения
территориальных управлений Роспотребнадзора, уполномоченные на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
на муниципальном уровне - отделы и
филиалы территориальных управлений Роспотребнадзора, уполномоченные на решение
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
на объектовом уровне - работники организаций,
уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Компетенция и полномочия постоянно
действующих органов управления функциональной системы определяются
соответствующими положениями о них.
10. Органами, повседневного управления
функциональной системы являются оперативные дежурные (дежурные)
Роспотребнадзора, территориальных управлений Роспотребнадзора, отделов и
филиалов территориальных управлений Роспотребнадзора, организаций.
11. К силам и средствам функциональной
подсистемы относятся:
органы и учреждения Службы центрального
подчинения и ведомственных служб. (Организационно-методическую функцию
выполняет Роспотребнадзор);
научно-исследовательские институты
гигиенического и эпидемиологического профиля, территориальные управления Службы
и Федеральные государственные учреждения здравоохранения, центры гигиены и
эпидемиологии в субъектах Российской Федерации;
соответствующие отделы территориальных
управлений Роспотребнадзора на транспорте и в субъектах Российской Федерации,
где расположены территориальные органы МЧС России;
силы и средства наблюдения, контроля и
ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера на
соответствующих территориях.
12. Порядок создания специализированных
формирований Службы и их функции в условиях чрезвычайных ситуаций определяются
приказами Роспотребнадзора.
13. Решения об
использовании сил и средств функциональной подсистемы, привлекаемых к
проведению санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий в
районе чрезвычайных ситуаций, принимаются в зависимости от их масштабов,
потенциальной или явной опасности для населения, на федеральном уровне -
Руководителем Службы или заместителями руководителя Службы, на региональном и
муниципальном уровнях - руководителями территориальных управлений
Роспотребнадзора, на объектовом уровне - руководителями организаций, по
согласованию с руководством Службы.
14. Управление функциональной подсистемой
осуществляется с использованием систем связи и оповещения, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи
общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение
информации и сигналов оповещения до органов управления, сил функциональной
подсистемы и населения.
Система связи, оповещения и
информационного оповещения на всех уровнях сопрягается с
информационно-управляющей системой РСЧС и информационной системой Всероссийской
службы медицины катастроф.
15. Проведение мероприятий по надзору за
санитарно-эпидемиологической обстановкой при ликвидации чрезвычайных ситуаций в
рамках функциональной подсистемы осуществляется на основе планов действий
Роспотребнадзора и подведомственных организаций.
16. При отсутствии угрозы возникновения
чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления
и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной
деятельности.
Для соответствующих органов управления и
сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов
функционирования:
а) режим повышенной готовности - при
угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при
возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
17. Основными мероприятиями, проводимыми
органами управления и силами функциональной подсистемы являются:
а) в режиме
повседневной деятельности (при нормальной производственно-промышленной,
радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической к
гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии,
эпифитотий, ведении долгосрочных восстановительных работ по ликвидации
последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий):
наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической
обстановки;
предупреждение, выявление и пресечение
нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны
здоровья населения; предупреждение возникновения и распространения массовых
инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений среди населения;
подготовка специалистов Службы к
действиям в чрезвычайных ситуациях, организация аттестации формирований и
специалистов;
обеспечение постоянной готовности органов
управления, сил и средств функциональной подсистемы, обобщение опыта и
обеспечение дальнейшего развития функциональной подсистемы;
участие в разработке и реализации целевых
программ в области надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой при
выполнении задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
наблюдение и контроль
за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных
объектах и на прилегающих к ним территориях;
разработка и выполнение программ,
направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
б) в режиме повышенной готовности (при
ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при
прогнозе возможности возникновения эпидемий):
постоянный сбор, обработка и передача
органам управления и силам функциональной подсистемы информации о
прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и
способах защиты от них;
подготовка специальных медико-санитарных,
гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на
обеспечение защиты населения;
усиление наблюдения и контроля
за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных
объектах и на прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности и
масштабов эпидемий,
формирование оперативных групп, уточнение
санитарно-эпидемиологической обстановки, планов действий (взаимодействия) и
иных документов;
проведение при необходимости
эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
разработка и реализация органами и
учреждениями Службы комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий;
профилактика массовых инфекционных и
неинфекционных заболеваний и отравлений включающая применение современных
средств иммунной защиты населения и средств личной профилактики, в акции о
профилактике и санитарно-эпидемиологический контроль за
их организацией;
обслуживание аварийно-спасательных и
других специализированных формирований в районе чрезвычайных ситуаций,
направленное на обеспечение эпидемической безопасности этой категории
специалистов;
поддержание взаимодействия органов
управления и учреждений Службы с другими заинтересованными министерствами и
ведомствами в соответствии с конкретными планами мероприятий разрабатываемых по
обстановке в чрезвычайной ситуации;
организация карантинно-ограничительных
мероприятий и установление режима поведения в эпидочаге при возникновении
эпидемических вспышек особо опасных инфекций;
организация работ по проведению
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силами ведомственных
формирований постоянной готовности;
организация и осуществление оперативного
контроля и измерений уровней радиоактивного и химического загрязнения в районах
чрезвычайных ситуаций;
информационное обеспечение о степени
риска последствий чрезвычайных ситуаций для здоровья населения;
восполнение запасов медицинского
имущества, диагностических и дезинфекционных средств для ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (совместно со Всероссийской службой медицины катастроф);
выдвижение оперативных групп в район
чрезвычайных ситуаций; оценка санитарно-эпидемиологической обстановки;
организация материально-технического
обеспечения работы специалистов Службы; осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей среды в районах
чрезвычайных ситуаций, обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним
территориях;
санитарно-эпидемиологическое
сопровождение неотложных мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего
населения.
18. Финансовое обеспечение деятельности
функциональной подсистемы и мероприятий по надзору за
санитарно-эпидемиологической обстановкой при выполнении задач по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств
соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансированием целевых программ в
области надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой при выполнении
задач по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
Выделением средств из резервного фонда
Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.