ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
7 октября 2005 г.
N 01И-552/05
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
6 октября 2005 г.
N СН-5930/7
ПИСЬМО
О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА,
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН
В РАМКАХ
СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2004 г. N 769
"О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий
граждан, имеющих право на государственную помощь в виде набора социальных
услуг" Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития совместно с Федеральной службой по тарифам по вопросам
ценообразования на лекарственные средства, реализуемые по решению врача
(фельдшера) отдельным категориям граждан
в рамках системы дополнительного лекарственного обеспечения (далее - ДЛО), было
осуществлено:
- приказом Росздравнадзора от 27.05.2005
N 1137-Пр/05 зарегистрированы цены на торговые наименования "Перечня
лекарственных средств, реализуемых по рецепту врача (фельдшера) отдельным
категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной
помощи";
- приказом от 22.12.2004 N 660-Пр/04
"Об установлении торговых надбавок" утверждены предельные размеры
торговых надбавок к регистрированным ценам на лекарственные средства,
реализуемые федеральным льготникам в рамках программы дополнительного
лекарственного обеспечения.
В течение прошедшего периода 2005 г. по
результатам мониторинга цен целенаправленно проводилась работа по снижению цен
на лекарственные средства, реализуемые в рамках системы ДЛО. Рассматривались
все случаи появления в коммерческой продаже лекарственных средств льготного
списка, по ценам более низким, чем отпускаемых в рамках программы ДЛО.
Заключены соглашения с отечественными и зарубежными производителями по вопросу
сдерживания цен. В соглашениях указано, что цены на лекарственные средства,
реализуемые по программе ДЛО, будут не выше цен на те
же лекарства, отпускаемые для коммерческой реализации.
В целях определения экономической
обоснованности установленных размеров торговых надбавок Росздравнадзор и ФСТ
России запросили у руководителей фармацевтических организаций и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации данные о расходах,
связанных с реализацией лекарственных средств в рамках
программы ДЛО.
Анализ представленных материалов по
итогам 1 квартала 2005 года показал, что установленные торговые надбавки к
ценам на лекарственные средства, отпускаемые федеральным льготникам, позволяют
ряду фармацевтических организаций работать безубыточно, у других
фармацевтических организаций работа в системе ДЛО оказалась убыточной.
Федеральной службой
по надзору в сфере здравоохранения и социального развития совместно с
Федеральной службой по тарифам было подготовлено совместное письмо, в котором
были изложены проблемные вопросы ценообразования в системе ДЛО, одновременно
было предложено субъектам Российской Федерации, фармацевтическим организациям
высказать свое мнение и представить предложения по изменению системы
ценообразования в системе ДЛО.
Предложения субъектов Российской Федерации направлены, в основном, на
увеличение торговой надбавки региональным субъектам системы ДЛО (аптекам и
региональным складам), что может привести к увеличению стоимости лекарственных
средств, реализуемых в рамках программы по ДЛО.
Росздравнадзор и ФСТ России, в составе
межведомственной комиссии, проводили проверку формирования отпускных цен на
ряде фармацевтических предприятий. Целью проверки являлось установление
достоверности представленных материалов для регистрации цен в Росздравнадзор и
ФСТ России. При проверке были выявлены факты несоответствия представленных для
регистрации цен показателей фактическим показателям хозяйственной деятельности
фармацевтических предприятий.
В ходе реализации системы по ДЛО в рамках
Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ выявился ряд особенностей и проблем:
- в ряде субъектов Российской Федерации
размеры торговых надбавок (комиссионного вознаграждения) не покрывают расходы
аптечных учреждений по организации процесса по ДЛО;
- в ряде субъектов Российской Федерации
размеры торговых надбавок не покрывают расходы на реализацию наркотических
лекарственных средств;
- отсутствует механизм по распределению
торговых надбавок между фармацевтическими организациями, региональными оптовыми
складами и аптечными учреждениями на различных этапах реализации программы ДЛО;
- требует совершенствования порядок
формирования цен на лекарственные средства, реализуемые в рамках программы по
ДЛО.
Росздравнадзор и ФСТ России считают, что
в 2006 году на улучшение деятельности фармацевтических и аптечных организаций,
участвующих в программе по ДЛО, окажут влияние следующие факторы:
1. Завершение отлаживания системы
дистрибуции и логистики, чему в большей степени будет способствовать проведение
конкурса среди фармацевтических организаций на право осуществлять
гарантированное лекарственное обеспечение в рамках реализации Федерального
закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
2. Завершение процесса автоматизации
участников системы ДЛО.
3. Стабилизация системы расчетов за
отпущенные лекарственные средства.
4. Накопление статистических данных о
потреблении лекарственных средств у фармацевтических и аптечных организаций и
переход на всех уровнях к более качественному составлению заявок по определению
потребности при отдельных видах заболеваний (гемофилия, диабет и пр.),
налаживание адресной помощи пациентам, а также отработка во всех субъектах
Российской Федерации системы управления товарными запасами.
Учитывая вышеизложенное,
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
совместно с Федеральной службой по тарифам Российской Федерации считают
целесообразным:
1. Ввести раздельный учет расходов.
Во всех фармацевтических и аптечных
организациях, участвующих в программе ДЛО, для определения объективной величины
затрат, связанных с реализацией программы по ДЛО, целесообразно вести
раздельный учет затрат. При этом следует относить к расходам на реализацию
лекарственных средств в системе ДЛО только те затраты,
которые непосредственно связаны с этой деятельностью.
2. Ввести повышающий коэффициент к
торговой надбавке на наркотические лекарственные средства.
На основании данных, полученных от ряда
субъектов Российской Федерации, было установлено, что размеры торговых надбавок
не покрывают расходы на реализацию наркотических лекарственных средств.
Росздравнадзор и ФСТ России в
соответствии с предложениями органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации пересмотрят величину торговой надбавки на данную группу медикаментов,
реализуемых по программе ДЛО. Изменение величины торговых надбавок будет
осуществлено по аптечным учреждениям, занятым в отпуске населению наркотических
лекарственных средств, в зависимости от доли отпуска указанной группы
медикаментов в общем обороте льготных лекарственных средств.
3. Усовершенствовать порядок
распределения торговой надбавки между участниками системы ДЛО.
По мнению Росздравнадзора и ФСТ России,
решение о распределении торговой надбавки между участниками программы по ДЛО,
должно приниматься коллегиально с участием всех заинтересованных сторон и
должно быть зафиксировано в договорных отношениях.
При возникновении разногласий между
участниками программы по ДЛО о распределении торговой надбавки целесообразно
учитывать мнение администраций субъектов Российской Федерации и принимать
решение по урегулированию разногласий с учетом оценки финансовой нагрузки
каждого участника программы по ДЛО (финансирование приобретения лекарственных
средств, транспортные и складские расходы, коммерческие риски и т.д.).
4. Рекомендации по формированию цен
производителей на лекарственные средства по ДЛО.
Росздравнадзор и ФСТ России считают, что
формирование цен производителей на лекарственные средства по ДЛО производитель
должен осуществлять путем прямого счета по статьям калькуляций, исходя из
экономически обоснованных затрат.
В зависимости от соотношения в структуре
цен стоимости собственных работ, сырья, материалов и покупных изделий,
необходимости в инвестициях в основные и оборотные средства, потребности в
финансировании для погашения кредитов, займов и процентов по ним при
формировании цен производителей на лекарственные средства по ДЛО может
применяться норматив рентабельности не превышающий 25%.
Исходя из вышеуказанных принципов,
Росздравнадзор и ФСТ России переработают формы, представляемые производителями
для регистрации цен на лекарственные средства по ДЛО.
Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере здравоохранения и
социального развития
Р.У.ХАБРИЕВ
Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С.Г.НОВИКОВ