ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
14 октября 2005 г.
N 0100/8554-05-32
О ПОДГОТОВКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
К НОВОМУ 2005-2006 УЧЕБНОМУ ГОДУ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела материалы,
представленные территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации в соответствии с протокольным решением селекторного
совещания 25.08.2005, письмом Федеральной службы N 0100/7410-05-27 от
12.09.2005 "О выполнении мероприятий" и сообщает.
Результаты приемки общеобразовательных
учреждений к новому 2005-2006 учебному году показали, что высоким остается
удельный вес учреждений, требующих капитального ремонта, не канализованных, не
имеющих централизованного водоснабжения и отопления. В первую очередь это
касается начальных и неполных средних школ сельской местности, каждая вторая из
которых не имеет централизованного отопления, водоснабжения и канализации.
Так, в Алтайском
крае не имеют централизованного водоснабжения 13% учреждений, не канализовано -
18,5%, в Республике Саха (Якутия) - не имеют централизованного водоснабжения
68% школ, не канализовано - 62%, в Республике Дагестан - 50% не имеют
централизованного водоснабжения, в Республике Калмыкия - 73%. В Астраханской
области 29,7% общеобразовательных учреждений не имеют централизованного
водоснабжения, из них 17,3% работают на привозной воде, в Белгородской области
16,2% учреждений не имеют
централизованного водоснабжения в сельской местности, в Брянской области 16,8%
не имеют централизованного водоснабжения, в Вологодской области - 18%, в
Кировской области - 13,3%, в Корякском АО - 32%, в Костромской области - 21%.
Не все общеобразовательные учреждения
готовы к отопительному сезону. Так, в Корякском АО - 25% (7
из 28) не готовы к отопительному сезону. В Республике Саха (Якутия), не
смотря на начало отопительного сезона 16% школ не отапливается, в том числе 45%
(53 школы) в г. Якутске. В Республике Дагестан в сельских районах вопросы
обеспечения школ топливом решены только на 60%.
Для большинства
регионов России неудовлетворительное материально-техническое состояние, в том
числе, обеспечение образовательных учреждений мебелью остается серьезной
проблемой, так в Смоленской области - 54% мебели не соответствует
росто-возрастным особенностям учащихся, Камчатской области - 50%, в Брянской
области - 50%, в Вологодской области - 46%, Корякском АО - 48%, в Республике
Бурятия - 40%, в Костромской области - 31%, в Республике Адыгея - 26%,
Кемеровской области 25% и др.
В Амурской области
в 9% сельских школ отсутствуют спортивные залы, в Архангельской области в 13,3%
образовательных учреждениях, в Курской области - 41%, в Белгородской - в 23,4%,
во Владимирской области - 15,2%, в Вологодской области - в 26,8%, в Республике
Дагестан - 60%, в Республике Калмыкия - 40%.
Несмотря на требования территориальных
управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации без согласования
продолжают работать 121 общеобразовательное учреждение. В
Свердловской области - 45 учреждений, в Курганской - 17, в Костромской - 12, в
Оренбургской - 8 и др.
В Республике Саха
(Якутия) не принятыми остаются 63 учреждения (в Липецкой области - 40, в
Свердловской - 47, в Челябинской - 22, в Тульской - 21, в Курганской - 19, в
Амурской - 15, в Калужской - 14) в связи с не законченными ремонтными работами,
аварийным состоянием зданий, неподготовленностью к отопительному сезону и др.
В ходе проведения мероприятий по подготовке
школ к новому учебному году специалистами территориальных управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации рассматривался вопрос о
согласовании расписаний учебных занятий. Были выявлены нарушения режима
учебно-воспитательного процесса, связанные с превышением максимально допустимой
часовой недельной нагрузки в ряде регионов. Так в Еврейской АО отклонено около
40% расписаний, в Магаданской области - 43%, в Республике Коми - 20%, в
Смоленской области - 25%.
Практически повсеместно отмечаются
недостатки в организации питания школьников. При оценке рационов питания
выявляется нарушение соотношения основных питательных веществ, не выполняются
нормы по мясу, рыбе, молочным продуктам, овощам и фруктам, восполнение
калорийности происходит за счет макаронных, крупяных и кондитерских изделий.
Отмечаются также недостаточные объемы порций, единые выходы блюд для детей
разного возраста, ограничение ассортимента предлагаемых детям блюд, меню
составляется по набору продуктов, имеющихся в учреждении, без учета
физиологических потребностей ребенка в пищевых веществах и энергии.
Продолжается вытеснение горячего питания буфетной продукцией.
В Брянской области недостаточное и
несвоевременное финансирование на протяжении ряда лет привело к тому, что
рациональное школьное питание, как таковое, отсутствует в 25% образовательных
учреждений. Стоимость горячих завтраков не позволяет организовать
сбалансированное питание. Практически во всех школах отмечается отступление от
примерных меню. Имеет место дефицит мяса, молока, рыбы, яиц, творога, фруктов и
овощей. Около 35% школьных пищеблоков не отвечает гигиеническим нормам по
площадям и набору помещений.
В Волгоградской области горячим питанием
не обеспечено 43,4% школьников, в Калужской области 36%, в Карачаево-Черкесской
Республике - 29%, в Костромской области - 37,7%, в Сахалинской области - 34,4%,
в Кабардино-Балкарской Республике. Вопрос организации горячего питания для
учащихся школ до сих пор не решен.
В Республике Дагестан положение с
организацией питания школьников критическое. Число учащихся младших классов,
пользующихся услугами столовых, сократилось с 35% до 13% за последние
10 лет. Охват горячим питанием школьников по республике в 2004-2005 учебном
году составил всего 5%. Обращает на себя внимание, что данные,
представленные Территориальным управлением по Республике Дагестан по разделу
организация питания дословно повторяют материалы, которые представлялись
в 2002-2003 годах.
В ходе осуществления надзора за
выполнением мероприятий по подготовке общеобразовательных учреждений к новому
учебному году было наложено 936 штрафных санкций, вынесено 189 постановлений о
приостановлении деятельности, передано дел в суды и следственные органы - 89,
передано на рассмотрение дел мировым судьям - 13, отстранено от работы 318
человек. Однако, в Ивановской, Нижегородской, Орловской,
Самарской областях, Чукотском АО за отчетный период штрафных санкций не
применялось, несмотря на то, что при приемке общеобразовательных учреждений к
новому учебному году были выявлены нарушения санитарных норм и правил.
Не представили данные о применении штрафных санкций Амурская и Тюменская
области, Ямало-Ненецкий АО, Республика Адыгея.
Материалы территориальных управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации свидетельствуют о крайне
низком уровне работы по надзору за общеобразовательными учреждениями со стороны
специалистов службы. Особую тревогу вызывают организация питания, водоснабжение
и канализование. Не выполняется основная задача службы по достижению
санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения.
Кроме того, не
поступила информация в указанные сроки из Красноярского края, Хабаровского
края, Республики Алтай, Ингушетия, Тыва, Удмуртской, Чеченской, Чувашской,
Усть-Ордынского Бурятского АО.
В связи с вышеизложенным
предлагается:
1. Принять меры по усилению
государственного санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием
общеобразовательных учреждений.
2. По результатам надзорных мероприятий
потребовать от общеобразовательных учреждений разработать планы мероприятий,
направленные на устранение выявленных нарушений.
3. Подготовить и внести на рассмотрение
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения, направленные
на улучшение санитарно-эпидемиологического состояния образовательных учреждений
и предусмотреть в них:
- улучшение материально-технической базы
общеобразовательных учреждений;
- восстановление льготного и бесплатного
горячего питания для учащихся всех классов (включая, старшие);
- обеспечение пищеблоков образовательных
учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием;
оптимизировать рационы питания детей и в первую очередь, пищевыми продуктами,
обогащенными витаминами и микронутриентами.
4. Руководителям территориальных
управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обратить внимание
на необходимость соблюдения сроков предоставления и объема запрашиваемой
информации.
5. О проделанной работе доложить в
Федеральную службу в срок до 01.02.2006.
Заместитель руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО