МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
3 мая 1989 г.
N 65
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
БОЛЬНЫМ С ЭНДОКРИННОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В РСФСР
В последние годы в РСФСР отмечается
значительный рост заболеваний эндокринной системы. С 1981 г. распространенность
сахарного диабета возросла на 45% и составляет 1293,3 на 100 тыс. населения,
тиреотоксикоза на 5% и составляет 107,2 на 100 тыс. населения. Отмечается рост
эндокринной патологии среди лиц молодого возраста, уровень которой среди
подростков достиг 5,0 на 100 тыс., в том числе сахарного диабета - 0,8, среди
студентов 2,9 на 100 тыс., в том числе сахарного диабета 0,57. Наметилась
тенденция к росту заболеваний гипоталамо - гипофизарной системы, надпочечников,
мужских и женских половых желез. Смертность населения от заболеваний
эндокринной системы в РСФСР возросла до 4,12 (1981 г. - 3,7) от сахарного
диабета до 3,78 от 100 тыс. населения (1981 г. - 2,5).
В связи с этим мероприятия по дальнейшему
развитию и совершенствованию эндокринологической службы, обеспечению полного и
повсеместного удовлетворения потребности населения в высококвалифицированной
медицинской помощи больным с эндокринной патологией приобретают одно из
приоритетных направлений здравоохранения.
За годы XI и XII пятилеток число
эндокринологических кабинетов в поликлиниках возросло на 19,8% и составило
2203, эндокринологических коек - на 23,0% и достигло 11434, в том числе 1120
детских коек.
В 1987-1988 гг. 23 противозобных
диспансера реорганизованы в эндокринологические, созданы два республиканских
центра: эндокринологической терапии (Центральная республиканская больница
Минздрава РСФСР) и хирургии (Московский областной научно - исследовательский
клинический институт им. М.Ф. Владимирского), областной центр радиоиммунной
диагностики эндокринных заболеваний в г. Волгограде.
Охват диспансерным наблюдением больных
сахарным диабетом увеличился с 98,8% в 1981 г. до 99,4% в 1988 г., тиреотоксикозом
- с 91% в 1981 г. до 94,1% в 1988 г.
За этот период почти вдвое возросло число
эндокринологов, прошедших повышение квалификации на центральных и местных базах
усовершенствования врачей. Ростовским научно - исследовательским институтом
акушерства и педиатрии организованы семинары для врачей - педиатров по вопросам
эндокринной патологии у детей.
Весте с тем существующая система оказания
медицинской помощи больным с эндокринной патологией, уровень организаторской
работы на местах по ее совершенствованию, темпы развития не обеспечивают
возрастающие потребности населения РСФСР и требуют серьезной реорганизации
эндокринологической службы и переориентации всего здравоохранения на
профилактику эндокринных заболеваний.
Планирование эндокринологической службы в
большинстве административных территорий без учета социальных, экономических,
демографических факторов, результатов эпидемиологических исследований привело к
непропорциональному ее развитию как в регионах РСФСР, так и в районах
республик, краев и областей.
Увеличение обеспеченности эндокринологами
до 1,9 на 10 тыс. населения при нормативе 2,0 не дало ожидаемых результатов в
улучшении медицинской помощи больным с эндокринной патологией. Основные причины
этого следующие: при высокой распространенности эндокринных заболеваний
профилактика их еще не стала ведущим направлением эндокринологии. Выявление
основных форм эндокринной патологии осуществляется преимущественно по
обращаемости населения в амбулаторно - поликлинические учреждения, где уровень
подготовки терапевтов, педиатров и акушеров - гинекологов по вопросам
эндокринологии недостаточен. Не отработана система преемственности в работе
эндокринологов с терапевтами, педиатрами, акушерами - гинекологами, врачами
других специальностей. Повсеместно в штат эндокринологического кабинета не
введена должность медицинской сестры.
Указанные недостатки в организации
эндокринологической помощи населению на догоспитальном этапе, значительная
перегрузка эндокринологов на амбулаторно - поликлиническом приеме (в среднем
700-800, а в ряде случаев более 1000 диспансерных больных на 1 врача) не
позволяют обеспечить выявление эндокринных заболеваний в ранней стадии,
современное взятие больных на диспансерный учет,
обеспечение их комплексным лечением и динамическим наблюдением. Серьезной
проблемой остается диспансерное наблюдение беременных женщин, страдающих
сахарным диабетом и токсикозом, выявление и лечение больных с заболеваниями
гипоталамо - гипофизарной системы, надпочечников и половых желез.
Значительно отстает от потребности
населения стационарная помощь больным с эндокринными заболеваниями.
Обеспеченность эндокринологическими койками составляет 0,9 на 10 тыс. населения
при нормативе 1,5, а в Пензенской, Пермской, Тульской, Томской областях,
Приморском крае, Дагестанской и Марийской АССР в четыре и более раз ниже
норматива. В целом дефицит эндокринологических коек составляет более 6 тысяч.
При этом эффективность использования коечного
фонда этого профиля крайне низка. В Липецкой области эндокринологическая койка
для взрослых работает только 283 дня в году, в Ленинградской области - 269
дней, в Тамбовской области - 253 дня, в Курганской области - 236 дней (РСФСР -
331). Средняя длительность пребывания больного на койке и ее оборот в
Тамбовской области составляют соответственно 26,7 дня и 9,5 раз, в Томской
области - 22,5 дня и 8,5 раз, в Чувашской АССР - 23,8 дня и 7,4 раз (РСФСР -
21,9 дня и 15,0 раз).
В результате не обеспечивается не только
обязательное стационарное обследование и лечение вновь выявленных больных
сахарным диабетом, но и своевременная госпитализация больных с тяжелыми формами
эндокринной патологии. Из-за низкой подготовки врачей общетерапевтических
отделений по эндокринологии ведение в них эндокринологических больных
осуществляется недостаточно квалифицированно.
Еще более тяжелое положение сложилось в
детской практике, где обеспеченность эндокринологическими койками составляет
всего 0,32 при нормативе 1,3 на 10 тыс. детского населения. При этом койка
используется только 277 дней в году, а в Брянской, Тамбовской областях, Северо
- Осетинской АССР - вдвое меньше. В 29 административных территориях детские
койки этого профиля вообще отсутствуют.
Медленно развивается сеть
эндокринологических хирургических коек, доступность хирургического лечения
обеспечивается в основном только при заболеваниях щитовидной железы и
преимущественно в общехирургических отделениях, не внедряются современные
эффективные методы хирургического лечения больных с эндокринной патологией.
Особенно малодоступна эндокринологическая
помощь взрослому и детскому населению в сельской местности. Из общего числа
врачей - эндокринологов только 18% работают в центральных районных больницах.
Эндокринологические койки имеют всего лишь 4,7 процента этих учреждений, а
число коек в них от общего количества эндокринологических коек составляет 1,1%
(1184 койки из 11434).
Вместе с тем руководители органов
здравоохранения не придают должного значения созданию межрайонных
специализированных эндокринологических отделений, способствующих рациональному
использованию материальных и кадровых ресурсов сельских лечебных учреждений,
повышению качества лечебно - диагностического процесса.
Отсутствие республиканских (АССР),
краевых, областных эндокринологических диспансеров в 53 административных
территориях РСФСР и недостаточная мощность существующих не позволяют
осуществлять в требуемом объеме консультативно - лечебную помощь и
организационно - методическое руководство лечебно - профилактическими
учреждениями по оказанию медицинской помощи больным с эндокринной патологией.
Реорганизация 23 противозобных диспансеров в эндокринологические проведена
формально, без укрепления их материально - технической базы и усиления
кадрового потенциала. В большинстве территорий создание диспансеров не
планируется вообще или только в XIV пятилетке.
Эффективность медицинской помощи
эндокринологическим больным сдерживается также слабым техническим оснащением
лечебных учреждений и лабораторий, недостаточным лекарственным обеспечением
населения. Как правило, в поликлиническом звене определяется только содержание
сахара в крови и моче, а в сельской местности возможности проведения даже этих
анализов ограничены.
Заявки на такие виды отечественных
изделий медицинской техники, как экспресс - анализаторы глюкозы
"Эксан-Г", "Глюкофот", спектрофотометры, индикаторные
полоски "Глюкотест", наборы для экспресс - определения ацетона в моче
"Ацетест" и др., удовлетворяются только на 20-30 процентов. Из-за
отсутствия технических средств не внедряются система самоконтроля среди больных
сахарным диабетом, скрининг - диагностика гипотиреоза и определение полового
хроматина у новорожденных в родильных домах и отделениях.
Крайне недостаточное количество
гормональных и генетических лабораторий, компьютерной и ультразвуковой техники
затрудняет диагностику заболеваний гипоталамо - гипофизарной системы,
надпочечников и половых желез. Эндокринологами мало используются возможности
радиоиммунного определения гормонов в существующих 210 радиоизотопных
лабораториях республики.
За последние годы ухудшилось снабжение
лечебно - профилактических и аптечных учреждений РСФСР отечественным
мерказолилом, тиреоидином, некоторыми видами инсулинов, импортными тиреоидными
гормонами и пероральными сахароснижающими препаратами.
Невозможность проведения современных
методов исследования и лечения эндокринных заболеваний способствует росту
обращаемости этих больных для получения специализированной медицинской помощи в
лечебно - профилактические учреждения Москвы. По данным института
эндокринологии и химии гормонов АМН СССР, ежегодно в институт обращаются более
2 тыс. тяжелобольных сахарным диабетом и другими заболеваниями эндокринной
системы.
В то же время руководители органов и
учреждений здравоохранения не используют возможности расширения объема,
повышения доступности и улучшения качества эндокринологической помощи путем
развития дневных стационаров, хозрасчетных диагностических подразделений,
консультативно - диагностических приемов профессорско - преподавательского
состава медицинских институтов, внедрения бригадных форм организации и оплаты
труда медицинских работников, развития групп здоровья и оздоровительных
кооперативов для проведения профилактических мероприятий среди лиц, страдающих
избыточным весом тела и т. п.
Практически не решены вопросы
реабилитации больных с эндокринной патологией, особенно детей. Имеющееся
количество санаторных пионерских лагерей и смен в них, детских садов для
оздоровления детей, больных сахарным диабетом, значительно отстает от
потребности в этом. Не используются возможности санаториев - профилакториев
промышленных предприятий и ведомств для проведения реабилитационных и
оздоровительных мероприятий при эндокринных заболеваниях взрослых и детей.
Недостаточный ассортимент диетических
продуктов, диабетических кондитерских изделий на основе сахарозаменителей не
позволяет обеспечить рациональное сбалансированное питание больных сахарным
диабетом, что является немаловажным в лечении.
Существенного улучшения требует первичная
и постдипломная подготовка как эндокринологов, так и терапевтов, педиатров,
хирургов и акушеров - гинекологов по вопросам диагностики и лечения эндокринных
заболеваний, диетологии и диабетологии.
Отсутствие в Российской Федерации
головного научно - исследовательского центра (института) затрудняет
осуществление координации и планирования научных работ, в первую очередь
фундаментальных исследований, по наиболее приоритетным направлениям
эндокринологии, внедрение научных достижений в практику здравоохранения. Так,
не получили должного развития исследования по вопросам детской эндокринологии,
эпидемиологии эндокринных заболеваний, их профилактики, разработки методов
ранней диагностики. Нет научно - обоснованных рекомендаций по коренному
совершенствованию управления и планирования эндокринологической службы,
критериями качества и оценки деятельности врачей лечебно - профилактических
учреждений.
Санитарно - просветительная работа среди
населения не обеспечивает приобретение прочных знаний и навыков по профилактике
эндокринных заболеваний, организации рационального питания, особенно детей и
беременных женщин, пропаганде естественного вскармливания детей первых месяцев
жизни.
Не эффективна роль главных эндокринологов
Минздравов РСФСР и АССР, краевых и областных отделов здравоохранения, главных
управлений и управлений здравоохранения в решении актуальных задач
эндокринологической службы, во внедрении новых интенсивных путей развития
эндокринологической помощи населению.
В целях коренного совершенствования
эндокринологической помощи населению РСФСР в соответствии с постановлением
Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 20.06.88 N 764 "О
мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения и укреплению
материально - технической базы здравоохранения" и одноименного
постановления Совета Министров РСФСР от 06.10.88 N 427
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министрам здравоохранения АССР,
заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных
управлений и управлений здравоохранения:
1.1. Создать к концу 1995 г.
республиканские (АССР), областные, краевые, городские эндокринологические
диспансеры или структурные подразделения многопрофильных больниц и поликлиник,
возложив на них функции лечебно - профилактического и организационно -
методического центра по профилактике эндокринных заболеваний, развитию и
совершенствованию эндокринологической помощи взрослому и детскому населению.
Определить их структуру и обеспечить
деятельность в соответствии с положением об эндокринологическом диспансере,
утвержденном приказом Минздрава СССР от 24.02.88 N 140 "О мерах по
дальнейшему развитию эндокринологической помощи населению".
1.2. Завершить в 1990 г. создание
эндокринологических терапевтических отделений во всех республиканских,
областных, краевых и многопрофильных городских больницах за счет
перепрофилирования общетерапевтического и педиатрического коечного фонда.
1.3. К концу 1995 г. создать во всех
административных территориях республиканские (АССР), областные, краевые,
городские, центры эндокринологической хирургии, укомплектовав их
соответствующими высококвалифицированными специалистами.
1.4. Организовать межрайонные
эндокринологические отделения не менее 40-60 коек с утверждением их штатного
расписания с учетом прикрепленного населения, руководствуясь приказом Минздрава
СССР от 10.02.88 N 90 "О расширении прав руководителей учреждений
здравоохранения".
1.5. Продолжить развитие сети дневных
эндокринологических стационаров, предусмотреть введение в больничные учреждения
коек (палат) однодневного пребывания больных с эндокринной патологией, в том
числе детей.
1.6. Оснастить эндокринологические
учреждения, лаборатории необходимой диагностической, лечебной аппаратурой,
лабораторным оборудованием, в том числе средствами для экспресс - методов
определения глюкозы в биологических жидкостях.
1.7. Ввести должности врачей -
эндокринологов в штаты центральных районных больниц в соответствии с
потребностью взрослых больных и детей, с учетом рекомендуемого норматива.
1.8. К концу 1990 г. завершить введение
одной должности медицинской сестры эндокринологического кабинета на одну
должность врача - эндокринолога.
1.9. Обеспечить, в соответствии с
потребностью, подготовку и повышение квалификации терапевтов, педиатров,
хирургов, акушеров - гинекологов, медицинских сестер и фельдшеров по сахарному
диабету и эндемическому зобу на центральных и местных базах усовершенствования.
1.10. Организовать преемственность в
работе эндокринологов с терапевтами, педиатрами, акушерами - гинекологами,
врачами других специальностей по раннему выявлению и комплексному лечению
эндокринных заболеваний.
1.11. Внедрить к концу 1991 г. систему
поэтапного оказания эндокринологической помощи на основе стандартов
оптимального объема диагностики, профилактики, лечения и реабилитации больных с
эндокринной патологией применительно к местным условиям (приложение).
1.12. Разработать и внедрить в практику
мероприятия по эффективному использованию эндокринологического коечного фонда,
имея в виду сократить к 1995 году не менее чем на 10-15% средние сроки
пребывания больных в стационарах.
1.13. Шире использовать консультативно -
диагностические центры для обследования детей и взрослых со сложной эндокринной
патологией.
1.14. При создании хозрасчетных
поликлиник, развитии платных медицинских услуг в бюджетных лечебно -
профилактических учреждениях, клиниках вузов и научно - исследовательских
институтов предусматривать консультативно - диагностические и лечебные приемы
больных с эндокринной патологией.
1.15. Внедрять бригадный метод
организации и оплаты труда медицинских работников эндокринологических
подразделений.
1.16. В целях обеспечения приоритетного
оказания эндокринологической помощи детскому населению:
1.16.1. Определить потребность на
1990-1995 гг. и до 2000 г. в педиатрах - эндокринологах и обеспечить их
подготовку в клинической ординатуре, повышение их квалификации и специализацию
в ГИДУВах и на факультетах усовершенствования врачей медицинских институтов
РСФСР.
1.16.2. Продолжить развитие детских
эндокринологических кабинетов и отделений в соответствии с имеющейся
потребностью.
1.16.3. Организовать диспансерное
наблюдение детей с эндокринной патологией в соответствии с методическими
рекомендациями "Диспансеризация детей с эндокринными заболеваниями".
1.16.4. Создать совместно с органами
народного образования и советами профсоюзов для детей, больных сахарным
диабетом, дошкольные учреждения (группы), лесные школы, санаторные пионерские
лагеря, санатории.
1.16.5. Утвердить главных внештатных
детских эндокринологов министерств здравоохранения АССР, краевых, областных
отделов здравоохранения, главных управлений и управлений здравоохранения.
1.17. Разработать и внедрить
применительно к местным условиям систему реабилитации эндокринологических
больных, в первую очередь детей.
1.18. Способствовать развитию
оздоровительных комплексов на базе лечебно - профилактических учреждений, а
также предприятий различных министерств и ведомств, оздоровительных
кооперативов с организацией в них групп здоровья для лиц с повышенной массой
тела.
1.19. Внести предложения в Советы
Министров АССР, краевые, областные и городские исполкомы Советов народных
депутатов по обеспечению взрослого и детского населения продуктами диетического
питания.
К 01.07.89 представить сведения по
организации и состоянии обеспечения населения продуктами питания и предложения
по его улучшению.
1.20. Обеспечить широкое участие врачей -
эндокринологов в проведении пропаганды медицинских и гигиенических знаний по
профилактике гормональных нарушений среди населения в объеме не менее 4 часов в
месяц.
2. Министрам здравоохранения АССР,
заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных
управлений и управлений здравоохранения, ректорам медицинских институтов
Татарской АССР, Хабаровского края, Кемеровской, Горьковской, Куйбышевской,
Иркутской, Псковской, Рязанской, Свердловской, Смоленской, Ростовской,
Челябинской областей, Ленинграда рассмотреть возможность создания межобластных
эндокринологических центров, в том числе хирургических, и конкретные
предложения с указанием срока организации центра, кандидатуры руководителя
представить в Главное управление лечебно - профилактической помощи Минздрава
РСФСР к 01.07.89.
3. Начальнику Главного управления лечебно
- профилактической помощи т. Стародубову В.И. повысить эффективность
организационно - методического руководства эндокринологической службой со
стороны главного внештатного эндокринолога Минздрава РСФСР т. Маровой Е.И.,
республиканских центров по эндокринологической терапии (т. Щепеткова С.В.) и
хирургии (т. Калинин А.П.).
4. Начальнику Главного управления охраны
здоровья матери и ребенка т. Зелинской Д.И.:
4.1. Совместно со специалистами 2-го Московского
медицинского института им. Пирогова до 01.10.89 подготовить служебное письмо по
организации медицинской помощи детям с эндокринными заболеваниями.
4.2. Активизировать работу главных
внештатных детских эндокринологов Минздрава РСФСР и местных органов
здравоохранения.
4.3. Организовать в 1990 г.
эндокринологическое отделение в Республиканской детской клинической больнице.
5. Начальникам главных управлений научных
учреждений т. Шабалину В.Н., лечебно - профилактической помощи т. Стародубову
В.И., охраны здоровья матери и ребенка т. Зелинской Д. И.:
5.1. Оформить социальный заказ в плане
НИР на 1990 г. на разработку новых лекарственных форм и средств для лечения
больных с эндокринной патологией, методов эпидемиологических исследований
распространенности эндокринологических заболеваний, их профилактики,
диагностики и лечения, организации эндокринологической помощи населению РСФСР.
5.2. Решить вопрос о создании в 1990 г.
научно - исследовательского института эндокринологии Минздрава РСФСР.
6. Начальнику Главного управления учебных
заведений т. Мутовину Г.Р. разработать мероприятия по расширению подготовки
врачей - педиатров, терапевтов, акушеров - гинекологов по разделу
"Эндокринология".
7. Главному врачу Республиканского центра
санитарного просвещения т. Богун Т.Ф. обеспечить издание наглядных и печатных
материалов для населения по профилактике сахарного диабета.
8. Считать утратившим силу приказ
Минздрава РСФСР от 04.10.78 N 558 "О мерах по улучшению организации и
повышению качества медицинской помощи больным с эндокринными заболеваниями в
РСФСР".
9. Контроль за выполнением настоящего
приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения РСФСР т. Ноговицыну
Э.А.
Министр
А.И.ПОТАПОВ