"УТВЕРЖДАЮ"
Заместитель Министра
здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ
3 ноября 2005 г. N 5296-ВС
"УТВЕРЖДАЮ"
Директор Федерального
фонда обязательного
медицинского страхования
А.М.ТАРАНОВ
3 ноября 2005 г. N 5493/40-3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ЗАПОЛНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА
ПО ФОРМЕ N 62 "СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
Методические рекомендации подготовлены:
Советником секретариата Министра Флеком
В.О.;
Заместителем директора Департамента
развития медицинской помощи и курортного дела Какориной Е.П.;
Заместителем начальника отдела
Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Михайловой Л.А.;
Консультантом Департамента развития
медицинской помощи и курортного дела Дмитриевой Е.Д.;
Советником директора Федерального фонда
обязательного медицинского страхования Кравченко Н.А.;
Заместителем начальника управления Федерального
фонда обязательного медицинского страхования Романченко Л.Н.;
Директором организационно-аналитического
управления ГУ НМХЦ им. Н.И.Пирогова Вялковой Г.М.
Лечебно-профилактические учреждения,
независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности,
функционирующие на территории субъекта Российской Федерации и предоставляющие
медицинскую помощь гражданам по территориальной Программе государственных
гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
(далее - Программа), по итогам отчетного года составляют отчет по форме N 62 в
сроки, установленные органом управления здравоохранением субъекта Российской
Федерации (приложение 1 - не приводится).
Орган управления здравоохранением
субъекта Российской Федерации совместно с территориальным фондом ОМС составляет
в целом по территории сводный отчет по лечебно-профилактическим учреждениям
субъекта Российской Федерации и представляет его в Минздравсоцразвития России и
Федеральный фонд ОМС до 1 апреля следующего за отчетным года.
Федеральный фонд ОМС представляет сводный
отчет в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации в
Минздравсоцразвития России до 1 июня следующего за отчетным года.
Федеральные лечебно-профилактические
учреждения представляют отчет по форме N 62 по подчиненности в Федеральное
агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное
медико-биологическое агентство, РАМН и в территориальный фонд ОМС (по
выполненным объемам медицинской помощи и финансирования в рамках территориальной
программы ОМС) по месту расположения лечебно-профилактического учреждения.
Федеральное агентство по здравоохранению
и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство и РАМН
представляют в Минздравсоцразвития России сводные отчеты по форме N 62 по
Российской Федерации в целом до 1 июня следующего за отчетным года.
Минздравсоцразвития России обобщает и
анализирует полученные отчеты и готовит "Доклад о ходе реализации
Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи в 2005 году" для представления в
Правительство Российской Федерации к 1 июля следующего за отчетным года
(приложение 2).
При заполнении отчета соблюдается
следующий порядок:
1. Государственные и муниципальные
лечебно-профилактические учреждения по своей компетенции на основе действующего
статистического и финансового учета заполняют таблицы 1000 "Учреждения
здравоохранения, участвующие в реализации территориальной Программы
государственных гарантий", 2000 "Формирование и выполнение
территориальной Программы государственных гарантий", 3000 "Целевые
программы", 4000 "Платные медицинские услуги и ДМС" и 4001
"Расходы финансовых средств из различных источников финансирования" и
представляют их в 2-х экземплярах по подчиненности органу управления
здравоохранением и территориальному фонду ОМС.
2. Лечебно-профилактические учреждения
федерального подчинения заполняют таблицу 2000 "Формирование и выполнение
территориальной Программы государственных гарантий" и таблицу 2000-Ф
"Виды медицинской помощи, финансируемые из федерального бюджета"
(графы 14, 15, 16, 17 заполняются согласно приказу Минздравсоцразвития России и
РАМН от 06.04.2005 N 259/19 об организации оказания дорогостоящей
(высокотехнологичной) медицинской помощи в учреждениях здравоохранения
федерального подчинения), таблицы 4000 "Платные медицинские услуги и
ДМС" и 4001 "Расходы финансовых средств из различных источников
финансирования".
3. Орган управления здравоохранением
субъекта Российской Федерации совместно с территориальным фондом ОМС сводит
представленные лечебно-профилактическими учреждениями отчеты и заполняют
таблицы: 1000 "Учреждения здравоохранения, участвующие в реализации
территориальной Программы государственных гарантий" в соответствии с
Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений
здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005
N 627; 2000 - "Формирование и выполнение территориальной Программы
государственных гарантий"; 3000 - "Целевые программы"; 4000 -
"Платные медицинские услуги и ДМС"; 4001 - "Расходы финансовых
средств из различных источников финансирования", формирует сводный отчет
по территории и заполняет подтабличные строки 2001, 2002, 5000, 5001, 5002
сводного отчета.
Проверка правильности заполнения отчета
по форме N 62 проводится на основе "Методики проведения контроля по
заполнению отчета по форме N 62" (приложение 3).
ТАБЛИЦА 1000 - "Учреждения
здравоохранения, участвующие в реализации территориальной Программы
государственных гарантий" - заполняется по уровням управления и источникам
финансирования, в соответствии с Единой номенклатурой государственных и
муниципальных учреждений здравоохранения и согласно приложениям к
территориальной Программе государственных гарантий: "Перечень лечебно-профилактических
учреждений, работающих в системе ОМС" и "Перечень
лечебно-профилактических учреждений, финансируемых из бюджета"; при этом
учитываются только лечебно-профилактические учреждения, являющиеся юридическими
лицами.
В данные по строке 13 "Прочие учреждения"
включаются: станции переливания крови, центры крови, дома сестринского ухода,
хосписы, лепрозории, молочная кухня и учреждения здравоохранения особого типа.
В графе 6 указываются
лечебно-профилактические учреждения Федерального агентства по здравоохранению и
социальному развитию и Федерального медико-биологического агентства, в графе 7
- лечебно-профилактические учреждения других министерств и ведомств, в том
числе РАМН, расположенные на территории субъекта Российской Федерации.
ТАБЛИЦА 2000 - "Формирование и
выполнение территориальной Программы госгарантий" заполняется с учетом
формы N 14-Ф "Сведения о поступлении и расходовании денежных средств ОМС
медицинским учреждением" и N 14-Ф (сводная) "Сведения о поступлении и
расходовании денежных средств ОМС медицинскими учреждениями". Сведения о
расходах средств ОМС на территориальную программу ОМС заполняются с учетом
раздела II "Расход средств ОМС" форм N 14-Ф и N 14-Ф (сводная)
(кассовые расходы, графа 3). Сведения о фактических расходах бюджетов представляются
в соответствии с отчетом об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным
средствам (форма N 2) в графах 6, 9, строках 03, 05, 08, 11, 14, 15, 18, 19.
Расчетные и утвержденные объемы
медицинской помощи на уровне лечебно-профилактического учреждения
представляются на основании установленных государственных и муниципальных
годовых заданий, фактически выполненные объемы - на основании учетно-отчетной
документации.
Расчетные и утвержденные объемы
медицинской помощи населению на уровне субъекта Российской Федерации (свод)
представляются на основании постановления главы администрации субъекта
Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации о Программе государственных
гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
на отчетный год и постановлением Правительства Российской Федерации от
06.05.2003 N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по
обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией".
Сведения об объемах медицинской помощи и
финансирования представляются в тысячах с двумя знаками после запятой.
В графах 4-9 по всем строкам указываются
сведения о видах медицинской помощи, оплачиваемой за счет средств бюджетов
субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе при:
- болезнях, передаваемых преимущественно
половым путем;
- туберкулезе;
- синдроме приобретенного иммунодефицита
(СПИД);
- психических расстройствах и
расстройствах поведения;
- наркологических заболеваниях.
В пунктах 3, 4, 5 по соответствующим
строкам объемы медицинской помощи показываются в 2-х измерениях: как по числу
койко-дней, дней лечения, так и по числу выбывших (пролеченных) больных. В
пункте 3 данные представляются по всем стационарным отделениям: больниц,
клиник, специализированных больниц и диспансеров.
В строке 15 "Прочие виды медицинской
помощи" представляются сведения о затратах из бюджетов всех уровней (кроме
федерального бюджета) и ОМС, направленные на финансирование:
1. Медицинской помощи отдельным
категориям граждан субъектов Российской Федерации (предусмотренной законодательством
субъекта Российской Федерации):
- льготного лекарственного обеспечения
(кроме дополнительного лекарственного обеспечения, предусмотренного Федеральным
законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ));
- протезирования (зубного, ушного,
глазного).
2. Медицинской помощи и иных услуг,
оказываемых:
- лепрозориями и трахоматозными
диспансерами;
- центрами по борьбе с синдромом
приобретенного иммунодефицита;
- хосписами;
- больницами (домами) сестринского ухода;
- центрами медицинской профилактики;
- врачебно-физкультурными диспансерами;
- детскими и специализированными
санаториями;
- центрами профессиональной патологии;
- центрами планирования семьи и
репродукции человека.
3. Содержания:
- домов ребенка;
- бюро судебно-медицинской экспертизы;
- бюро патологоанатомической экспертизы;
- бюро судебно-психиатрической
экспертизы;
- медицинских информационно-аналитических
центров (бюро медицинской статистики);
- станций переливания крови;
- отделений санитарной авиации.
В графе 16 в соответствующих строках
представляются сведения о расчетной стоимости территориальной программы ОМС с
учетом всех статей расходов (включая и расходы на содержания
лечебно-профилактических учреждений).
В графах 17 в соответствующих строках
представляются сведения об утвержденных средствах ОМС.
В графе 18 в соответствующих строках
представляются сведения о расходовании средств ОМС лечебно-профилактическими
учреждениями (кассовые расходы на выполнение территориальной программы ОМС).
В графах 11-12 в соответствующих строках
представляются сведения об утвержденных и фактических финансовых расходах
муниципального бюджета, направленных на содержание лечебно-профилактических
учреждений, работающих в системе ОМС.
В графах 14-15 в соответствующих строках
представляются сведения об утвержденных и фактических финансовых расходах
бюджета субъекта Российской Федерации, направленных на содержание
лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе ОМС.
Федеральные лечебно-профилактические
учреждения, работающие в системе ОМС, показывают объемы медицинской помощи,
выполненные в рамках территориальных программ ОМС, и финансовые средства
(кассовые расходы лечебно-профилактических учреждений), направленные на
выполнение этих объемов в графах 17 и 18 по соответствующим строкам видов
медицинской помощи.
В случаях, если средства ОМС были
направлены в лечебно-профилактические учреждения сверх статей расходов,
утвержденных в составе тарифа на медицинские услуги по территориальной Программе
ОМС, их необходимо указать, в зависимости от вида медицинской помощи, в графах
17 и 18, строках 03, 05, 08, 11, 14, 15, 19.
При заполнении таблицы 2000 необходимо
учитывать следующее:
- графы 10, 13 не заполняются
лечебно-профилактическими учреждениями и органами управления здравоохранением;
- в графах 4, 7, 16, 19
лечебно-профилактические учреждения указывают расчетные объемы медицинской
помощи, которые могут быть выполнены данными лечебно-профилактическими
учреждениями в течение года в зависимости от их мощности и в соответствии с
действующими нормативами нагрузки на штатную единицу врача и функции больничной
койки;
- органы управления здравоохранением и
территориальные фонды ОМС при своде отчетных данных лечебно-профилактических
учреждений указывают расчетную потребность в объемах медицинской помощи на
основании нормативов, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации о Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи на отчетный год, и скорректированных с
учетом уровня заболеваемости и демографического состава населения субъекта
Российской Федерации.
Анализ расхождений между сведениями
лечебно-профилактических учреждений, сводом по территории и нормативными
показателями является основанием для проведения реструктуризации сети
лечебно-профилактических учреждений в субъекте Российской Федерации:
- графы 5, 8, 17, 20 отражают
государственные и муниципальные задания лечебно-профилактическим учреждениям,
установленные вышестоящим органом управления здравоохранением;
- при своде отчетных данных
лечебно-профилактических учреждений органы управления здравоохранением и
территориальные фонды ОМС указывают объемы медицинской помощи, утвержденные
Программой (в том числе по программе ОМС);
- в графах 6, 9, 18, 21 отражаются
фактически выполненные объемы медицинской помощи по соответствующим строкам;
- в графах 6, 9, 12, 15, 18, 21 по
соответствующим строкам отражаются кассовые расходы лечебно-профилактических
учреждений на выполнение объемов медицинской помощи.
В случае включения скорой медицинской
помощи в территориальную программу ОМС, данные об объемах медицинской помощи и
финансирования следует показать в строках 01-03, графах 16, 17 и 18.
Затраты на медицинскую помощь,
предоставление которой предусмотрено Программой за счет бюджетов всех уровней,
но включенную в территориальную программу ОМС и оплаченную за счет средств ОМС,
показываются в графах 16, 17, 18 в соответствующих строках (в зависимости от
вида медицинской помощи). Расшифровка их приводится в пояснительной записке.
В строке 19 показывается общая сумма
бюджетных средств и средств ОМС: расчетных, утвержденных (плановых) и
фактически израсходованных на оплату всех видов и объемов медицинской помощи
(сумма строк 03, 05, 08, 11, 14, 15, 16, 17, 18) по соответствующим графам.
В графах 19, 20, 21 показываются
суммарные объемы медицинской помощи и суммарное финансирование из всех
источников - средств бюджетов всех уровней и средств ОМС по соответствующим
строкам.
Данные о финансовых затратах на АУП ТФОМС
и на ведение дела в системе ОМС (в том числе в страховых медицинских
организациях) показываются в строке 16.
В строке 17 представляются сведения о
фактических расходах субъектов Российской Федерации на финансирование
высокотехнологичных видов медицинской помощи, оказанных населению в федеральных
лечебно-профилактических учреждениях, а в строке 18 - в государственных
лечебно-профилактических учреждениях субъекта Российской Федерации.
В подтабличной строке с кодом 2001
представляются сведения о финансовых средствах, утвержденных в бюджетах ТФОМС
на выполнение территориальной программы ОМС.
В подтабличной строке с кодом 2002
представляются сведения о фактически поступивших в ТФОМС финансовых средствах:
всего и в том числе: за счет единого социального налога; других налогов
суммарно (единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности,
единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, единого сельскохозяйственного налога); страховых взносов на
ОМС неработающего населения; прочих поступлений. Данные подтабличной строки
2002 должны соответствовать отчету по форме N 9-Ф (строка 2 графа 3 годовая).
ТАБЛИЦА 2000-Ф - "Виды медицинской
помощи, финансируемые из федерального бюджета" заполняется только
лечебно-профилактическими учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета.
Показываются объемы медицинской помощи и финансирования в единицах по каждому
субъекту Российской Федерации в целом (за исключением объемов медицинской
помощи, выполненных по территориальной программе ОМС и финансовых средств,
направленных на выполнение этих объемов).
В графах 14-17 представляются
высокотехнологичные виды медицинской помощи, причем в графе 14 - утверждаемое
приказом Минздравсоцразвития России и РАМН количество квот (больных) на
соответствующий год, а в графах 15-17 - фактически выполненные объемы
медицинской помощи (по числу пролеченных больных и проведенных ими койко/днях)
и фактические затраты на лечение.
В графе 3 указывается количество
посещений, без учета посещений по ОМС и на платной основе, ДМС, прочих
источников финансирования.
В графе 4 указывается размер средств
федерального бюджета в рублях, направленных на амбулаторно-поликлиническую
помощь, не включая средства ОМС и платные услуги, ДМС и прочие источники
финансирования.
В графе 5 указывается количество выбывших
больных, за исключением выбывших больных по квоте, по ОМС, на платной основе,
ДМС и прочих источников финансирования.
В графе 6 указывается количество
койко-дней, без учета койко-дней по квоте, по ОМС, на платной основе, ДМС и
прочих источников финансирования.
В графе 7 указывается размер средств
федерального бюджета в рублях, направленных на стационарную помощь, за
исключением средства на квоты, средства ОМС и платные услуги, ДМС и прочие
источники финансирования.
В графе 8 указывается количество выбывших
больных (по форме 14-дс), без учета выбывших больных по квоте, по ОМС, на
платной основе, ДМС и прочих источников финансирования.
В графе 9 указывается количество дней
лечения (по форме 14-дс), без учета дней лечения по квоте, по ОМС, на платной
основе, ДМС и прочих источников финансирования.
В графе 10 указывается размер средств
федерального бюджета в рублях, направленных на медицинскую помощь в дневных
стационарах, за исключением средств на квоты, средства ОМС и платные услуги,
ДМС и прочие источники финансирования.
В графе 11 указывается количество
выбывших больных, без учета выбывших больных на платной основе, ДМС и прочих
источников финансирования.
В графе 12 указывается количество
койко-дней, без учета койко-дней на платной основе, ДМС и прочих источников
финансирования.
В графе 13 указывается размер средств
федерального бюджета в рублях, направленных на санаторную помощь, за
исключением средств платных услуг, ДМС и прочие источники финансирования.
В графе 14 указываются данные из приказа
Минздравсоцразвития России и РАМН от 06.04.2005 N 259/19 "Об организации
оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи за счет средств
федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях,
подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию
и Российской Академии медицинских наук".
В графе 15 указывается фактическое
количество пролеченных больных по квоте.
В графе 16 указывается фактическое
количество койко-дней по квоте.
В графе 17 указывается фактическое
финансирование медицинской помощи, оказываемой по квотам.
В графе 18 указывается размер средств
федерального бюджета в рублях, направленных на такие виды медицинской помощи,
которые не относятся ни к одним их вышеперечисленных. По данной графе
необходимо приложить пояснительную записку.
ТАБЛИЦА 3000 - "Целевые
программы" - заполняется органом управления здравоохранением субъекта
Российской Федерации и территориальным фондом ОМС. В таблице указываются
средства бюджетов субъекта Российской Федерации (в том числе муниципальных образований),
средства территориального фонда ОМС и средства федерального бюджета и
Федерального фонда ОМС, утвержденные и фактически израсходованные на реализацию
целевых программ субъекта Российской Федерации и федеральных целевых программ.
В графе 12 представляются сведения о прочих поступлениях, полученных от
благотворительных фондов, отдельных спонсоров и др., что следует расшифровать в
пояснительной записке.
ТАБЛИЦА 4000 - "Платные медицинские
услуги и ДМС" - представляются сведения о планируемых и выполненных объемах
отдельных видов медицинской помощи и ее финансировании за счет средств ДМС,
платных медицинских услуг и прочих источников. Данные необходимо сопоставить с
отчетом об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам
(форма N 4).
ТАБЛИЦА 4001 - "Расходы финансовых
средств из различных источников финансирования" - предоставляются сведения
о различных видах расходов по кассовым расходам лечебно-профилактических
учреждений в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации
(утвержденной приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении
Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской
Федерации"). В графе 3 приведены коды экономических статей в соответствии
с вышеуказанной бюджетной классификацией.
В подтабличной строке с кодом 5000 -
указывается дата утверждения Программы соответствующим постановлением (законом)
и его номер.
В подтабличной строке с кодом 5001
указывается численность постоянного населения субъекта Российской Федерации по
данным Федеральной службы государственной статистики на начало отчетного года:
всего (пункт 1).
В подтабличной строке с кодом 5002 -
число застрахованных граждан по ОМС всего (пункт 1), работающих (пункт 2), в
том числе постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации
(пункт 3), неработающих (пункт 4), в соответствии с отчетной формой N 8
"Сведения о числе граждан, застрахованных по ОМС", утвержденной
приказом ФОМС от 23.03.2005 N 30.
В пояснительной записке к отчету следует
указать корректировку бюджета и Программы за отчетный период.
В специальной строке указывается фамилия,
имя, отчество и телефон исполнителя отчета по субъекту Российской Федерации.
В отчетах лечебно-профилактических
учреждений федерального подчинения на титульном листе четко указывается
юридический адрес и полное наименование учреждения. На последнем листе отчета
указывается фамилия, имя, отчество, телефон исполнителя и электронный адрес.
В отчете (на бумажном носителе)
обязательно должна быть подпись руководителя с расшифровкой ФИО.
Составленный сводный отчет орган
управления здравоохранением субъекта Российской Федерации согласовывает с
территориальным фондом ОМС (подписывается исполнительным директором
территориального фонда ОМС), затем подписывается руководителем органа
управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и направляется в
Минздравсоцразвития России и ФОМС.
Приложение N 2
ДОКЛАД
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В 2004 ГОДУ
Основным механизмом реализации
конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую
помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет
государственных источников финансирования является Программа государственных
гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В целях осуществления мониторинга
реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатной
медицинской помощи Министерством здравоохранения и социального развития
Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского
страхования ежегодно осуществляется сбор и анализ данных субъектов Российской
Федерации по финансово-статистической форме N 62 "Сведения о реализации
Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи". С отчета за 2004 год впервые в
статистическую форму N 62 дополнительно введена таблица 4001, данные из которой
позволяют проанализировать структуру финансовых расходов по кодам бюджетной
классификации с учетом видов медицинской помощи.
При проведении углубленного анализа
сведений о реализации Программы государственных гарантий в 2004 году
применялась методика комплексной экспертной оценки уровня реализации
территориальных программ государственных гарантий, разработанная профессором
В.О.Флеком (2001 г.). Многофакторный анализ показателей позволил распределить
округа и субъекты Российской Федерации на четыре группы - регионы с высоким,
средним, низким и крайне низким уровнем реализации государственных гарантий
медицинской помощи.
Программа государственных гарантий
является основой программно-целевого управления отраслью, а ее показатели
отражают конечный результат деятельности как отдельных учреждений
здравоохранения, так и системы здравоохранения в целом, что необходимо в
условиях бюджетирования, ориентированного на результат.
Уровень реализации территориальной программы
госгарантий отражает не только объемы финансирования медицинской помощи, но и
доступность и качество предоставляемой медицинской помощи гражданам субъекта
Российской Федерации, что, в свою очередь, позволяет оценить эффективность
использования государственных ресурсов в здравоохранении.
1. Анализ
выполнения
территориальных программ государственных гарантий
в субъектах Российской Федерации в 2004 году
В реализации территориальных программ
государственных гарантий в 2004 году приняло участие около 17,1 тыс.
медицинских организаций различных типов и уровней подчинения.
Около половины от общего числа
медицинских организаций составили больничные учреждения, клиники и диспансеры -
46,6%, амбулаторно-поликлинические учреждения - 28,4%, прочие учреждения - 15%,
учреждения охраны материнства и детства - 3,1%, санаторно-курортные учреждения
- 2,9%, учреждения скорой медицинской помощи - 2,1%.
В системе обязательного медицинского
страхования (далее - ОМС) работали 53% медицинских организаций.
Структура медицинских организаций,
принимавших участие в реализации Программы государственных гарантий, по уровню
подчинения такова:
- 12484 муниципальных медицинских
организаций составили 73,2% от общего числа учреждений, причем 5555 (45%) из
них расположены в сельской местности;
- 3514 медицинских организаций субъектов
Российской Федерации составили 20,6%;
- 264 медицинские организации,
подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации составили
1,5%;
- 789 медицинских организаций,
подведомственных другим министерствам и ведомствам составили 4,6%.
Структура медицинских организаций
муниципального уровня представлена следующим образом:
- 5799 больничных учреждений, клиник и
диспансеров - 46,5%, из них 2281 расположены в сельской местности. В системе
ОМС работали 4128 данных учреждений - 71%. Доля больничных учреждений,
расположенных в сельской местности, работающих в системе ОМС, - 63%;
- 3624 амбулаторно-поликлинических
учреждения - 29%, из них 1770 расположены в сельской местности, из них работали
в системе ОМС - 32%;
- 2066 прочих учреждений составили 16,5%,
1450 учреждений расположены в сельской местности;
- 349 учреждений скорой медицинской
помощи составили 2,8%, из них 41 расположены в сельской местности, а 15 -
подчинены субъектам Российской Федерации, в системе ОМС работали 10 учреждений
скорой медицинской помощи;
- 348 учреждений охраны материнства и
детства составили 2,8%, в системе ОМС работали 62,4%;
- 210 санаторно-курортных учреждений
составили 1,7%;
- 88 центров составили 0,7%, из них 43%
работали в системе ОМС.
В субъектах Российской Федерации первое
место среди учреждений, реализующих территориальные программы государственных
гарантий занимают больничные учреждения, клиники и диспансеры - 1555 (из них
53% работали в системе ОМС), на втором месте - амбулаторно-поликлинические
учреждения - 874 (из них 81% работали в системе ОМС), на третьем месте - прочие
учреждения - 449 (из них одно учреждение работало в системе ОМС), на четвертом
месте - санаторно-курортные учреждения - 239 (из них 0,4% работали в системе
ОМС) и на пятом месте - центры - 207 (из них 31% работали в системе ОМС).
В системе ОМС работали в основном
больничные учреждения, клиники и диспансеры - 61%, в то время как
амбулаторно-поликлинические учреждения составили 34% от общего числа
учреждений, работавших в системе ОМС. Все типы медицинских организаций,
расположенных в сельской местности, не в полной мере финансируются из средств
системы ОМС.
Таблица 1
В 2004 году расходы из государственных
источников финансирования составили 479,6 млрд. рублей, что на 23% больше
аналогичного показателя за 2003 год. Расходы на реализацию Программы
государственных гарантий составили 435,2 млрд. рублей, что на 22% больше аналогичного
показателя за 2003 год и составляет 90,7% от всех расходов на систему
здравоохранения.
Следует отметить, что из 45,9 млрд.
рублей федерального бюджета 6,957 млрд. рублей израсходовано на мероприятия по
санитарно-эпидемиологическому надзору, 5,3 млрд. рублей - на реализацию
федеральных целевых программ и 2,1 млрд. рублей - на федеральную адресную
инвестиционную программу.
На финансирование Программы
государственных гарантий в 2004 году израсходовано 31,5 млрд. рублей - 68,6%
средств федерального бюджета. Структура расходов представлена следующим
образом: федеральный бюджет - 7,3% расходов (2003 г. - 7,8%), консолидированные
бюджеты субъектов Российской Федерации - 49,9% всех расходов (2003 г. - 50,2%),
система ОМС - 42,8% (2003 г. - 42%).
Расчетная потребность в финансировании
Программы государственных гарантий в Российской Федерации в 2004 году составила
483,3 млрд. рублей (3352,5 рубля в расчете на 1-го жителя). При сопоставлении
расчетной стоимости Программы государственных гарантий с фактическим ее
финансированием выявлен дефицит, который составил 48,1 млрд. рублей (10%).
Фактический подушевой финансовый показатель составил 3017,9 рубля.
Таблица 2
Фактические подушевые показатели финансирования
системы здравоохранения, в том числе по Программе
государственных гарантий за 2001-2004 гг.
(рублей)
Источники
финансирова-
ния
|
Финансирование
системы
здравоохранения
|
Финансирование
Программы
государственных гарантий
|
2001
г.
|
2002
г.
|
2003
г.
|
2004
г.
|
2001
г.
|
2002
г.
|
2003
г.
|
2004
г.
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1. Федераль-
ный бюджет
|
153,6
|
212,5
|
258,5
|
318,2
|
124,2
|
172,1
|
194,9
|
218,4
|
2. Консоли-
дированные
бюджеты
субъектов
Российской
Федерации
|
966,2
|
1192,7
|
1389,5
|
1677,3
|
898,4
|
1127,4
|
1246,5
|
1506,9
|
3. Средства
системы ОМС
|
641,6
|
926,7
|
1087,0
|
1329,7
|
623,7
|
860,4
|
1043,1
|
1292,6
|
Итого
|
1761,4
|
2331,9
|
2735,0
|
3325,2
|
1646,3
|
2159,9
|
2484,5
|
3017,9
|
Данные таблицы 2 подтверждают увеличение
расходов на финансирование Программы государственных гарантий в 2004 году,
прежде всего за счет системы ОМС.
Затраты консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации на реализацию Программы государственных гарантий
в 2004 году распределились следующим образом.
Фактические расходы муниципальных
бюджетов - 69,8 млрд. рублей (32,1%), бюджетов субъектов Российской Федерации -
81,2 млрд. рублей (37,4%), расходы консолидированных бюджетов Российской
Федерации на содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС -
66,3 млрд. рублей <*> (30,5%).
-----------------------------------
<*> Эти средства израсходованы на
реализацию территориальных программ ОМС.
Фактические поступления средств системы
ОМС составили 191,8 млрд. рублей: за счет поступлений единого социального
налога (ЕСН) - 113,7 млрд. рублей, страховых взносов на ОМС неработающих
граждан - 67,9 млрд. рублей, прочих поступлений - 10,2 млрд. рублей.
Непосредственно на реализацию территориальных программ государственных гарантий
израсходовано 186,4 млрд. рублей, что составило 97,2% поступлений финансовых
средств.
Расчетная стоимость базовой программы ОМС
составляла 273,2 млрд. рублей. Фактически израсходовано 186,4 млрд. рублей
средств ОМС (68,2%). Дефицит финансовых средств, необходимых для реализации
территориальных программ ОМС - 86,8 млрд. рублей (31,8%) почти полностью покрыт
за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации -
66,3 млрд. рублей и составил 20,3 млрд. рублей (7,4% от расчетной стоимости).
В 2004 году привлечено 5,559 млрд. рублей
из средств Пенсионного Фонда на обязательное медицинское страхование
неработающих пенсионеров в 36-ти субъектах Российской Федерации.
Анализ финансовых расходов на медицинскую
помощь по видам в рамках Программы государственных гарантий в динамике за три
года представлен в таблице 3.
Таблица 3
Структура расходов по видам медицинской помощи
в рамках Программы государственных гарантий
за 2001-2004 гг.
(в процентах к итогу)
Виды медицинской
помощи
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1 . Скорая
медицинская
|
5,5
|
6,7
|
6,0
|
6,3
|
2.
Амбулаторно-
поликлиническая
|
29,0
|
30,6
|
31,3
|
30,6
|
3.
Стационарная
|
64,0
|
60,0
|
60,3
|
60,5
|
4. Медицинская
помощь в
дневных стационарах
|
1,5
|
2,7
|
2,4
|
2,6
|
Итого
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Структура расходов в 2004 году
практически не изменилась, незначительно уменьшилось финансирование
амбулаторно-поликлинической помощи - на 0,7% по сравнению с 2003 годом. Кроме
перечисленных в таблице 3 видов медицинской помощи в 2003 году профинансирована
санаторная помощь - 4,29 млрд. рублей и прочие виды медицинской помощи - 52,6
млрд. рублей.
Таблица 4
Нормативы объемов медицинской помощи
в рамках Программы государственных гарантий и
их фактическая реализация
по отчету за 2001-2004 гг.
(на одного жителя в год)
Виды
медицинской
помощи
|
Единица
измерения
|
Норматив
по РФ
|
Фактически
выполнено
|
в 2001
г.
|
в 2002
г.
|
в 2003
г.
|
в 2004
г.
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1. Скорая
медицинская
|
Число
вызовов
|
0,318
|
0,341
|
0,343
|
0,344
|
0,336
|
2. Амбулаторно-
поликлиническая
|
Число
посещений
|
9,198
|
8,646
|
8,772
|
8,712
|
8,685
|
3. Стационарная
|
Число
койко-дней
|
2,812
|
3,297
|
3,228
|
3,149
|
3,100
|
4. Медицинская
помощь в
дневных
стационарах
|
Число дней
лечения
|
0,749
|
0,287
|
0,334
|
0,392
|
0,444
|
Таким образом, исходя из данных
представленной таблицы, следует отметить позитивную тенденцию к сокращению
объемов скорой медицинской помощи с 0,344 вызовов в 2003 году до 0,336 в 2004
году; снижению объемов стационарной медицинской помощи с 3,149 в 2003 году до
3,100 в 2004 году; увеличению объемов медицинской помощи, предоставляемой в
дневных стационарах с 0,392 в 2003 году до 0,444 в 2004 году. Отмечается
тенденция к сокращению объемов амбулаторно-поликлинической помощи с 8,712 в
2003 году до 8,685 в 2004 году (норматив 9,198).
Таблица 5
Подушевое финансирование Программы
государственных
гарантий в 2004 году
(рублей на одного жителя в год)
Виды
медицинской
помощи
|
Расчетный
норматив
по РФ <*>
|
Статформа N
62
|
Фактический
показатель
|
Приведенный
показатель <*>
|
А
|
1
|
3
|
4
|
1 . Скорая
медицинская
|
199,0
|
146,2
|
122,1
|
2.
Амбулаторно-
поликлиническая
|
635,7
|
712,1
|
594,9
|
3.
Стационарная
|
1137,8
|
1407,7
|
1176,0
|
4. Медицинская
помощь
в дневных стационарах
|
109,4
|
61,3
|
51,2
|
5. Итого
|
2380,5
|
2800,4
|
2339,5
|
-----------------------------------
<*> Без учета влияния районных
коэффициентов.
Анализ расходов на единицы объемов
медицинской помощи по видам выявил значительные отклонения фактических
показателей от федеральных расчетных нормативов. По Российской Федерации
расчетный подушевой финансовый норматив составил 2380,5 рубля, фактический показатель
по отчету - 2339,5 рубля (98,3%). Отмечаются низкие подушевые показатели
финансирования скорой медицинской помощи - 122,1 рубля при рекомендуемом
нормативе 199 рублей (61,4%), медицинской помощи, предоставляемой в дневных
стационарах - 51,2 рубля при рекомендуемом нормативе 109,4 рубля (46,8%).
Фактическая стоимость единиц объемов
медицинской помощи в 2004 году увеличилась по всем видам, но не достигла
рекомендуемых федеральных финансовых нормативов (фактическая стоимость вызова
скорой медицинской помощи в 2004 году составила - 435,4 рубля при нормативе
625,7 рубля - 69,6%; фактическая стоимость дня лечения в дневных стационарах в
2004 году составила - 138 рублей при нормативе 146 рублей - 94,5%).
Таблица 6
Оказание амбулаторно-поликлинической помощи
гражданам
Российской Федерации и ее финансирование в рамках
Программы государственных гарантий в 2004 году
(по данным ф. N 62)
Показатели
|
Источники
финансирования
|
Муниципальный
бюджет
|
Бюджеты
субъектов
РФ
|
Средства
ОМС и
бюджетов
субъектов
на ТПОМС
|
Всего
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Число
посещений за
год (млн.)
|
абс.
данные
|
169,6
|
64,1
|
1018,4
|
1252,1
|
%
|
13,6
|
5,1
|
81,3
|
100,0
|
Объемы
финансирования
(млрд. рублей)
|
абс.
данные
|
10,3
|
10,6
|
81,7
|
102,6
|
%
|
10,1
|
10,3
|
79,6
|
100,0
|
Средняя
стоимость
одного посещения
(рублей)
|
60,8
|
165,7
|
80,2
|
82,0
|
В амбулаторно-поликлинических
учреждениях, оказывающих медицинскую помощь населению в рамках территориальных
программ государственных гарантий, число посещений составило 1252,1 млн. В
основном гражданам Российской Федерации медицинская помощь оказывалась в
амбулаторно-поликлинических учреждениях, в рамках территориальных программ ОМС
- 1018,4 млн. посещений (81,3% всех посещений).
На амбулаторно-поликлиническую помощь
израсходовано 102,6 млрд. рублей, из них 87,1 млрд. рублей - это средства ОМС
(79,6% всех средств).
Средняя стоимость одного посещения
составила 82 рубля (в 2003 г. - 68,2 рубля). Одно посещение
амбулаторно-поликлинического учреждения, подчинения субъекту Российской
Федерации стоило 165,7 рубля, а посещение амбулаторно-поликлинического учреждения,
финансируемого из муниципального бюджета - 60,8 рубля.
Таблица 7
Оказание стационарной медицинской помощи
гражданам
Российской Федерации и ее финансирование в рамках
Программы государственных гарантий в 2004 году
(по данным ф. N 62)
Показатели
|
Источники
финансирования
|
Муниципальный
бюджет
|
Бюджеты
субъектов
РФ
|
Средства
ОМС и
бюджетов
субъектов
на ТПОМС
|
Всего
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Число выбывших
больных (млн.)
|
абс.
данные
|
4,9
|
2,2
|
27,3
|
34,4
|
%
|
14,2
|
6,4
|
79,4
|
100,0
|
Объемы
финансирования
(млрд. рублей)
|
абс.
данные
|
17,5
|
37,1
|
148,4
|
203,0
|
%
|
8,6
|
18,3
|
73,1
|
100,0
|
Число койко-
дней за год
(млн.)
|
абс.
данные
|
47,3
|
73,3
|
326,2
|
446,8
|
%
|
10,6
|
16,4
|
73,0
|
100,0
|
Средняя
стоимость
лечения одного
больного (рублей)
|
3564,5
|
16885,8
|
5446,7
|
5907,9
|
Средняя
стоимость
одного койко-дня
(рублей)
|
371,0
|
505,2
|
454,8
|
454,2
|
Средние сроки
лечения
(дней)
|
9,6
|
33,4
|
12,0
|
13,0
|
В стационарах пролечено 34,4 млн.
больных, из них 27,3 млн. больных (79,4% от всех больных) получили медицинскую
помощь в медицинских организациях, в рамках территориальных программ ОМС. На
лечение этих больных израсходовано 203 млрд. рублей, в том числе 148,4 млрд.
рублей из средств ОМС. Это составило в среднем 5097,9 рубля на одного больного.
Самым дорогим было лечение, полученное в медицинских организациях бюджетов
субъектов Российской Федерации 16885,8 рубля в среднем на одного больного.
В стационарах больные провели 446,8 млн.
койко-дней. Средние сроки лечения одного больного в Российской Федерации за
2004 год - 13 дней. Средняя стоимость одного койко-дня составила 454,2 рубля (в
2003 г. - 363,6 рубля).
Таблица 8
Оказание медицинской помощи
в дневных стационарах гражданам Российской
Федерации
и ее финансирование в рамках Программы
государственных гарантий в 2004 году
(по данным ф. N 62)
Показатели
|
Источники
финансирования
|
Муниципальный
бюджет
|
Бюджеты
субъектов
РФ
|
Средства
ОМС и
бюджетов
субъектов
на ТПОМС
|
Всего
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Число выбывших
больных (млн.)
|
абс.
данные
|
0,9
|
0,3
|
4,7
|
5,9
|
%
|
15,3
|
5,1
|
79,6
|
100,0
|
Объемы
финансирования
(млрд. рублей)
|
абс.
данные
|
0,8
|
0,6
|
7,4
|
8,8
|
%
|
9,1
|
6,8
|
84,1
|
100,0
|
Число дней
лечения за год
(млн.)
|
абс.
данные
|
7,0
|
5,1
|
51,9
|
64,0
|
%
|
10,9
|
8,0
|
81,1
|
100,0
|
Средняя
стоимость
лечения одного
больного (рублей)
|
906,9
|
2409,3
|
1559,5
|
1491,3
|
Средняя
стоимость
одного дня лечения
(рублей)
|
121,9
|
119,4
|
142,0
|
138,0
|
Средние сроки
лечения
(дней)
|
7,4
|
20,2
|
11,0
|
10,8
|
В дневных стационарах пролечено 5,9 млн.
больных. Основная часть больных лечилась в дневных стационарах в рамках
территориальных программ ОМС - 4,7 млн. больных (79,6% всех больных). Затраты
на их лечение составили 8,8 млрд. рублей, из них 7,4 млрд. рублей - средства
ОМС (84,1% всех средств). Средняя стоимость одного пролеченного больного
составила 1491,3 рубля, причем лечение больных в дневных стационарах
медицинских организаций, финансируемых из средств муниципальных бюджетов,
обходилось почти вдвое дешевле.
Больные провели 64 млн. дней лечения в
дневных стационарах. Средняя длительность лечения одного больного составила
10,8 дня, причем в муниципальных медицинских организациях этот показатель почти
в три раза ниже, чем в медицинских организациях, подведомственных субъектам
Российской Федерации, - 7,4 дней и 20,2 дней. Средняя стоимость одного дня
лечения в дневном стационаре составила 138 рублей (в 2003 г. - 114,3 рубля).
Таблица 9
Распределение субъектов Российской Федерации
в соответствии с комплексной оценкой уровня
реализации
программ государственных гарантий в 2003-2004 гг.
Группа
|
Соответствие
показателей
нормативам,
%
|
Субъекты
Российской Федерации
|
2003 г.
|
2004 г.
|
количество
|
%
|
количество
|
%
|
А
|
1
|
6
|
8
|
9
|
|
I
|
70-100
|
8
|
9,0
|
15
|
16,9
|
II
|
50-69
|
6
|
6,8
|
12
|
13,5
|
III
|
40-49
|
14
|
15,7
|
35
|
39,3
|
IV
|
менее 40
|
61
|
68,5
|
27
|
30,3
|
Итого
|
-
|
89
|
100,0
|
89
|
100,0
|
По результатам комплексной экспертной
оценки все субъекты Российской Федерации распределены на четыре группы в
зависимости от уровня реализации территориальных программ государственных
гарантий. К первой группе, с высоким уровнем реализации территориальных
программ государственных гарантий, отнесены 15 субъектов, что составило 16,9%
от общего числа субъектов - Самарская, Свердловская, Тюменская, Липецкая,
Ленинградская, Московская области, г. Санкт-Петербург, Ненецкий, Ханты-Мансийский,
Ямало-Ненецкий, Таймырский автономные округа и другие.
Следует особо подчеркнуть, что в 2 раза
уменьшилась доля субъектов Российской Федерации с низким уровнем реализации
территориальных программ государственных гарантий (IV группа территорий), и
если в 2003 году таких субъектов было 61 (68,5%), то в 2004 году - 27 субъектов
(30,3%), что, прежде всего, связано с улучшением финансирования и показателей
объемов медицинской помощи.
К таким территориям относятся:
Архангельская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Мурманская,
Смоленская, Тамбовская и Камчатская области, республики Алтай, Карелия, Тыва и
другие.
Впервые проведен анализ расходов из
различных источников финансирования по видам затрат и видам медицинской помощи,
предоставленной населению Российской Федерации в 2004 году.
Структура совокупных расходов на скорую
медицинскую помощь представлена следующим образом:
1. оплата труда с начислениями - 65,7%;
2. прочие расходы (в т.ч. транспортные
расходы) - 11,8%;
3. капитальные расходы - 8,5%;
4. горюче-смазочные материалы - 6,4%;
5. медикаменты, изделия медицинского
назначения и прочие лечебные расходы - 3,9%;
6. коммунальные расходы - 3,7%.
Оплата труда с начислениями в
государственных источниках финансирования составляет 65,7%, в негосударственных
- 37,9%, прочие расходы - 11,5% и 37,4% соответственно.
Затраты на приобретение медикаментов,
изделий медицинского назначения и прочие лечебные расходы при оказании
населению скорой медицинской помощи за счет государственных финансовых средств
составили 3,9%, и за счет негосударственных - 6,2% всех израсходованных средств
на данный вид медицинской помощи.
Оплата труда с начислениями в структуре
совокупных расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь составила 63,5%, в том
числе за счет государственного финансирования 65,0%, за счет негосударственных
источников финансирования - около 54,0%.
Расходы на медикаменты при оказании
населению амбулаторно-поликлинической помощи из совокупных финансовых средств
составили 14,3%, в том числе за счет государственных источников финансирования
- 14,7%, за счет негосударственных - 11,8%.
Структура расходов на оказание
стационарной медицинской помощи населению из совокупных финансовых средств
представлена следующим образом:
1. оплата труда с начислениями - 51,7%;
2. медикаменты, изделия медицинского
назначения и прочие лечебные расходы - 18,9%;
3. коммунальные расходы - 7,8%;
4. капитальные расходы - 7,0%;
5. прочие расходы - 7,3%.
Структура расходов на оказание
медицинской помощи населению с использованием стационарозамещающих технологий
за счет государственных и негосударственных средств такова:
1. оплата труда с начислениями - 52,9%;
2. приобретение медикаментов, изделий
медицинского назначения и прочие лечебные расходы - 22,7%;
3. коммунальные расходы - 7,8%;
4. капитальные расходы - 4,1%;
5. продукты питания - 3,6%;
6. прочие расходы - 8,9%.
В заключении следует отметить, что в
структуре совокупных расходов на оказание медицинской помощи населению в
Российской Федерации в 2004 году оплата труда с начислениями составила 53,9%,
приобретение медикаментов, изделий медицинского назначения и прочие лечебные
расходы - 17,0%, капитальные расходы - 7,5%, коммунальные расходы - 7,0%,
продукты питания - 4,3%, и прочие расходы - 10,4%.
2. Анализ деятельности
учреждений здравоохранения,
подведомственных Федеральному агентству по
здравоохранению
и социальному развитию Российской Федерации и
РАМН,
по реализации Программы государственных гарантий
медицинской помощи в 2004 году (по форме N 62)
Организационно-аналитическим управлением
Национального медико-хирургического центра им. Н.И.Пирогова по заданию
Министерства здравоохранения и социального развития проведен анализ участия в
реализации Программы государственных гарантий федеральных учреждений
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и Российской
академии медицинских наук.
В реализации Программы государственных
гарантий участвовало 162 федеральных учреждения Федерального агентства по
здравоохранению и социальному развитию, в том числе 59 санаторно-курортных
учреждений. В системе обязательного медицинского страхования на территориях
субъектов Российской Федерации действовало 50 учреждений здравоохранения.
Структура учреждений федерального
подчинения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
представлена 16 амбулаторно-поликлиническими учреждениями (9,9%), 72
больничными учреждениями (44,4%), 10 Центрами (6,2%), 3 учреждениями охраны
материнства и детства (1,9%), 59 санаторно-курортными учреждениями (36,4%), 2
прочими учреждениями (1,2%). В 46 из 88 субъектов Российской Федерации работают
учреждения здравоохранения федерального подчинения, оказывающие медицинскую
помощь в рамках Программы государственных гарантий.
Следует отметить, что наибольшее число
этих учреждений расположены в Центральном Федеральном округе - 49 учреждений
(30,2% от общего числа учреждений федерального подчинения Федерального
агентства по здравоохранению и социальному развитию), в Северо-Западном
Федеральном округе - 32 (19,7%), в Южном Федеральном округе - 41 (25,3%), в
Приволжском Федеральном округе - 19 (11,7%), в Уральском Федеральном округе - 9
(5,6%), в Сибирском Федеральном округе - 14 (8,6%), в Дальневосточном
Федеральном округе - 2 (1,2%).
Общий объем средств, направленный на
финансирование медицинской помощи в федеральных учреждениях Федерального
агентства здравоохранения и социального развития из государственных и
негосударственных источников составил 20926,3 млн. рублей (в расчете на 1
жителя - 145,2 рубля).
Из государственных источников на
финансирование медицинской помощи в федеральных учреждениях Федерального
агентства по здравоохранению и социальному развитию израсходовано 15535,4 млн.
рублей (77% от общего объема финансирования), в том числе средств федерального
бюджета - 13886,3 млн. рублей (90,8%) и средств территориальных фондов ОМС -
1485,2 млн. рублей (9,2%). На санаторную помощь израсходовано 1851,6 млн.
рублей, что составляет 13,5% федерального бюджета.
Всего пролечено в стационарах федеральных
учреждений 14129,3 тыс. человек, в том числе за счет средств ОМС - 13572,0 тыс.
Выполнено всего койко-дней - 80932,3 тыс., в том числе за счет средств ОМС -
71963,0 тыс. По высокотехнологичным видам специализированной медицинской помощи
пролечено 76536 человек при плане 81110 (94,3%). В амбулаторно-поликлинических
учреждениях зарегистрировано 42143,5 тыс. посещений, в том числе за счет
средств ОМС - 13473 тыс. В дневных стационарах пролечено 245,5 тыс. больных, в
том числе за счет системы ОМС - 222,5 тыс., которыми проведено 512,4 дней
лечения, в том числе за счет средств ОМС - 292,5 тыс. В санаториях пролечено
98,1 тыс. человек.
Приоритетной задачей большинства
федеральных учреждений здравоохранения является предоставление гражданам
высокотехнологичных видов специализированной медицинской помощи гражданам
Российской Федерации на основании приказа Министерства здравоохранения и
социального развития и РАМН от 06.04.2005 N 259/19 "Об организации
оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи за счет средств
федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях,
подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному
развитию и Российской академии медицинских наук". Ежегодно субъектам РФ
выделяются квоты для лечения больных в специализированных медицинских
учреждениях, для которых утверждаются соответствующие планы оказания больным
высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи. В 2004 году
выделено 68944 квот в федеральные медицинские организации, подчиненные
Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию. Пролечено
76535 больных, т.е. план перевыполнен на 11%, в основном за счет резерва квот
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Следует отметить, что не все субъекты
активно используют предоставленные Федеральным агентством по здравоохранению и
социальному развитию возможности для эффективного лечения больных. В первую
очередь это относится к Ярославской, Смоленской, Архангельской,
Калининградской, Астраханской, Саратовской, Ульяновской областям, Республике
Карелия, Республике Коми, Республике Марий Эл, Карачаево-Черкесской Республике,
Ненецкому АО, Ставропольскому краю.
Наиболее активно (от 120% до 190% от
плана) квоты использовали: г. Москва, Ленинградская обл., Московская обл.,
Новосибирская обл., г. Санкт-Петербург и др. От 90 до 119% - 20 субъектов
Российской Федерации, от 50 до 89% - 42 субъекта, менее 50% - 18 субъектов.
Субъекты Сибирского и Дальневосточного федеральных округов использовали квоты
крайне неравномерно. Основной причиной является дорогостоящий проезд в
федеральные учреждения, большая часть которых расположена в г. Москве. С учетом
приведенных выше данных следует пересмотреть план квот для субъектов Сибири и
Дальнего Востока, предусмотрев лечение больных в федеральных учреждениях,
расположенных в этих и близлежащих к ним территориях. Необходимо решать вопрос
о финансировании транспортных расходов для доезда больных в федеральные
медицинские организации.
Всего в реализации Программы госгарантий
по оказанию санаторной медицинской помощи из средств федерального бюджета в
2004 году участвовали 59 санаторно-курортных учреждений. В системе
обязательного медицинского страхования ни одно из этих учреждений не работает.
Получили санаторную помощь 98067 человек
на сумму 1839 млн. рублей. Обращает на себя внимание неравномерность в
направлении больных в санатории. Так, в среднем по Российской Федерации
оздоровлено в санаториях 7 человек на 1000 жителей. Значительно выше показатели
в Брянской, Ивановской, Калужской, Калининградской, Ленинградской областях,
Республике Калмыкия, Ненецком АО, Республике Башкортостан, Чеченской
Республике, Республике Алтай, Республике Хакасия, Таймырском АО, Эвенкийском
АО, Корякском АО.
В то же время есть субъекты, где оздоровлено
менее 3-х человек на 1000 жителей (Кировская, Нижегородская, Оренбургская,
Пермская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ямало-Ненецкий АО, а
также почти все субъекты Сибирского и Дальневосточного федеральных округов).
Средства федерального бюджета на эти цели распределены также неравномерно между
субъектами: от 190,5 рублей на 1 жителя в Карачаево-Черкесской республике, 147
рублей на 1 жителя в Республике Алтай, 60 рублей на 1 жителя в Ивановской
области до 1,3 рубля на 1 жителя в Хабаровском и Приморском краях.
В реализации Программы Государственных
гарантий участвовало 43 учреждения Российской академии медицинских наук, в том
числе 19 из них работали в системе ОМС.
Общий объем средств, направленный на
финансирование медицинской помощи в федеральных учреждениях РАМН из
государственных и негосударственных источников составил 6972,2 млн. рублей.
Государственные источники финансирования
составили 6 138,0 млн. рублей (88% общего объема финансирования), в том числе
средства федерального бюджета 5776,5 (95,3%), средства ОМС - 289,5 млн. рублей
(4,7%).
Негосударственные источники
финансирования составили 906,2 млн. рублей или 13% от общего объема
финансирования. Всего пролечено в учреждениях РАМН 153,6 тыс. больных,
зарегистрировано 73,6 тыс. посещений. Высокотехнологичные виды медицинской
помощи предоставлены 33957 больных, что составило 97,4% от плана (34860).
Анализ реализации медицинской помощи в
федеральных учреждениях показал, что в 2004 году в выполнении Программы
государственных гарантий участвовали 205 федеральных медицинский организаций, в
том числе 69 из них работали в системе ОМС. Средства государственных источников
составили 70%, негосударственных источников финансирования - 30%.
В целом федеральные учреждения
здравоохранения выполнили основную задачу в рамках Программы государственных
гарантий - оказание гражданам высокотехнологичных видов медицинской помощи и
специализированной помощи в санаторно-курортных учреждениях. Утвержденные квоты
зачастую используются не полностью, что имеет как объективные, так и
субъективные причины. Объективными причинами, как правило, являются удаленность
субъекта от востребованных федеральных учреждений, недостаточность
финансирования на проезд больного, отсутствие четкого плана-заявки на
предоставление квот, неэффективная работа органов управления здравоохранения по
организации направления больных на обследование и лечение в федеральные
учреждения здравоохранения.
В целях обеспечения доступности и
качества высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской Федерации
Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию следует
создать действенный механизм формирования годовых плановых заданий и регулярной
отчетности федеральных медицинских организаций об их исполнении в соответствии
с Постановлением правительства Российской Федерации N 255 от 6 мая 2003 года.
Выводы и
предложения
1. Анализ финансирования Программы
государственных гарантий в Российской Федерации в 2004 году показал, что на ее
реализацию израсходовано всего 435,2 млрд. рублей из государственных источников
финансирования, что составило 90,7% от всех расходов на систему здравоохранения
в целом (479,6 млрд. рублей).
2. Дефицит финансирования Программы
государственных гарантий в 2004 году в Российской Федерации составил 48,1 млрд.
рублей, что составило 10% от расчетной потребности - 483,3 млрд. рублей.
3. Расчетная стоимость базовой программы
ОМС, как составной части Программы госгарантий, в 2004 году составила 273,2
млрд. рублей. Фактически израсходовано 186,4 млрд. рублей из средств системы
ОМС (68,2% от потребности). Дефицит финансовых средств, необходимых для
реализации территориальных программ ОМС - 86,8 млрд. рублей (31,8%) почти полностью
покрыт за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской
Федерации (66,3 млрд. рублей) и составил 20,3 млрд. рублей (7,4% от
потребности).
4. Отмечается положительная тенденция по
увеличению расходов на скорую медицинскую помощь и медицинскую помощь с
использованием ресурсоемких технологий (дневные стационары). Кроме того,
сокращаются объемы стационарной медицинской помощи с 3,297 койко-дней на одного
жителя в 2001 году до 3,100 койко-дней на одного жителя в 2004 году и скорой
медицинской помощи с 0,344 вызовов на одного жителя в 2003 году до 0,336
вызовов на одного жителя в 2004 году. Увеличиваются объемы стационарозамещающих
технологий с 0,392 дней лечения на одного жителя в 2003 году до 0,444 дней
лечения в 2004 году.
Данные тенденции свидетельствуют об
оптимизации действующей сети медицинских организаций, повышении эффективности
системы здравоохранения в России в целом.
5. По результатам комплексной экспертной
оценки субъекты Российской Федерации распределены на 4 группы по уровню реализации
территориальных программ государственных гарантий в 2004 году:
- к I группе (с высоким уровнем
реализации) отнесено 15 территорий (16,9%);
- к IV группе (с низким уровнем
реализации) отнесено 27 территорий (30,3%).
6. В 2004 году наметилась тенденция к
улучшению показателей реализации территориальных программ госгарантий по видам
и объемам бесплатной медицинской помощи населению.
7. Структура расходов из государственных
источников финансирования медицинской помощи в рамках Программы госгарантий в 2004
году представлена следующим образом:
- оплата труда с начислениями - 54,3%;
- медикаменты, перевязочные средства и
прочие лечебные расходы - 17,3%;
- мягкий инвентарь и обмундирование -
0,7%;
- продукты питания - 4,5%;
- оплата горюче-смазочных материалов -
1,0%;
- оплата коммунальных услуг - 7,2%;
- капитальные вложения - 7,4%;
- прочие расходы - 7,6%.
8. Анализ участия федеральных медицинских
организаций в реализации Программы госгарантий в 2004 году показал, что
выполнена основная задача - оказание гражданам Российской Федерации
высокотехнологичной специализированной медицинской помощи. В перспективе
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию должно
разработать и внедрить действенный механизм формирования и исполнения годовых заданий
по реализации Программы госгарантий федеральными медицинскими организациями, а
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
осуществлять контроль выполнения государственного заказа.
9. Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации совместно с ФОМС подготовило проект Постановления
правительства Российской Федерации о Программе госгарантий на 2006 год и
планирует разработать методические рекомендации по экономическому обоснованию и
формированию территориальных программ госгарантий для органов управления
здравоохранением и территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации.
Приложение N 3
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ОТЧЕТА ПО ФОРМЕ
N 62
"СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕСПЛАТНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
(уровень субъекта Российской Федерации)
I. Внутритабличный
контроль
Таблица 1000
"Учреждения здравоохранения
(юридические лица) на 31.12. отчетного года"
Уровень: всего по субъекту, адм. районам
и городам.
Пояснения: Данные приводятся в абсолютных
данных - единицах.
Данные строки 15 = сумме строк 01, 03,
05, 07, 09, 11, 13 по всем графам.
Данные строки 16 = сумме строк 02, 04, 06,
08, 10, 12, 14 по всем графам.
Данные строки 02 <= данным строки 01
по всем графам.
Данные строки 04 <= данным строки 03
по всем графам.
Данные строки 06 <= данным строки 05
по всем графам.
Данные строки 08 <= данным строки 07
по всем графам.
Данные строки 10 <= данным строки 09
по всем графам.
Данные строки 12 <= данным строки 11
по всем графам.
Данные строки 14 <= данным строки 13
по всем графам.
Данные строки 16 <= данным строки 15
по всем графам.
Данные графы 8 = сумме граф 3, 5, 6, 7 по
всем строкам.
Данные графы 4 <= данным графы 3 по
всем строкам.
Таблица 2000
"Формирование и выполнение
территориальной Программы госгарантий"
Уровень: всего по субъекту, адм. районам
и городам.
Пояснения:
Данные приводятся в тысячах с двумя
десятичными знаками после запятой.
Данные строки 19 = сумме строк 03, 05,
08, 11, 14, 15, 16, 17, 18 по всем графам, кроме граф 10 и 13.
Данные графы 19 = сумме граф 4, 7, 16 по
всем строкам.
Данные графы 20 = сумме граф 5, 8, 11,
14, 17 по всем строкам.
Данные графы 21 = сумме граф 6, 9, 12,
15, 18 по всем строкам.
Подтабличная строка (2002)
Данные приводятся в тысячах рублей с
двумя десятичными знаками после запятой.
Данные строки "Всего" = сумме
строки "единого социального налога", строки "единого налога на
вмененный доход для определенных видов деятельности, единого налога, взимаемого
в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого
сельскохозяйственного налога", "страховых взносов на ОМС
неработающего населения" и строки "прочих поступлений".
Таблица 3000 "Целевые
программы"
Уровень: всего по субъекту, адм. районам
и городам.
Пояснения:
Данные приводятся в тысячах с двумя
десятичными знаками после запятой.
Данные строки 01 = сумме строк 02, 03, 04
по всем графам.
Данные графы 13 = сумме граф 3, 5, 7, 9
по всем строкам.
Данные графы 14 = сумме граф 4, 6, 8, 10,
11, 12 по всем строкам.
Таблица 4000 "Платные медицинские
услуги и ДМС (фактические данные)"
Уровень: всего по субъекту, адм. районам
и городам.
Пояснения:
Данные приводятся в тысячах с двумя
десятичными знаками после запятой.
Данные строки 16 = сумме строк 03, 05,
08, 11, 14, 15 по всем графам.
Данные графы 7 = сумме граф 4, 5, 6 по
всем строкам.
Таблица 4001
"Расходы финансовых средств из
различных источников финансирования"
Уровень: всего по субъекту, адм. районам
и городам.
Пояснения:
Данные приводятся в тысячах с двумя
десятичными знаками после запятой.
Данные строки 01 = сумме строк с 02, 06,
13, 14, 15 по всем графам.
Данные строки 06 = сумме строк с 07 по 12
по всем графам.
Данные строки 15 = сумме строк 16, 20, 21
по всем графам.
Данные строки 16 = сумме строк с 17 по 19
по всем графам.
Данные строки 21 = сумме строк с 22 по 25
по всем графам.
Данные графы 8 = сумме граф 04, 05, 06,
07 по всем строкам.
Данные графы 12 = сумме граф 09, 10, 11
по всем строкам.
Данные графы 13 = сумме граф 08, 12 по
всем строкам.
Данные графы 17 = сумме граф 14, 15, 16
по всем строкам.
Данные графы 18 = сумме граф 13, 17 по
всем строкам.
II. Межтабличный
контроль
Таблица 4001 Данные строки 01 графы 13 =
Таблице 2000 Данным строки 19 - (16 + 17) графы 21.
Таблица 4001 Данные строки 01 графы 12 =
Таблице 2000 Данным строки 19 - (16 + 17) графы 18.
Таблица 4001 Данные строки 01 графы 14 =
Таблице 4000 Данным строки 16 графы 4.
Таблица 4001 Данные строки 01 графы 15 =
Таблице 4000 Данным строки 16 графы 5.
Таблица 4001 Данные строки 01 графы 16 =
Таблице 4000 Данным строки 16 графы 6.
Таблица 4001 Данные строки 01 графы 17 =
Таблице 4000 Данным строки 16 графы 7.
III. Межформенный
контроль
Осуществляется в соответствии с
приложением 2 Приказа МЗ РФ и ФОМС от 13.11.2003 N 542/58 "Об утверждении
ф. N 62".