МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
7 ноября 2005 г.
N 03-03-04/1/340
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
1. Статьями 212 и 213 Трудового кодекса
Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению в
случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение за счет
собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров
(обследований) работников.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1
статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в составе
прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются
расходы на обеспечение нормальных условий труда.
При этом указанные расходы должны
соответствовать положениям пункта 1 статьи 252 Кодекса, согласно которым
расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в
случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
Учитывая
изложенное, затраты на проведение обязательных предварительных (при поступлении
на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских
осмотров (обследований) работников, проводимых в соответствии с действующими
нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития
России или Минздрава России, относятся к прочим расходам, учитываемым при
налогообложении прибыли.
Затраты на возмещение
работникам организации стоимости оплаченных ими за свой счет предварительных
медицинских осмотров при трудоустройстве на работу на основании
представленных ими документов также уменьшают налоговую базу по налогу на
прибыль.
В соответствии с
пунктом 9 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от
налогообложения) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за
исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и
(или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в
находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и
оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей,
оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на
прибыль организаций либо за счет средств Фонда социального страхования
Российской Федерации.
Следовательно, суммы полной или частичной
компенсации стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря, выплачиваемые
работодателями своим работникам за счет средств работодателей, оставшихся в их
распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, не подлежат включению
в налогооблагаемую базу работника для исчисления налога на доходы физических
лиц.
2. В соответствии с пунктом 4 статьи
346.26. Кодекса уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) предусматривает
замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных
от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).
Поскольку доход в виде частичной оплаты
стоимости детских путевок и единовременных вознаграждений работникам не
относится к доходам, полученным от предпринимательской деятельности, облагаемой
ЕНВД, этот доход в соответствии со статьей 224 Кодекса подлежит обложению
налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
Пунктом 1 статьи
236 Кодекса установлено, что для налогоплательщиков, производящих выплаты в
пользу физических лиц, объектом налогообложения единым социальным налогом
признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в
пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом
которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением
вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по
авторским договорам.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 236 Кодекса указанные в пункте 1 статьи 236 Кодекса выплаты и
вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не
признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщика-организации такие
выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль
организации в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26.
Кодекса уплата организациями единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности (далее - ЕНВД) предусматривает замену в числе прочих налогов
и уплату единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим
лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).
Согласно пункту 7
указанной статьи Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с
предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды
предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества,
обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской
деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской
деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в
соответствии с общим режимом налогообложения.
Учитывая
изложенное, в целях налогообложения единым социальным налогом выплат и иных
вознаграждений, начисленных налогоплательщиком в пользу физических лиц по
трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, следует
разграничивать выплаты, производимые в рамках деятельности, переведенной на
уплату ЕНВД, от выплат, производимых от деятельности, не переведенной на уплату
ЕНВД.
Таким образом, выплаты единовременных
вознаграждений, производимых в пользу работников за счет прибыли, полученной от
деятельности, подпадающей под действие общей системы налогообложения, не будут
являться объектом налогообложения ЕСН и страховыми взносами на обязательное
пенсионное страхование на основании пункта 3 статьи 236 Кодекса.
Что касается частичной оплаты стоимости
детских путевок, то в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 237 Кодекса
такая оплата не включается в состав налоговой базы ЕСН, т.к. не является
выплатой в той или иной форме, начисленной по трудовому договору с работником.
Заместитель директора
департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ