МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 ноября 2005 г. N 662
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ,
ПОСТРАДАВШЕГО ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В целях реализации Федерального закона от
21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2004,
N 35, ст. 3607), во исполнение постановления Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 2, ст. 121) и постановления Правительства Российской
Федерации от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст. 2269)
приказываю:
1. Утвердить Положение о функциональной
подсистеме социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций,
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций согласно приложению.
2. Федеральной службе
по труду и занятости (М.А.Топилин), Федеральному агентству по здравоохранению и
социальному развитию (В.А.Прохоров), Фонду социального страхования Российской
Федерации (Г.Н.Карелова), Пенсионному фонду Российской Федерации (Г.Н.Батанов),
Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (М.А.Таранов),
Департаменту трудовых отношений и государственной гражданской службы
(А.Л.Сафонов), Департаменту по вопросам государственной политики в сфере
предоставления социальных услуг населению (А.А.Кригер), Департаменту
развития социального страхования и государственного обеспечения (Ю.В.Воронин),
Департаменту медико-социальных проблем семьи,
материнства и детства (О.В.Шарапова) до 20 декабря 2005 г. представить в
Департамент развития социальной защиты (А.И.Осадчих):
утвержденные планы-графики осуществления
основных мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от
чрезвычайных ситуаций, восстановлению нарушенной вследствие чрезвычайной
ситуации деятельности территориальных органов, учреждений и предприятий,
подведомственных соответствующим федеральной службе,
федеральному агентству, государственному внебюджетному фонду;
перечни должностных лиц, ответственных за
подготовку и осуществление основных мероприятий по социальной защите населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
предложения по составу рабочих групп
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности Минздравсоцразвития России по конкретным вопросам
социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
типовые формы отчетности, представляемой
соответствующим федеральной службе, федеральному агентству, государственному
внебюджетному фонду подведомственными территориальными органами, учреждениями и
предприятиями по организации социальной защиты граждан, пострадавших от
чрезвычайных ситуаций.
3. Департаменту развития социальной
защиты (А.И.Осадчих) до 1 февраля 2006 г. подготовить проект приказа
Минздравсоцразвития России об утверждении:
плана-графика действий
Минздравсоцразвития России по обеспечению социальной защиты населения в
условиях чрезвычайных ситуаций;
состава рабочих групп комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности Минздравсоцразвития России по конкретным вопросам социальной
защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
плана проведения занятий с членами
рабочих групп по организации социальной защиты граждан, пострадавших от
чрезвычайных ситуаций.
4. Координацию мер по обеспечению
функционирования подсистемы и контроль за выполнением
настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и
социального развития Российской Федерации А.Ю.Левицкую.
Министр
М.Ю.ЗУРАБОВ
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
от 8 ноября 2005 г. N 662
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ,
ПОСТРАДАВШЕГО ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет цели,
задачи, организацию управления, состав сил и средств функциональной подсистемы
социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций (далее -
Подсистема), а также порядок их деятельности (далее - основные мероприятия),
осуществляемой в рамках Подсистемы.
2. Настоящее Положение
разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", Указом Президента Российской Федерации от 9 марта
2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст.
945), Указом Президента Российской Федерации от 13
сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности
борьбы с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 38, ст. 3779), постановлениями Правительства Российской Федерации от 30
декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 27 мая 2005 г. N 335 "О
внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от
30 декабря 2003 г. N 794".
3. Подсистема объединяет координационный
орган, органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных
ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения по вопросам
социальной защиты населения, обеспечивает согласованность действий
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по социальной защите
населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.
4. В настоящем Положении употребляются
следующие основные понятия:
чрезвычайная ситуация - обстановка на
определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или
повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей
природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности людей;
предупреждение чрезвычайных ситуаций -
комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально
возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде
и материальных потерь в случае их возникновения;
ликвидация чрезвычайных ситуаций -
аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении
чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья
людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных
потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия
характерных для них опасных факторов;
режим повседневной деятельности -
функционирование Подсистемы при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной
ситуации;
режим повышенной готовности -
функционирование Подсистемы при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации -
функционирование Подсистемы при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации (далее - Министерство) оказывает
методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении проводимых ими дополнительных
мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных
ситуаций.
6. Основными целями Подсистемы являются:
поддержание
необходимой готовности Министерства, подведомственных Министерству федеральных
служб, федеральных агентств, а также государственных внебюджетных фондов,
деятельность которых координирует Министерство (далее - федеральные службы,
федеральные агентства, государственные внебюджетные фонды), их территориальных
органов, подведомственных им организаций (далее - организации) к оперативному осуществлению
мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных
ситуаций, в пределах полномочий, возложенных на них соответствующими
нормативными правовыми актами;
подготовка в случаях, установленных
законодательством Российской Федерации, нормативных правовых актов,
регулирующих осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от
чрезвычайных ситуаций;
координация деятельности органов
управления и сил Подсистемы по обеспечению социальной защиты населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в пределах полномочий, возложенных на
Министерство.
II. СТРУКТУРА
ПОДСИСТЕМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
7. Руководство Подсистемой осуществляется
Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
8. Подсистема действует на федеральном и
региональном уровнях.
9. На федеральном уровне поставленные
перед Подсистемой цели и задачи достигаются и исполняются департаментами
Министерства, федеральными службами, федеральными агентствами, государственными
внебюджетными фондами в соответствии с их компетенцией.
10. На региональном уровне цели и задачи
Подсистемы достигаются и исполняются территориальными органами федеральных
служб и федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов, а также
учреждениями и предприятиями.
11. Координационным органом Подсистемы
является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности Министерства (далее - Комиссия), создаваемая
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30
декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций".
12. Постоянно действующими органами
управления и органами повседневного управления Подсистемы являются:
на федеральном уровне - департаменты
Министерства для решения задач по социальной поддержке населения, пострадавшего
от чрезвычайных ситуаций, а также федеральные службы, федеральные агентства,
государственные внебюджетные фонды в пределах полномочий, возложенных на них по
социальной поддержке населения;
на региональном уровне - территориальные
органы федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных
фондов в пределах полномочий, возложенных на них по социальной поддержке
населения.
13. Управление Подсистемой осуществляется
с использованием ведомственной системы связи.
14. К силам, привлекаемым к реализации
задач Подсистемы, относятся специально подготовленные работники департаментов
Министерства, федеральных служб, федеральных агентств, государственных
внебюджетных фондов, их территориальных органов и организаций.
15. Для выполнения задач социальной
защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, используются резервы
финансовых и материальных ресурсов Министерства, федеральных служб, федеральных
агентств, государственных внебюджетных фондов.
16. Проведение мероприятий по социальной
защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в рамках Подсистемы
осуществляется на основе соответствующих планов действий Министерства, федеральных
служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов.
17. Приказами (распоряжениями)
федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов:
устанавливается порядок исполнения задач
по обеспечению социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайной
ситуации, в пределах полномочий в сфере социальной защиты, предусмотренных
положениями о данных федеральных службах, федеральных агентствах,
государственных внебюджетных фондах;
утверждается план-график осуществления
основных мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от
чрезвычайных ситуаций, восстановлению нарушенной вследствие чрезвычайной
ситуации деятельности территориальных органов и организаций федеральных служб,
федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов (далее -
план-график).
III. ОСНОВНЫЕ
ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ
В РАМКАХ ПОДСИСТЕМЫ
18. Подсистема функционирует в режимах
повседневной деятельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной
ситуации.
19. Основные задачи Подсистемы в режиме
повседневной деятельности:
определение основных
организационно-методических требований по обеспечению готовности департаментов
Министерства, федеральных служб, федеральных агентств, государственных
внебюджетных фондов, их территориальных органов и организаций к
функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций;
подготовка работников Министерства,
федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов,
их территориальных органов и организаций к действиям в условиях чрезвычайных
ситуаций;
оказание организационно-методической
помощи федеральным службам, федеральным агентствам, государственным
внебюджетным фондам, их территориальным органам и организациям в поддержании
постоянной готовности к действиям по социальной защите населения, пострадавшего
от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение в процессе бюджетного
планирования финансовых возможностей для решения на федеральном уровне задач по
социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.
20. Основные мероприятия, проводимые в
рамках функционирования Подсистемы в режиме повседневной деятельности:
подготовка необходимых расчетов для
формирования резерва средств, предназначенных для осуществления социальных
выплат населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций;
подготовка и утверждение плана-графика
действий Министерства по обеспечению социальной защиты населения в условиях
чрезвычайных ситуаций (далее - план-график Министерства);
оказание помощи федеральным службам,
федеральным агентствам, государственным внебюджетным фондам в разработке
планов-графиков первоочередных мероприятий по социальной защите населения на
период чрезвычайных ситуаций;
согласование с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации совместных действий по осуществлению
социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, субъекта
Российской Федерации;
формирование состава рабочих групп
Подсистемы;
проведение занятий и тренировок с
работниками Министерства, федеральных служб, федеральных агентств,
государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов и организаций,
привлекаемыми для решения задач по социальной защите населения, пострадавшего
от чрезвычайных ситуаций, согласно планам-графикам;
проверка обоснованности типовых расчетов
и схем временного размещения населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций,
в стационарных учреждениях социального обслуживания, а также на других
объектах, выделенных для этих целей органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
подготовка типовых проектов нормативных
правовых актов по вопросам социальной защиты населения на период чрезвычайных
ситуаций;
изучение и использование международного
опыта социальной поддержки пострадавших в результате трансграничных
чрезвычайных ситуаций.
21. Основные задачи Подсистемы в режиме
повышенной готовности:
уточнение плана-графика Министерства в
целях обеспечения мер социальной защиты населения в районах прогнозируемой
чрезвычайной ситуации;
сбор и анализ информации о возможных
социальных последствиях для населения в районах прогнозируемой чрезвычайной
ситуации;
уточнение статистических данных о
численности населения, категориях получателей пенсий, социальных пособий,
социальных услуг и услуг по социальному обслуживанию в районах прогнозируемой
чрезвычайной ситуации;
оперативное ориентирование работников
Министерства, федеральных служб, федеральных агентств, государственных
внебюджетных фондов, их территориальных органов и организаций, привлекаемых к
решению задач по социальной защите пострадавшего населения, уточнение
плана-графика их действий в режиме чрезвычайной ситуации;
установление взаимодействия с
координационными структурами заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, создаваемыми для решения задач по социальной защите населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.
22. Основные мероприятия, проводимые в
рамках функционирования Подсистемы в режиме повышенной готовности:
оперативный анализ предкризисной
обстановки в социальной сфере на основании сбора статистических и иных
информационных сведений о социально-экономической обстановке в районах
прогнозируемой чрезвычайной ситуации;
оповещение в установленном порядке членов
рабочих групп Подсистемы и других работников Министерства, федеральных служб,
федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов, их территориальных
органов и организаций, привлекаемых к решению задач по социальной защите
населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
определение состава рабочих групп
Подсистемы для возможного выезда в районы прогнозируемой чрезвычайной ситуации,
предварительная постановка им первоочередных задач;
ориентирование федеральных служб,
федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов на необходимость
повышения их готовности к осуществлению мер по социальной защите населения в
случае возникновения чрезвычайной ситуации;
уточнение системы управления, связи и
взаимодействия между Министерством, федеральными службами, федеральными
агентствами, государственными внебюджетными фондами, их территориальными
органами и организациями по вопросам социальной защиты населения в условиях
прогнозируемой чрезвычайной ситуации;
уточнение необходимых расчетов финансовых
и материальных средств для осуществления возможных
выплат и оказания иной помощи населению, пострадавшему от чрезвычайной
ситуации;
корректировка типовых проектов
нормативных правовых актов и административных решений Министерства, федеральных
служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов с учетом
динамики ухудшения обстановки в районах прогнозируемой чрезвычайной ситуации.
23. Основные задачи Подсистемы в режиме
чрезвычайной ситуации:
восстановление нарушенных
вследствие чрезвычайной ситуации систем пенсионного обеспечения, осуществления
социальных выплат, предоставления социальных услуг и выплат в возмещение вреда,
причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
радиационных аварий и катастроф;
организация выплат единовременной
материальной помощи населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации в
соответствии с законодательством Российской Федерации, принятым в связи с
чрезвычайной ситуацией;
оформление населению, пострадавшему от
чрезвычайной ситуации, документов, необходимых для обеспечения выплат по
обязательному социальному страхованию, в том числе от несчастных случаев на
производстве;
координация мер по восстановлению
нарушенной деятельности учреждений социального обслуживания;
обеспечение деятельности учреждений медико-социальной экспертизы в условиях чрезвычайной
ситуации;
обеспечение граждан, пострадавших от
чрезвычайной ситуации, протезно-ортопедической помощью и техническими
средствами реабилитации, с привлечением, при необходимости, в районах
чрезвычайной ситуации дополнительных сил, средств федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и предприятий
протезно-ортопедической помощи;
осуществление дополнительных мер по
обеспечению оздоровления и реабилитации детей, пострадавших от чрезвычайной
ситуации;
координация мер по осуществлению
социальной и профессиональной реабилитации граждан, пострадавших от
чрезвычайной ситуации, их санаторно-курортного лечения;
подготовка предложений по оформлению и
использованию международной гуманитарной помощи;
координация мер по восстановлению
деятельности федеральных служб, федеральных агентств, государственных
внебюджетных фондов, их территориальных органов и организаций, нарушенной
вследствие чрезвычайной ситуации.
24. Основные мероприятия, проводимые в
рамках функционирования Подсистемы в режиме чрезвычайной ситуации:
сбор и организация работы членов рабочих
групп;
сбор, обобщение, анализ и представление
руководству Министерства информации о гражданах, пострадавших от чрезвычайной
ситуации;
подготовка департаментами Министерства,
федеральными службами, федеральными агентствами, государственными внебюджетными
фондами предложений о характере и объеме восстановления нарушенной при
чрезвычайной ситуации системы социальной защиты населения;
организация исполнения плана-графика
Министерства;
установление взаимодействия Министерства,
федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов с
координационными структурами заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, создаваемыми для решения задач по социальной защите населения,
пострадавшего от чрезвычайной ситуации;
организация сбора, обобщения и анализа
информации о динамике социальных последствий чрезвычайной ситуации, объеме и
эффективности мер, принимаемых по социальной защите населения, пострадавшего от
чрезвычайной ситуации;
направление членов рабочих групп
Подсистемы в районы чрезвычайной ситуации с целью координации действий по
социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации;
проведение расчетов и
финансово-экономических обоснований мероприятий по оказанию материальной помощи
населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций;
подготовка предложений по организации
выплаты материальной помощи населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации,
и осуществлению его социальной реабилитации;
развертывание, при необходимости, в
районах чрезвычайной ситуации дополнительных сил, средств федеральных
учреждений медико-социальной экспертизы и предприятий
протезно-ортопедической помощи;
обеспечение финансирования
санаторно-курортного лечения, оздоровления детей, оказания материальной помощи
населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации, проведения медико-социальной
экспертизы и осуществления протезно-ортопедической помощи нуждающимся
в ней;
подготовка предложений Правительственной
комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи по
вопросам оформления и использования гуманитарных грузов медико-социального
назначения;
подготовка и представление
Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации
и обеспечению пожарной безопасности информации об осуществлении в условиях
чрезвычайной ситуации мероприятий по обеспечению социальной защиты населения,
пострадавшего от чрезвычайной ситуации, организационно-техническое обеспечение
участия Министерства в ее работе.
25. Финансовое обеспечение
функционирования Подсистемы осуществляется за счет средств соответствующих
бюджетов.