УТВЕРЖДАЮ
Начальник
Главного санитарно
эпидемиологического управления
Минздрава СССР
А.ПАВЛОВ
6 января 1970 г. N 835-70
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ДЕЗИНФЕКЦИИ САНИТАРНОГО АВТОТРАНСПОРТА
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая инструкция предназначена для
работников санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических
учреждений.
2. Санитарный автотранспорт, перевозящий
инфекционных больных, считают зараженным вегетативными или споровыми формами
микроорганизмов. Поэтому его обязательно обеззараживают как в летних, так и в
зимних условиях. Кроме того, в особых условиях санитарный транспорт может быть
заражен и снаружи. В этом случае машину обрабатывают целиком (наружные и
внутренние поверхности).
3. Дезинфекцию транспорта проводит
обслуживающий персонал инфекционной больницы (отделения) или дезинфекционная
станция, о чем составляют соответствующий документ.
4. Обеззараживание транспорта проводят в
санитарном шлюзе, при отсутствии последнего - на специально оборудованной
площадке, имеющей сток для смывных вод.
5. Для дезинфекции транспорта применяют
влажно-механический и аэрозольный методы.
II. МЕТОДЫ И
СРЕДСТВА ДЕЗИНФЕКЦИИ ТРАНСПОРТА
А.
Влажно-механический метод
6. Влажно-механический метод дезинфекции
санитарного автотранспорта осуществляют с помощью гидропульта, автомакса и
другой аппаратуры, дающей крупнокапельный распыл дезинфицирующего раствора.
7. Обработку машины начинают с наружной
части двери, затем орошают пол, потолок, носилки, стены и вторично пол.
8. Орошение машины производят из расчета
300 мл/кв. м жидкости, при этом следят за равномерным покрытием дезинфицирующим
раствором всех поверхностей, обращая особое внимание на загрязненные участки
(пол, носилки и т.д.).
Примечание. При наличии в машине
выделений больного их обеззараживают на месте. Если имеется приемник с
выделениями, то его помещают в емкость большего размера и обеззараживают в этой
емкости по режимам, рекомендованным для данного вида инфекции.
9. Во избежание коррозии металлических
частей машины последние после обработки протирают сухой чистой ветошью.
10. В качестве дезинфицирующих средств в
условиях положительных температур применяют хлорсодержащие, фенолпроизводные
препараты, четвертично-аммониевые соединения, перекись водорода с моющими
средствами в концентрациях, в зависимости от вида возбудителя (табл. 1).
11. В условиях отрицательных температур
для дезинфекции транспорта используют горячие растворы дезинфектантов или
дезинфицирующие средства с антифризами (табл. 2).
Примечание. При наличии отстойников на
приспособленных площадках для обеззараживания транспорта применяют горячие
растворы моющих средств или мыльно-содовые растворы с последующим
обеззараживанием смывных вод.
12. В особых случаях для обеспечения
быстрого и поточного процесса обеззараживания машины снаружи и внутри
приспосабливают (без нарушения технологии) городские, стационарные моющие
установки, последовательно подключая в систему мойки дозирующий бак с
дезинфектантом.
Б. Аэрозольный
метод
13. Наиболее щадящим методом
обеззараживания санитарного транспорта является аэрозольный метод, позволяющий
за счет высокодисперсного распыла снизить расход дезинфицирующего раствора при
минимальной затрате труда.
14. В качестве источника аэрозолей могут
быть использованы аэрозольные насадки (форсунка низкого давления, аэрозольная
турбулирующая насадка и др.), а также аэрозольный генератор АГП.
15. При применении малопроизводительных
генераторов для обработки машин их помещают внутрь машины, плотно закрывая
двери и окна.
16. Генераторы с большой
производительностью (АГП) позволяют обеззараживать одновременно несколько
машин, которые устанавливают в относительно герметичное помещение (санитарный
шлюз, гараж, временно приспособленные палатки и т.д.). Для свободного доступа
аэрозолей перед туманопуском открывают двери машин и поднимают капот.
17. В качестве дезинфектантов при
аэрозольном методе используют водные растворы двутретьосновной соли гипохлорита
кальция (ДТС ГК), формальдегида и перекиси водорода (табл. 3).
III. АППАРАТУРА,
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ ТРАНСПОРТА
18. Для обеззараживания транспорта
применяют:
а) Гидропульт ГС-3
1. Производительность при диаметре сопла
2 мм - 1,3 л/мин.
2. Длина струи до 2,5 м.
3. Диаметр капель в зависимости от
расстояния 122-306 микрон.
4. Вес со шлангом - 1,2 кг.
б) Автомакс
1. Производительность при изменении
давления от 1 до 6 атм 600-1400 мл/мин.
2. Длина струи при давлении 1-6 атм 2,7-3,6 м.
3. Диаметр капель при давлении 6 атм и в зависимости от расстояния равен 24,8-356,8 микрон.
4. Вес (сухой) - 8 кг.
в) Пневматическая вихревая аэрозольная
насадка (ПВАН)
1. Производительность 0,2 л/мин. при
давлении 4 атм.
2. Диаметр факела на расстоянии 1 м - 1
м.
3. Длина факела - 8 м.
4. Весовой медианный диаметр капель -
25-30 микрон.
г) Турбулирующая аэрозольная насадка
1. Производительность 0,4 л/мин. при давлении
4 ати.
2. Диаметр факела на расстоянии 1 м - 0,5
м.
3. Длина факела - 6 м.
4. Весовой медианный диаметр капель -
25-30 микрон.
Примечание. По пп. В и Г:
Для питания форсунок сжатым воздухом
используют компрессор производительностью не менее 30 куб. м/час. при рабочем давлении 3-4 ати.
д) Аэрозольный генератор переносной АГП
1. Производительность - 200 л/час.
2. Расход бензина - 15 л/час.
3. Вес (сухой) - 50 кг.
4. Габариты:
а) длина - 1115 мм,
б) ширина - 510 мм,
в) высота - 585 мм.
Таблица 1
РЕЖИМЫ
ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ САНИТАРНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ
Виды микробного
заражения
|
Дезинфектант
|
Концентрация
в весовых %%
|
Экспозиция
в минутах
|
Вегетативные
микроорганизмы
|
Хлорамин
|
1
|
30
|
ДТС ГК
|
0,5
|
30
|
Сульфохлорантин
|
0,1
|
30
|
Хлорбетанафтол
|
0,5
|
30
|
Лизол
|
3,0
|
30
|
Перекись водорода
|
3
|
30
|
Формальдегид
|
3
|
30
|
Спорообразующие
микроорганизмы
|
ДТС ГК
|
10
|
60
|
Перекись водорода
|
6
|
60
|
Таблица 2
РЕЖИМЫ
ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ САНИТАРНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ (0-25 ГРАД.)
┌────────────────┬──────────────────┬──────────────┬─────────────┐
│Виды
микробного │
Дезинфектант │Концентрация │ Экспозиция │
│ заражения │ │в весовых %% │ в минутах │
├────────────────┼──────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Вегетативные │ДТС
ГК с поварен-│ 5
│ 30 │
│микроорганизмы │ной солью │ 15
│ │
│ ├──────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ │Перекись водорода │ 3
│ 30 │
│ │с моющим средством│ 0,5
│ │
├────────────────┼──────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Спорообразующие │ДТС ГК с поварен-│ 10
│ │
│микроорганизмы │ной солью │ 15
│ 30 │
│ ├──────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ │Перекись водорода │ 6
│ │
│ │с моющим средством│ 0,5
│ 30 │
└────────────────┴──────────────────┴──────────────┴─────────────┘
Примечание. Комплекс перекиси водорода с
моющим средством применяют при температуре раствора не ниже 50 град. С.
Таблица 3
РЕЖИМЫ
ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ САНИТАРНОГО ТРАНСПОРТА
АЭРОЗОЛЬНЫМ МЕТОДОМ
┌───────────────┬────────────┬────────────┬─────────────┬────────┐
│ │ │Содержание │ │ │
│ │ │активно-дей-│Норма
расхода│ │
│Виды
микробного│ │ствующего │
рабочего │Экспози-│
│ заражения
│Дезинфектант│вещества в │
раствора, │ция, в │
│ │ │рабочем ра-
│ в мл/куб. м │минутах │
│ │ │створе,в
ве-│ │ │
│ │ │совых %% │ │ │
├───────────────┼────────────┼────────────┼─────────────┼────────┤
│Вегетативные │ДТС
ГК │ 5
│ 100 │
60 │
│микроорганизмы
├────────────┼────────────┼─────────────┼────────┤
│ │Перекись │
6 │ 400
│ 30 │
│ │водорода │ │ │ │
│ ├────────────┼────────────┼─────────────┼────────┤
│ │Формальдегид│ 10
│ 200 │
30 │
│ │ │ 20
│ 100 │
30 │
├───────────────┼────────────┼────────────┼─────────────┼────────┤
│Спорообразующие│Перекись │
10 │ 400
│ 30 │
│микроорганизмы
│водорода │ │ │ │
│ ├────────────┼────────────┼─────────────┼────────┤
│ │Формальдегид│ 20
│ 200 │
30 │
└───────────────┴────────────┴────────────┴─────────────┴────────┘