ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 декабря 2005 г.
N 34
ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА КЛЕЩЕВЫМ ВИРУСНЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ
И МЕРАХ ПО ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, отмечаю, что
эпидемиологическая ситуация по заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом в
Российской Федерации продолжает оставаться напряженной, расширяется ареал
распространения этой инфекции.
За 10 месяцев 2005 года число больных в
Российской Федерации увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2004 года
на 9,7%, зарегистрировано 4430 заболевших, что составляет 3,0 на 100 тысяч
населения. Наиболее высокие уровни заболеваемости зарегистрированы в
Усть-Ордынском Бурятском национальном округе - 39,0, Республике Алтай и Томской
области - 30,0 на 100 тысяч населения. Рост заболеваемости в 2005 году в
Тюменской, Читинской областях, Республике Бурятия составил от 60 до 80%.
Увеличивается число заболевших клещевым вирусным энцефалитом детей и лиц
пенсионного возраста.
Заражение населения происходит не только
при посещении не привитым населением природных биотопов и освоении
садово-огородных участков, но и городских скверов и парков. Ежегодно
увеличивается число обратившихся в лечебно-профилактические учреждения по
поводу укусов клещей. Так, в 2005 г. по данным мониторинга в 19 субъектах
Российской Федерации в лечебно-профилактические учреждения обратились 256,9
тысяч пострадавших против 233,9 тысяч в 2004, из них 54% и 57% соответственно
получили специфическую профилактику иммуноглобулином. Наибольшее
чисто лиц, обратившихся в лечебно-профилактические учреждения зарегистрировано
в Кемеровской, Свердловской, Пермской, Челябинской областях и Красноярском
крае.
Сложившееся неблагополучие по клещевому
вирусному энцефалиту обусловлено низкими объемами охвата населения прививками и
экстренной профилактики иммуноглобулином. В 2004 г. получили вакцинацию и
ревакцинацию 2,02 против 1,97 млн. человек в 2003 г., при этом 68% из них
приходится на Уральский и Сибирский федеральные округа. По
данным мониторинга из числа лиц, покусанных клещами, только 8,8% были привиты,
а в Красноярском крае их число не превышало 1,1%, Новосибирской области - 2%,
Кировской области - 0,2%. В Кемеровской, Иркутской и Кировской областях не
более 11% от числа обратившихся получили экстренную иммунопрофилактику.
Органами управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации не принимаются меры по увеличению охвата
населения профилактическими прививками. В Томской и Ленинградской областях не
охвачено прививками детское население. Финансовые средства,
выделяемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на
приобретение вакцины и противоклещевого иммуноглобулина ограничены, так
в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе в 2005 г. целевая программа
"Вакцинопрофилактика" профинансирована только на 5%. Не привлекаются
средства предприятий и страховых кампаний.
Медленными темпами внедряется метод экспресс-исследования инфицирования клещей для назначения
адекватной специфической профилактики. Не решаются вопросы по организации таких
лабораторий в Вологодской, Костромской областях,
республиках Коми, Татарстан, Тыва, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.
Не налажен учет предприятий, имеющих
профессиональные группы риска по клещевому вирусному энцефалиту. За допуск к
работе лиц, не вакцинированных против клещевого вирусного энцефалита,
Территориальными управлениями Роспотребнадзора в 2005
г. были привлечены к административной ответственности 224 должностных лица. Эти
меры не использовались в Пермской, Новосибирской, Томской и Тюменской областях, республиках Бурятия, Тыва.
Высокий уровень заболеваемости населения
клещевым вирусным энцефалитом является следствием роста активности природных
очагов, восстановления в них численности и вирусофорности
переносчиков в результате сокращения противоклещевых обработок и использования
для проведения барьерных наземных обработок малоэффективных, нестойких во
внешней среде препаратов. В большинстве субъектов Российской Федерации
обработки проводятся только на территориях детских оздоровительных учреждений,
не уделяется должного внимания акарицидным обработкам
животных, территорий садоводческих кооперативов и мест массового отдыха
населения. Ассигнования на приобретение современных акарицидных
препаратов из местных бюджетов выделяются в незначительных объемах.
Не обеспечивается наблюдение за
энтомологической ситуацией в природных очагах в Архангельской, Вологодской,
Ивановской, Костромской, Псковской, Ульяновской областях.
Во многих субъектах
Российской Федерации не уделяется должного внимания наглядной агитации,
выпускаемые тиражи памяток и листовок в текущем году исчислялись единицами в
Иркутской, Новосибирской и Томской областях. Уровень знаний населения о мерах личной профилактики, новых акарицидно-репеллентных средствах,
обеспечивающих защиту от присасывания клещей остается недостаточным. В
целях предупреждения распространения заболеваний клещевым вирусным энцефалитом
на территории Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 30
марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14,
ст. 1650), постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Рассмотреть на межведомственных
совещаниях вопрос об итогах профилактики клещевого вирусного энцефалита в 2005
году и готовности уполномоченных органов к проведению мероприятий по
профилактике клещевого вирусного энцефалитом в 2006 году.
1.2. Внести в действующие программы по
профилактике клещевого вирусного энцефалита, "Вакцинопрофилактика"
коррективы по объемам вакцинации населения против клещевого вирусного
энцефалита с учетом эпидемиологической обстановки.
1.3. Изыскать возможность выделения
дополнительных финансовых средств для закупки вакцины против клещевого
вирусного энцефалита, противоклещевого иммуноглобулина, препаратов для лечения
и диагностики клещевого вирусного энцефалита, а также на открытие лабораторий
по экспресс-диагностике инфицирования клещей вирусом
клещевого энцефалита и кабинетов экстренной профилактики клещевого вирусного
энцефалита лицам, пострадавшим от укусов клещей.
1.4. Просить руководителей органов
муниципальной власти:
1.4.1. Определить объемы и обеспечить
своевременное проведение акарицидных обработок в
зонах высокого риска заражения населения клещевым вирусным энцефалитом - на
территориях летнего оздоровительного отдыха детей и взрослых, парковых зон,
садоводческих кооперативов, а также акарицидных
обработок сельскохозяйственных животных.
1.4.2. Обеспечить закупку акарицидных препаратов, в том числе для обработки
сельскохозяйственных животных.
1.4.3. Неукоснительно выполнять
предписания органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по проведению противоклещевых обработок
территорий парковых зон, мест отдыха, садоводческих кооперативов.
1.5. Оказать поддержку органам управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации и территориальным управлениям Роспотребнадзора в организации активной разъяснительной
работы среди населения о мерах личной профилактики клещевого вирусного
энцефалита в средствах массовой информации, тиражировании информационных
материалов.
2. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям территориальных
управлений Роспотребнадзора:
2.1. Внести в органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации предложение о разработке и принятии
нормативно-правовых актов о проведении вакцинации населения против клещевого
вирусного энцефалита и изыскании ассигнований на закупку вакцины против
клещевого вирусного энцефалита с привлечением средств местных бюджетов,
территориальных фондов обязательного медицинского страхования, страховых
организаций, индивидуальных предпринимателей и иных организаций.
2.2. Откорректировать планы профилактической
иммунизации населения против клещевого вирусного энцефалита, обратив особое
внимание на вакцинацию детей и социально незащищенных слоев населения,
определить потребность в вакцине и обеспечить выполнение планов прививок,
прежде всего, в высокоэндемичных районах.
2.3. Совместно с территориальными
управлениями Роспотребнадзора организовать до начала эпидсезона проведение семинаров со специалистами
лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники, диагностики и
профилактики клещевого вирусного энцефалита.
2.4. Обеспечить лечебно-профилактические
учреждения лекарственными препаратами для лечения больных клещевым вирусным
энцефалитом, диагностическими препаратами и медицинскими иммунобиологическими
препаратами для профилактики клещевого вирусного энцефалита.
2.5. Активизировать работу по
развертыванию кабинетов экстренной профилактики клещевого вирусного энцефалита,
лабораторий для проведения экспресс-исследований
инфицирования клещей в целях своевременного назначения специфической
профилактики, обеспечив их работу в выходные дни.
3. Руководителям территориальных
управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека:
3.1. Усилить государственный
санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением мероприятий, направленных на
профилактику заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом.
3.2. Обеспечить эпизоотологический надзор
за природными очагами клещевого вирусного энцефалита.
3.3. Повысить требовательность к
руководителям организаций и учреждений по обеспечению мероприятий, направленных
на предупреждение заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом.
3.4. При выявлении нарушений санитарного
законодательства, невыполнение предписаний органов Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по организации
и проведению мероприятий, направленных на предупреждение возникновения
заболеваний населения клещевым вирусным энцефалитом шире использовать меры
административного воздействия.
3.5. Активизировать работу по
гигиеническому воспитанию населения, шире пропагандировать в средствах массовой
информации, общеобразовательных учреждениях, местах отдыха населения меры
специфической и неспецифической профилактики клещевого вирусного энцефалита.
4. Руководителю ФГУН
"Научно-исследовательский институт дезинфектологии
Роспотребнадзора" (Шандала М.Г.):
4.1. Принять меры по дальнейшему
совершенствованию и созданию высокоэффективных, экологически безвредных средств
борьбы с клещами-переносчиками в природных очагах клещевого вирусного
энцефалита, а также средств защиты для населения.
4.2. Своевременно информировать
территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека и активизировать работу со средствами
массовой информации о новых методах и средствах неспецифической профилактики
клещевого вирусного энцефалита.
5. Рекомендовать Национальной организации
дезинфекционистов организовать проведение
научно-практических конференций по вопросам профилактики клещевого вирусного
энцефалита для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского,
Уральского и Сибирского федеральных округов.
Г.Г.ОНИЩЕНКО