МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
5 января 1990 г.
N 3
О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ
МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
В соответствии с Приказами Министерства
здравоохранения СССР от 30.07.87 N 921 "Об организации в 1987 году
подготовки кадров по проблеме СПИДа" и от 30.11.87 N 1230 "Об
организации в 1988-1989 гг. подготовки кадров по проблеме СПИДа" в
Российской Федерации развернута работа по обучению медицинского персонала
лечебно-профилактических учреждений.
Разработаны ЦОЛИУВ программы обучения
студентов высших и средних специальных учебных заведений, апробированы
программы обучения и повышения квалификации медицинских работников,
утвержденные Минздравом СССР.
Начато обучение по
проблеме ВИЧ-инфекции в вузах и средних специальных учебных заведениях,
факультетах усовершенствования врачей и повышения квалификации преподавателей.
Проводятся семинары для врачей
практического здравоохранения и средних медицинских работников.
В 1988-1989 гг. в институтах
усовершенствования врачей подготовлены 1742 врача клинического профиля и
врачей-лаборантов. Прошли аттестацию по проблеме ВИЧ-инфекции 365 руководителей
органов и учреждений здравоохранения.
Вместе с тем нарастание ВИЧ-инфекции во
всем мире, появление новых случаев заражения в РСФСР требуют в ближайшее время
существенно повысить качество подготовки по проблеме ВИЧ-инфекции, охватить
учебой всех работников практического здравоохранения.
В целях дальнейшего совершенствования
подготовки кадров по проблеме ВИЧ-инфекции приказываю:
1. Министрам здравоохранения АССР,
заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных
управлений и управлений здравоохранения проводить ежегодную подготовку всех
медицинских лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанными
программами (Приложения 1, 2). Предусмотреть тестовый контроль после окончания
курсов по проблеме ВИЧ-инфекции, а также выборочный контроль знаний в процессе
плановых проверок деятельности лечебно-профилактических учреждений.
2. Ректорам медицинских вузов:
2.1. Предусмотреть в учебных программах
клинических и профильных теоретических дисциплин лекции и практические занятия
по вопросам ВИЧ-инфекции.
2.2. Включить в учебные планы
субординатуры для всех специальностей преподавание ВИЧ-инфекции и болезней,
передающихся половым путем (Приложение 3).
2.3. Обеспечить учебу и повышение
квалификации профессорско-преподавательского состава клинических и профильных
теоретических дисциплин, используя для этого клинические базы вуза, факультеты
повышения квалификации и усовершенствования врачей, кафедру инфекционных
болезней ММСИ им. Н.А. Семашко, ЦОЛИУВ и ГИДУВы.
3. Директорам средних учебных заведений:
3.1. Включить в учебные планы
преподавание ВИЧ-инфекции (Приложение 2).
3.2. Обеспечить учебу и повышение
квалификации преподавателей клинических и профильных дисциплин (Приложение 1).
4. Управлению кадров Минздрава РСФСР (т.
Христюк В.М.) в срок до 01.01.90 подготовить ходатайство в Минздрав СССР о
выделении мест в институтах усовершенствования врачей для подготовки
руководителей здравоохранения административных территорий Российской Федерации
в 1990 году по медицинским и социальным проблемам ВИЧ-инфекции.
5. Главному врачу Республиканского дома
санитарного просвещения (т. Богун Т.Ф.), и.о. начальника Республиканского
учебно-методического кабинета (т. Бакусева В.В.) разработать программу и
методические рекомендации по обучению различных групп населения по проблеме
ВИЧ-инфекции, сексуальному воспитанию в срок до 01.07.90.
6. Руководителю Республиканского центра
по профилактике и борьбе со СПИДом (т. Шаламберидзе Т.Д.) определить и
представить в Минздрав РСФСР к 15.01.90 порядок подготовки специалистов
региональных и территориальных центров, диагностических лабораторий.
7. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возложить на Главное управление учебных
заведений (т. Мутовин Г.Р.) и Управление кадров (т. Христюк В.М.).
Министр
А.И.ПОТАПОВ
Приложение N 1
к Приказу Минздрава РСФСР
от 5 января 1990 г. N 3
ПРОГРАММА
"СПИД И ЕГО ДИАГНОСТИКА" ДЛЯ ВРАЧЕЙ
КЛИНИЧЕСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ПРОФИЛЯ НА ВСЕХ
ЦИКЛАХ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Продолжительность обучения: 6-18 учебных
часов.
Программа "СПИД и его
диагностика" для усовершенствования врачей клинического и лабораторного
профиля разработана сотрудниками кафедры вирусологии ЦОЛИУВ (зав. кафедрой -
профессор А.Г. Букринская).
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
СПИД (синдром приобретенного
иммунодефицита) характеризуется различными клиническими симптомами, и с
проявлениями этой инфекции может встретиться врач любой специальности. Поэтому
общие сведения о СПИДе должны быть известны всем медикам с целью своевременной
диагностики этого опасного заболевания. Быстрое выявление зараженных и больных
будет препятствовать распространению СПИДа на территории нашей страны и способствовать экстренным лечебным и
санитарно-эпидемиологическим мероприятиям. В соответствии с Приказом Минздрава
СССР от 15.11.88 N 81 "О мерах по усилению борьбы с распространением СПИДа
в СССР" предусматривается включить в программу последипломного обучения
врачей раздел "СПИД и его диагностика" в объеме 6-18 учебных часов в
зависимости от контингента слушателей (в счет часов основной учебной
программы).
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
1. Организация работы по диагностике
СПИДа.
1.1. Режим работы с ВИЧ и зараженным
материалом.
1.2. Основные регламентирующие документы,
определяющие работу по профилактике СПИДа.
1.3. Организация
амбулаторно-поликлинической помощи инфицированным и больным пре-СПИДом
и СПИДом.
1.3.1. Организация работы кабинета
инфекционных заболеваний.
1.3.2. Организация работы анонимного
кабинета.
1.3.3. Диспансеризация инфицированных
больных.
1.3.4. Составление отчетной документации.
1.4. Врачебная этика и деонтология при
работе с инфицированными больными.
2. Этиология и патогенез СПИДа.
2.1. Структурная организация вируса
иммунодефицита человека (ВИЧ) и его белки. Серотип вируса (ВИЧ-1 и ВИЧ-2).
2.2. Чувствительность вируса к факторам
внешней среды и методы обеззараживания материала.
2.3. Изменчивость антигенной структуры
вируса.
2.4. Образование провируса в
чувствительных клетках как фатальное событие в патогенезе.
2.5. Причины разрушения иммуноциты и
клеток ЦНС.
3. Иммунологические сдвиги при СПИДе.
3.1. Чувствительность иммуноцитов
Т-клеток и макрофагов к вирусу. Роль СДЧ-рецептора.
3.2. Изменение соотношения лимфоцитов Т4:Т8.
3.3. Динамика накопления вирус-специфических антител в сыворотке инфицированных.
3.4. Иммунопатологические реакции
(образование аутоантител и иммунных комплексов).
4. Клиника СПИДа и СПИД-ассоциированных
болезней.
4.1. Синдром пре-СПИДа.
4.2. Клинические формы СПИДа (легочная,
кишечная, церебральная, диссеминированная).
4.3. Особенности СПИДа у детей.
4.4. Поражение ЦНС при СПИДе.
4.5. Симптомы, свидетельствующие о
высокой вероятности СПИДа.
4.6. Принципы дифференциальной
диагностики.
4.7. СПИД-ассоциированные болезни.
4.7.1. Пневмоцистная пневмония.
4.7.2. Саркома Капоши.
4.7.3. Грибковые и протозойные инфекции.
4.7.4. Вирусные инфекции (герпес,
цитомегаловирусные инфекции).
5. Эпидемиология СПИДа.
5.1. Пути заражения.
5.2. Группы риска.
5.3. Социальные факторы.
5.4. Особенности эпидемиологии на разных
континентах СПИДа в СССР.
6. Лабораторная диагностика.
6.1. Выявление вирус-специфических
антител с помощью ИФА. Возможность ложноположительных реакций.
6.2. Подтверждающие тесты. Иммуноблот.
7. Лечение и профилактика.
7.1. Этиотропные препараты: азидотимидан,
декстран, сульфат и др.
7.2. Иммуномодулирующие препараты.
7.3. Препараты для лечения
оппортунистических инфекций.
7.4. Подходы к созданию вакцины.
7.5. Организация системы санитарного
просвещения.
Приложение N 2
к Приказу Минздрава РСФСР
от 5 января 1990 г. N 3
УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
ЦИКЛА "СПИД, ЕГО ДИАГНОСТИКА И
ПРОФИЛАКТИКА"
ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Продолжительность обучения - 2 недели (78
часов).
Цель обучения на цикле: получение знаний
по проблеме СПИД, ознакомление с методами лабораторной и клинической
диагностики.
┌────┬───────────────────────────────────────────┬────────────────────────┐
│Код
│ Наименование
раздела │ Число учебных часов │
│раз-│ ├────┬────────┬─────┬────┤
│дела│ │лек-│практич.│семи-│все-│
│ │ │ции
│занятия │нары │го │
├────┼───────────────────────────────────────────┼────┼────────┼─────┼────┤
│
1 │ 2 │ 3 │
4 │ 5 │
6 │
├────┼───────────────────────────────────────────┼────┼────────┼─────┼────┤
│
1. │Организация работы по диагностике СПИДа: │
│ │ │
│
│1.1.│Основные
регламентирующие документы, │
- │ - │ 2 │
2 │
│ │определяющие
работу по профилактике СПИДа │ │ │ │
│
│1.2.│Режим
работы с ВИЧ, кровью инфицированных │
- │ - │ 2 │
2 │
│ │ВИЧ, при обследовании доноров и
населения │ │ │ │
│
│ │на инфицирование ВИЧ │ │ │ │
│
│1.3.│Амбулаторно-поликлиническая
помощь │ - │
- │ 1 │
1 │
│ │инфицированным и больным пре-СПИДом и │ │ │ │
│
│ │СПИДом │ │ │ │
│
│1.4.│Диспансеризация
инфицированных лиц │ - │
- │ 1 │
1 │
│1.5.│Работа
анонимного кабинета │ -
│ - │
1 │ 1 │
│1.6.│Режим
больничного отделения с │
- │ - │ 1 │
1 │
│ │госпитализированными больными
СПИДом │ │ │ │
│
│1.7.│Санитарно-гигиенические
требования, │ - │
- │ 1 │
1 │
│ │предъявляемые
к процедурному кабинету и │ │ │ │
│
│ │медперсоналу │ │ │ │
│
│
2. │Возбудитель СПИДа: │ │ │ │
│
│2.1.│История
открытия вируса иммунодефицита │
1 │ - │ - │
1 │
│ │человека I и II типов │ │ │ │
│
│2.2.│Структура
ВИЧ │
1 │ - │ - │
1 │
│2.3.│Вирусные
антигены и их локализация │
2 │ - │ - │
2 │
│ │в вирусной частице │ │ │ │
│
│2.4.│Изменчивость
антигенной структуры вируса │
1 │ - │ - │
1 │
│2.5.│Чувствительность
ВИЧ к факторам внешней │ 1
│ - │
- │ 1 │
│ │среды.
Действие температуры, дезинфектан- │ │ │ │
│
│ │тов. Способы инактивации вируса
и │ │ │ │
│
│ │обеззараживание материала │ │ │ │
│
│2.6.│Выделение
вируса от зараженных и больных │
1 │ - │ - │
1 │
│
3. │Патогенез СПИДа: │ │ │ │
│
│3.1.│Пути
передачи вируса │
2 │ - │ - │
2 │
│3.2.│Чувствительные
к вирусу клетки │
1 │ - │ - │
1 │
│3.3.│Причины
перехода субклинической формы в │
1 │ - │ - │
1 │
│ │клиническую │ │ │ │
│
│3.4.│Причины
гибели лимфоцитов и клеток ЦНС │
1 │ - │ - │
1 │
│3.5.│Летальность
при СПИДе и ее причины │
1 │ - │ - │
1 │
│
4. │Иммунная система: │ │ │ │
│
│4.1.│Изменение
количества и соотношения │
1 │ - │ - │
1 │
│ │Т-лимфоцитов │ │ │ │
│
│4.2.│Вирусоспецифические
антитела и динамика их │ 1 │ - │ - │
1 │
│ │накопления в сыворотке инфицированных │ │ │ │
│
│4.3.│Роль
аутоантител и иммунных комплектов │ │ │ │ │
│
5. │Клиника СПИДа: │ │ │ │
│
│5.1.│Синдром
пре-СПИД │ 1 │
- │ - │
1 │
│5.2.│Лимфоаденопатия
как ранний симптом СПИДа │ 1 │
- │ - │
1 │
│5.3.│Клинические формы СПИДа (легочная, │ 1 │
- │ - │
1 │
│ │кишечная, церебральная,
диссеминированная) │ │ │ │
│
│5.4.│Особенности
СПИДа у детей │
1 │ - │ - │
1 │
│5.5.│Болезни,
ассоциированные со СПИДом │
1 │ - │ - │
1 │
│
6. │Эпидемиология: │ │ │ │
│
│6.1.│Группы
риска │
2 │ - │ - │
2 │
│6.2.│Социальные
факторы │
1 │ - │
- │ 1 │
│6.3.│Особенности
эпидемиологии на разных │ 1 │
- │ - │
1 │
│ │континентах │ │ │ │
│
│6.4.│СПИД
В СССР │
2 │ - │ - │
2 │
│
7. │Лабораторная диагностика: │ │ │ │
│
│7.1.│Выявление
вирусоспецифических антител в │
2 │ 15 │ 5 │
22 │
│ │ИФА. Возможность ложноположительных │ │ │ │
│
│ │реакций │ │ │ │
│
│7.2.│Подтверждающие
тесты. Иммуноблот │
1 │ 2 │ 3 │
6 │
│7.3.│Латеко-агглютинация │ 1 │
- │ - │
1 │
│7.4.│Электронная
микроскопия │
1 │ - │ - │
1 │
│
8. │Лечение: │ │ │ │
│
│8.1.│Этиотропные
препараты (азидотимидин и др.) │ 1
│ - │
1 │ 2 │
│8.2.│Иммуномодулирующие
препараты и препараты │ - │
- │ 2 │
2 │
│ │для лечения оппортунистических
инфекций │ │ │ │
│
│
9. │Профилактика СПИДа: │ │ │ │
│
│9.1.│Обеззараживание
материалов и │ 2 │
- │ 2 │
4 │
│ │инструментария, применяемых
при уходе за │ │ │ │
│
│ │больными, взятии
крови, переливании крови, │ │ │ │
│
│ │парентеральном введении лекарственных │ │ │ │
│
│ │препаратов и т.д. │ │ │ │
│
│9.2.│Использование
одноразовых шприцев, │
- │ - │ 2 │
2 │
│ │обеззараживание шприцев и игл │ │ │ │
│
│9.3.│Система
санитарного просвещения │
- │ - │ 2 │
2 │
├────┼───────────────────────────────────────────┼────┼────────┼─────┼────┤
│ │Итого │
35 │ 17 │ 26
│ 78 │
└────┴───────────────────────────────────────────┴────┴────────┴─────┴────┘
Учебный план и программа цикла
"СПИД, его диагностика и профилактика" для слушателей системы
повышения квалификации средних медицинских работников разработана кафедрой вирусологии Центрального института усовершенствования врачей
Министерства здравоохранения СССР (зав. - член-корреспондент АМН СССР,
профессор А.Г.Букринская).
Приложение N 3
к Приказу Минздрава РСФСР
от 5 января 1990 г. N 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ-СУБОРДИНАТОРАМИ (6-Й КУРС)
"ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ И БОЛЕЗНИ, ПЕРЕДАЮЩИЕСЯ
ПОЛОВЫМ ПУТЕМ"
┌───────┬───────────────────────────────────┬────────────────────┐
│ N │ Тема │ Исполнитель │
│занятия│ │ │
│ │ │ │
├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │
├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 1. │Советское
законодательство по │Кафедра социальной │
│ │борьбе с венерическими │гигиены и советского│
│ │заболеваниями и СПИДом. │права или │
│ │Методики выявления и санации │кожно-венерических │
│ │источников заражения и контактов. │заболеваний │
│ │Инструктивно-методическая │ │
│ │документация в настоящее
время │ │
│ │(для всех факультетов) │ │
│
2-3. │Клиника и диагностика
заразного и │Кафедра │
│
│раннего скрытого
сифилиса │кожно-венерических │
│ │(для всех факультетов) │заболеваний │
│ 4. │Ранний врожденный сифилис (для
│Кафедра │
│ │педиатров и акушеров-гинекологов). │кожно-венерических │
│ │Висцеральный, нейросифилис,
сифилис│заболеваний │
│ │костей и
суставов (для хирургов, │ │
│ │терапевтов) │ │
│ 5. │Гонорея
мужчин и женщин, детей: │Кафедра │
│ │клиника, течение, диагностика
и │кожно-венерических │
│ │лечение (для всех
факультетов) │заболеваний │
│
│
│ Другие инфекции, передаваемые половым
путем │
│
│
│
6-7. │Мочеполовой хламидиоз │Кафедра │
│ │(урогенитальные,
суставные, глазные│кожно-венерических
│
│ │и висцеральные осложнения у │заболеваний │
│ │взрослых и детей). │ │
│ │Связь хламидиоза с
поражением │ │
│ │внутренних органов женщин и │ │
│ │бесплодием │ │
│ │(для акушеров-гинекологов). │ │
│ │Трихомониаз, кандидоз,
гарднереллез│ │
│ │Особенности поражения у
беременных.│ │
│ │Своевременные методы диагностики
и │ │
│ │профилактики (для всех
факультетов)│ │
│ │Микоплазменные, герпетические
и │ │
│ │цитомегаловирусные инфекции половых│ │
│ │органов. Заболевания,
вызываемые │ │
│ │вирусом человеческих
папиллом │ │
│ │(для всех факультетов) │ │
│ │
│ ВИЧ-инфекции │
│
│
│ 8. │ВИЧ-инфекция │Кафедра │
│ │(эпидемиология,
патогенез, │эпидемиологии
и │
│ │лабораторная диагностика) │инфекционных │
│ │ │болезней │
│ 9. │Клиническое
проявление ВИЧ-инфекции│Кафедра │
│ │и
ассоциированных с ней заболеваний│эпидемиологии и │
│ │(для всех факультетов) │инфекционных │
│ │ │болезней │
│ 10. │Кожные
проявления и поражение │Кафедра │
│ │слизистой при ВИЧ-инфекции │кожно-венерических │
│ │(для всех факультетов) │заболеваний │
│ 11. │Противоэпидемические
мероприятия в │Кафедра │
│ │лечебно-профилактических │эпидемиологии и │
│ │учреждениях,
сфере обслуживания, │инфекционных │
│ │местах
проживания больных, │болезней │
│ │санитарно-гигиенический
режим │ │
│ │больного ВИЧ-инфекцией. │ │
│ │Профилактика СПИДа среди │ │
│ │медицинского персонала.
Организация│ │
│ │обслуживания больных с ВИЧ- │ │
│ │инфекцией (для всех
факультетов). │ │
│ │Вопросы этики и дерматологии │ │
│ 12. │Дифференцированный
зачет │Кафедра │
│ │(для всех факультетов) │эпидемиологии и │
│ │ │инфекционных, │
│ │ │кожно-венерических │
│ │ │болезней │
└───────┴───────────────────────────────────┴────────────────────┘