ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2006 г.
N КАС05-630
Кассационная коллегия Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Меркулова В.П.,
с участием прокурора Масаловой
Л.Ф.
рассмотрела в
открытом судебном заседании от 26 января 2006 года гражданское дело по
заявлению К. о признании частично недействующими пунктов 20, 22 Временных
критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в
результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации
от 18 июля 2001 года N 56, в редакции Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 мая 2005 года N 329,
по кассационной жалобе К. на решение
Верховного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2005 года, которым заявленное
требование было оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда
Российской Федерации А.И. Федина, объяснения представителя Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации Решетниковой
С.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой
Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Постановлением Министерства труда и
социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 года N 56,
зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 августа 2001
года N 2876, были утверждены Временные критерии определения степени утраты
профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний (далее - Временные критерии).
Пунктом 20 Временных критериев
предусмотрено, что в случаях, когда в результате несчастного случая на
производстве или профессионального заболевания при значительно выраженных
нарушениях функций организма у пострадавшего наступила полная утрата
способности к профессиональной деятельности, в том числе в специально созданных
производственных или иных условиях труда, устанавливаются 100 процентов утраты
профессиональной трудоспособности.
Согласно абзацу 1 пункта 22 Временных
критериев в случае, когда пострадавший вследствие выраженных нарушений функций
организма может выполнять профессиональный труд (работу) лишь в специально
созданных производственных условиях, степень утраты профессиональной
трудоспособности устанавливается от 70 до 90 процентов.
К. оспорил пункт 20
в части слов "значительно выраженных" и пункт 22 Временных критериев
в части слов "выраженных", ссылаясь на то, указанные обозначения
противоречат содержащемуся в статье 3 Федерального закона "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний" понятию "степень утраты профессиональной
трудоспособности" и нарушают предусмотренное Конституцией Российской
Федерации право заявителя на социальное обеспечение в случае инвалидности.
Верховный Суд РФ 9 ноября 2005 года вынес
вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе К. просит решение
суда отменить, ссылаясь на неверное толкование судом норм материального права,
и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
Обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований
для ее удовлетворения.
В соответствии с абзацем 18 статьи 3
Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний" под степенью утраты профессиональной трудоспособности
понимается выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного
осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 11
названного Федерального закона порядок установления степени утраты
профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством
Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 октября 2000 года N 789 утверждены Правила установления степени
утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил
определено, что степень утраты профессиональной трудоспособности
устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя
из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность
вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания,
в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной
трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социального развития
Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской
Федерации и Фондом социального страхования Российской
Федерации.
При таких данных суд первой инстанции
пришел к обоснованному выводу о том, что Временные критерии приняты
компетентным федеральным органом исполнительной власти.
Правилами
определены условия установления степени утраты профессиональной
трудоспособности: вследствие резко выраженного нарушения функций организма устанавливается
степень утраты профессиональной трудоспособности 100 процентов (пункт 14),
вследствие выраженного нарушения функций организма - от 70 до 90 процентов
(пункт 15), вследствие умеренного нарушения функций организма - от 40 до 60
процентов (пункт 16), вследствие незначительного нарушения функций организма -
от 10 до 30 процентов (пункт 17).
Отказывая в удовлетворении заявленного
требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что определение
степени утраты профессиональной трудоспособности с учетом выраженности
нарушений функций организма установлено Правилами, а пункты 20 и 22 Временных
критериев, которые в части оспорил заявитель, воспроизводят положения Правил
(пункты 14 и 15 соответственно). При этом Правила, утвержденные Постановлением
Правительства РФ, по отношению к оспоренным в части Временным критериям
являются нормативно-правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Суд также правильно
указал на то, что употребление в пункте 20 Временных критериев словосочетания
"значительно выраженных нарушениях функций организма" вместо
используемого в пункте 14 Правил словосочетания "резко выраженного
нарушения функций организма", не свидетельствует о незаконности Временных
критериев в оспариваемой части, поскольку оно не искажает смысл нормы,
закрепленной в Правилах.
Ссылка К. о несоответствии оспариваемых
предписаний Временных критериев абзацу 13 статьи 3 Федерального закона "Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" несостоятельна, поскольку данная норма не
устанавливает критерии, позволяющие определить степень утраты потерпевшим
профессиональной трудоспособности.
Довод в кассационной жалобе о том, что
степень утраты застрахованным профессиональной
трудоспособности должна определяться в зависимости от его способности выполнять
профессиональную деятельность, не свидетельствует о незаконности оспоренных
норм, которые как раз и призваны (в рассматриваемом вопросе) определить такие
способности.
Вывод суда о законности в оспариваемой
части нормативного правового акта сделан судом исходя из компетенции
правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм на
основе надлежащего анализа норм Федерального закона.
Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского
процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской
Федерации от 9 ноября 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу
К. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
В.П.МЕРКУЛОВ