МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
8 февраля 1990 г.
N 57
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛИНЕЙНЫХ НОРМ РАСХОДА
ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
В соответствии с указанием Госплана СССР
от 6 января 1989 года N КМ-2/4-9 Минавтотранс РСФСР
разработал взамен линейных норм, утвержденных постановлением Госплана СССР от
17.06.83 N 171, "Линейные нормы расхода топлива для автомобильного
транспорта" от 28.03.89 N ВЕ-14/385.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить "Линейные нормы расхода
топлива для автомобильного транспорта", разработанные Минавтотрансом
РСФСР от 28.03.89 N ВЕ-14/385 согласно приложениям 1-3.
2. Министрам здравоохранения союзных
республик, начальникам главных управлений, управлений Президенту Академии
медицинских наук СССР, руководителям организаций, учреждений и предприятий
союзного подчинения:
2.1. Ввести в действие с 1 апреля 1990
года линейные нормы расхода топлива для автомобильного транспорта.
2.2. При определении потребности в жидком
топливе строго руководствоваться утвержденными линейными нормами расхода
топлива для автомобильного транспорта.
2.3. Признать утратившими силу с 01.04.90
приказ Министерства здравоохранения СССР от 30.06.83 N 781 "Об утверждении
линейных норм расхода топлива для автомобильного транспорта".
3. Разрешаю размножить настоящий приказ с
приложениями в необходимом количестве.
Министр здравоохранения СССР
Е.И.ЧАЗОВ
Приложение N 1
к приказу Минздрава СССР
от 8 февраля 1990 г. N 57
ЛИНЕЙНЫЕ НОРМЫ
РАСХОДА
АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА, ДИЗЕЛЬНОГО
ТОПЛИВА И СЖИЖЕННОГО ГАЗА НА 100 КМ
ПРОБЕГА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
(литров)
Марка и модель
автомобиля
|
Количество
|
Грузовые
автомобили
|
Бортовые:
|
"Москвич-432;
433; 434; 2733; 2734"
|
10
|
ИЖ-2715; 27151;
2715-01; 27151-01
|
11
|
ЕрАЗ-762; 762А;
762Б; 762В; 3730; 37305
|
14
|
УАЗ-451; 451Д;
451ДМ; 451М
|
14
|
УАЗ-450; 450Д;
452; 452Д; 452ДМ; 3303-01; 3741-01
|
16
|
ГАЗ-51; 51А; 51В;
51Н; 51Р; 51С; 51Т; 51У; 51Ю
|
21,5
|
ГАЗ-52; 52А;
52-03; 52-04; 52-05; 52-54; 52-74; 53Ф
|
22
|
ГАЗ-53; 53А;
53-50; 53-70
|
25
|
ГАЗ-53-12
|
24,5
|
ГАЗ-63; 63А
|
26
|
ГАЗ-66; 66А;
66АЭ; 66Э; 66-01; 66-02; 66-04; 66-05
|
28
|
ЗИЛ-130; 130-А1;
130Г; 130ГУ; 130С; 130-76; 130Г-76;
130ГУ-76; 130С-76; 130-80; 130Г-80; 130ГУ-80;
431410; 431411; 431416; 431417; 431450; 431510;
431516; 431917;
|
31
|
ЗИЛ-131;
131А
|
41
|
ЗИЛ-133Г; 133Г1;
133Г2; 133ГУ
|
38
|
ЗИС-150; ЗИЛ-164;
164А; 164АД; 164АР; 164Р
|
31
|
ЗИЛ-151; 151А;
157; 157Г; 157К; 157КГ; 157КЭ; 157КЮ;
157Ю; 157Э; 157КД
|
39
|
"Урал-355;
355М; 355МС"
|
30
|
"Урал-375;
375Д; 375К; 375Н; 375Т; 375Ю;"
|
50
|
"Урал-377;
377Н;"
|
44
|
ЗИЛ-133ГЯ;
|
25
|
"Урал-4320"
|
32
|
МАЗ-200; 200Г;
200Д; 200П
|
27,5
|
МАЗ-500; 500А;
500АС; 500АТ; 500В; 5334
|
23
|
МАЗ-5335;5335-01;
5337; 53371
|
23
|
МАЗ-53352
|
24
|
МАЗ-516;
516Б
|
26
|
КрАЗ-214;
214Б
|
54
|
КрАЗ-219;
219Б
|
47
|
КрАЗ-255Б;
255Б1
|
42
|
КрАЗ-257; 257Б1;
257С
|
38
|
КрАЗ-260; 260Б1;
260М
|
42,5
|
КамАЗ-5320
|
25
|
КамАЗ-53202;
53212; 53213
|
25,5
|
КамАЗ-4310
|
31
|
КамАЗ-43105
|
30,5
|
ИфаW 50L
|
20
|
"Магирус 232Д19L"
|
24
|
"Магирус 290Д26L"
|
34
|
"Татра-111R"
|
33
|
"Авиа А-20F;
А-20Н; А-21К; А-21N"
|
11
|
"Авиа
А-31КСИ; А-30КСИ; А-30F; А-30N; А-31N; А-31L;
А-31Р"
|
13
|
ГАЗ-51Ж
|
33
|
ГАЗ-52-07;
52-09
|
30
|
ГАЗ-53-07
|
37
|
ЗИЛ-138;
431810
|
42
|
ЗИЛ-166А
|
41
|
Седельные
тягачи:
|
ГАЗ-51П
|
21
|
ГАЗ-52-06
|
22
|
ГАЗ-63Д; 63П
|
26
|
ЗИЛ-130В; 130В1;
130В1-76; 130В1-80; 441510
|
31
|
ЗИЛ-131В
|
41
|
ЗИЛ-157В; 157КВ;
157КВД
|
38,5
|
ЗИЛ-164АН; 164Н;
120Н
|
31
|
КАЗ-120ТЗ; 606;
606А
|
31
|
КАЗ-608;
608В
|
31
|
"Урал-375С;
375СК; 375СК-1; 375СН"
|
49
|
"Урал-377С;
377СК; 377СН;"
|
44
|
"Урал-4420"
|
29
|
МАЗ-200В; 200М;
200Р
|
27,5
|
МАЗ-504; 504А;
504Б; 504Г; 5429; 5430; 5433;
|
23
|
МАЗ-504В
|
31
|
МАЗ-509;
509А
|
36,5
|
МАЗ-5432
|
26
|
МАЗ-6422; 64227;
642271
|
35
|
КрАЗ-221
|
46,5
|
КрАЗ-221Б
|
45,5
|
КрАЗ-255В;
255В1
|
40
|
КрАЗ-255Л; 255Л1;
255ЛС
|
41,5
|
КрАЗ-258;
258Б1
|
37
|
КрАЗ-260В
|
40
|
КамАЗ-5410;
54101; 54112
|
25
|
"КНВФ-12Т
КОМАЦУ-НИССЕН"
|
45
|
"Мерседес-Бенц 2232S"
|
27
|
"ВольвоF89-32"
|
24
|
"Шкода 100.42"
|
24
|
"Мерседес-Бенц 2236"
|
28
|
"Шкода-ЛиАЗ-100.45"
|
24
|
ЗИЛ-138В1;
441610
|
41
|
Самосвалы:
|
ГАЗ-93; 93А; 93Б;
93АЭ; 93В;
|
23
|
ГАЗ-САЗ-2500;
53Б
|
28
|
САЗ-3502
|
28
|
САЗ-3503;
3504
|
26
|
ЗИЛ-ММЗ-585;
585Б; 585В; 585Д; 585Е; 585И; 585К;
585Л; 585М;
КАЗ-600; 600АВ; 600Б; 600В
|
36
|
ЗИЛ-ММЗ-554;
554В; 554М; 555; 555А; 555Г; 555ГА;
555Н; 555Э; 555-76; 555-80; 4502
|
37
|
ЗИЛ-ММЗ-555К;
45021; 45022
|
37
|
МАЗ-205
|
33
|
МАЗ-503; 503А;
503Б; 503В; 503Г; 510; 510Б; 510В;
510Г; 511; 512; 513; 513А; 5549; 5551
|
28
|
КрАЗ-222;
222Б
|
50
|
КрАЗ-256; 256Б;
256Б1; 256Б1С
|
48
|
КамАЗ-55102
|
32
|
КамАЗ-5511
|
34
|
КамАЗ-55111
|
36,5
|
КАЗ-4540
|
28
|
"Урал-5557"
|
34
|
ИФАW50/А
|
19
|
ИФАW50L/К
|
24
|
"Татра-138S1; 138S3; 148S1M; 148S3;"
|
36
|
"Магирус 232Д19К"
|
30
|
"Магирус 290Д26К"
|
44
|
"Авиа
А-30КS"
|
15
|
ЗИЛ-ММЗ-45023
|
50
|
Автобусы
|
УАЗ-452В;
2206-01
|
17
|
РАФ-08
|
15
|
РАФ-10
|
15
|
РАФ-977; 977Д;
977ДМ; 2203
|
15
|
РАФ-977Е
"Турист"; 977ЕМ "Турист"
|
15
|
РАФ-22032
(маршрутное такси)
|
17
|
ПАЗ-651;
651А; КАвЗ-651; 651А
|
26
|
ПАЗ-652;
652Б
|
28
|
ПАЗ-672; 672А;
672Г; 672С; 672У; 672Ю
|
34
|
ПАЗ-3201;
3201С
|
36
|
ЗИЛ-158; 158А;
158В; 158ВА; 155
ЛиАЗ-158; 158В; 158ВА
|
41
|
ЛиАЗ-677; 677А;
677М; 677Б; 677В; 677П
|
54
|
КАвЗ-685; 685Г;
685Б; 685Ю; 3270
|
30
|
ЛАЗ-695;
695Б
|
41
|
ЛАЗ-695Е; 695Ж;
695М; 695Н
|
41
|
ЛАЗ-697
"Турист"
|
40
|
ЛАЗ-697Е; 697М;
697Н; 697Р
|
40
|
ЛАЗ-699А; 699Н;
699Р
|
43
|
ЛиАЗ-5256
|
46
|
ЛАЗ-4202
|
35
|
ЛАЗ-42021
|
33
|
"Икарус-55
"Люкс"
|
28
|
"Икарус-180"
|
41
|
"Икарус-250;
255; 256"
|
31
|
"Икарус-260;
556"
|
38
|
"Икарус-280"
|
42
|
"Икарус-260.18"
|
40
|
"Икарус-250.58;
250.59"
|
34
|
"НЫСА 501-М;
М521; М552; 522-03"
|
15
|
ЛиАЗ-677Г
|
67
|
ЛАЗ-695П
|
51
|
Легковые
автомобили
|
УАЗ-469; 469А;
469Б
|
16
|
ЛуАЗ-969А;
969М
|
12
|
ЗАЗ-965; 965А;
965Б; 965М; 965С; 966; 966В; 966ВГ;
966ВБГ; 968; 968А; 968Б; 968АБ; 968АБ2; 968АБ4;
968Б2
|
7
|
ЗАЗ-968М; 968МБ;
968МГ; 968МД; 968МР; 968Р
|
8
|
ГАЗ-13
"Чайка"
|
20
|
ГАЗ-14
"Чайка"
|
22
|
ГАЗ-М20; М20В;
М20Г
|
13,5
|
ГАЗ-21; 21В; 21К;
21И; 21М; 21Л; 21П; 21Р; 21С; 21СЮ;
21УС; 21Б; 21Г; 21Т; 21А; 21ТС; 21НЮ; 21ГЮ;
22Д; 22Е; 22ЕЮ; 22Н; 22НЮ; 22; 22Б; 22В; 22Г
|
13
|
ГАЗ-24-01
(такси); 24Т (такси); 24-11 (такси)
|
13,5
|
ГАЗ-24; 24-10;
31-02
|
13
|
ГАЗ-24-02
(такси); 24-04 (такси)
|
14
|
"Москвич-403;
403Б; 403М; 403Т; 407; 407Б; 407М;
407Т; 408; 408Б; 408ИЭ; 408М; 408П; 408СЭ;
408Т; 408Э; 408Ю"
|
10
|
"Москвич-412;
412ИПЭ; 412ИЭ; 412М; 412П; 412ПЮ; 412Э;
412Ю; 423; 423Н; 423Т; 423Э; 424; 424СЭ;
424Э; 424Т; 424Ю; 426; 426ИЭ; 426Т; 427;
2136; ИЖ-427ИЭ; 2125; 21251"
|
10
|
"Москвич-2137;
2138; 21381; 2140; 21401; 21403;21406"
|
10
|
ВАЗ-2101; 21011;
21013; 21016; 2102; 21021; 21023;
21033; 21035
|
8,5
|
ВАЗ-2103; 2106;
21061; 21063
|
9
|
ВАЗ-2105; 21051;
21053; 2107; 21072; 21074
|
8,5
|
ВАЗ-2121;
"Нива"; 21211
|
12
|
ГАЗ-24-07;
24-17
|
16,5
|
ЛИНЕЙНЫЕ НОРМЫ
РАСХОДА
СЖАТОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА НА 100 КМ ПРОБЕГА
ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
(нормальных кубических метров)
Марка и модель
автомобиля
|
Количество
|
Грузовые
автомобили
|
Бортовые:
|
ГАЗ-52-27
|
21
|
ГАЗ-53-27
|
25,5
|
ЗИЛ-138А; 138АГ;
431610
|
32
|
Самосвалы:
|
ЗИЛ-138АБ
|
37,5
|
Автобусы
|
ЛАЗ-695НГ
|
43
|
ЛИНЕЙНЫЕ НОРМЫ
РАСХОДА
СЖАТОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
ДЛЯ ГАЗОДИЗЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
|
Количество
|
сжатого
природного
газа (нор-
мальных
кубических
метров)
|
дизельного
топлива
(литров)
|
Грузовые
автомобили
|
Бортовые:
|
КамАЗ-53208
|
22,5
|
6,5
|
КамАЗ-53218
|
23
|
6,5
|
КамАЗ-53217
|
21,5
|
6,5
|
КамАЗ-53219
|
22
|
6,5
|
Седельные
тягачи:
|
КамАЗ-54118
|
23,5
|
6,5
|
Самосвалы:
|
КамАЗ-55118
|
31
|
9
|
Примечания:
1. Для бортовых автомобилей и
автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно - километрах,
дополнительно устанавливается расход топлива на каждые 100 тонно
- километров: бензина - 2 литра, дизельного топлива - 1,3 литра, сжиженного
газа - 2,5 литра, сжатого природного газа - 2 куб. метра, при газодизельном
режиме - 1,2 куб. метра природного газа и 0,25 литра дизельного топлива.
При работе бортовых
автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами линейная норма
расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и
полуприцепов: бензина - 2 литра, дизельного топлива - 1,3 литра, сжиженного
газа - 2,5 литра, сжатого природного газа - 2 куб. метра, при газодизельном
режиме - 1,2 куб. метра природного газа и 0,25 литра дизельного топлива.
Для автомобилей - самосвалов и
автопоездов с самосвальными кузовами при маневрировании в местах погрузки и
разгрузки дополнительно устанавливается расход топлива на каждую ездку с грузом в количестве 0,25 литра на каждую единицу
самосвального подвижного состава, при газодизельном режиме - 0,2 куб. метра
природного газа и 0,1 литра дизельного топлива. Для большегрузных автомобилей -
самосвалов БелАЗ дополнительный расход дизельного
топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в
количестве 1 литра.
При работе автомобилей - самосвалов с
самосвальными прицепами линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую
тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъемности:
бензина - 2 литра, дизельного топлива - 1,3 литра, сжиженного газа - 2,5 литра,
сжатого природного газа - 2 куб. метра.
При работе автомобилей - самосвалов с
коэффициентом полезной работы значительно выше 0,5 допускается нормировать
расход топлива так же как для бортовых автомобилей. В этом случае в качестве
линейной нормы принимается норма для соответствующего базового бортового
автомобиля, скорректированная исходя из разницы собственной массы этих
автомобилей в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящих примечаний.
Применение бензина для газобаллонных
автомобилей допускается только в следующих случаях:
- для заезда в ремонтную зону и выезда из
нее после проведения технических воздействий - на один газобаллонный автомобиль
до 5 литров;
- для запуска двигателя газобаллонного
автомобиля в зимнее время (при температуре окружающей среды ниже 0 град.) на
один автомобиль 10 л в месяц;
- на маршрутах, протяженность которых
превышает запас хода одной заправки газа - 25% бензина и дизтоплива от общего
расхода топлива на указанных маршрутах.
При простоях автомобилей под погрузкой и
разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается
выключать двигатель (нефтебазы, спецсклады и т.п.)
устанавливается нормативный расход из расчета 5 км пробега на 1 час простоя
автомобиля.
2. Определенные в соответствии с настоящим
приложением нормы корректируются исходя из конкретных условий эксплуатации.
Нормы увеличиваются:
а) при работе в зимнее время: в южных
районах страны до 5 процентов, в северных районах страны до 15 процентов, в
районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,
до 20 процентов, в остальных районах страны - до 10 процентов;
б) при работе в горных местностях над
уровнем моря:
от 500 до 1500 метров на 5 процентов,
от 1501 до 2000 метров на 10 процентов,
от 2001 до 3000 метров на 15 процентов,
и свыше 3000 метров на 20 процентов;
в) при работе в городах с населением
свыше 1 миллиона человек - до 10 процентов;
г) при работе, требующей частых
технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой (в среднем более, чем одна остановка на один километр пробега - маршрутные
автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег и т.п.), - до
10 процентов;
д) при перевозке крупногабаритных,
тяжеловесных, взрывоопасных и т.п. грузов, требующей пониженных скоростей
движения автомобилей (до 20 км/час), - до 10 процентов;
е) при пробеге первой тысячи километров
автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми, а также при
централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии -
до 10 процентов, а при перегоне в спаренном и строенном состоянии - до 20
процентов;
ж) при часовой работе грузовых бортовых
автомобилей или при их постоянной работе в качестве технологического
транспорта, грузовых таксомоторов - до 10 процентов;
з) при работе в карьерах (с тяжелыми
дорожными условиями), при движении по полю (при проведении сельскохозяйственных
работ), а также при вывозке леса (на лесных участках до основной магистрали) -
до 20 процентов;
и) при работе в тяжелых дорожных условиях
в период сезонной распутицы снежных и песчаных заносов - до 35 процентов на
срок не более одного месяца;
к) при учебной езде - до 20 процентов.
Нормы снижаются:
а) при работе на
внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием, находящемся в
удовлетворительном состоянии, - до 15 процентов;
б) при эксплуатации заказных и
ведомственных автобусов, не работающих на постоянных регулярных маршрутах, - до
10 процентов.
В случае применения одновременно
нескольких надбавок линейная норма расхода топлива устанавливается с учетом
суммы или разности этих надбавок.
Руководители автотранспортных предприятий
могут, исходя из конкретных условий эксплуатации автомобильного транспорта,
устанавливать дополнительные надбавки к нормам расхода автомобильного топлива в
пределах потребности, определенной по линейным нормам в целом по предприятию.
3. На внутригаражные
разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические
осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и автомобилей
после ремонта и др.) нормативный расход топлива не должен превышать 0,5
процента от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием.
4. При работе специализированных
автомобилей линейные нормы расхода топлива увеличиваются или уменьшаются на
каждую тонну превышения или снижения массы такого автомобиля против базового:
бензина - 2 литра, дизельного топлива - 1,3 литра, сжиженного газа - 2,5 литра,
сжатого природного газа - 2 куб. метра и при газодизельном режиме 1,2 куб.
метра природного газа и 0,25 литра дизельного топлива.
5. Для автомобилей, на которых
установлено специальное оборудование, линейные нормы расхода топлива на
передвижение устанавливаются исходя из линейных норм расхода топлива,
утвержденных для базовых моделей автомобилей и надбавки, предусмотренной
пунктом 4 настоящих примечаний. Нормы расхода топлива на работу специального
оборудования устанавливаются министерствами и ведомствами СССР и Советами
Министров союзных республик, исходя из конструктивных особенностей и
специфических условий работы оборудования.
Приложение N 2
к приказу Минздрава СССР
от 08 февраля 1990 г. N 57
ВРЕМЕННЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ НОРМЫ
РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ
НОВЫХ МОДЕЛЕЙ И МОДИФИКАЦИЙ
Марка и модель автомобиля
|
Линейная
норма
расхода
топлива,
л/100 км
пробега
|
Грузовые
автомобили
|
Бортовые, пикапы
и фургоны общего назначения
|
ГАЗ-53-12А;
53-12-016
|
24,5
|
ГАЗ-53-19
|
37 <*>
|
ГАЗ-52-28
|
21 <**>
|
ЗИЛ-4331
|
25,0
|
МАЗ-514
|
25,0
|
ЯАЗ-210;
210А
|
47,0
|
Седельные тягачи
и автопоезда:
|
ЗИЛ-ММЗ-4413
|
24,0
|
Урал-44202
|
31,0
|
МАЗ-54331
|
23,0
|
МАЗ-54322;
543221
|
27,0
|
МАЗ-6422-01
|
33,5
|
Чепель-Д-450
|
22,0
|
Чепель-Д-450-86
|
25,0
|
Шкода-706РТТN
|
25,0
|
Прага ST2-W
|
23,0
|
Австро-Фиат 6ДN-130
|
26,0
|
Специализированные
автомобили:
|
ЕрАЗ-37302
|
15,0
|
ЕрАЗ-37111
|
28,0
|
ЕрАЗ-37121
|
24,0
|
РАФ-22035
|
14,0
|
ЛуМЗ-945;
948
|
10,0
|
ЛуМЗ-949
|
14,0
|
ЛуМЗ-890;
890Б
|
34,0
|
ГЗСА-3702; 891;
892; 983А
|
23,0
|
ТА-IАЧ; 949А
|
24,0
|
ТА-943А;
943Н
|
22,5
|
ГЗСА-3742;
37421
|
34,0
|
ГЗСА-731;
3719
|
29,0
|
ГЗСА-3712
|
25,0
|
ГЗСА-947; 3713;
3714; 3718; 3716; 3711;
|
28,0
|
КАвЗ-664
|
29,0
|
КАвЗ-49471
|
53,0
|
Урал-49472
|
53,0
|
НЗАС-4347
|
53,0
|
Кубанец VIA
|
18,0
|
УАЗ-450А;
451А
|
17,0
|
Кубань Г1А1
|
28,0
|
Кубань Г1А2
|
30,0
|
ГЗСА-3704
|
22,0 <*>
|
ГЗСА-950
|
27,0 <*>
|
Ныса-С-502-1;
521С; 522С
|
14,0
|
Жук А-03; А-06;
А-13; А-07М; А-11; А-13М;
|
14,0
|
ИФА "Робур" ЛД 3000 KF/STK
|
17,0
|
Самосвалы:
|
ГАЗ-САЗ-3507
|
29,0
|
ЗИЛ-ММЗ-4505
|
37,0
|
ЗИЛ-ММЗ-45054
|
37,5<**>
|
БелАЗ-540; 540А;
7510
|
135,0
|
БелАЗ-548А
|
160,0
|
Татра Т815С3; Т815С1;
Т815С1А
|
42,0
|
Автобусы:
|
УАЗ-3962-01
|
18,0
|
РАФ-2203-01
|
15,0
|
РАФ-2203-02
|
18,0 <*>
|
РАФ-977И; 977ИМ;
977К
|
15,0
|
ПАЗ-320101
|
35,0
|
ЛАЗ-699
|
43,0
|
ПАЗ-672М
|
35,0
|
Легковые:
|
ГАЗ-24-03
|
13,5
|
ЗАЗ-11-02
|
7,0
|
ЗАЗ-969; 970В;
970Г; 970
|
8,0
|
Примечания:
1) <*> - линейная норма расхода
сжиженного газа, литров на 100 км;
<**> - линейная норма расхода
сжатого газа, куб. м на 100 км.
2) Увеличение или снижение линейных норм
расхода топлива для автомобильного транспорта производится в порядке,
установленном в Приложении 1.
Приложение N 3
к приказу Минздрава СССР
от 08 февраля 1990 г. N 57
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЛИНЕЙНЫХ НОРМ РАСХОДА АВТОМОБИЛЬНОГО
БЕНЗИНА, ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, СЖИЖЕННОГО И СЖАТОГО ГАЗА
1. Общие положения
1.1. Для оказания помощи работникам
автотранспортных предприятий, непосредственно занятых вопросами нормирования
расхода топлива Государственным научно - исследовательским институтом
автомобильного транспорта (НИИАТ) разработаны данные рекомендации, на конкретных
примерах иллюстрирующие порядок применения новых линейных норм расхода
автомобильного топлива и поправочных коэффициентов к ним, учитывающих
особенности данных конкретных условий работы.
1.2. Линейные нормы расхода топлива
автомобиля являются нормами технологическими - они включают расход топлива,
необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на
капитальный ремонт автомобилей, гаражные и прочие хозяйственные расходы, не
связанные непосредственно с осуществлением технологического процесса перевозок
пассажиров и грузов, в состав этих норм не включены и устанавливаются отдельно.
2. Порядок
применения линейных норм расхода топлива
2.1. Расчет расхода топлива по линейным
нормам производят в следующем порядке:
- определяют расход
топлива по нормам на пробег для нормативных, то есть принятых в нормах за
основные, условий эксплуатации;
- определяют расход топлива на
транспортную работу или ездки с грузом;
- суммируя расход
топлива на пробег и на транспортную работу (ездки), находят нормативный расход
топлива для принятых за основные условий эксплуатации;
- определяют нормативный (поправочный)
коэффициент для конкретных условий работы;
- определяют нормативный расход топлива
для данных условий работы.
2.2. Для грузовых бортовых автомобилей,
автомобилей повышенной проходимости и т.п. расчет нормативного расхода топлива
ведется по формуле (2.1):
К1
x L К2 x W
Qн = (------- + ------) (1+/-D), л
100 100
где Qн
- нормативный расход топлива на пробег, л/100 км;
К1 - нормы
расхода топлива на пробег, л/100 км;
L
- пробег автомобиля или автопоезда, км;
К2 -
нормы расхода топлива
на транспортную работу и на
дополнительный вес
прицепа, полуприцепа или
оборудования;
W
- объем транспортной работы, ткм;
D - поправочный
коэффициент (суммарная относительная
надбавка или снижение) к нормам, в
долях единицы.
2.3. При работе автомобилей с прицепами
(автопоезда) норма расхода топлива на транспортную работу по величине остается
такой же как и для одиночного автомобиля, но
распространяется на всю транспортную работу, выполняемую автопоездом. Норма
расхода топлива на 100 км пробега увеличивается на каждую тонну собственного
веса прицепа или полуприцепа: бензина - 2 л, дизельного топлива - 1.3 л,
сжиженного газа - 2,5 л, сжатого природного газа - 2 н. куб. м.
2.4. Для грузовых автомобилей и
автопоездов с самосвальными кузовами линейные нормы расхода топлива установлены
на каждую ездку с грузом в количестве 0,25 л, а для
внедорожных автомобилей - самосвалов в количестве 1 л и на каждые 100 км
пробега.
Для автомобилей - самосвалов, работающих
с почасовой оплатой, норма на ездки с грузом не
применяется.
2.5. При работе автомобилей - самосвалов
с самосвальными прицепами линейная норма расхода топлива для одиночного
автомобиля-самосвала соответствующей марки увеличивается на каждую тонну
собственного веса прицепа и половину его номинальной грузоподъемности: бензина
- 2 л, дизельного топлива - 1.3 л, сжиженного газа - 2,5 л, сжатого природного
газа - 2 н. куб. м.
2.6. Для легковых автомобилей, автобусов
и грузовых таксомоторов, а также грузовых автомобилей, выполняющих транспортную
работу, не учитываемую в тонно - километрах (с почасовой оплатой), нормы расхода топлива
установлены на 100 км пробега.
2.7. При работе автомобилей - самосвалов
с коэффициентом полезной работы значительно выше 0,5 допускается нормировать
расход топлива так же как для бортовых автомобилей. В этом случае в качестве
линейной нормы принимается норма для соответствующего базового бортового
автомобиля, скорректированная исходя из разницы собственной массы этих
автомобилей в установленном порядке.
Так, для автомобиля
ЗИЛ-555 нормы расхода топлива в данном случае будет не 37 л/100 км, а 31,5
л/100 км, т.к. норма для базового автомобиля ЗИЛ-130 установлена в размере 31
л/100 км, а разница в весе автомобиля - самосвала и бортового автомобиля
составляет 270 кг (соответственно 4570 и 4300 кг).
3. Порядок
применения нормативных коэффициентов
(надбавок и снижений) к линейным нормам
расхода автомобильного топлива
3.1. Нормативные коэффициенты (надбавки и
снижение) учитывают влияние на расход топлива автомобилями различных дорожно -
климатических, сезонных и т.п. эксплуатационных факторов, не учтенных в
линейных нормах, разработанных для средних (городских и пригородных) условий
эксплуатации.
Предельные значения нормативных
коэффициентов, согласованные с Госпланом СССР, разработаны и утверждены
Минавтотрансом РСФСР централизовано для всего
народного хозяйства.
Конкретные размеры нормативных
коэффициентов (но не выше предельных) устанавливаются руководителями
автотранспортных предприятий, дифференцированно, исходя из реальных условий
эксплуатации, но обязательно до начала работы автомобилей.
Конкретные величины надбавок и снижений,
а также порядок их применения на данном АТП, рекомендуется вывешивать для
всеобщего сведения и разъяснять всем работникам АТП, связанным с применением
норм расхода топлива.
Не допускается по результатам обработки
путевых листов применять разные величины надбавок для одних и тех же условий
работы (у одного клиента, на одном маршруте и т.п.), в тех случаях, когда,
допустим, один автомобиль имеет перерасход, второй экономию, а третий точно
уложился в нормы.
4. Примеры
применения линейных норм расхода топлива <*>
4.1. Из путевого листа установлено, что
одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при общем пробеге 236 км выполнил
транспортную работу W = 750 ткм в условиях
эксплуатации, не требующих применения надбавок и снижений.
--------------------------------
<*> - Здесь и в последующих
примерах приводятся условные цифры, предназначенные для иллюстрации отдельных
методических приемов.
Нормативный расход бензина составит:
К1 x L К2 x W
31 x 236 2 x 750
Qн
= ------ + ------ = -------- + ------- = 88,16 = 88,2 л
100 100
100 100
4.2. Из путевого листа установлено, что
бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом, имеющим массу в
снаряженном состоянии 5300 кг за пробег 320 км выполнил 4000 ткм транспортной работы в условиях, не требующих применения
надбавок и снижений:
К1 x L К2 x W
31,9 x 320 1,3 x 4000
Qн
= ------ + ------ = ---------- + ---------- = 164,1 л
100 100
100 100
при: К1 = К1а +
К1n x Gпр = 25 + 1,3 x 5,3 = 31,9 л/100 км,
где
Gпр - собственная
масса прицепа, т;
К1а - линейная норма расхода топлива для
одиночного автомобиля,
л/100 км;
К1n x Gпр
- дополнительная линейная норма на транспортирование
порожнего прицепа.
4.3. Из путевого листа установлено, что
автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-4502 в карьере в зимнее время в средней полосе СССР
совершил пробег L = 136 км, выполнив при этом 20 ездок
с грузом. (Исходные данные: норма расхода топлива на пробег К1
= 37 л/100 км; на 1 ездку с грузом - 0,25 л). Надбавка на работу в зимнее время
7% и за работу в карьере (установлены руководителем предприятия) 13%.
К1 x
L 37 x 136
Тогда, Qн = (------ + К3 x m) x (1+/-D) =
(-------- + 0,25 x 20) x
100 100
x (1 + 0,07 + 0,13) = (50,3 + 5) x
1,2 = 66,36 = 66,4 л
4.4. Из путевого листа установлено, что
автомобиль - самосвал КамАЗ-5511 с прицепом (самосвальный автопоезд) совершил
пробег 183 км, выполнив при этом 35 ездок с грузом.
Собственная масса прицепа 3050 кг, а грузоподъемность 5000 кг. Работа
осуществлялась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений.
(Исходные данные: К1 - 34 л/100 км; К3 - 0,25 л; m = 35)
К1аn x L 41,2 x 183
Qн
= -------- + К3 x m = ---------- + 0,25 x 35 = 84,15 = 84,2 л
100 100
где: К1аn = К1а + К2
(Gпр + 0,5 gпр) =
= 34 + 1,3 x (3.05 + 0,5 x 5) = 41,2
л/100 км
4.5. Автомобиль - тягач ЗИЛ-441510 с
полуприцепом ОдАЗ-885, работая в зимний период года на внегородской дороге с
усовершенствованным покрытием, расположенной в горной местности на 2430-2850 м
над уровнем моря на территории, отнесенной к северным районам, за пробег 270
км, выполнил 1350 ткм; нормативный расход топлива для
основных условий работы составляет:
К1 x L К2 x W
37 x 270 2 x 1350
Qн
= ------ + ------ = -------- + --------
= 99,9 + 27 = 126,9 л
100
100 100 100
Подсчитаем поправочный коэффициент для
данных условий.
Допустим, что руководство АТП повысило
норму расхода топлива на 8% (предельное значение 15% т.к. местность отнесена к
северным районам). В горной местности от 2001 до 3000 м над уровнем моря норма
повышается на 15%, на внегородской дороге с усовершенствованным покрытием норма
снижается на 15%. Следовательно, для наших условий поправочный коэффициент
D = 1 + 0,08 + 0,15 - 0,15 = 1,08. Расход
по нормам для данных условий составит:
Qн = 126,9 x
1,08 = 137,052 = 137,1 л
4.6. Автомобиль ЗИЛ-431410, работая в
зимнее время в местности, отнесенной к северным районам, на внегородской дороге
с усовершенствованным покрытием, за пробег 150 км выполнил 680 ткм.
К1 x L К2 x W
31 x 150 2 x 680
Qн
= ------ + ------ = -------- + ------- =
46,5 + 13,6 = 60,1 л
100
100 100 100
В связи с тем, что
автомобиль работал в зимнее время в северных районах норма может быть повышена
до 15%, а т.к. автомобиль работал на внегородской дороге с усовершенствованным
покрытием, норма должна быть снижена до 15%. Следовательно, для данных условий
поправочный коэффициент D = 0, общий расход топлива по нормам составляет 60,1
л, что и проставляется в путевом листе.
4.7. Автомобиль - самосвал ЗИЛ-555 на
расстоянии 150 км перевозил 6,0 т кирпича, а в обратную сторону на расстоянии
120 км перевозил 4 т щебня. Общий пробег составил 310 км. Работа проводилась в условиях не требующих применения надбавок и снижений. В
общем случае расход топлива по норме составит:
37 x 310
Qн
= -------- + 0,25 x 2 = 114,7 + 0,5 = 115,2 л
100
Однако, учитывая, что автомобиль -
самосвал работал с коэффициентом полезной работы более,
чем 0,5, допускается нормировать расход топлива, как для бортового автомобиля
ЗИЛ-431410 (базового для ЗИЛ-555).
Тогда, нормативный расход топлива
составит:
31,5 x 310
2(150 x 6 + 120 x 4)
Qн
= ---------- + -------------------- = 97,6 + 27,6 = 125,2 л
100 100