ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
3 февраля 2006 г.
N 0100/1049-06-32
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
ОТ 21.11.2005 N 776
В связи с поступающими обращениями
органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека о применении приказа от 21 ноября 2005
года N 776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ,
услуг), продукции, проектной документации" (далее - Приказ) сообщаю.
Основаниями для
проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований,
испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее -
санитарно-эпидемиологические экспертизы) в рамках надзора в соответствии с
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" могут быть
предписания главных государственных санитарных врачей (их заместителей) в адрес
проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя (пункт 5
раздела 2 Приказа).
Предписание в адрес
федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и
эпидемиологии (далее - ФГУЗ) не направляется, учитывая, что в соответствии с
пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)" предписание - это мера, принимаемая
должностным лицом органов государственного контроля (надзора) по фактам
нарушений, выявленных при проведении
мероприятия по контролю.
Согласно статье 26.4. КоАП РФ, в случаях,
если при производстве по делу об административном правонарушении возникает
необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве
или ремесле, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело,
выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для
исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Основанием для проведения
санитарно-эпидемиологических экспертиз вне рамок надзора для ФГУЗ являются
заявления, поданные гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими
лицами непосредственно в адрес ФГУЗ, что является их коммерческой
хозяйственно-договорной деятельностью, не относящейся к надзорной деятельности
территориального управления.
При отборе проб в
порядке проведения мероприятий по надзору следует руководствоваться статьей 3
Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)", предусматривающей, что данное
мероприятие должно проводиться уполномоченными должностными лицами органов
государственного контроля (надзора) с составлением соответствующего акта, а
также статьей 26.5. КоАП РФ, согласно
которой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об
административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы
товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. При этом
следует отметить, что обеспечение деятельности по отбору проб осуществляется
специалистами ФГУЗ в обязательном присутствии уполномоченного должностного лица
территориального управления и подписании им акта отбора проб.
Проведение санитарно-эпидемиологических
экспертиз осуществляется только ФГУЗ на основании направлений или вынесенных
определений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, ее территориальных органов в целях:
- осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора;
- проведения расследований причин и
условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных,
профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды
обитания человека;
- обеспечения санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях, которые могут
привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) людей и (или) оказать негативное воздействие на среду обитания;
- принятия мер в связи с поступающими
жалобами граждан;
- выполнения решений правоохранительных и
судебных органов, обращений федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления.
Выдача
санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги),
продукцию, проектную документацию, предназначенные для использования на
объектах железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляет
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (пункт 4.2. Приказа). В соответствии
со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный
транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс,
включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный
подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения
потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках
железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в
выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Таким
образом, выдача санитарно-эпидемиологических заключений на другие виды
деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию
Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту является
неправомочной.
В соответствии с Федеральным законом от
30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии
является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического
заключения о соответствии санитарным правилам отдельных видов деятельности,
подлежащих лицензированию. Санитарно-эпидемиологические заключения на виды
деятельности выдаются на деятельность, подлежащую лицензированию, а также на
производство новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство)
пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья на безвозмездной
основе. Указанные заключения оформляются без ограничения срока действия.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N
52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
предусматривает, что ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных
объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о
соответствии таких объектов санитарным правилам. Оформление таких заключений
производится территориальными управлениями и их территориальными отделами на
бланках санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работ,
услуг) на основании результатов осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора. При необходимости санитарно-эпидемиологических
экспертиз к их осуществлению могут привлекаться ФГУЗ, причем
санитарно-эпидемиологические экспертизы и выдача санитарно-эпидемиологических
заключений территориальными управлениями в этих случаях осуществляется на
безвозмездной основе. Указанные заключения оформляются без ограничения срока
действия.
Санитарно-эпидемиологические заключения
на продукцию, перечисленную в Приложении N 3 к Приказу, в том числе поступающую
для таможенного оформления в субъект Российской Федерации, выдаются Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, но
не ее территориальными управлениями, независимо от места таможенного оформления
груза.
При выдаче санитарно-эпидемиологических
заключений на вид деятельности, работ, услуг с использованием источников
ионизирующего излучения следует руководствоваться действующими санитарными
правилами ОСПОРБ-99 СП 2.6.1.799-99 в п. 3.4.3. которых определено:
"Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с
источниками ионизирующего излучения санитарным правилам действительно на срок
не более пяти лет". Письмо Роспотребнадзора
"О сроках действия СЭЗ на виды деятельности с использованием ИИИ"
(исх. N 0100/11744-05027 от 22.12.2005) считать недействительным.
Приложение N 3, пункт 7 Приказа
распространяется на материалы и изделия, содержащие повышенные уровни природных
радионуклидов выше 740 Бк/кг. Приложение N 5, п. 12 Приказа распространяется и
на минеральное сырье.
Ранее выданные
санитарно-эпидемиологические заключения действуют до окончания указанного в них
срока действия.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО