МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2006 г. N 676-РХ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТ
МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В рамках реализации
приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в соответствии с
Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 171-ФЗ "О бюджете Федерального
фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 851 "О порядке
финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году
учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их
отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской
Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской
помощи" предусмотрено осуществление денежных выплат врачам-терапевтам
участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным
врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых,
медицинским сестрам участковым врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам
врачей общей практики за оказание дополнительной медицинской помощи в рамках
выполнения государственного задания в соответствии с Программой
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи на 2006 год.
Отвечая на вопросы, возникающие при
осуществлении денежных выплат, Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации разъясняет:
1. В соответствии с
приказом Минздравсоцразвития России от 30 декабря
2005 N 816 "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению в 2006
году трудовых отношений между врачами-терапевтами участковыми,
врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами),
медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими
сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей
общей практики и учреждениями здравоохранения муниципальных образований,
оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта
Российской Федерации)" установлено, что дополнительное соглашение об
увеличении объема выполняемой работы в связи с выполнением государственного
задания на оказание дополнительной медицинской помощи заключается с работником,
занимающим штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки) и с
соответствующей численностью обслуживаемого прикрепленного населения.
Установленная
соответствующая численность обслуживаемого прикрепленного населения определена
в 1700 человек для терапевтических участков (приказ Министерства
здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года N 900 "О штатных нормативах
медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных
районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник
(амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тысяч
человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов", приказ
Министерства здравоохранения СССР от 11 октября 1982 года N 999 "О штатных
нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник,
расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек"), в 1500
человек для участков врачей общей практики и в 1200 человек для участков
семейных врачей (приказ Минздрава России от 21 марта 2003 года N 112
"О штатных нормативах центра, отделения общей врачебной
(семейной) практики"), в 800 человек для педиатрических участков (приказ
Минздрава России от 16 октября 2001 года N 371 "О штатных нормативах
медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник
(поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч
человек").
Вместе с тем, Минздравсоцразвития
России считает возможным в исключительных случаях с соответствующим
обоснованием, разрешить осуществление денежных выплат медицинским работникам,
обслуживающим малокомплектные терапевтические и педиатрические врачебные
участки (ниже установленных нормативов на 200 человек), в случае занятия ими
штатной должности в объеме не менее 1 ставки.
При этом руководителям органов управления
здравоохранением муниципальных образований рекомендуется в целях улучшения
качества и доступности медицинской помощи, ее профилактической направленности,
эффективного использования ресурсов здравоохранения, провести оптимизацию сети
первичного звена здравоохранения в целях приведения в соответствие с функциями,
объемом и характером деятельности.
Предусмотреть, особенно в сельской
местности, организацию первичной медико-санитарной помощи по принципу врача
общей практики (семейного врача), а также рассчитывать штатные нормативы
амбулаторно-поликлинических учреждений с учетом возрастно-полового состава,
географических и иных особенностей территорий.
2. В соответствии с
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы
местного самоуправления при отсутствии на территории муниципального района
(городского округа) учреждений здравоохранения муниципального образования, а
также учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации, оказывающих
первичную медико-санитарную помощь, и наличии иных медицинских организаций
(федеральных учреждений здравоохранения, медицинских организаций независимо от
ведомственной принадлежности), могут реализовать свои полномочия через
упомянутые организации, посредством издания муниципального правового акта о
формировании и размещении в данных организациях муниципального заказа на
основании муниципального контракта, заключаемого в порядке, предусмотренном
действующим законодательством.
В этом случае медицинские работники
указанных медицинских учреждений могут участвовать в оказании дополнительной
медицинской помощи и соответственно получать установленную денежную выплату на
основании дополнительного соглашения к трудовому договору.
3. В соответствии с приказом
Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года N 900 "О
штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников
кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских
больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с
населением до 25 тысяч человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской
местности и фельдшерско-акушерских пунктов" в участковых больницах и
амбулаториях, расположенных в сельской местности, для оказания амбулаторно-поликлинической
помощи населению предусмотрены должности врачей-терапевтов и врачей-педиатров.
При установлении,
что врачи указанных категорий фактически работают по участковому принципу и
выполняют обязанности врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров
участковых в полном объеме, руководители органов управления здравоохранением
муниципальных образований, в рамках полномочий, предусмотренных статьей 8
"Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан", в зависимости от конкретных условий труда, могут вводить вместо
должностей врачей-терапевтов и врачей-педиатров соответственно должности
врачей-терапевтов участковых и
врачей-педиатров участковых.
4. В соответствии с приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской федерации от 29 июля 2005
года N 487 "Об утверждении Порядка организации оказания первичной
медико-санитарной помощи" задачи учреждений по оказанию первичной
медико-санитарной помощи выполняются медицинскими работниками данных учреждений,
в том числе специалистами со средним медицинским образованием.
В штатных нормативах медицинского
персонала для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению
предусмотрены должности медицинских сестер участковых терапевтических,
педиатрических участков и медицинских сестер врача общей практики,
устанавливаемые из расчета врачебных должностей.
Однако, если
указанные категории медицинских сестер работают на врачебных участках,
неукомплектованных врачебными кадрами или работают с фельдшерами,
обслуживающими данный участок, и исполняют в рамках своей компетенции,
должностные обязанности в полном объеме (не менее одной ставки), с
соответствующей численностью обслуживаемого прикрепленного населения, то они
могут получать установленную денежную выплату на основании дополнительного
соглашения к трудовому договору.
Р.А.ХАЛЬФИН