ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
1 марта 2006 г.
N 0100/2254-06-32
О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В связи с
поступающими обращениями о применении отдельных положений приказа Федеральной
службой по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека от 21.11.2005 года N 776 "О
санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг),
продукции, проектной документации", разъясняю.
В приложении 4 к приказу от 21.11.2005
года N 776 приведены те виды деятельности, которые могут осуществляться только
при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, что предусмотрено
соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации.
Так, например, для
получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности необходимо
предоставление копии санитарно-эпидемиологического заключения (Положение о
лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 489), аналогичное
требование установлено для соискателей лицензий на осуществление медицинской
деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и некоторых
иных видов деятельности.
В ряде случаев необходимость наличия
санитарно-эпидемиологического заключения, как условие осуществления
определенного вида деятельности установлена Федеральным законом от 30 марта
1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения". Так статья 18 указанного закона прямо устанавливает, что
разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях
допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии
водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья
населения использования водного объекта.
Статьей 40 Федерального закона от 30
марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" предусмотрена выдача главными государственными санитарными
врачами санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов
санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований,
исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок,
оформленных в установленном порядке. При этом следует учитывать, что основанием
для проведения соответствующих экспертиз, расследований, обследований,
исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок
является только предписание главного государственного санитарного врача или его
заместителя (п. 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Иных
оснований действующее законодательство не предусматривает.
Изложенное свидетельствует, что оценка
объекта с целью определения возможности осуществления на нем конкретного вида
деятельности, в том числе и с проведением экспертиз, расследований,
обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных
видов оценок является составной частью государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.
Руководителями органов исполнительной
власти ряда субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
издаются нормативные акты, устанавливающие необходимость наличия у
индивидуальных предпринимателей, юридических лиц санитарно-эпидемиологического
заключения о их соответствии санитарным нормам и
правилам, при этом перечень видов деятельности, для осуществления которых
требуется санитарно-эпидемиологическое заключение необоснованно расширяется.
Указанные факты
следует рассматривать как нарушение требований п. 4 статьи 39 Федерального
закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", при выявлении подобных фактов необходимо на
основании части третьей подпункта 8) пункта 1 статьи 51 Федерального закона от
30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" вносить в органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления
предложения о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых
ими нормативных правовых актов.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО