ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
4 апреля 2006 г.
N 0100/3823-06-27
О СРОКАХ ПОДГОТОВКИ
РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПАСПОРТА РОССИИ В 2006 Г.
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека в целях контроля сроков
подготовки радиационно-гигиенического паспорта России за 2005 год и повышения
его качества сообщает, что сроком представления радиационно-гигиенического
паспорта территории (РГП) за 2005 год в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии" установлено 1 июня 2006 года.
Для исполнения указанного срока следует
своевременно организовать работу с организациями, использующими источники
ионизирующего излучения, и администрацией территории субъекта Российской
Федерации по контролю за подготовкой РГП территории.
Предлагается установить следующие контрольные сроки:
ФГУЗы "Центр гигиены и
эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации направляют радиационно-гигиенический
паспорт территории (РГП) с проектом заключения в Территориальное управление
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по субъекту Российской Федерации до 20 мая 2006 года.
В заключении РГП территории за 2005 год
следует дополнительно оценить в целом по территории субъекта Российской
Федерации:
- деятельность по лицензированию
источников ионизирующего излучения, в том числе генерирующих (с конкретными
цифровыми данными);
- указать перечень организаций,
использующих источники ионизирующего излучения не организовавших работу по
радиационно-гигиенической паспортизации (отдельно: находящихся под
госсаннадзором других служб и Территориального управления Федеральной службы).
Территориальное управление после
проведения оценки представленного материала (исправления, доработки) направляет
РГП территории до 1 июня 2006 года в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии".
Руководителям Территориальных управлений
Федеральной службы по Республике Бурятия, Чеченской Республике, Корякскому и
Ненецкому автономным округам необходимо своевременно принять меры к подготовке
радиационно-гигиенических паспортов субъектов Российской Федерации и
представить их в установленные сроки.
ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии" при получении РГП территории проводит работу по оценке
качества представленных материалов, при необходимости уточняет отдельные
показатели. Принятые РГП направляются в ФГУН НИИ радиационной гигиены им.
профессора П.В.Рамзаева не позднее 1 июля.
ФГУН НИИ
радиационной гигиены им. профессора П.В.Рамзаева по мере поступления информации
следует оперативно провести работу по анализу РГП территорий, подготовке
аналитических материалов и направить проект радиационно-гигиенического паспорта
России до 25 июля 2006 года в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии", который до 1 августа 2006 года представляет его в
Федеральную службу.
Одновременно прошу установить контроль за сроками представления форм 1, 2, 3, 4-ДОЗ
федерального государственного статистического наблюдения (сроки установлены
постановлениями Росстата) и качеством представляемых материалов.
ФГУЗ
"Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" и ФГУН НИИ радиационной
гигиены им. профессора П.В.Рамзаева, начиная с 5 июня 2006 года и до окончания
работы по подготовке РГП России, ежедекадно информируют Федеральную службу о
поступлении РГП территорий, статистических форм 1, 2, 3, 4-ДОЗ и работе по
подготовке аналитических материалов с указанием конкретных недоработок и
территорий, нарушающих сроки выполнения работы.
Для проведения работы по контролю за качеством включенных в РГП материалов направляем
конкретные замечания по радиационно-гигиеническим паспортам территорий за 2004
год.
Заместитель руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО
ЗАМЕЧАНИЯ ПО
МАТЕРИАЛАМ
РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПАСПОРТОВ ЗА 2004 ГОД
(В скобках указаны территории, и
радиационно-гигиенических паспортах которых ранее были отмечены указанные
недостатки.)
При подготовке радиационно-гигиенических
паспортов территорий за 2005 г. следует обратить особое внимание на следующие
вопросы:
1. Обязательно должны быть представлены
данные по суммарной альфа- (САА) и бета-активности
(СБА) питьевой воды. При наличии превышений контрольных уровней (САА > 0,1
Бк/л или СБА > 1 Бк/л) необходимо провести оценку доз облучения населения за
счет питьевой воды с учетом всех содержащихся в ней радионуклидов, о чем должно
быть указано в заключении. (Вологодская, Смоленская, Тверская, Читинская
области).
137 90
2. При заполнении таблицы по
содержанию Cs и Sr в пищевых
продуктах
данные спектрометрических измерений,
которые не
указывают на
истинное содержание радионуклидов, не
могут
использоваться в
РГП. Следует использовать данные радиохимических
или иных
исследований, при которых
минимально детектируемая
активность
меньше удельной активности
измеряемых проб продуктов
(Республика Алтай, г.
Москва, Эвенкийского АО, Еврейской АО,
Агинского Бурятского и Усть-Ордынского Бурятского АО).
Данные для лесных грибов натуральных и
сухих, (грибы наиболее чувствительны к радиоактивному загрязнению местности и
могут служить его индикатором) следует приводить в таблице отдельно.
3. Необходимо включать в РГП данные по
содержанию радона в жилых домах, т.к. это основной источник облучения населения
(Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Саха,
Астраханская, Магаданская области, Агинский Бурятский и Коми-Пермяцкий АО).
Кроме данных по видам жилых домов следует приводить среднюю для субъекта
Федерации величину ЭРОА радона, которую можно получать как среднюю величину по
результатам измерений за предшествующие годы (до 5 лет).
В паспортах Республик
Кабардино-Балкарская, Удмуртия и Эвенкийского АО отсутствуют
оценки доз облучения населения за счет радона, дающего в дозу облучения
населения наибольший вклад.
4. При заполнении разделов по
медицинскому облучению и облучению персонала использовать данные заполненных
форм N 3-ДОЗ и N 1-ДОЗ, соответственно. Категорически запрещается использовать
при оценке доз медицинского облучения старые значения средних доз на процедуры:
0,8-флюорография, 0,4-рентгенография, 10-рентгеноскопия и 5-радионуклидная
диагностика (Карачаево-Черкесская Республика, Республики Саха и Тыва,
Владимирская, Волгоградская, Кемеровская и Нижегородская области).
5. При получении данных о дозах облучения
населения зон наблюдения радиационных объектов, следует учитывать только
техногенное облучение текущего года за счет нормальной эксплуатации этих
объектов, не включая в них природное и иные источники облучения (Новосибирская
и Ростовская области).
6. Паспорт должен в обязательном порядке
завершаться структурой доз облучения населения территории за счет всех
источников. Такие данные вообще отсутствовали в РГП Республик Ингушетия,
Мордовия и Агинского Бурятского АО.
Территориальным управлением
Роспотребнадзора и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" следует
обратить особое внимание на оценку достоверности и полноты информации,
содержащейся в РГП, чтобы исключить грубые ошибки еще на этапе подготовки
заключений по ним.
Заключения в РГП должны объективно и
полно характеризовать материалы представленные в паспорте, а также радиационную
обстановку на территории. Следует исключить случаи написания формальных
заключений, не характеризующих ни содержание РГП ни
реальную ситуацию на территории. (Республик Башкортостан,
Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия,
Удмуртская, а также областей Амурская, Воронежская, Магаданская, Новгородская,
Пензенская, Ярославская, Еврейского АО, Агинского Бурятского, Коми-Пермяцкого,
Таймырского и Усть-Ордынского Бурятского АО).