КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 апреля 2006 г.
N 84-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ТАРАСОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ НИКОЛАЕВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ 11
ПУНКТА 1 СТАТЬИ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПОЛОЖЕНИЯМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ОКТЯБРЯ 2002
ГОДА N 781 "О СПИСКАХ РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ,
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, С УЧЕТОМ КОТОРЫХ ДОСРОЧНО
НАЗНАЧАЕТСЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ
СО СТАТЬЕЙ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА
ДОСРОЧНОЕ
НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ
СО СТАТЬЕЙ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ
ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд
Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова,
А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева,
А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки
В.Н.Тарасовой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в
заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в
Конституционный Суд Российской Федерации гражданка В.Н.Тарасова просит признать
не соответствующими статье 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации
подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лиц, осуществлявших лечебную и
иную деятельность по охране здоровья населения в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, пункт 2
Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781
"О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с
учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии
со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в
соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", которым был утвержден Список должностей и
учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом
11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", а также сам названный Список.
По мнению
заявительницы, действующее правовое регулирование, не включая врачей,
занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в число лиц, имеющих право
на досрочное пенсионное обеспечение по старости, в отличие от ранее
действовавшего пункта 2 Списка профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная
работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет
(утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464), устанавливает тем самым для
граждан, занимавшихся одной и той же профессиональной деятельностью, разный
объем прав в пенсионной сфере в зависимости от того, протекала она в
медицинском учреждении или осуществлялась индивидуальным предпринимателем, а
также неправомерно исключает из специального стажа периоды такой деятельности,
засчитывавшиеся в него согласно ранее действовавшему законодательству.
Секретариат Конституционного Суда
Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
ранее уведомлял В.Н.Тарасову о том, что ее жалоба не соответствует требованиям
названного Федерального конституционного закона.
2. Конституционный Суд Российской
Федерации, изучив представленные заявительницей материалы, не находит оснований
для принятия ее жалобы к рассмотрению.
2.1. Согласно статье 39 Конституции
Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту,
в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом (часть 1) государственные пенсии устанавливаются
законом (часть 2).
Закрепляя в законе
правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты,
законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и
особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых
категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от
ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую
деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться
законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том
числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых
различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно
оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а
используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им
(Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
от 3 июня 2004 года N 11-П).
В соответствии с
подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 вступившего в силу с 1 января 2002 года
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в
сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет - в городах, сельской местности и поселках
городского типа либо только в городах.
В системе действующего правового
регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц
льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным
образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до
достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому
право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в
определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой
сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов,
повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми
функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером
труда.
Исходя из этого
законодатель выделил в особую категорию
работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная
деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного
периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает
соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной
нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное
обеспечение по старости.
Осуществляемая индивидуальными
предпринимателями профессиональная деятельность, в том числе в медицинской
сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями
действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и
интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с
этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от
жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а
потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного
обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как
условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие
конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное
обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции
Российской Федерации.
2.2. Из представленных
заявительницей материалов следует, что она приступила к индивидуальной трудовой
(врачебной) деятельности с 1 января 2000 года, т.е. в период, когда
установленное правовое регулирование не предусматривало включение подобной
деятельности в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в
соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года
"О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Следовательно, пенсионных прав на основании действовавшего до 1 января 2002
года законодательства ею приобретено не было, а потому ее утверждение об их
отмене оспариваемыми положениями является необоснованным.
Исходя из изложенного и руководствуясь
частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи
79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской
Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению
жалобы гражданки Тарасовой Валентины Николаевны, поскольку она не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается
допустимой.
2. Определение Конституционного Суда
Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ