ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 апреля 2006 г.
N 11
ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
РЕНТГЕНОРАДИОЛОГИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав состояние обеспечения
радиационной безопасности населения при использовании источников ионизирующего
излучения в медицине по итогам радиационно-гигиенической паспортизации и
результатам анализа доз облучения, установил.
Медицинские рентгенорадиологические
обследования вносят наибольший вклад среди техногенных источников в дозы
облучения населения. В различных субъектах Российской Федерации этот вклад
составляет от 4,58 до 37,63% (в среднем по Российской Федерации 23,5%).
В 33 субъектах Российской Федерации
средние эффективные дозы на одного жителя за счет медицинского облучения
населения превышают средний федеральный показатель 0,87 мЗв/год. Наибольшие значения средней эффективной дозы отмечаются в
Новосибирской области (1,12 мЗв/год), Красноярском крае (1,14 мЗв/год),
Нижегородской области (1,15 мЗв/год), Псковской области (1,19 мЗв/год), г.
Санкт-Петербурге (1,27 мЗв/год), Агинском Бурятском АО (1,36 мЗв/год),
Магаданской области (1,64 мЗв/год).
Территориальные органы управления
здравоохранением не уделяют должного внимания состоянию обеспечения
радиационной безопасности при проведении рентгенологической помощи населению:
около 70% используемого медицинского рентгенодиагностического оборудования
устарело, сроки его эксплуатации закончились. Использование устаревшей техники
часто приводит к повторным исследованиям и увеличению доз облучения пациентов.
До настоящего времени остается высоким процент медицинских учреждений, не
имеющих лицензии на деятельность с источниками ионизирующего излучения.
Медленно внедряются в практику медицинских учреждений инструментальные методы контроля за уровнями облучения пациентов, на долю которых
приходится 4,8% от общего числа проведенных исследований. Со стороны
территориальных управлений Роспотребнадзора ослаблен надзор за лицензированием
работ с источниками ионизирующего излучения (генерирующими).
В целях усиления
надзора за радиационной безопасностью при проведении медицинских
рентгенорадиологических исследований, дальнейшего снижения доз облучения
населения и персонала и в соответствии с Федеральными законами от 30 марта 1999
N 52-ФЗ года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 г., N 14, ст. 1650) и от
9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., N 3, ст. 141), постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Заслушать вопросы обеспечения
радиационной безопасности населения при проведении медицинских исследований на
заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1.2. Разработать региональные программы
по переоснащению лечебно-профилактических учреждений рентгенодиагностическим
оборудованием, в первую очередь, детских ортопедических и туберкулезных больниц
и диспансеров, в которых рентгенологические обследования пациентов применяются
наиболее часто.
2. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Обеспечить контроль
за соблюдением требований радиационной безопасности при проведении
рентгенорадиологических исследований в медицинских учреждениях, в том числе за
наличием лицензий на деятельность, связанную с источниками ионизирующего
излучения.
2.2. Рассмотреть вопрос о включении в
состав конкурсной комиссии по закупке медицинского оборудования и
радиофармацевтических препаратов для медицинских учреждений региона
представителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека.
2.3. Разработать план мероприятий по
снижению доз облучения персонала и пациентов, в котором должны быть
предусмотрены: замена устаревшего оборудования, внедрение новых методов
диагностики, обеспечивающих минимальную лучевую нагрузку, приобретение
аппаратуры для учета доз облучения пациентов, переподготовка специалистов по
вопросам радиационной безопасности.
3. Рекомендовать руководителям учреждений
здравоохранения и индивидуальным предпринимателям, использующим источники
ионизирующего излучения в медицинских целях:
3.1. Принять меры по внедрению
инструментальных методов контроля доз облучения пациентов
и персонала и их учет.
3.2. Обеспечить соблюдение годовой
эффективной дозы 1 мЗв при проведении профилактических медицинских
рентгенологических исследований, в том числе при проведении диспансеризации.
3.3. Не допускать использование
рентгенодиагностического оборудования и радиофармацевтических препаратов без
наличия на них санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии
санитарным требованиям.
3.4. Подать в 3-х месячный срок документы
на лицензирование деятельности с источниками ионизирующего излучения (в случае
ее отсутствия).
4. Главным государственным санитарным
врачам по субъектам Российской Федерации:
4.1. Довести текст настоящего
постановления до сведения всех заинтересованных лиц и организаций.
4.2. Принять участие в подготовке плана
мероприятий по ограничению облучения персонала и пациентов медицинских
учреждений, разрабатываемого органами управления здравоохранением субъекта
Российской Федерации.
4.3. Обеспечить надзор за соблюдением
требований санитарного законодательства в части обеспечения радиационной
безопасности населения при медицинском облучении, обратив особое внимание на
соответствие применяемых радиофармацевтических препаратов и аппаратуры санитарным требованиям.
4.4. Не допускать работу с источниками
ионизирующего излучения без лицензии.
4.5. Обеспечить своевременное
информирование органов государственной власти в субъектах Российской Федерации
о состоянии радиационной безопасности в медицинских учреждениях, использующих
источники ионизирующего излучения, с указанием доз облучения населения в
динамике и сравнении со средними показателями по России с предложениями
мероприятий по их дальнейшему снижению.
4.6. Повысить требовательность к
руководителям организаций, использующих источники ионизирующего излучения, за
проведением контроля и учета индивидуальных доз облучения населения.
4.7. Установить контроль
за выполнением в установленном порядке сроков представления и качеством
информации форм государственного федерального статистического наблюдения.
4.8. Доложить о мерах по выполнению
постановления до 30 октября 2006 года.
5. Контроль за
выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека Л.П.Гульченко.
Г.Г.ОНИЩЕНКО