ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПИСЬМО
22 мая 2006 г.
N 01И-421/06
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРОК
РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.08.2004 N 122-ФЗ
В ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В 2005 ГОДУ И I КВАРТАЛЕ 2006 ГОДА
С целью контроля за
реализацией Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Росздравнадзором
непосредственно в субъектах Российской Федерации проведено:
- в 2005 году 33 проверки
в 26 субъектах Российской Федерации: г. Нижний Новгород область (3 раза),
Брянская область, Калужская область (2 раза), Владимирская область, Кировская
область, г. Владивосток, Пермская область, г. Санкт-Петербург, г. Рязань (2
раза), г. Белгород (2 раза), Московская область, Республика Карелия,
Ярославская область, Тульская область, г. Ростов-на-Дону, Республика Мордовия,
г. Астрахань, Республика Алтай, Алтайский край, Томская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Татарстан, Самарская
область;
- в 2006 году за I квартал и апрель
проведено 16 проверок в 16 субъектах Российской Федерации, таких как:
Калужская область
(г. Людиново по письму), Тульская область (контрольная), Ленинградская область,
Московская область (контрольная), Новосибирская область, г. Санкт-Петербург
(контрольная), Сахалинская область, Смоленская область, Читинская область,
Омская область, Томская область (контрольная), Владимирская область
(контрольная), Волгоградская область, Саратовская область, Астраханская область,
Свердловская область; в том числе 5 контрольных.
В ходе проверок посетили 457 аптек и 369
лечебно-профилактических учреждений.
Территориальными органами Росздравнадзора
проведено свыше 1500 проверок реализации Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ.
При этом выявлены основные недостатки,
характерные для всех субъектов Российской Федерации, оказывающие существенное
влияние на реализацию Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части
дополнительного лекарственного обеспечения, а именно:
- дефектура по ряду наименований
лекарственных средств;
- низкое качество составления заявки,
определения потребности;
- отсутствие системы управления товарными
запасами;
- отсутствие регулярного информационного
взаимодействия на всех уровнях: федеральный поставщик -> региональный склад
-> лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) -> аптека;
- отсутствие системы документооборота по дополнительному
лекарственному обеспечению в аптеках, на
региональных складах и у фармацевтических организаций;
- в большинстве аптечных организаций
некачественно ведется журнал регистрации рецептов, оставленных на отсроченное
обеспечение, нет отметок сообщения пациенту о получении лекарственных средств
аптекой и об обеспечении пациента;
- имеют место нарушения при оформлении
рецептов (не указываются коды ЛПУ, нозологические группы, выписываются рецепты
пациентам, отсутствующих в федеральном регистре и др.), в результате возникают
мотивированные отказы при оплате за отпущенные лекарственные средства;
- в нарушении приказа Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.02.2006 N 97
"О порядке выписывания лекарственных средств отдельным категориям граждан,
имеющих право на получение государственной социальной помощи, в рамках
реализации дополнительного лекарственного обеспечения" выписка рецептов во
многих лечебно-профилактических учреждениях осуществляется по торговым
наименованиям;
- во многих аптеках и ЛПУ отсутствует
необходимая нормативная база по дополнительному лекарственному обеспечению;
- практически во всех регионах со стороны
органов управления здравоохранения отсутствует контроль за
проведением экспертизы качества назначения лекарственных средств, т.е. клинико-экспертная
работа в рамках ДЛО;
- отсутствует ответственность в субъектах
Российской Федерации за обеспечение пациента.
В ходе проверок выявлены и проблемные
вопросы, характерные для большинства регионов:
- проблема кадров как в ЛПУ, так и в
аптеках;
- проблема технической оснащенности,
программного обеспечения и использования информационных технологий в ЛПУ и
аптеках;
по-прежнему актуальна проблема недостатка
знаний специалистов первичного звена лечебно-профилактических учреждений.
Серьезной проблемой остается обеспечение
лекарственными средствами сельского населения.
При проведении проверок субъектов
Российской Федерации особое внимание обращалось на анализ деятельности
лечебно-профилактических учреждений в части рационального назначения
лекарственных средств и проведения клинико-экспертной работы. При этом выявлены
следующие недостатки при оказании первичной медицинской помощи на амбулаторном
этапе, характерные для всех проверенных регионов:
- назначение лекарственных средств без
осмотра пациента, по просьбе родственников (от 3 до 12% случаев);
- назначение препарата без проведения
необходимого обследования (от 1,5 до 2,5%);
- в дневниковых записях не зафиксированы
гемодинамические показатели.
Например: Пациент перенес оперативное
вмешательство по поводу протуирования сердечных клапанов. По амбулаторной карте
выявлено, что пациент при обращении к врачу не получал направление на
контрольное определение протромбинового индекса крови (ПТИ), в тоже время ему
назначается препарат Финилин. И дальнейшие назначения происходят также без
контроля свертывающей системы крови.
То же самое в ряде случаев происходит и с
назначением сахароснижающих лекарственных средств, когда имеют место случаи
назначения без контроля сахара в крови;
- при выписке лекарственных средств, предназначенных
для льготного отпуска, не фиксируются сопутствующие заболевания, что приводит к
необоснованности назначения лекарственных средств. Так, например:
- пациенту с ведущим заболеванием ИБС
назначены и выписаны препараты Омез, Хондроксид, Предуктал, Фенобарбитал;
- пациенту с ведущей патологией:
гипертоническая болезнь ст. 2 не обоснованно назначены Бифидум-бактерин, Мезим
форте;
- пациенту с основным диагнозом:
деформирующий артроз не обоснованно назначены препараты Диротон, Гипотиазид,
Каптоприл;
- имеют место случаи отсутствия
преемственности в ведении больных между врачами-специалистами, что приводит к
дублированию выписанных льготных лекарственных средств одному пациенту разными
врачами.
Например: пациент получает рецепты
21.09.2005 на препараты L-тироксин Берлин-Хеми т. 100 мкг N 50 и
Дигидротахистерол фл. 0,1% 10 мл р-р в масле, а 29.09.2005 точно такие же
лекарственные препараты получают по рецептам от другого специалиста;
- выявлены случаи бесконтрольного,
необоснованно увеличенного периода назначения лекарственных средств.
Особенно это было характерно для конца
2005 года и начала 2006 года, когда в ряде регионов было дано указание выписывать так называемым отказникам лекарственные средства
впрок на период до нескольких месяцев;
- имеют место случаи полипрагмазии, а
также нерационального комбинирования лекарственных средств, выписка
лекарственных средств во время планового пребывания пациента в стационаре;
- недостаточная оценка клинического
эффекта от назначения того или иного лекарственного препарата.
Выявлены и ряд других недостатков,
говорящих о том, что требуют совершенствования как сам
механизм реализации дополнительного лекарственного обеспечения, так и механизм
контроля его реализации.
На основании вышеизложенного, а также с
целью совершенствования системы реализации Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения Федеральная служба по
надзору в сфере здравоохранения и социального развития в сфере здравоохранения
и социального развития предлагает:
1. Органам управления здравоохранения
субъектов Российской Федерации:
- обеспечить контроль
за проведением клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических
учреждениях;
обеспечить контроль за
рациональным расходованием финансовых ресурсов, выделенных из бюджета
Российской Федерации и предназначенных на льготное лекарственное обеспечение;
- особое внимание в регионе обратить на
качество составления заявки, определение потребности, учитывая при этом остатки
лекарственных средств в аптеках и на складах, реальный расход лекарственных средств предыдущих периодов;
- в каждом регионе определить пути
совершенствования доступности лекарственного обеспечения для сельского
населения;
обеспечить в лечебно-профилактических
учреждениях неукоснительное исполнение приказа Минздравсоцразвития России от
17.02.2006 N 97 в части выписки лекарственных средств по международным
непатентованным наименованиям.
2. Фармацевтическим организациям
федерального уровня принять меры по ликвидации дефектуры в разрезе
международных непатентованных наименований.
3. Контроль за
исполнением возложить на заместителя руководителя Федеральной службы Тельнову
Е.А.
Руководитель Федеральной службы
Р.У.ХАБРИЕВ