МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
30 мая 2006 г.
N 15/393-16-3
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Департамент фармацевтической
деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования направляет
Вам, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, методические рекомендации: "Обеспечение лечебно-профилактических
учреждений первичного звена здравоохранения медицинскими кадрами" для
использования в практической деятельности по реализации приоритетного
национального проекта в сфере здравоохранения.
Директор Департамента
Н.Н.ВОЛОДИН
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ
26 мая 2006 г. N 2813-ВС
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ
Аннотация
Рекомендуются методологические подходы к
обеспечению медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений первичного
звена здравоохранения, научно обоснованные и апробированные субъектами
Российской Федерации в ходе модернизации охраны здоровья населения. Определены
основные направления развития кадрового потенциала первичной медико-санитарной
помощи, в частности, в сельской местности, за счет улучшения качества
подготовки и повышения квалификации медицинских работников, организации общей
врачебной практики (семейной медицины), закрепления, оценки и оплаты труда
медицинских работников.
В соответствии с Приказом
Минздравсоцразвития России N 503 от 11.08.05 рабочую группу по разработке
методических рекомендаций составили:
сопредседатели:
Володин Н.Н., - директор Департамента
фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки,
образования Минздравсоцразвития России;
Сергиенко В.И. - заместитель руководителя
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию;
члены рабочей группы:
Владимиров В.Г., Калинкин М.Н.,
Ковалерский Г.М., Михайлова Ю.В., С.И.Шляфер.
В разработке участвовали сотрудники ФГУ
ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава (директор проф.
Михайлова Ю.В.) и представители субъектов Российской Федерации: Сон И.М., Сохов С.Т., Магнитский В.А., Калининская А.А., Калашников
В.В., Матвеев Э.Н., Сковердяк Л.А., Кайгородова Т.В., Михеев П.А., а также
Вялкова Г.М., Денисов И.Н., Замахаев С.А., Кобылкина Т.С., Кожевников В.В.,
Лухачевский С.Е., Назаров В.И., Семенченко Е.Г., Шестаков М.Г.
Методические рекомендации предназначены
организаторам здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, руководителям лечебно-профилактических учреждений первичного
звена, научным сотрудникам и преподавателям высших и средних учебных заведений
медицинского профиля.
1. Введение
Одной из главных причин низкого уровня
здоровья населения России остается неэффективность отечественного
здравоохранения, которое не отвечает реалиям рыночной экономики. Проблемы в
охране здоровья граждан страны накапливаются.
В значительной мере они связаны с
состоянием медицинских кадров.
Они неравномерно распределены по
субъектам Федерации и внутри административных территорий, в частности,
городской и сельской местности.
Не отвечает современным требованиям
соотношение числа врачей и средних медицинских работников. Даже для врачей
общей практики (семейных) оно составляет 1:1,5 вместо 1:2-3.
Сохраняется диспропорция соотношения
числа специалистов лечебного профиля и диагностического блока, а также врачей
первичного звена обслуживания пациентов и врачей-специалистов.
Несовершенна нормативно-правовая база
кадрового обеспечения здравоохранения. Оплата труда не стимулирует работу по
профилактике и лечению. Не определены пределы численности обслуживаемого
населения. Неудовлетворительно медико-техническое оснащение и информационное
обеспечение рабочего места. Не отработан уровень обучения и квалификационных
экзаменов. Канцелярская работа занимает до 30-40% рабочего времени врача.
В результате доступность адекватной
медицинской помощи уменьшилась для большинства граждан страны. Качество
медицинского обслуживания ухудшается, несмотря на рост должностей медицинского
персонала и затрат на предоставляемые услуги.
Президент Российской Федерации Путин В.В.
неоднократно декларирует здоровье нации в качестве приоритета государственной
политики страны. Здравоохранение занимает важное место среди национальных
проектов. В Посланиях Президента Российской Федерации определена необходимость
его модернизации, которая стала основным направлением развития отрасли на
ближайшие годы.
"Главная цель модернизации
российского здравоохранения - повышение доступности и качества медицинской
помощи для широких слоев населения, гарантии бесплатной медицинской помощи
должны быть общеизвестны и понятны. И по каждому заболеванию должны быть
выработаны и утверждены стандарты медицинских услуг с обязательным перечнем
лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными
требованиями к условиям оказания медпомощи".
Результативность и эффективность работы в
этом направлении в значительной степени определяется кадровым потенциалом.
Вместе с тем, деформация экономического и демографического развития страны,
ухудшение материального и снижение культурного уровня значительной части
населения, разрушение основополагающих принципов медицинского обслуживания
нарушило динамику развития кадровых ресурсов в разных экономо-географических
зонах страны.
Разделение полномочий государственной
власти федерального, регионального и муниципального уровней изменило условия,
требования и подходы к подготовке, квалификации и закреплению кадров
здравоохранения. Перестройка идет в направлении перехода от оплаты факта
существования учреждения и должности к оплате качества и объемом реально
оказываемых населению услуг.
Одновременно решается ключевое
противоречие между первичным звеном здравоохранения и стационарным этапом.
Объем финансирования амбулаторно-поликлинического обслуживания 80% заболевших
до сих пор не превышает 40% расходов здравоохранения, тогда как стационарный
этап (для 20% заболевших) потребляет 60% ассигнований. Диспропорции
финансирования ограничивают развитие материально-технической базы и внедрение
ресурсосберегающих технологий помощи на до - и постгоспитальном
этапах.
2. Первичная
медико-санитарная помощь - основной,
доступный и бесплатный для каждого гражданина России
вид медицинского обслуживания
2.1. Основные подходы Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ) к развитию первичной медико-санитарной помощи
(ПМСП) как ключевого элемента здравоохранения определены Международной
конференцией в Алма-Ате в 1978 г. До сих пор сохраняют значимость установки на
организацию адекватного обслуживания, приемлемого для населения, доступного
материально, а также профессионально и научно обоснованного.
По определению Большой медицинской
энциклопедии 1992 г. система первичной медицинской помощи включает поликлиники,
здравпункты, медсанчасти, скорую и неотложную помощь, родовспоможение, а также
частично стационары, куда первично обращаются или доставляются пациенты. К ней
относятся также фельдшерские (ФП) и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП),
врачебные амбулатории и участковые больницы сельской местности.
В 2003 году 56 сессией Всемирной
ассамблеи здравоохранения подтвержден приоритет ПМСП для деятельности ВОЗ.
Реализация этого направления обеспечивается ресурсами с целью уменьшить
неравенство в охране здоровья; укрепить кадровый потенциал; вовлечь местные
общины и добровольные группы, а также научными исследованиями методов
мониторинга, укрепления ПМСП в рамках здравоохранения в целом. В Европе ПМСП
определяется как предоставление диагностических и лечебных услуг, часто в
сочетании с профилактикой заболеваний, дополняемое услугами по укреплению
здоровья и реабилитации.
Приказ Минздравсоцразвития РФ N 487 от
29.07.05 определил ПМСП как комплекс профилактических, лечебно-диагностических,
санитарно-эпидемиологических (в пределах установленных полномочий) и
реабилитационных мероприятий, оказываемых населению медицинскими работниками в
амбулаторно-поликлинических, больничных и стационарно-поликлинических
учреждениях здравоохранения муниципального района и городского округа.
В этих учреждениях работает персонал, в
т.ч. врачи и средние медицинские работники функционально различного назначения:
- лечебного профиля - персонал
амбулаторного приема для взрослых и детей, скорой и неотложной помощи,
учреждений родовспоможения, приемных покоев больниц, обеспечивающий лечение
обратившихся за помощью больных при первом контакте с ними. Среди них
выделяется подгруппа усиления - заведующие отделениями, их заместители, врачи и
средний медицинский персонал цехового приема, военных комиссариатов,
травмопунктов;
- параклиники - персонал
лечебно-вспомогательных и диагностических подразделений;
- управления - руководители медицинских
учреждений, их заместители, методисты, статистики;
- группа средних медицинских работников,
самостоятельно обслуживающих население: фельдшера, медицинские сестры,
акушерки, зубные врачи.
Развитие первичной медико-санитарной
помощи в муниципальном здравоохранении повышает ее доступность; сокращает
дублирование в работе; позволяет интегрировать неотложную помощь в систему
общей врачебной практики, определяет развитие стационарной и скорой медицинской
помощи. Она оказывается бесплатно при состояниях, требующих срочного
медицинского вмешательства, независимо от подчиненности и собственности.
Работники этой системы проводят:
- профилактику и лечение наиболее
распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний;
- санитарно-гигиеническое образование
населения.
Первичная медико-санитарная помощь
гражданам Российской Федерации оказывается, в основном, по месту их жительства,
как правило, учреждениями муниципальной системы здравоохранения, но ее на
основе договоров со страховыми организациями могут оказывать учреждения и
другой подчиненности, в т.ч. ведомственные и частные.
2.2. Состояние кадровых ресурсов ПМСП -
слабое звено в управлении здравоохранением.
Как показывают отчетные данные,
обеспеченность населения России врачами составила 42,4 на 10 тыс. нас., средними медицинскими работниками - 95,6, в т.ч.
фельдшерами - 10,4; акушерками - 4,6. Соотношение числа врачей и средних
медицинских работников варьирует в зависимости от типа учреждения. В
амбулаторно-поликлинических учреждениях оно составляет 1:2,2; в скорой и
неотложной помощи - 1:2,5; в дневных стационарах амбулаторно-поликлинических
учреждений - 1:1,7, тогда как в стационарах круглосуточного пребывания - 1:3,8.
Обеспечение медицинскими работниками
населения по субъектам Российской Федерации и внутри них различается, но
отмечается общая тенденция к их сокращению. В первичном звене врачебные
должности начинают замещать специалисты со средним медицинским образованием.
Пополнение кадрами вдвое меньше убыли. Высока доля пенсионеров. Характер и
глубина подготовки специалистов не соответствует потребностям практического
здравоохранения. Создался дефицит кадров на приоритетных направлениях первичной
медико-санитарной помощи. Сохраняется тенденция кадров к специализации.
Квалифицированные специалисты концентрируются в городах. Сокращаются
возможности профессиональной реализации, повышения квалификации и социальных
гарантий.
Расширение внебольничной помощи
предполагает:
- создание консультативно-диагностических
и лечебных центров с отделениями медико-социальной
реабилитации, ухода, малокоечных дневных стационаров при амбулаториях,
поликлиниках, отделениях общеврачебной практики, отделений амбулаторной
хирургии, профилактической помощи матери и ребенку, стационаров на дому;
- организацию различных видов
общеврачебной практики (индивидуальной, групповой, центров семейной медицины) с
круглосуточным оказанием медицинской помощи из расчета 1200-1500 человек на 1
врача и 2 средних медицинских работников. В сельской местности преобладает
индивидуальная практика, в крупных муниципальных образованиях на базе сельских
врачебных амбулаторий организуется групповая;
- создание школ профилактики для
населения.
Мероприятия по развитию кадрового
потенциала включают:
- мониторинг и анализ использования
медицинских кадров, а также прогнозирование развития кадрового потенциала в
первичном звене здравоохранения;
- определение потребности в кадрах с
учетом текучести и естественной убыли их;
- рационализацию использования трудовых
ресурсов за счет переподготовки и трудоустройства работников, высвобождающихся
в ходе реструктуризации сети медицинских учреждений.
Чтобы решить эти задачи, органы
управления здравоохранением субъекта Федерации активизируют:
- контроль соблюдения Федерального и
территориального законодательства и подзаконных актов по здравоохранению в
части использования кадрового потенциала и повышения профессиональной
подготовки работников;
- улучшение подготовки и повышение
квалификации кадров на основе договора с высшими и средними специальными
учебными заведениями, как на территории субъекта Федерации, так и других
регионов;
- контроль занятости медицинских
работников и трудоустройство молодых специалистов в соответствии с Договором о
трудоустройстве. Приоритетное укомплектование учреждений сельского
здравоохранения;
- взаимодействие со Службой занятости
населения в переподготовке высвобождаемых медицинских работников перед их
трудоустройством и обеспечении занятости работников, прибывших из других
регионов.
Сохранение и закрепление трудового
потенциала, в т.ч. в системе первичной медико-санитарной помощи, обеспечивает:
- взаимодействие организационных,
образовательных, нравственных, социально-психологических, нормативно-правовых,
информационных, научно-методических, финансово-материальных и других механизмов
в ходе подготовки и работы медицинских работников;
- контрактная форма подготовки кадров;
- совершенствование нормативной базы,
регулирующей оплату труда медицинских работников, гарантии сроков ее выплаты,
материальное стимулирование медицинской деятельности в неблагоприятных
условиях;
- решение социально - бытовых проблем,
создание современных рабочих мест, поддержание авторитета профессии и
возможность профессионального роста (в клинике, ординатуре, аспирантуре)
независимо от подчиненности учреждения, где работает медицинский работник -
федеральное, региональное или муниципальное.
Качество медицинского обслуживания как
соответствие получаемой пациентом помощи его потребностям и ожиданиям,
современному уровню науки и применяемых технологий оздоровления, обеспечивается
оптимизацией использования ресурсов, внедрением современных технологий обслуживания,
мониторированием результатов с последующей коррекцией предпринимаемых мер.
Проблема доступности
амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и неотложной медицинской
помощи для населения решается как на уровне первичной медицинской помощи, так и
специализированной. Решение должно учитывать характер расселения жителей,
особенности проживания в городской или сельской местности.
Качество медицинской помощи оценивается
сопоставлением реальной ситуации со стандартами:
- обеспечения здравоохранения кадровыми,
материальными, финансовыми, информационными ресурсами;
- используемых лечебно - диагностических,
профилактических, реабилитационных, организационных, производственных
технологий;
- медицинской, социальной, экономической
эффективности.
С проблемой качества медицинской помощи
тесно связаны вопросы:
- аккредитации - определение соответствия
медицинского учреждения установленным профессиональным стандартам;
- лицензирования - документальное
подтверждение органами исполнительной власти права учреждения заниматься
определенным видом медицинской деятельности;
- сертификации - утверждение третьей
независимой стороной соответствия медицинских услуг требованиям нормативов и
стандартов.
Перераспределение в ходе реструктуризации
сети учреждений ресурсов внутри этапов и между ними, между уровнями
медицинского обслуживания с учетом вида и интенсивности оказываемой помощи,
лечебно - диагностической эффективности ее, а также сложившегося ресурсного
обеспечения меняет содержание деятельности врача ПМСП.
Доступность для граждан возможности
сохранить и укрепить свое здоровье обеспечивается по этапам:
- определение потребности населения в
конкретных видах первичной и специализированной медицинской помощи;
- структурные преобразования сети
медицинских учреждений муниципального, субъектов Федерации и федерального
подчинения.
Содержанием этих этапов является:
а) расширения объемов первичной помощи,
оказываемой врачом общей практики, сокращение (с учетом местных возможностей)
стационарных коек круглосуточного пребывания при одновременном создании
поликлинических консультативно-диагностических центров, межрайонных центров
специализированной помощи;
б) развития стационарзамещающих
учреждений с обслуживанием больных средним медицинским персоналом на дому, в
стационарах одного дня, в дневных стационарах, в специализированных центрах.
Реструктуризация требует первоначальных
финансовых вложений в организацию дневных стационаров, центров амбулаторной
хирургии, в оснащение кабинетов общей врачебной практики. Средства,
высвобождаемые в ходе ее проведения, целесообразно сохранять за учреждением для
расширения его лечебно-диагностических возможностей, повышения заработной платы
персонала, укрепления медико-технической и материально-технической базы.
Качество и эффективность работы кадров
ПМСП повышают:
- информационное обеспечение врачей и
средних медицинских работников;
- укрепление связей офисов врачей общей практики
(семейных врачей) (ВОП/СВ) с органами местного
самоуправления, а также с консультативными центрами и медицинскими учреждениями
более высокого уровня с внедрением телемедицины;
- формирование у медицинской
общественности и населения установок на внедрение и развитие семейной медицины;
- использование стандартов
диагностического обследования, лечения и реабилитации на этапе первичного
звена;
- частичное или полное фондодержание ВОП/СВ, которое усиливает его ответственность за здоровье
прикрепленного населения и повышает материальную заинтересованность:
а) в оптимизации объемов стационарной
помощи, когда круглосуточное наблюдение определяет только тяжелое состояние
пациента;
б) в привлечении к оказанию отдельных
видов специализированной помощи межрайонных центров.
3. Главная,
ключевая цель кадровой политики
в здравоохранении Российской Федерации
3.1. Стержень модернизации ПМСП -
организация общей врачебной практики.
Накопленный практический опыт
подтверждает, что внедрение ВОП/СВ с одновременной
реорганизацией амбулаторно-поликлинического сектора здравоохранения повышает
доступность догоспитального этапа медицинской помощи. Увеличивается ее объем,
охват населения иммунопрофилактикой, медицинскими осмотрами и диспансеризацией.
При этом уменьшается количество вызовов скорой помощи, повышается качество и
обеспечивается непрерывность оказания медицинской помощи, оптимизируется
использование наличных ресурсов. Почти на 40% сокращается число больных,
направляемых на специализированные консультативные амбулаторные приемы (за счет
уменьшения числа непрофильных пациентов). Это улучшает условия оказания
специализированной амбулаторной помощи. ВОП/СВ могут
взять на себя до 50% объемов работы кардиолога и ревматолога, 30% -
гастроэнтеролога, 20% - эндокринолога, 45% - хирурга, 29% - уролога, 30% -
травматолога, 35% - оториноларинголога, 29% - офтальмолога, 46% -
невропатолога, 20% - дерматовенеролога и 30% - акушера-гинеколога. Роль
специалистов смещается в сторону консультативной помощи общепрактикующим врачам
и фельдшерам.
Уменьшается нагрузка на стационарный
сектор. Расширение диапазона амбулаторно-поликлинических услуг при
использовании стационарзамещающих технологий, контроль ВОП за госпитализацией,
сокращение объема госпитализации стимулирует реструктуризацию коечной сети.
В итоге совершенствования
амбулаторно-поликлинической помощи:
- уменьшаются показатели заболеваемости
населения и улучшаются демографические показатели;
- с ростом ответственности за здоровье
пациента повышается авторитет медицинских работников среди населения;
- меняется характер работы всех
специалистов амбулаторно-поликлинического звена.
Подушевое финансирование по численности
обслуживаемого населения с частичным фондодержанием
является оптимальным для ВОП/СВ.
В проблемных регионах с низкой плотностью
населения - горных, степных, таежных, Крайнего Севера, особенно в сельской
местности, доступность первичной медицинской помощи уже обеспечивается врачом
общей практики, а также институтом фельдшерской помощи.
Однако вопреки программе "Общая
врачебная (семейная) практика" большинство поликлиник оказывают первичную
медицинскую помощь силами участковых терапевтов, с одной стороны, и профильных
специалистов, с другой, при соотношении их численности 1:3,8. С 1995 г.
подготовлено в клинической ординатуре и на циклах повышения квалификации по
специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" более
8000 врачей, но в системе Минздравсоцразвития России в 2004 г. работало лишь
3940 врачей. Следовательно, несколько тысяч подготовленных специалистов продолжают
работать участковыми терапевтами.
Темпы внедрения практики ВОП/СВ широко варьируют. Активно работают в
этом направлении органы здравоохранения г. Санкт-Петербурга, Тульской,
Самарской областей, Республик Бурятия, Мордовия, Чувашия, Татарстан,
Ставропольского края.
Важно увеличить объемы подготовки и
медицинских сестер общей практики, численность которых почти 4,7 тыс. человек.
Внедрению ВОП/СВ
препятствует отсутствие муниципального заказа и системы распределения молодых
специалистов. Президент Российской Федерации Путин В.В. на совещании по
проблемам малых городов 17.07.03 г. допустил возможность возрождения
распределительной системы.
Ускорить внедрение института ВОП/СВ может изменение его статуса; перестройка отношений между
врачами общей практики и администрацией ЛПУ в виде субподрядного договора на
реализацию муниципального заказа.
3.2. Организацию работы
лечебно-профилактических учреждений первичного звена здравоохранения в сельской
и труднодоступной местности определяют:
- ландшафтные и климатические особенности
района обслуживания, протяженность территории (степные районы), сезонная
труднодоступность поселений (горные районы, районы Крайнего Севера), сочетание
обоих факторов (таежные районы);
- неравномерное расселение малочисленного
населения. Поселения удалены от мест оказания медицинской помощи. Дороги или
отсутствуют, или в плохом состоянии и труднопроходимы в осенний и весенний
сезоны;
- особенности труда и быта работников
агропромышленного комплекса в различных сельскохозяйственных зонах;
- медико-техническая и
материально-техническая маломощность сельских ЛПУ ограничивают пределы
квалифицированной и специализированной помощи больным, затрудняют внедрение
современных диагностических и лечебных технологий.
Медицинскую помощь сельскому населению
обычно оказывают работники ФП и ФАПов, сельских врачебных амбулаторий и
участковых больниц. Эти учреждения сокращаются как из-за уменьшения численности
обслуживаемого населения, так и вследствие отсутствия кадров медработников. В 2004
г. первичную медицинскую помощь жителям
сельской местности Российской Федерации оказывали почти 7,8 тыс.
амбулаторно-поликлинических учреждений, в т.ч. более 4 тыс. врачебных
амбулаторий, а также более 42,5 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов,
скорую помощь - почти 1,3 тыс. отделений (станций). Число вакантных врачебных
должностей по сельским учреждениям Минздравсоцразвития РФ достигает 8,2 тыс., а
среднего медицинского персонала 8,4 тыс. В течение года не были укомплектованы
медицинскими кадрами 2,5% ФАПов, 10% сельских участковых больниц, 14,5%
сельских врачебных амбулаторий.
В сельской местности работает всего 521
ВОП/СВ (около 13%). Из 289 сельских врачебных
амбулаторий в 5 работало только по одному врачу общей практики (семейному). Активно готовятся врачи сельской общей (семейной) практики в
Чувашской республике, в республике Карелия, в Саратовской, Самарской, Тульской,
Тверской, Мурманской областях.
В Кировской,
Самарской, Саратовской областях накоплен опыт создания на базе участковых больниц
и сельских врачебных амбулаторий филиалов отделений (станций) скорой и
неотложной помощи с круглосуточным закреплением санитарного транспорта.
Развитие выездных форм специализированной
помощи приближает ее к сельскому населению. В частности, практикуются такие
формы оказания ее как:
- выездная работа врачей центральных
районных больниц (ЦРБ);
- постоянно действующие при ЦРБ выездные
бригады, обеспеченные транспортом и медицинской аппаратурой;
- межрайонные специализированные выездные
бригады;
- плановая консультативная помощь
областных (краевых, республиканских) больниц и диспансеров;
- выездная работа специалистов
межрайонных учреждений.
Стационарзамещающие технологии внедрены и
развиваются в сельской местности Воронежской, Самарской, Саратовской, Владимирской,
Мурманской областей, в республиках Бурятия и Татарстан. Обеспеченность
стационарзамещающими койками должна составлять 1,4-1,5 на 1000 населения.
4. Кадровые ресурсы
- самые дорогостоящие
в здравоохранении
Стоимость их возрастает по мере накопления
работниками профессионализма и опыта. Изменение стратегии в охране здоровья
населения меняет направленность профессиональной (в т.ч. медико-технической)
подготовки медицинских работников. Одновременно оно предъявляет повышенные
требования к их личным и деловым качествам в работе с людьми и организациями.
Развитие кадрового потенциала включает
планирование, подготовку и закрепление его. Численность и структура кадров, в
т.ч. первичного звена, устанавливаются в соответствии с Программой
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи. Планирование опирается на дифференцированные нормативы
потребности населения в различных видах медицинской помощи с учетом
региональных особенностей охраны здоровья населения, демографической ситуации,
прогноза их развития. Потребность в медицинских кадрах исчисляется с учетом
возрастно-половой структуры населения, показателей острой и хронической
заболеваемости населения, объема лечебно-диагностических и реабилитационных
услуг, с учетом перечня необходимых профилактических мероприятий.
Сформированный государственный заказ на
специалистов в соответствии с потребностями средне- и долгосрочных перспектив
регионов составляет основу планов целевого приема в учебные заведения,
профессиональной ориентации и подготовки молодых специалистов, а также
переподготовки работников.
Довузовская подготовка абитуриента
включает профессиональную ориентацию. Слабая подготовка абитуриентов и дефекты
профориентации учащихся общеобразовательных школ побуждают создавать в
общеобразовательных учреждениях, лицеях и гимназиях медико-биологические
классы, где углубленно изучаются биология, химия и другие предметы
естественного профиля подготовки. Чтобы определить готовность абитуриента к
медицинской работе, при поступлении в учебное заведение непременно должно проводиться
собеседование. Предпочтение в приеме отдается санитарам, медицинским сестрам,
фельдшерам, имеющим стаж работы в ЛПУ и абитуриентам из медицинских династий.
Необходимо решить вопрос об открытии при высших медицинских и фармацевтических
учебных заведениях, наряду с коммерческими,
подготовительных отделений на бюджетном финансировании.
Утверждены государственные
образовательные стандарты. Единый государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по специальностям, типовые программы по
предметам учебного плана обеспечивают единство требований при контроле знаний и
умений на этапах обучения. Тестовый контроль знаний выпускников медицинских и
фармацевтических учреждений по единым федеральным тестам проводится во всех
образовательных учреждениях страны.
Начата подготовка специалистов с высшим
образованием по новым специальностям - "Биотехнология",
"Экономика управления здравоохранением", "Клиническая психология",."Социальная работа", "Сестринское
дело" и работников со средним профессиональным образованием -
"Медицинский технолог", "Медицинский лабораторный техник".
Реализуется "Отраслевая программа
содействия занятости медицинских и фармацевтических работников".
Внедряется "Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования".
Утверждена "Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской
Федерации".
Для укомплектования кадрами медицинских
учреждений трудонедостаточных, отдаленных и сельских районов расширяется
практика заключения контрактов на любом этапе обучения между обучающимся,
образовательным учреждением и работодателем с гарантиями трудоустройства
выпускников. В медицинских и фармацевтических ВУЗах Минздравсоцразвития России
отработана практика целевого приема на основе договоров между ВУЗом, органом управления
здравоохранением субъекта Российской Федерации и гражданином, направляемым на
обучение и повышение квалификации.
Целевой прием - основной инструмент
подготовки специалистов первичного звена здравоохранения для конкретного
региона в конкретном учебном заведении. Поэтому общие договорные отношения
дополняются индивидуальным договором между администрацией и учащимся
(студентом, интерном, ординатором, врачом, фельдшером, медицинской сестрой) на
целевую подготовку по первичной медицинской помощи с указанием видов социальной
поддержки, обязанностей специалиста, условий расторжения договора.
Обеспечивается непрерывность
целенаправленной организационной, учебной и методической подготовки кадров по
общей врачебной практике. Особое внимание уделяется протоколам ведения
пациентов с наиболее распространенными состояниями: пневмония, депрессия,
диспепсия, профилактика и лечение пролежней, геморрой, ОРЗ и грипп, синусит и
отит, острая боль в пояснице и в грудной полости, сердечная недостаточность,
хронические болевые синдромы, не связанные со злокачественными опухолями.
5. Повышение
квалификации медицинских работников столь же рентабельно, как и модернизация
оборудования. Направленность работы в этом направлении определяют структурная
перестройка здравоохранения, технологическое совершенствование учебного
процесса, сертификация специалистов на основе профессиональных стандартов.
Постдипломное образование дифференцирует
подготовку специалиста: после окончания вуза - в интернатуре, после окончания
вуза и практической работы - в ординатуре, далее - тематическое и общее
усовершенствование. Непрерывное послевузовское образование требует обучающих
программ, экспертных систем и методических материалов, систем передачи знаний с
использованием телемедицины, дистанционного образования и др.
Так, в Тверской области успешно
реализуются 4 программы последипломной подготовки ВОП/СВ:
- традиционной двухгодичной клинической
ординатуры по общеврачебной практике для молодых специалистов и работающих
врачей;
- очно-заочной ординатуры сроком 2,5 года
для участковых терапевтов со стажем работы, для сельских врачей участковых
больниц и врачебных амбулаторий;
- шестимесячная переподготовка
специалистов со стажем работы более 5 лет по профилю "Лечебное дело"
для сельских врачей участковых больниц и сельских амбулаторий;
- тематическое двухмесячное
усовершенствование для врачей с сертификатом специалиста и стажем работы в
качестве врача общей практики не менее 5 лет.
Разработаны сборники тестовых заданий для
послевузовского и дополнительного образования, а также на получение или
подтверждение квалификационных категорий.
Существует много разнонаправленных
подходов к оценке отдельных аспектов деятельности медицинских учреждений,
результатов их работы и деловых качеств медицинского персонала системы ПМСП.
В частности, оценка работы первичной
медицинской помощи включает показатели функции врачебной должности, число
посещений на 1 жителя в год, в т.ч. с профилактической целью, число
обследований, процент охвата населения диспансерным наблюдением.
Информативен анализ динамики показателей:
- сокращения первичной заболеваемости;
- уменьшение кратности обращения к врачу
вследствие заболевания;
- уменьшения доли осложнений;
- уменьшения частоты обострений
хронических заболеваний;
- сокращения средней длительности случая
заболевания, в т.ч. хронического;
- снижение доли лиц с ограниченными
возможностями, а также выходящих на инвалидность;
- уменьшение числа госпитализаций;
- сокращение внебольничной летальности.
В качестве комплексного показателя
демонстративна динамика перемещения прикрепленного на обслуживание населения по
группам здоровья (из третьей - во вторую, из второй - в первую), а также
динамика удельного веса лиц с хроническими заболеваниями и относящихся к группе
длительно и часто болеющих (ДЧБ).
В Тверской области в качестве показателя
оценки кадрового потенциала используются: процент укомплектованности
физическими лицами должностей врачей и средних медицинских работников, доля
сертифицированных врачей и средних медицинских работников, процент врачей и
средних медицинских работников, имеющих квалификационную категорию, доля
специалистов с ученой степенью.
Разрабатываются интегральные индексы. В
частности, Петрашевич В.А. и Петрова Н.Г. (Санкт-Петербург) предложили:
А) индекс активности профилактической
работы (ИАПР), вычисляемый по формуле ИАПР = (ЧПП x ЧФС)/ЧЖУ, где ЧПП - число
профилактических прививок; ЧФС - число осмотренных флюорографическим методом;
ЧЖУ - число жителей на участке;
Б) индекс активности лечебной работы (ИАЛР):
ИАЛР = (ЧБИ x ЧПс)/ЧЗб, где ЧБИ - число биохимических исследований; ЧПс - число
посещений; ЧЗб - число заболевших;
В) индекс качества (ИК): ИК = (ЧВНп x ЧУ x ЧГ)/ЧН60, где ЧВНп - число вызовов неотложной помощи;
ЧУ - число умерших на дому; ЧГ - число госпитализаций; ЧН60 - численность
населения моложе 60 лет;
Г) суммарный индекс участка (СИУ) : СИУ = ИК x 1000/ИАПР x ИАЛР.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 28.07.05 N 461 "О программе государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 г."
определен порядок финансирования лечебных учреждений различного подчинения.
Скорая и неотложная помощь, а также
первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических,
стационарно-поликлинических и больничных организациях в т.ч. женщинам в период
беременности, во время и после родов оказывается за счет бюджетов муниципальных
образований.
Этим же Постановлением установлены
нормативы объемов медицинской помощи:
- амбулаторно-поликлиническая помощь -
9,168 посещений на 1 человека в год, в т.ч. в рамках базовой программы - 8,458.
Финансовые затраты - 1005 руб. на 1 посещение, в т.ч. 75,7 руб. за счет фонда
ОМС;
- помощь в дневном стационаре - 0,577
пациенто-дней на 1 человека в год. Норматив затрат - 207,7 руб. на 1
пациенто-день, в т.ч. 197,7 руб. за счет средств ОМС;
- скорая медицинская помощь - 0,318
вызова на 1 человека в год - 913,3 руб. на 1 вызов.
Для сравнения - норматив стационарной
помощи составляет 2,812 койко-дней на 1 человека в год, в т.ч. в рамках базовой
программы - 1,942 койко-дня. Норматив затрат - 588,4 руб. на 1 койко-день, в
т.ч. 452,6 руб. за счет средств ОМС.
Подушевой норматив финансирования
Программы определен в 3378 руб. на 1 человека в год, в т.ч. 1613 руб. за счет
средств ОМС.
В современных условиях источниками
финансирования оплаты труда медицинских работников служат бюджет, обязательное
медицинское страхование (ОМС), платные услуги, добровольное медицинское
страхование (ДМС), прочие поступления. Предусматривается переход к
одноканальному финансовому обеспечению программно-целевого управления отраслью,
ориентированного на достижение конечного результата.
Согласно Приказа Минздрава России N 48 от 24.02.98 оклад работника, в т.ч. первичного
звена, определяется ставкой по Единой тарифной сетке (ETC) в зависимости от
стажа, квалификации и специальности его. Тарифная ставка (оклад) не
ограничивается. Это позволяет руководителям учреждений по согласованию с
профсоюзным органом изменять порядок оплаты труда, а также привлекать
внебюджетные источники финансирования.
Уравнительная система оплаты труда, где
товаром является время, а не оказанная медицинская услуга, усугубляет
негативные процессы в здравоохранении. Принятые законы дифференцируют
заработную плату работников здравоохранения в муниципальных образованиях и
субъектах Российской Федерации. Оклад без надбавок финансируется федеральным
бюджетом, а расходы на выплаты надбавок за особые условия труда, стаж работы,
ученые степени возложены бюджеты субъектов Федерации. Дифференциация оплаты
труда позволяет дополнить существующую систему оплаты материальным
стимулированием с учетом объема работы и качества оказанной медицинской помощи.
Основной задачей реформирования системы
оплаты труда в здравоохранении должны стать отказ от затратного обеспечения и
создание такой системы финансирования, которая заинтересовала бы работника в
интенсификации труда, во внедрении новейших медицинских технологий, в улучшении
качества оказания медицинской помощи и сокращении времени лечения больных.
6. Заключение
Цель проводимой реформы отечественного
здравоохранения, важной составляющей которого является первичная
медико-санитарная помощь, состоит в том, чтобы повысить медицинскую, социальную
и экономическую эффективность системы охраны здоровья населения. Первоочередной,
главнейшей задачей всех медицинских работников страны, и в первую очередь,
первичного звена является:
- консолидация всех
слоев общества в охране здоровья, поскольку проблема улучшения здоровья - это
проблема изменения ценности здоровья в системе ценностей общества и личности;
- развитие межведомственного
сотрудничества в элиминации факторов, неблагоприятных для здоровья людей и в
санитарном просвещении населения обеспечивается многоканальным массированным
информационным воздействием социальной рекламы в целях укрепления семьи,
формирования здорового, физически активного образа жизни;
- обоснование инвестиций в программы по
охране здоровья и в развитие медицинской помощи, прежде всего, на укрепление
первичного звена;
- ориентация первичной медико-санитарной
помощи на посемейное обслуживание.
Критериями достижения к 2008 г.
поставленной цели являются:
- увеличение ожидаемой при рождении
продолжительности жизни до 67 лет;
- средней продолжительности жизни больных
с хронической патологией до 13,5 лет;
- снижение младенческой смертности до
10,3 на 1000 родившихся;
- сокращение смертности от несчастных
случаев, отравлений и травм до 180 на 100 тыс. населения.
Первоочередная задача региональных
органов здравоохранения - ревизия состава сотрудников первичной медико-социальной помощи с целью разработки плана подготовки
и повышения квалификации, а также пересмотра должностных обязанностей с
повышением статуса фельдшерского звания до уровня помощника врача с
соответствующей муниципальной доплатой к окладу.