ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
9 июня 2006 г.
N 0100/6371-06-32
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ПОЛИОМИЕЛИТОМ И ОВП
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2005 ГОДУ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека информирует об итогах
проводимого в 2005 г. эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми
вялыми параличами (ОВП).
В Российской Федерации функционирует
эффективная система эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП, осуществляется еженедельная
передача информации с уровня субъектов на федеральный уровень с последующей
передачей данных в Европейское региональное бюро ВОЗ.
Основные показатели качества эпиднадзора
за полиомиелитом и ОВП в целом по Российской Федерации в 2005 г. оставались на
уровне, рекомендуемом ВОЗ:
- своевременность представления отчетов -
98%;
- показатель заболеваемости - 1,55 на 100
тыс. детей до 15 лет;
- своевременность выявления больных -
82,4%;
- удельный вес больных с 2-мя пробами
стула - 100%;
- адекватность обследования больных -
90,1%;
- показатель обследования больных в Национальном и региональных центрах - 100%;
- эпидемиологическое расследование в срок
7 дней - 93,7%;
- повторный осмотр - 93,4%;
- классификация случаев - 96,5%.
Вместе с тем, анализ поступающих в
Координационный центр ликвидации полиомиелита материалов в разрезе субъектов
Российской Федерации выявил ряд недостатков.
В 2005 г. в Российской Федерации
зарегистрировано 358 случаев OBП (показатель составил
1,55 на 100 тыс. детей до 15 лет), из них 58 - "горячих" случаев в 28
субъектах Российской Федерации (в 2004 г. - 61 случай в 33 субъектах). Наибольшее количество "горячих" случаев зарегистрировано
в Республиках Дагестан - 7 случаев (4 сл. из Чеченской Республики),
Башкортостан - 4 сл., Московской - 7 сл., Кемеровской областях - 4 сл., г.
Москве - 3 сл. (в т.ч. 1 сл. из Республики Ингушетия и 1 сл. из Чеченской Республики).
Преимущественно к категории "горячих" случаев в 2005 г. относились
случаи ОВП у детей до 1 года, которые получили менее 3 доз полиомиелитной
вакцины, или детей, прибывших из Чеченской Республики без сведений о прививках.
В прошедшем году в
7 субъектах Российской Федерации - Республиках Башкортостан, Мордовия, Саха
(Якутия), Иркутской, Челябинской областях, Алтайском и Красноярском краях -
выявлены 7 сл. вакциноассоциированного полиомиелита. Из них 3 случая - у контактных и 4 - у реципиентов
вакцины. Кроме того, в 2005 г. в Кемеровской области зарегистрирован 1
случай, расцененный как совместимый с полиомиелитом ввиду позднего забора проб
фекалий (позднее 14 дня от начала паралича).
Следует особое внимание обратить на
"молчащие территории", где не регистрируются ОВП. В
2005 г. не выявлено ни одного случая ОВП в 18 субъектах Российской Федерации (в
2004 г. - в 11 субъектах): в Республиках Ингушетия, Северная Осетия, Тыва,
Хакасия, Карачаево-Черкесской, Чеченской Республиках, Камчатской, Костромской,
Магаданской, Тамбовской областях, Ненецком, Еврейском, Чукотском, Корякском,
Таймырском, Эвенкийском, Усть-Ордынском Бурятском, Агинском Бурятском
автономных округах. Кроме того, в 6-ти субъектах -
Республике Бурятия, Краснодарском крае, Амурской, Калужском, Ленинградской,
Тульской областях - показатель заболеваемости ОВП был ниже требуемого (1,0 на
100 тыс. детей).
Актуальными остаются проблемы учета и
отчетности о случаях ОВП на уровне субъектов Российской Федерации, правильности
заполнения и своевременного представления карт расследования случая ПОЛИО/ОВП. В 2005 г. месячная оперативная отчетность периодически не
предоставлялась из 11 субъектов Российской Федерации (Чеченской Республики,
Республик Тыва, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Дагестан, Корякского,
Эвенского, Коми-Пермяцкого АО, Рязанской, Тверской областей), в том числе из
Чеченской Республики и Республики Ингушетия отсутствовала информация в течение
5 мес., из Республики Тыва - в течение 4 мес. Недельная оперативная отчетность
нерегулярно представлялась из 9 субъектов Российской Федерации, в том
числе наиболее часто из Курской области, Коми-Пермяцкого автономного округа,
Республики Тыва.
Общими недостатками
являются следующие: несвоевременное предоставление I и II частей карт
эпидрасследования случая полиомиелита и ОВП (Новосибирская, Свердловская
области и др.), несоответствие количества ОВП по данным оперативной информации
и формы государственного статистического наблюдения N 1, заполнение данных о
прививках без учета возраста ребенка (например, Псковская область), отсутствие
обоснованной и правильной постановки диагноза "горячий случай" и
соответствующего оформления документации на него (Республики Татарстан, Калмыкия, Карелия,
Башкортостан, Удмуртия, Ярославская, Липецкая, Волгоградская, Ульяновская,
Тюменская области).
Важным показателем в осуществлении
эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП является своевременная регистрация случаев ОВП и
начало эпидрасследования. В первые 7 дней с момента
развития ОВП было выявлено 82,4% случаев, расследованы в первые 48 часов -
94,1%, повторно осмотрены через 60 дней - 97,2% случая. Серьезным
недостатком остается позднее выявление больных ОВП в г. Москве, Республиках
Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Карачаево-Черкессия (на 46 день с момента
начала заболевания!), Мари Эл, Удмуртия, Татарстан, Алтайском, Краснодарском,
Красноярском краях, Брянской, Владимирской, Иркутской, Кемеровской, Липецкой,
Московской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Пермской,
Ростовской, Свердловской, Челябинской областях, что наиболее часто связано с
поздним обращением родителей за медицинской помощью.
Одним из основных направлений в работе
региональных центров эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП является вирусологическое
исследование проб фекалий от больных ОВП и контактных в очагах ОВП. Удельный
вес больных ОВП с двумя пробами стула в течение 3-х последних лет ежегодно
составляет 100%.
В 2005 г. количество протестированных
образцов стула от больных с ОВП составило 772 пробы. У всех больных ОВП забрана по меньшей мере одна проба стула (в течение 14 дней
после появления симптомов заболевания): в 89,9% случаев в адекватные сроки (в
течение 14 дней после появления симптомов заболевания, собранные с промежутком
не менее одного дня) исследованы две пробы стула.
Позднее обследование и доставка материала
в Национальную лабораторию по диагностике полиомиелита и региональные центры
эпидемиологического надзора за полиомиелитом и ОВП отмечались в Республике
Карачаево-Черкессия, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах,
Алтайском крае, Волгоградской, Кемеровской, Нижегородской областях. В
результате чего своевременность обследования больных ОВП по стране в целом
составила 90,1%.
Число проб стула удовлетворительного
качества в течение последних 3-х лет остается стабильным - 98%. Несмотря на
это, в ряде случаев не выполняются требования к качеству отбора, упаковки и
доставки материала, отсутствует оперативное взаимодействие специалистов
эпидемиологического и лабораторного звена территориальных органов и учреждений
Роспотребнадзора. В результате чего возникает необходимость повторного
обследования больного ОВП, в более поздние сроки, привлечения дополнительных
материальных и людских ресурсов. Так, например, в г. Москве 1 больной
обследован позже 14 дня - из-за дефектов в диагностике, в Ивановской области -
из-за неудовлетворительного качества собранного материала (недостаточное
количество), из Республики Алтай пробы были доставлены в стеклянных флаконах,
закрытых фольгой.
В рамках дополнительного надзора за
ПОЛИО/ОВП было исследовано 13949 проб сточной воды, выделено 322 полиовируса и
454 других (неполно) энтеровирусов.
В 2005 г.
специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, Федерального центра гигиены и эпидемиологии,
региональных центров эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП в целях оценки
состояния мероприятий по профилактике полиомиелита (иммунизация,
эпидемиологический надзор, контеймент) были осуществлены выезды в 16 субъектов
Российской Федерации ("молчащие" территории, территории не достигшие
"нормативных" показателей эпиднадзора).
Следует отметить, что
несмотря на достигнутые высокие показатели качества эпиднадзора, в ряде
субъектов Российской Федерации прослеживается снижение внимания и
ответственности руководителей здравоохранения, органов и учреждений Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к
проблеме полиомиелита, организации и проведению комплекса мероприятий по
профилактике данной инфекции.
В целях совершенствования мероприятий по
поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации необходимо
обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Национальным планом действий
на 2006-2008 гг. по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской
Федерации после сертификации искоренения полиомиелита в Европейском регионе.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО