ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 июня 2006 г.
N 12
ОБ УСИЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАЛЯРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав заболеваемость
малярией, отмечаю, что несмотря на снижение показателей заболеваемости в 2005
году на 44%, маляриологическая ситуация в Российской Федерации остается
напряженной.
Всего в 2005 году был зарегистрирован 201
случай заболевания малярией (0,14 на 100 тыс. населения) в 43 административных
территориях против 382 (0,25 на 100 тыс. населения) в 2004 году в 60-ти
административных территориях. Среди заболевших в 2005 году зарегистрировано 16
детей до 14 лет, в 2004 году - 31 ребенок. На долю городских случаев приходится
96% (в 2004 г. - 86,1%).
Максимальное количество случаев малярии
зарегистрировано в г. Москве и Московской области - 98 случаев, в том числе на
долю с местной передачей приходится 34,6% (в г. Москве 20 случаев, Московской
области - 14 случаев).
Интенсивность
эпидемического процесса в г. Москве в последние 5 лет, значительно выше чем за
35 летний период с 1961 по 1997 г.г. В указанный период был зарегистрирован
3581 случай, на долю местной передачи малярии приходилось 0,4% (17 случаев), в
то время как за 5 летний период с 2000 по 2005 г.г. зарегистрирован 851 случай,
из них 24% (206 случаев) - с
местной передачей, что свидетельствует об укоренении малярии в Московском
регионе.
Из-за отсутствия регистрации примахина в
Российской Федерации на 4 административных территориях, в том числе в Москве и
Московской области, сформировались очаги с местной передачей малярии.
Отсутствие хинина в
лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации приводит к ежегодной
регистрации летальных исходов от тропической малярии (2002 г. - 2 сл., 2003 г.
- 4 сл., 2004 г. - 5 сл., 2005 г. - 2 сл., 2006 г. - 2 сл.), а
зарегистрированные таблетированные формы противомалярийных препаратов (лариам,
фансидар) не эффективны для лечения осложненной и резистентной к хлорохину форм
тропической малярии.
Выпуск отечественных препаратов (примахина,
хинина) планируется осуществлять с июля месяца 2006 года в Республике
Башкортостан (г. Уфа).
В большинстве субъектов Российской
Федерации сокращается число пунктов наблюдений за переносчиками.
Повсеместно ослаб контроль
за эффективностью проведения дезинсекционных мероприятий. Заселенность
малярийными комарами объектов надзора остается высокой. Так, заселенность
водоемов в 2005 г. составила 47,6% от количества обследованных (в 2004 г. -
34,5%, в 2003 г. - 46,8%), природных биотопов - 14,2% (2004 г. - 63,9%, в 2003
г. - 19,5%), что связано с недостаточным объемом истребительских мероприятий,
направленных на сокращение численности переносчика и гидротехнических работ.
Не проводились
исследования на малярию в Калужской, Костромской, Тамбовской, Вологодской,
Магаданской областях, Коми-Пермяцком, Ненецком, Чукотском, Эвенкийском
автономных округах, в Республике Марий Эл.
Отмечаются ошибки при лабораторной
диагностике. Так, например, в Ханты- Мансийском автономном округе у больного,
прибывшего из Африки, в препаратах крови были обнаружены плазмодии трехдневной
малярии, вместо плазмодиев тропической малярии, что свидетельствует о низкой квалификации специалистов,
как в лечебной сети, так и в органах и учреждениях, осуществляющих
госсанэпиднадзор в округе. Лабораторный диагноз был выставлен только в
Институте медицинской паразитологии и тропической медицины им.
Е.И.Марциновского Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова.
Отмечается повсеместное сокращение ставок
паразитологов, энтомологов в субъектах Российской Федерации. Так, например, в
Ярославской области сокращена единственная ставка энтомолога.
В целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации,
своевременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение
возникновения заболеваний малярией и в соответствии с Федеральным законом от 30
марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.04.1999, N
14, ст. 1650) постановляю:
1. Рекомендовать руководителям органов
исполнительной власти в Москве и Московской области:
1.1. Организовать комитет по борьбе с
малярией при Правительстве Москвы и Московской области с участием
представителей органов Роспотребнадзора, здравоохранения, образования, МВД
России, Минобороны России и других заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти.
1.2. Разработать и утвердить в
установленном порядке комплексный план по борьбе с малярией на территории
Москвы и Московской области.
2. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации изыскать возможность выделения финансовых
средств в необходимых объемах для проведения противомалярийных мероприятий.
3. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
3.1. Рассмотреть в июле 2006 года на
заседании коллегии органов управления здравоохранением вопрос организации
медицинской помощи больным малярией.
3.2. Установить строгий контроль за работой лечебно-профилактических учреждений по
вопросам своевременной диагностики малярии.
3.3. Рекомендовать систематическую
подготовку кадров по лабораторной диагностике малярии, в том числе на
центральных базах Института медицинской паразитологии и тропической медицины
им. Е.И.Марциновского Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова и
кафедры тропических и паразитарных болезней Российской медицинской академии
последипломного образования в г. Москве.
3.4. Поручить руководителям
лечебно-профилактических учреждений:
3.4.1. Взять под личный контроль вопросы
своевременности выявления и госпитализации больных малярией, проведения
лабораторного обследования, оказания им квалифицированной медицинской помощи,
регистрации заболеваний и представления экстренных извещений о случаях
подозрения на это заболевание в территориальные управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3.4.2. Иметь достаточный запас
противомалярийных препаратов для лечения трехдневной малярии (примахин) и
резистентной к хлорохину форм тропической малярии (хинин).
4. Руководителям территориальных
управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по субъектам Российской Федерации, Главным врачам ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации в
целях профилактики заболеваний малярией:
4.1. Принять меры по укомплектованию
специалистами должностей врачей-паразитологов, энтомологов в оперативных отделах
и паразитологических лабораториях, необходимым оборудованием и автотранспортом
для проведения энтомологических наблюдений в сезон передачи малярии.
4.2. Информировать органы местного
самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека соседних территорий о случаях заболевания
малярией для принятия ими санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мер.
4.3. Обеспечить:
4.3.1. Организационно-методическое
руководство противоэпидемической деятельностью в лечебно-профилактической сети.
4.3.2. Контроль за
наличием противомалярийных препаратов в лечебно-профилактических учреждениях
для лечения трехдневной малярии (примахина) и резистентной к хлорохину форм
тропической малярии (хинина).
4.3.3. Регулярную подготовку
(переподготовку) специалистов территориальных управлений Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии" по профилактике малярии.
4.3.4. Предупредительный и текущий надзор
за строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений и
маляриогенностью территории.
4.3.5. Представление внеочередных
донесений о случаях местной передачи и летальных исходов от малярии в
Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека.
4.3.6. Организацию и проведение
энтомологических наблюдений.
4.4. Считать основным мероприятием борьбы
с переносчиком малярии в сельской местности и местах проживания мигрантов
(недостроенные здания, нелегальные перевалочные базы, общежития и т.п.),
обработку инсектицидами остаточного действия.
4.5. Обеспечить качественное проведение
ларвицидных обработок в городах с обязательным использованием
специализированных технических средств; отказаться от них в сельской местности
средней полосы Российской Федерации ввиду их нецелесообразности.
4.6. Проводить эпидемиологическое
обследование очагов малярии и качественное проведение мероприятий в очагах.
4.7. Направлять карты
эпидемиологического обследования больных и очагов малярии в Федеральную службу
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на
электронном носителе и на бумажном носителе в Институт медицинской
паразитологии и тропической медицины им. Е.И.Марциновского Московской
медицинской академии им. И.М.Сеченова в течение одного месяца после проведения
обследования.
4.8. Направлять препараты крови (толстую
каплю и тонкий мазок) от больных малярией для подтверждения лабораторного
диагноза в Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им.
Е.И.Марциновского Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова в недельный
срок.
4.9. Организовать проведение активной
работы по гигиеническому воспитанию населения по вопросам профилактики малярии
с привлечением средств массовой информации.
5. Контроль за
выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П.Гульченко.
Главный санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО