ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
30 июня 2006 г.
N 0100/7168-06-32
О РАССЛЕДОВАНИИ ОСТРЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОТРАВЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав материалы о
состоянии расследования острых профессиональных отравлений в Российской
Федерации за 2001-2005 годы, сообщает.
За период с 2001 по 2005 гг. было
зарегистрировано 396 случаев острых профессиональных отравлений, из них 30 - со
смертельным исходом, и 674 пострадавшими, из них 162 - женщины. Указанные
отравления зарегистрированы в 56 субъектах Российской Федерации.
Наибольшее число
случаев острых отравлений и пострадавших зарегистрировано: в Республике
Татарстан (23 случая и 35 пострадавших), Алтайском крае (соответственно 19 и
22), Красноярском крае (10 и 23), Пермской области (46 и 51), Свердловской
области (28 и 67), Нижегородской области (20 и 21), Самарской области (18 и
24), Архангельской области (16 и 38), Астраханской области (15 и 25), Иркутской
области (14 и 39), Липецкой области (14 и 19),
Кемеровской области (13 и 25), Челябинской области (11 и 17), Тульской области
(10 и 20), г. Москве (12 и 20).
От воздействия химических веществ острые
отравления регистрировались, в основном, у работников химической
промышленности, цветной и черной металлургии, жилищно-коммунального хозяйства
(на водопроводно-канализационных системах), сельского хозяйства:
Групповые случаи (с числом пострадавших 2
и более человек) острых отравлений ежегодно регистрируются в цветной
металлургии, жилищно-коммунальном хозяйстве, химической, газовой
промышленности, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении. За анализируемый
период зарегистрировано 83 групповых случая с числом пострадавших 284 человека.
Основные вещества,
послужившие причиной отравлений - углерода оксид, хлор, двуокись углерода,
сероводород, аммиак, формальдегид, диоксид серы, фенол, формальдегид, кислоты,
гербициды и фунгициды.
Возрастной состав пострадавших
свидетельствует о большой частоте случаев острых отравлений у работников
активного трудоспособного возраста: до 20 лет - 12 человек, 20-29 лет - 116,
30-39 лет - 121, 40-49 лет - 173, 50-59 лет - 71, 60 лет и старше - 14 человек.
Возникновение острых профзаболеваний
(отравлений) обусловлено нарушением правил техники безопасности (28,8-37,2%),
авариями (14,4-25,8%), несовершенством технологических процессов (5,1-14,4%),
отступлениями от технологического регламента (6,4-13,5%), неприменением средств
индивидуальной защиты (6,3-7,8%).
Следует отметить серьезные нарушения
порядка извещения, расследования и учета острых профессиональных отравлений.
Так, в учреждения Роспотребнадзора были
направлены извещения по отмененным формам, утвержденных
Минздравом СССР в 1980, 1978 и даже в 1954 году (Пермская, Иркутская,
Калужская, Самарская, Курганская, Кемеровская области, Республика Чувашия,
Хабаровский край и др.). Кроме того, использовались бланки "Об острозаразном
заболевании", "О реакции на прививку", форма N 58-1/у
"Экстренное извещение о случае острого отравления химической
этиологии" утвержденная приказом N 460 от 29.12.2000 "Об утверждении
учетной документации токсикологического мониторинга" (Пермская, Оренбургская,
Свердловская, Мурманская, Самарская, Иркутская области), часть извещений
оформлена небрежно, без заполнения всех пунктов.
В соответствии с действующим порядком, в
течение первых суток, в территориальные органы Роспотребнадзора из
лечебно-профилактических учреждений поступили извещения лишь на 43,6%
пострадавших (294 человека). В остальных случаях извещения были получены в
срок: от 2 до 7 дней - 122 человека, от 8 дней до 1 месяца - на 72 человека, 1
месяц и более - на 17 человек (Республика Татарстан, Вологодская, Самарская
области, Приморский, Красноярский край, г. Москва.). В 25% случаев срок
поступления извещения не указан.
В 181 акте о случаях острых
профессиональных заболеваний не указано наименование учреждения, направившего
извещение, что повлекло нарушение сроков расследования или невозможность
расследования, недостоверность учета случаев профессиональных отравлений.
Основными недостатками составления
санитарно-гигиенических характеристик и актов о случаях профессиональных
заболеваний являются: противоречивость приводимых в характеристиках и актах
данных; неполное изложение обстоятельств и условий возникновения заболеваний
(отравлений), отступления от установленных требований оформления и
несвоевременное составление этих документов.
30% актов расследования острых
профессиональных заболеваний, оформленных за анализируемый период, составлены с
нарушениями законодательства Российской Федерации (Ставропольский,
Красноярский, Приморский край и др.).
В большинстве случаев при проведении расследований,
не в полной мере проводятся необходимые лабораторно-инструментальные
исследования уровней производственных факторов, не проводится их объективная
оценка.
По вине работодателей, в ряде случаев, в
работе комиссий по расследованию и оформлению актов профзаболеваний участвовали
только представители Роспотребнадзора, без привлечения других заинтересованных
организаций.
Без привлечения в необходимых случаях
представителей заинтересованных лечебно-профилактических учреждений,
территориальных органов Роструда, Росздравнадзора, Ространснадзора,
судебно-медицинской экспертизы и других, оформлено 80% актов, что является
нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000
г. N 967. Представители территориальных органов Роструда приняли участие в
расследовании лишь 17,5% случаев.
Работа по переоформлению или
восстановлению утраченных санитарно-гигиенических характеристик условий труда
работника, актов о случае профессионального заболевания, проводимая
территориальными управлениями Роспотребнадзора и Федеральной службой по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по жалобам работников,
работодателей, органов социальной защиты, свидетельствует о серьезных
нарушениях законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное,
в целях обеспечения установленного порядка расследования и учета острых
профессиональных заболеваний в субъектах Российской Федерации:
1. Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному
транспорту, предлагаю:
1.1. Усилить контроль
за мероприятиями по государственной регистрации потенциально опасных
химических и биологических веществ, применяемых в подведомственных организациях
и предприятиях;
1.2. Выдавать
санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности (работы, услуги),
продукцию, проектную документацию в субъектах Российской Федерации при
безусловном их соответствии действующему санитарному законодательству;
1.3. Усилить надзор и контроль, в
пределах компетенции службы, за организацией и проведением обязательных
предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров
работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными
производственными факторами, сроками их проведения при использовании на
производствах потенциально опасных химических и биологических веществ;
1.4. Обеспечить контроль
за своевременным направлением извещений учреждениями здравоохранения об
установлении предварительного диагноза острого или хронического
профессионального заболевания (отравления); об установлении, изменении или
отмене заключительного диагноза; качеством и полнотой оформления извещений;
1.5. Повысить оперативность при
организации расследования обстоятельств и причин возникновения у работника
острого профессионального заболевания, формировании комиссии по расследованию и
оформлению акта расследования;
1.6. Проводить в необходимом объеме
санитарно-эпидемиологические экспертизы, лабораторно-инструментальные и другие
гигиенические исследования с целью оценки условий труда на рабочем месте при
составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;
1.7. Своевременно и в полном объеме
оформлять акт о случае профессионального заболевания с указанием обстоятельств
и причин профессионального заболевания, допущенные нарушения санитарного
законодательства, иных нормативных актов;
1.8. Оперативно решать вопросы устранения
разногласий при постановке диагноза профессионального заболевания и его
расследования;
1.10. Обеспечивать сохранность и учет
документации по расследованию случаев острых профессиональных заболеваний;
1.12. Оказывать содействие работникам в
решении особо сложных случаев, касающихся вопросов установления связи
заболевания с профессией, нерешенные на уровне субъектов Российской Федерации,
в ГУ "НИИ медицины труда РАМН" и Координационном центре профпатологии
Минздравсоцразвития России;
1.13. Обеспечить хранение актов о случае
профессионального заболевания и материалов расследования случаев
профессиональных заболеваний в соответствии с действующим законодательством;
1.14. Инициировать (совместно с
территориальными органами Роструда, Росздравнадзора, Ространснадзора,
судебно-медицинской экспертизы и другими) разработку документа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации о порядке координации и взаимодействия
заинтересованных организаций по вопросам организации профилактических
мероприятий, экспертизы связи заболевания с профессией и расследования причин
острых и хронических профессиональных заболеваний;
1.15. В соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации, применять к работодателям, нарушающим
санитарные правила и гигиенические нормативы в вопросах гигиены труда и
профилактики профессиональной заболеваемости работников, меры воздействия,
препятствующие возникновению острых профессиональных и профессионально
обусловленных заболеваний.
2. Главному врачу ФГУЗ
"Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора" усилить
информационное, юридическое и нормативное обеспечение территориальных
управлений Роспотребнадзора по вопросам профилактики и расследования
профессиональных заболеваний (отравлений); усилить контроль приема
статистических форм, совершенствовать методы анализа профессиональных
заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным
воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных
информационных ресурсов.
О результатах проведенной работы прошу
доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека до 1 декабря 2006 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО