Поиск по базе документов:

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

ПРИКАЗ

 

15 июля 1991 г.

 

N 340

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

 

В целях выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные учебно-воспитательные учреждения, во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии" приказываю:

1. Утвердить согласованные с Министерством труда и социальных вопросов СССР Примерное положение о психолого-медико-педагогической консультации и квалификационные характеристики заведующего и консультанта психолого-медико-педагогической консультации (Приложение).

2. Контроль за реализацией данного Положения возложить на Управление интернатных и вспомогательных учебно-воспитательных учреждений, охраны прав детей (т. Малофеев Н.Н.).

 

Первый заместитель Председателя

В.Д.ШАДРИКОВ

 

 

 

 

 

Приложение

к Приказу Гособразования СССР

от 15 июля 1991 г. N 340

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

 

1. Общие положения

 

Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) создается для выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирования родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с недостатками в развитии. Консультация является межведомственной, постоянно действующей.

Порядок и условия создания ПМПК определяются Советами Министров республик из расчета одна консультация на 120 тыс. детей в возрасте до 18 лет.

Психолого-медико-педагогическая консультация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба республики или Союза ССР в зависимости от подчиненности, а также вывеску установленного образца.

 

2. Основные задачи

 

Основными задачами ПМПК являются:

1. Проведение психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, трудоустройства.

2. Осуществление учета и дифференцированного отбора детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении для направления их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения.

3. Подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа учебно-воспитательного и лечебного учреждения и целесообразности пребывания в нем ребенка.

4. Консультативная помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам, врачам, работникам инспекций по делам несовершеннолетних по вопросам воспитания, обучения и лечения детей с легкими отклонениями в развитии, нарушением поведения, в том числе не подлежащих направлению в специальные учебно-воспитательные учреждения.

5. Проведение разъяснительной работы среди населения, работников учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения о необходимости более полного выявления детей и подростков с отклонениями в развитии с целью оказания им квалифицированной психолого-медико-педагогической помощи.

6. Создание банка данных о количестве детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и внесение в соответствующие органы предложений о рациональном развитии сети специальных учебно-воспитательных и лечебных учреждений в системе народного образования, социального обеспечения, здравоохранения.

7. Направление детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного и динамического их изучения.

В своей работе консультанты ПМПК руководствуются принципами гуманного отношения к ребенку, всестороннего комплексного обследования его с учетом индивидуальных особенностей развития.

 

3. Состав и организация работы ПМПК

 

В состав ПМПК входят консультанты-специалисты: консультанты-психологи, консультанты-дефектологи (по логопедии, олигофренопедагогике и др.), консультанты-врачи (по психиатрии, невропатологии, отоларингологии и др.).

Для консультации могут привлекаться консультанты-специалисты на условиях почасовой оплаты труда.

Структура и штаты ПМПК определяются учредителями в зависимости от местных условий.

ПМПК осуществляет работу непосредственно в помещении консультации и в учебно-воспитательных учреждениях, расположенных в зоне ее действия.

ПМПК проводит свою работу в сотрудничестве с органами народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, инспекциями по делам несовершеннолетних, а также с общественными организациями данного региона (фондами, ассоциациями и др.).

Направление детей и подростков на консультацию осуществляется по инициативе учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также родителей (лиц, их заменяющих) при предъявлении следующих документов <*>:

--------------------------------

<*> Обследование детей и подростков, направленных на консультацию по инициативе родителей, допускается и без документов.

 

1) свидетельство о рождении ребенка;

2) подробная выписка из истории развития (болезни) ребенка;

3) подробная характеристика детей, воспитывающихся в детских учреждениях;

4) тетради с работами по родному языку, математике, рисунки детей, обучающихся в школе.

Обследование детей и подростков осуществляется только в присутствии родителей (лиц, их заменяющих).

На основании данных обследования ребенка консультантами ПМПК дается заключение о характере отклонений в его развитии и принимается коллегиальное решение о форме организации коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка с учетом его психофизических возможностей и индивидуальных особенностей, при необходимости даются рекомендации по реабилитации, социальной адаптации, трудоустройству.

В тех случаях, когда окончательный диагноз может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ПМПК дает рекомендации об обучении ребенка в специальном учебно-воспитательном учреждении с диагностическим сроком (1 год), осуществляет наблюдение за динамикой его развития.

Списки обследованных детей и подростков с развернутым заключением ПМПК и рекомендациями направляются в соответствующие органы народного образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. для решения вопроса об оказании этим детям специализированной педагогической, медицинской, социальной помощи.

Родителям (лицам, их заменяющим) выдается выписка из протокола ПМПК с соответствующими рекомендациями.

Заключение ПМПК носит рекомендательный характер и может быть основанием для направления детей и подростков в специальное учебно-воспитательное и лечебное учреждение при согласии родителей (лиц, их заменяющих).

В ПМПК ведется следующая документация: журнал учета детей и подростков, прошедших обследование в ПМПК; выписка из заключения ПМПК, заключение ПМПК (Приложения к Положению 1-3).

Психолого-медико-педагогическая консультация должна быть обеспечена необходимым набором помещений, оборудованием и компьютерной техникой.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

 

                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

 

Дата обследования _______________ Регистрационный N ______________

 

                          ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

1. Ф.И.О. ________________________________________________________

2. Дата рождения, возраст на момент обследования _________________

3. Кем направлен на обследование _________________________________

__________________________________________________________________

4. Цель обращения, жалобы ________________________________________

__________________________________________________________________

5. Краткие сведения о семье ребенка и условиях воспитания ________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Какая помощь была оказана ребенку ранее _______________________

__________________________________________________________________

 

               РЕЗУЛЬТАТЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

 

1. Краткие анамнестические данные ________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Время и причины основного нарушения ___________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Соматическое состояние ________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Неврологическое состояние, особенности моторики _______________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Психическое состояние _________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Заключение медико-генетической консультации (при необходимости)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Заключение отоларинголога и сурдопедагога _____________________

__________________________________________________________________

8. Заключение офтальмолога и тифлопедагога _______________________

__________________________________________________________________

9. Данные дополнительных обследований ____________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

             РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

 

1. Восприятие (зрительное, слуховое, тактильное) _________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Память ________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Мышление ______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Речь __________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Деятельность, внимание, работоспособность _____________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Эмоционально-волевая сфера, поведение, личность _______________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Сведения об индивидуальных особенностях _______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

             РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

 

1. Родной язык в семье ребенка ___________________________________

2. Данные логопедического обследования ___________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Знания и представления об окружающем мире. Ориентированность  в

пространстве и времени ___________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Знания  и  навыки   по   программному   материалу   дошкольного

учреждения или школы

    а) по родному языку __________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

    б) по математике _____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

    в) по другим предметам _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Обучаемость, способы выполнения заданий _______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Отношение к учению ____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Социальная и бытовая адаптация ________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

                      Общее заключение ПМПК

 

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Особое мнение ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации педагогам ___________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации родителям или лицам, их заменяющим __________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Заведующий ПМПК

(Ф.И.О., подпись) ________________________________________________

Члены ПМПК _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Секретарь ________________________________________________________

 

 

 

 

 

Приложение N 2

 

ЖУРНАЛ

учета детей, прошедших обследование

на психолого-медико-педагогической консультации

 

N
п/п

Дата

Ф.И.О.
ребенка

Год и
месяц
рож-
дения

В каких 
учрежде-
ниях вос-
питывался
и обучал-
ся (д/с,
школа,  
ПТУ,    
семья)  

Домашний
адрес,
телефон

Кем на-
правлен
на ПМПК

С ка-
ким 
диаг-
нозом
пос-
тупил

Диаг-
ноз,
пос-
тав-
лен-
ный 
ПМПК

Реко-
мен-
дации
ПМПК

При-
ме-
ча-
ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписи всех членов ПМПК

 

 

 

 

 

Приложение N 3

 

                       ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА

           ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

 

Адрес: ___________________________        Телефон: _______________

 

Дана _____________________________________________________________

в том, что был консультирован ___ числа ___________ месяца 199_ г.

    Заключение: __________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

    Рекомендовано: _______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

    М.П.                          Заведующий ПМПК ________________

 

 

 

 

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЗАВЕДУЮЩЕГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

 

Должностные обязанности. В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) планирует и организует ее работу, осуществляет подбор и расстановку кадров, организует повышение квалификации работников. Анализирует и обобщает результаты работы ПМПК, отвечает за правильность установленного диагноза и рекомендаций о специализированных формах лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Организует участие консультации в разработке и реализации планов психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков, во внедрении разработанных в централизованном порядке типовых проектов и методик по выявлению детей и подростков, нуждающихся в специализированной педагогической и медицинской помощи. Организует оснащение консультации необходимым оборудованием и материалами. Совместно с учреждениями народного образования и здравоохранения организует профилактическую работу по вопросам предупреждения аномального развития детей, выполнению рекомендаций ПМПК о методах лечения, обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии. Участвует в осуществлении мер по педагогической, социальной и трудовой адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, их правовой защите. Организует повышение квалификации работников народного образования по проблемам психолого-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии.

Должен знать: Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном образовании, здравоохранении, социальном обеспечении Союза ССР и республик; постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; специальные коррекционные средства лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и практики; основы научной организации труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты.

Квалификационные требования. Высшее образование (педагогическое с переподготовкой по специальности "Дефектология", или дефектологическое, или медицинское, или психологическое) и стаж консультационной работы не менее 5 лет.

 

 

 

 

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

КОНСУЛЬТАНТА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

 

Должностные обязанности. Проводит совместно с другими специалистами психолого-медико-педагогической консультации обследование детей и подростков по своей специальности с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза, отбора детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и подготовки рекомендаций о специализированных формах их лечения, обучения и воспитания. Анализирует ход лечения, обучения и воспитания детей и подростков в учреждениях народного образования, их состояние в процессе лечения, обучения и воспитания. Оказывает соответствующую консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогическим и медицинским работникам. Содействует правильной ориентации работников народного образования в проблемах психолого-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Оказывает по необходимости специализированную помощь детям и подросткам, имеющим отклонения в развитии. Участвует в осуществлении мер по педагогической, социальной и трудовой адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, после завершения их лечения, обучения и воспитания в учреждениях народного образования.

Должен знать: Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном образовании, здравоохранении, социальном обеспечении Союза ССР и республик; постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; специальные коррекционные средства лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и практики по вопросам своей специальности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты.

Квалификационные требования. Высшее образование (педагогическое с переподготовкой по специальности "Дефектология", или дефектологическое, или медицинское, или психологическое) и стаж работы по специальности не менее 10 лет.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024