ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
15 июля 1991 г.
N 340
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
В целях выявления,
учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в
специальные учебно-воспитательные учреждения, во исполнение Постановления
Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по улучшению
работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков,
имеющих недостатки в физическом или умственном развитии" приказываю:
1. Утвердить согласованные с
Министерством труда и социальных вопросов СССР Примерное положение о
психолого-медико-педагогической консультации и квалификационные характеристики
заведующего и консультанта психолого-медико-педагогической консультации
(Приложение).
2. Контроль за
реализацией данного Положения возложить на Управление интернатных и
вспомогательных учебно-воспитательных учреждений, охраны прав детей (т.
Малофеев Н.Н.).
Первый заместитель Председателя
В.Д.ШАДРИКОВ
Приложение
к Приказу Гособразования СССР
от 15 июля 1991 г. N 340
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
1. Общие положения
Психолого-медико-педагогическая
консультация (ПМПК) создается для выявления, учета, диагностики детей и
подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные
учебно-воспитательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирования
родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания
медико-психолого-педагогической помощи детям с недостатками в развитии.
Консультация является межведомственной, постоянно действующей.
Порядок и условия создания ПМПК
определяются Советами Министров республик из расчета одна консультация на 120
тыс. детей в возрасте до 18 лет.
Психолого-медико-педагогическая
консультация является юридическим лицом, имеет печать с изображением
Государственного герба республики или Союза ССР в зависимости от подчиненности,
а также вывеску установленного образца.
2. Основные задачи
Основными задачами ПМПК являются:
1. Проведение
психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков с целью
выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения
адекватных условий обучения, воспитания, трудоустройства.
2. Осуществление учета и
дифференцированного отбора детей и подростков с отклонениями в развитии и
поведении для направления их в специальные учебно-воспитательные и лечебные
учреждения.
3. Подтверждение, уточнение и изменение
ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа
учебно-воспитательного и лечебного учреждения и целесообразности пребывания в
нем ребенка.
4. Консультативная помощь родителям
(лицам, их заменяющим), педагогам, врачам, работникам инспекций по делам
несовершеннолетних по вопросам воспитания, обучения и лечения детей с легкими
отклонениями в развитии, нарушением поведения, в том числе не подлежащих
направлению в специальные учебно-воспитательные учреждения.
5. Проведение разъяснительной работы
среди населения, работников учреждений народного образования, здравоохранения,
социального обеспечения о необходимости более полного выявления детей и
подростков с отклонениями в развитии с целью оказания им квалифицированной
психолого-медико-педагогической помощи.
6. Создание банка данных о количестве
детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и внесение в соответствующие
органы предложений о рациональном развитии сети специальных
учебно-воспитательных и лечебных учреждений в системе народного образования,
социального обеспечения, здравоохранения.
7. Направление детей и подростков в
научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для
углубленного и динамического их изучения.
В своей работе консультанты ПМПК
руководствуются принципами гуманного отношения к ребенку, всестороннего
комплексного обследования его с учетом индивидуальных особенностей развития.
3. Состав и
организация работы ПМПК
В состав ПМПК
входят консультанты-специалисты: консультанты-психологи,
консультанты-дефектологи (по логопедии, олигофренопедагогике и др.),
консультанты-врачи (по психиатрии, невропатологии, отоларингологии и др.).
Для консультации могут привлекаться
консультанты-специалисты на условиях почасовой оплаты труда.
Структура и штаты ПМПК определяются
учредителями в зависимости от местных условий.
ПМПК осуществляет работу непосредственно
в помещении консультации и в учебно-воспитательных учреждениях, расположенных в
зоне ее действия.
ПМПК проводит свою работу в сотрудничестве
с органами народного образования, здравоохранения, социального обеспечения,
инспекциями по делам несовершеннолетних, а также с общественными организациями
данного региона (фондами, ассоциациями и др.).
Направление детей и подростков на консультацию
осуществляется по инициативе учреждений народного образования, здравоохранения,
социального обеспечения, а также родителей (лиц, их заменяющих) при
предъявлении следующих документов <*>:
--------------------------------
<*> Обследование детей и подростков,
направленных на консультацию по инициативе родителей, допускается и без
документов.
1) свидетельство о рождении ребенка;
2) подробная выписка из истории развития
(болезни) ребенка;
3) подробная характеристика детей,
воспитывающихся в детских учреждениях;
4) тетради с работами по родному языку,
математике, рисунки детей, обучающихся в школе.
Обследование детей и подростков
осуществляется только в присутствии родителей (лиц, их заменяющих).
На основании данных обследования ребенка
консультантами ПМПК дается заключение о характере отклонений в его развитии и
принимается коллегиальное решение о форме организации коррекционного обучения,
воспитания и лечения ребенка с учетом его психофизических возможностей и
индивидуальных особенностей, при необходимости даются рекомендации по
реабилитации, социальной адаптации, трудоустройству.
В тех случаях, когда окончательный
диагноз может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы,
ПМПК дает рекомендации об обучении ребенка в специальном учебно-воспитательном
учреждении с диагностическим сроком (1 год), осуществляет наблюдение за
динамикой его развития.
Списки обследованных детей и подростков с
развернутым заключением ПМПК и рекомендациями направляются в соответствующие
органы народного образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.
для решения вопроса об оказании этим детям специализированной педагогической,
медицинской, социальной помощи.
Родителям (лицам, их заменяющим) выдается
выписка из протокола ПМПК с соответствующими рекомендациями.
Заключение ПМПК носит рекомендательный
характер и может быть основанием для направления детей и подростков в
специальное учебно-воспитательное и лечебное учреждение при согласии родителей
(лиц, их заменяющих).
В ПМПК ведется следующая документация:
журнал учета детей и подростков, прошедших обследование в ПМПК; выписка из
заключения ПМПК, заключение ПМПК (Приложения к Положению 1-3).
Психолого-медико-педагогическая
консультация должна быть обеспечена необходимым набором помещений,
оборудованием и компьютерной техникой.
Приложение N 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ
Дата
обследования _______________ Регистрационный N
______________
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1. Ф.И.О.
________________________________________________________
2. Дата
рождения, возраст на момент обследования _________________
3. Кем направлен на обследование _________________________________
__________________________________________________________________
4. Цель
обращения, жалобы ________________________________________
__________________________________________________________________
5. Краткие
сведения о семье ребенка и условиях воспитания ________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Какая помощь
была оказана ребенку ранее _______________________
__________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ МЕДИЦИНСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Краткие
анамнестические данные ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Время и
причины основного нарушения ___________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Соматическое
состояние ________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.
Неврологическое состояние, особенности моторики _______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Психическое
состояние _________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Заключение
медико-генетической консультации (при необходимости)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Заключение
отоларинголога и сурдопедагога _____________________
__________________________________________________________________
8. Заключение
офтальмолога и тифлопедагога _______________________
__________________________________________________________________
9. Данные
дополнительных обследований ____________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Восприятие
(зрительное, слуховое, тактильное) _________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Память
________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Мышление
______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Речь
__________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Деятельность,
внимание, работоспособность _____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6.
Эмоционально-волевая сфера, поведение, личность _______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Сведения об
индивидуальных особенностях _______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Родной язык в
семье ребенка ___________________________________
2. Данные
логопедического обследования ___________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Знания и
представления об окружающем мире. Ориентированность в
пространстве и времени
___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Знания и
навыки по программному материалу
дошкольного
учреждения или
школы
а) по родному языку
__________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
б) по математике
_____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
в) по другим предметам
_______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Обучаемость,
способы выполнения заданий _______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Отношение к
учению ____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Социальная и
бытовая адаптация ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Общее заключение ПМПК
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Особое мнение
____________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации
педагогам ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации
родителям или лицам, их заменяющим __________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заведующий ПМПК
(Ф.И.О.,
подпись) ________________________________________________
Члены ПМПК _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Секретарь
________________________________________________________
Приложение N 2
ЖУРНАЛ
учета детей, прошедших обследование
на психолого-медико-педагогической консультации
N
п/п
|
Дата
|
Ф.И.О.
ребенка
|
Год и
месяц
рож-
дения
|
В каких
учрежде-
ниях вос-
питывался
и обучал-
ся (д/с,
школа,
ПТУ,
семья)
|
Домашний
адрес,
телефон
|
Кем на-
правлен
на ПМПК
|
С ка-
ким
диаг-
нозом
пос-
тупил
|
Диаг-
ноз,
пос-
тав-
лен-
ный
ПМПК
|
Реко-
мен-
дации
ПМПК
|
При-
ме-
ча-
ние
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подписи всех членов ПМПК
Приложение N 3
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ
Адрес:
___________________________
Телефон: _______________
Дана
_____________________________________________________________
в том, что был
консультирован ___ числа ___________ месяца 199_ г.
Заключение:
__________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендовано:
_______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
М.П. Заведующий ПМПК
________________
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗАВЕДУЮЩЕГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ
Должностные обязанности. В соответствии с
Положением о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) планирует и
организует ее работу, осуществляет подбор и расстановку кадров, организует
повышение квалификации работников. Анализирует и обобщает результаты работы
ПМПК, отвечает за правильность установленного диагноза и рекомендаций о
специализированных формах лечения, обучения и воспитания детей и подростков,
имеющих отклонения в развитии. Организует участие консультации в разработке и
реализации планов психолого-медико-педагогического обследования детей и
подростков, во внедрении разработанных в централизованном порядке типовых
проектов и методик по выявлению детей и подростков, нуждающихся в
специализированной педагогической и медицинской помощи. Организует оснащение
консультации необходимым оборудованием и материалами. Совместно с учреждениями
народного образования и здравоохранения организует профилактическую работу по
вопросам предупреждения аномального развития детей, выполнению рекомендаций
ПМПК о методах лечения, обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в
развитии. Участвует в осуществлении мер по педагогической, социальной и
трудовой адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, их
правовой защите. Организует повышение квалификации работников народного
образования по проблемам психолого-медико-педагогических особенностей лечения,
обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии.
Должен знать: Конвенцию
Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном
образовании, здравоохранении, социальном обеспечении Союза ССР и республик; постановления,
распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по вопросам
обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения в
развитии; специальные коррекционные средства лечения, обучения и воспитания
детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы
психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие
достижения отечественной и зарубежной науки и практики; основы научной
организации труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии
и противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Высшее
образование (педагогическое с переподготовкой по специальности
"Дефектология", или дефектологическое, или медицинское, или
психологическое) и стаж консультационной работы не менее 5 лет.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КОНСУЛЬТАНТА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ
Должностные обязанности. Проводит
совместно с другими специалистами психолого-медико-педагогической консультации
обследование детей и подростков по своей специальности с целью выявления
особенностей их развития, установления диагноза, отбора детей и подростков,
имеющих отклонения в развитии, и подготовки рекомендаций о специализированных
формах их лечения, обучения и воспитания. Анализирует ход лечения, обучения и воспитания
детей и подростков в учреждениях народного образования, их состояние в процессе
лечения, обучения и воспитания. Оказывает соответствующую консультативную
помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогическим и медицинским
работникам. Содействует правильной ориентации работников народного образования
в проблемах психолого-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и
воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Оказывает по
необходимости специализированную помощь детям и подросткам, имеющим отклонения
в развитии. Участвует в осуществлении мер по педагогической, социальной и
трудовой адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, после
завершения их лечения, обучения и воспитания в учреждениях народного образования.
Должен знать: Конвенцию
Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном
образовании, здравоохранении, социальном обеспечении Союза ССР и республик;
постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по вопросам
обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения в
развитии; специальные коррекционные средства лечения, обучения и воспитания
детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы
психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие
достижения отечественной и зарубежной науки и практики по вопросам своей
специальности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и
противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Высшее
образование (педагогическое с переподготовкой по специальности
"Дефектология", или дефектологическое, или медицинское, или
психологическое) и стаж работы по специальности не менее 10 лет.