МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
18 июля 1991 г.
N 251/125
О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ,
ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ИЛИ
УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
Объявляем Постановление Совета Министров
РСФСР от 24.05.91 г. N 278 "О мерах по улучшению работы специальных учебно
- воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в
физическом или умственном развитии".
В целях дальнейшего совершенствования
деятельности специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и
подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, Совет
Министров РСФСР постановляет:
1. Министерствам и
ведомствам РСФСР, Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР,
крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам,
исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов
выделить в 1991 году средства для реализации мероприятий, направленных на
улучшение воспитания, обучения и материального обеспечения детей и подростков,
имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, находящихся в
специальных учебно - воспитательных учреждениях (специальных домах ребенка, специальных детских домах и детских садах, специальных
яслях - садах (яслях), специальных детских домах и детских домах - интернатах,
специальных школах - интернатах (школах), специальных группах профессионально -
технических училищ, профессионально - технических училищах - интернатах и
техникумах - интернатах), а также обучающихся в специальных группах, классах
при дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах - интернатах и
индивидуально на дому.
2. Министерству образования РСФСР, Министерству
здравоохранения РСФСР, Министерству социального обеспечения РСФСР, Советам
Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам,
Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных
депутатов автономных областей и автономных округов:
рассмотреть в 1991 году состояние
материальной базы каждого специального учебно - воспитательного учреждения,
провести их инвентаризацию, предусмотрев при необходимости ремонт или
реконструкцию, материально - техническое обеспечение, особенно оснащение
специальным инвентарем, оборудованием и средствами коррекции;
осуществлять постоянный контроль за деятельностью специальных учебно -
воспитательных учреждений, а также оказывать помощь в получении педагогическими
кадрами дефектологического образования в системе очного и заочного обучения для
полного укомплектования ими указанных учреждений.
3. Государственному комитету РСФСР по
экономике устанавливать организациям - заказчикам и подрядчикам республиканский
государственный заказ на ввод в действие специальных учебно - воспитательных
учреждений.
4. Государственному
комитету РСФСР по материально - техническому обеспечению республиканских и
региональных программ, Государственному комитету РСФСР по экономике,
Министерству образования РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Советам
Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам,
Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных
депутатов автономных областей и автономных округов принять меры к обеспечению
до 1995 года каждого специального интернатного учреждения необходимым
автотранспортом, в том числе санитарным автомобилем и автобусом.
5. Государственному
комитету РСФСР по земельной реформе, Советам Министров республик, входящих в
состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и
автономных округов завершить в 1991-1992 годах отвод в установленном порядке
земельных участков для организации подсобных хозяйств при специальных учебно -
воспитательных учреждениях и создать необходимые условия для их деятельности в
соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 22 июня 1984
года N 265 "Об общеобразовательных школах - интернатах, детских домах и
других интернатах учреждениях" (СП РСФСР, 1984 г., N 12, ст. 94).
6. Министерству
образования РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Советам Министров республик,
входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и
Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных
областей и автономных округов определить мероприятия, обеспечивающие
своевременное устройство детей и подростков, имеющих недостатки в физическом
или умственном развитии и нуждающихся в специальных учебно - воспитательных
учреждениях, в специальные детские сады, ясли - сады (ясли), детские дома,
детские дома - интернаты, школы - интернаты (школы),
классы в общеобразовательных школах и школах - интернатах общего типа, училища
- интернаты, техникумы - интернаты и группы профессионально - технических
училищ в соответствии с заключениями и рекомендациями психолого - медико -
педагогических консультаций о типе учреждения, необходимом для оздоровления
таких детей, их воспитания и обучения, а также создание рабочих мест на
предприятиях для выпускников специальных учебно - воспитательных учреждений.
7. Государственному комитету РСФСР по
экономике, Государственному комитету РСФСР по материально - техническому
обеспечению республиканских и региональных программ, Министерству образования
РСФСР, Министерству промышленности РСФСР обеспечивать производство и поставку
специальным учебно - воспитательным учреждениям тифлотехнических, бытовых,
информационных и производственных средств, аппаратов, учебного оборудования и
мебели в качестве поставок для государственных нужд.
Освободить от налогообложения прибыль,
полученную предприятиями от выпуска указанных видов продукции для специальных
учебно - воспитательных учреждений, в части сумм, подлежащих зачислению в
республиканский бюджет РСФСР.
8. Министерству труда РСФСР, Министерству
образования РСФСР, Министерству финансов РСФСР, Министерству здравоохранения
РСФСР принять участие в работе Министерства труда и социальных вопросов СССР по
определению условий оплаты труда работников постоянно действующих
межведомственных психолого - медико - педагогических консультаций.
9. Министерству
образования РСФСР, Министерству печати и массовой информации РСФСР принять
участие в работе Государственного комитета СССР по народному образованию,
Академии педагогических наук СССР и Министерства информации и печати СССР по
обеспечению специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков,
имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, необходимыми учебными
планами, программами, учебниками, дидактическим материалом, учебно - наглядными
пособиями и художественной литературой, в том числе на родном языке,
повышению качества оформления учебников, особенно для детей с остаточным
зрением по всему курсу учебных предметов средней общеобразовательной школы.
10. Советам Министров
республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому
и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов
автономных областей и автономных округов исходя из местных условий и
рекомендаций Министерства образования РСФСР снизить с 1 сентября 1991 г.
предельную наполняемость классов, воспитательных групп, групп продленного дня в
специальных общеобразовательных школах - интернатах (школах), детских домах и
домах - интернатах, дошкольных учреждениях, специальных классов и групп в профессионально - технических училищах,
общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях общего типа.
Министерству образования РСФСР по
согласованию с Министерством финансов РСФСР в месячный срок утвердить
рекомендации по указанному вопросу.
11. Министерству социального обеспечения
РСФСР обеспечить своевременное протезирование детей с недостатками в физическом
развитии начиная с раннего возраста.
12. Министерству здравоохранения РСФСР в
1991 году разработать:
показания к направлению детей с
недостатками в умственном или физическом развитии в оздоровительные учреждения;
медицинские и санитарно - гигиенические
показатели для трудовой подготовки и профессиональной ориентации детей и
подростков, имеющих недостатки в умственном или физическом развитии, с учетом
современных требований и профессий.
13. Распространить денежную норму
расходов на питание, предусмотренную в подпункте "б" пункта 1
распоряжения Совета Министров РСФСР от 28 марта 1990 г. N 341-р, на учащихся,
имеющих недостатки в умственном или физическом развитии и обучающихся в
специальных школах, классах в общеобразовательных школах и школах - интернатах
общего типа (без проживания), из расчета 1 руб. 50 коп.
(по II торговому поясу) на одного учащегося в день.
Во исполнение постановления Совета
Министров РСФСР от 24.05.91 N 278 "О мерах по улучшению работы специальных
учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в
физическом или умственном развитии"
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Министрам образования республик в
составе РСФСР, начальникам Управлений, Главных управлений (комитетов) народного
образования.
Министрам здравоохранения, республик в
составе РСФСР, зав. обл(край)здравотделами,
начальникам Главных управлений, управлений здравоохранения:
1.1. Принять постановление Совета
Министров РСФСР от 24 мая 1991 г. N 278 "О мерах по улучшению работы
специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих
недостатки в физическом или умственном развитии" к руководству и
исполнению;
1.2. Разработать план мероприятий по
реализации рекомендаций и поручений, определенных и изложенных в постановлении.
1.3. Осуществить в течение 1991-1992
годов инвентаризацию специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и
подростков с недостатками в развитии с целью определения состояния материально
- технической базы и очередности проведения капитального ремонта, реконструкции
действующих зданий.
1.4. Внести на рассмотрение Советов
Министров республик в составе РСФСР, краевых, областных исполнительных
комитетов предложения по:
укреплению материально - технической базы
специальных учебно - воспитательных учреждений, правильной организации питания
воспитанников, их оздоровления;
вводу в действие специальных учебно -
воспитательных учреждений для детей с недостатками умственного и физического
развития, домов ребенка для установления Госкомэкономикой РСФСР организациям -
заказчикам и подрядчикам республиканского государственного заказа;
обеспечению до 1995 года каждого
специального интернатного учреждения необходимым автотранспортом, в том числе
санитарным автомобилем и автобусом.
2. Рекомендовать министерствам
образования республик в составе РСФСР, краевым, областным управлениям, Главным
управлениям, комитетам по народному образованию:
2.1. Внести в штаты специальных учебно -
воспитательных учреждений для детей с недостатками умственного и физического
развития следующие изменения:
предусматривать в школах - интернатах и
детских домах штат воспитателей на каждую группу из расчета их работы в день: в
группах воспитанников среднего и старшего школьного возраста с учетом режима
дня (как правило, не более 10 часов), в дошкольных группах и группах детей
младшего школьного возраста - 14 часов;
в воскресные, праздничные и каникулярные
дни для групп детей среднего и старшего школьного возраста, оставшихся в эти
дни в школах - интернатах, часы работы воспитателей увеличивать до 14 часов;
в специальных школах штат воспитателей на
каждую группу продленного дня предусматривать по режиму их работы;
в детских дошкольных учреждениях на
каждую группу детей штат воспитателей предусматривать из расчета их работы в
день;
в ясельных и дошкольных группах с дневным
пребыванием детей - по режиму работы учреждения (группы);
в ясельных группах с круглосуточным
пребыванием детей - до 24 часов;
в дошкольных группах с круглосуточным
пребыванием - до 14 часов с учетом продолжительности трудовой недели и режима
работы учреждения (группы) в предвыходные дни.
2.2. Формировать средства на оплату труда
работников специальных учебно - воспитательных учреждений (классов, групп)
исходя из рекомендованной Министерством образования РСФСР предельной
наполняемости классов, групп (приложение).
2.3. Предусматривать ассигнования на
питание воспитанников специальных учебно - воспитательных учреждений, исходя из
утвержденных натуральных норм, пересчитанных на действующие розничные цены, а
на питание учащихся специальных школ, классов в общеобразовательных школах,
школах - интернатах (без проживания) - с использованием поправочного
коэффициента 3,1.
3. Главному управлению реабилитационной
службы Минобразования РСФСР (т. Макаров Г.Б.), Главному управлению охраны
здоровья матери и ребенка Минздрава РСФСР (т. Зелинская Д.И.):
3.1. Разработать и представить на
утверждение в Совет Министров РСФСР до 01.11.91 г. проект Временного положения
о специальных (коррекционных) общеобразовательных учебных заведениях для детей
с недостатками умственного и физического развития;
3.2. Пересмотреть в 1992 году показания к
направлению детей в специальные учебно - воспитательные учреждения.
4. Главному управлению реабилитационной
службы (т. Макаров Г.Б.), Главному планово - финансовому управлению (т. Миронов
И.Ю.) Министерства образования РСФСР, Главному управлению охраны здоровья
матери и ребенка (т. Зелинская Д.И.), Главному планово - экономическому
управлению (т. Климкин М.В.) Министерства здравоохранения РСФСР:
4.1. По согласованию с Министерством
труда РСФСР и Министерством финансов РСФСР разработать и представить к 01.10.91
г. на утверждение в Совет Министров РСФСР положение о постоянно действующей
межведомственной психолого - медико - педагогической консультации. Совместно с
Министерством труда РСФСР определить условия оплаты труда работников постоянно
действующих межведомственных психолого - медико - педагогических консультаций.
4.2. Разработать до 01.10.91 г. для
местных органов образования и здравоохранения рекомендации по штатной
численности должностей врачей и среднего медицинского персонала
специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих
недостатки в умственном и физическом развитии.
5. Главному управлению реабилитационной
службы (т. Макаров Г.Б.), Главному планово - финансовому управлению (т. Миронов
И.Ю.) Министерства образования РСФСР:
5.1. Внести до 15.10.91 г. предложения в
Госкомстат РСФСР о единовременном учете педагогических кадров специальных учебных
заведений и классов для детей с недостатками умственного и физического
развития.
5.2. Подготовить и внести до 20.09.91 г.
предложения в Министерство труда РСФСР, Министерство финансов РСФСР о введении
доплат, надбавок к ставкам заработной платы педагогов за сверхнормативное
содержание детей в специальных классах, группах.
6. Главному управлению охраны здоровья
матери и ребенка Минздрава РСФСР (т. Зелинская Д.И.) в 1991 году разработать:
6.1. Показания к направлению детей с
недостатками в умственном и физическом развитии в оздоровительные и санаторные
учреждения.
6.2. Медицинские и санитарно -
гигиенические показания для трудовой подготовки и профессиональной ориентации
детей и подростков, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии, с
учетом современных требований и профессий.
7. Контроль за
исполнением приказа возложить на Главное управление реабилитационной службы
Министерства образования РСФСР (т. Макаров Г.Б.) и Главное управление охраны
здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения РСФСР (т. Зелинская
Д.И.).
Заместитель Министра
образования РСФСР
Е.Б.КУРКИН
Первый заместитель Министра
здравоохранения РСФСР
В.И.РЕЗАЙКИН
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель Министра
финансов РСФСР
Н.В.ЧЕРНОМОРД
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель Министра
образования РСФСР
Е.Б.КУРКИН
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕДЕЛЬНОЙ НАПОЛНЯЕМОСТИ КЛАССОВ,
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ГРУПП, ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ -
ИНТЕРНАТАХ
(ШКОЛАХ), ДЕТСКИХ ДОМАХ
И ДОМАХ - ИНТЕРНАТАХ,
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССАХ
И ГРУППАХ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ,
ШКОЛАХ - ИНТЕРНАТАХ,
ДЕТСКИХ ДОМАХ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО
ТИПА
┌───────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│ │Количество
детей в классе (группе) │
│ ├────────┬────────────┬──────────────┤
│
Дети, имеющие отклонения │ ранний │
дошкольный │ школьный │
│ в развитии │возраст │ возраст │подростковый │
│ │(до 3 л)│(с
3 до 7 л)│ и юношеский │
│ │ │ │(с 7 до 18 л) │
├───────────────────────────┼────────┼────────────┼──────────────┤
│нарушения
речи: │ │ │ │
│-
с тяжелыми нарушениями│ до 6 │ до 10
│ до 12 │
│ речи │ │ │ │
│ ├────────┼────────────┼──────────────┤
│-
с фонетико-фонематическим│ - │
до 12 │ -
│
│ нарушением речи и наруше-│ │ │ │
│ нием произношения отдель-│ │ │ │
│ ных звуков │ │ │ │
├───────────────────────────┼────────┼────────────┼──────────────┤
│нарушения
слуха: │ │ │ │
│-
глухие │ до 6 │ до 6
│ до 6 │
│ ├────────┼────────────┼──────────────┤
│-
слабослышащие и поздноог-│ до 6 │ до 8
│до 10 (I отд.)│
│ лохшие │ │ │до 6 (II отд.)│
├───────────────────────────┼────────┼────────────┼──────────────┤
│нарушения
зрения: │ │ │ │
│-
слепые │ до 6 │ до 6
│ до 8 │
│ ├────────┼────────────┼──────────────┤
│-
слабовидящие │ до 6 │ до 10
│ до 12 │
│ ├────────┼────────────┼──────────────┤
│-
с косоглазием и амблиопи-│ до 6 │ до 10
│ - │
│ ей │ │ │ │
├───────────────────────────┼────────┼────────────┼──────────────┤
│нарушения
опорно-двигатель-│ до 6 │ до 8
│ до 10 │
│ного
аппарата │ │ │ │
├───────────────────────────┼────────┼────────────┼──────────────┤
│с задержкой
психического│ до 6 │ до 10
│ до 12 │
│развития │ │ │ │
├───────────────────────────┼────────┼────────────┼──────────────┤
│умственно
отсталые │ до 6 │ до 10
│ до 12 │
├───────────────────────────┼────────┼────────────┼──────────────┤
│с глубокой
умственной│ - │
до 8 │ до 10
│
│отсталостью │ │ │ │
├───────────────────────────┼────────┼────────────┼──────────────┤
│со
сложными дефектами │ до 5 │ до 5
│ до 5 │
└───────────────────────────┴────────┴────────────┴──────────────┘
Примечание: исходя
из местных условий может устанавливаться меньшая по сравнению с рекомендованной
наполняемость классов, воспитательных групп и групп продленного дня.