МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июля 2006 г. N 3736-РХ
Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросам реализации
приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и сообщает.
По вопросу затрат на проведение
дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина.
Дополнительная
диспансеризация в 2006 году проводится в отношении граждан в возрасте 35-55
лет, прежде всего, за счет средств обязательного медицинского страхования в
соответствии с тарифами территориальной программы обязательного медицинского
страхования, установленными в каждом субъекте Российской Федерации и, кроме
того, за счет средств, направляемых из фонда софинансирования в виде субсидий,
которые предоставляются ежемесячно Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования, исходя из численности работающих граждан, в
отношении которых проводится дополнительная диспансеризация, и норматива затрат
на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина.
По мере прохождения
дополнительной диспансеризации на каждое посещение к врачам-специалистам
заводится "Талон амбулаторного пациента" (учетная форма N 025-12/у с
отметками литерами "ДД", утверждена приказом Минздравсоцразвития
России от 22.11.2004 г.), посещения учитываются в дневнике учета врачебных
посещений в установленном порядке и представляются к оплате в территориальный
фонд обязательного медицинского страхования.
Кроме того, по
факту законченного случая дополнительной диспансеризации, по мере представления
учреждением здравоохранения счетов, в порядке, установленном Федеральным Фондом
обязательного медицинского страхования производится оплата в размере норматива
затрат на проведение дополнительной диспансеризации, установленного приказом
Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 N 188 (зарегистрирован в Минюста
России 23 марта N 7614) "О порядке и объеме проведения дополнительной
диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования,
здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в
научно-исследовательских учреждениях".
Средства,
полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной
диспансеризации, направляются ими на оплату труда медицинских работников,
участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за
исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики,
медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер
врачей общей (семейной) практики), и на приобретение расходных материалов,
необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
По вопросу заключения договора между
учреждением здравоохранения, не имеющим лицензии на осуществление работ и услуг
по оказанию соответствующей медицинской помощи.
При отсутствии у
учреждения здравоохранения, обеспечивающего проведение дополнительной
диспансеризации, лицензии на осуществление работ и услуг по оказанию
медицинской помощи по отдельным специальностям, вопрос может быть урегулирован
путем заключения гражданско-правового договора между данным учреждением
здравоохранения, с одной стороны, и учреждением здравоохранения, имеющим
лицензию на осуществление данного вида медицинской деятельности о возмещении
расходов, понесенных ею в связи с проведением диспансеризации, за счет средств перечисленных территориальным фондом обязательного
медицинского страхования.
По вопросу включения федеральных и
ведомственных учреждений здравоохранения в перечень лечебно-профилактических
учреждений, оказывающих дополнительную медицинскую помощь в рамках
государственного задания.
С целью решения
вопроса о включении федеральных и ведомственных учреждений здравоохранения в
перечень учреждений, реализующих приоритетный национальный проект в сфере
здравоохранения Министерством здравоохранения и социального развития Российской
Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в
федеральные законы "О бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2006 год" и "О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2006 год".
Данным проектом
предусматривается возможность участия ведомственных медицинских организаций в
выполнении государственного задания по оказанию дополнительной медицинской
помощи, а также медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и
родов, в случае отсутствия на территории муниципального образования (городского
округа) муниципальных учреждений здравоохранения, либо учреждений
здравоохранения субъектов Российской Федерации, при условии размещения в
указанных ведомственных учреждениях здравоохранения в установленном
законодательством порядке муниципального заказа.
При этом,
проектом федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы
"О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на
2006 год" и "О бюджете Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2006 год" предусматривается распространение его действия на
отношения, возникшие с 1 января 2006 года.
В настоящее время проект федерального
закона находится на согласовании в Минфине России и Минэкономразвития России.
По вопросу учета денежных выплат
медицинским работникам при расчетах среднего заработка и источниках
финансирования дополнительных расходов, связанных с увеличением размера
среднего заработка работника сообщаем.
Информационным
письмом Минздравсоцразвития России от 13.06.2006 N 187-МЗ разъяснило, что
Федеральным законом от 25 декабря 2005 г. N 171-ФЗ "О бюджете Федерального
фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" предусмотрено
финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой
государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на
2006 год на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований,
оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии соответствующими учреждениями
здравоохранения субъекта Российской Федерации), дополнительной медицинской
помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами
участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и их медицинскими
сестрами по тарифам, утверждаемым Фондом, которое является расходным
обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Указанные выплаты (надбавки
стимулирующего характера) осуществляются в рамках трудовых отношений за
выполнение дополнительных обязанностей в пределах установленной работнику
законодательством продолжительности рабочего времени, следовательно, являются
частью заработной платы работника.
В соответствии со статьей 139 Трудового
кодекса Российской Федерации их необходимо учитывать при исчислении средней
заработной платы для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской
Федерации (отпуска, командировки, повышение квалификации и т.д.) в порядке,
установленном законодательством.
Финансирование дополнительных расходов
учреждения, связанных с увеличением размера среднего заработка работника,
должно осуществляться за счет средств, формирующих фонд оплаты труда, в том
числе средств соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского
страхования.
По вопросу осуществления денежных выплат
работникам скорой медицинской помощи.
Федеральным законом
от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год",
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г. N 356
"О порядке предоставления в 2006 году субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации на денежные выплаты медицинскому персоналу
фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой
медицинской помощи" предусмотрены денежные выплаты, врачам, фельдшерам
(акушеркам) и медсестрам скорой
медицинской помощи учреждений здравоохранения муниципальных образований,
оказывающих скорую медицинскую помощь.
Таким образом, в перечень медицинских
работников на получение указанных денежных выплат включены средние медицинские
работники, в том числе и занимающие должности фельдшера или медицинской сестры
по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
Денежные выплаты другим категориям
работников скорой медицинской помощи, в том числе главному врачу, его
заместителям, главной медицинской сестре (фельдшеру), санитарам, медицинскому
статистику, медицинскому регистратору стола справок, медицинскому дезинфектору,
сестре-хозяйке, фармацевтическому персоналу, водителям автомобилей скорой
медицинской помощи, указанным постановлением не предусмотрены.
Вместе с тем в рамках реализации
указанного постановления субъект Российской Федерации в установленном порядке
должен установить размеры, условия и порядок осуществления денежных выплат.
В этой связи органы
государственной власти субъектов Российской Федерации имеют возможность из
средств местных бюджетов субъекта Российской Федерации включить в перечень на
получение денежных выплат и других работников скорой медицинской помощи в
соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О
внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым
определено их право по повышению заработной платы работникам учреждений
здравоохранения, включая порядок установления и применения доплат, надбавок и
других стимулирующих выплат.
Р.А.ХАЛЬФИН