Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель Министра

здравоохранения

Российской Федерации

Н.Н.ВАГАНОВ

1992 год

 

Согласовано

Заместитель

Начальника Управления

и научно-исследовательских

учреждений

Н.Н.САМКО

1992 год

 

КОНТРОЛЬ И ОГРАНИЧЕНИЕ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

ПРИ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Методические рекомендации разработали:

Московский научно-исследовательский институт диагностики и хирургии МНИИДиХ;

С.-Петербургский НИИ радиационной гигиены Минздрава РФ;

Московский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-физический институт;

Рижский медицинский институт МЗ Латв. ССР;

Институт педиатрии РАМН;

Республиканская детская клиническая больница.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящие рекомендации являются дополнением к "Санитарным правилам работы при проведении медицинских рентгенологических исследований" N 2780-80. Они позволяют обеспечить выполнение п. 5.2 данных правил в части, касающейся определения и регистрации доз излучения пациентов детского возраста, а также п.п. 5.3-5.5, 5.14 и 5.15 в плане ограничения и снижения доз на детей при рентгенологических исследованиях (РЛИ).

1.2. Методические рекомендации впервые в детской рентгенологической практике оперируют эффективной, эквивалентной дозой (ЭЭД) - универсальным показателем, позволяющим сравнивать различные виды и условия проведения детских РЛИ. Необходимые пояснения относительно физического и биологического смысла ЭЭД даны в разделе 2.

1.3. Методические указания охватывают весь спектр РЛИ детей, включая стоматологию. Область их применения распространяется на детей и подростков в возрасте от рождения до 17 лет включительно.

1.4. Предлагаемый метод контроля доз облучения детей максимально упрощен и не требует ни дозиметрических измерений, ни трудоемких вычислений.

1.5. Методические рекомендации предназначены для персонала рентгенодиагностических кабинетов, в том числе стоматологических, лечащих врачей, направляющих пациентов на исследования, а также работников территориальных рентгенорадиологических отделений и санитарно-эпидемиологических станций, осуществляющих ведомственный и санитарный надзор за условиями радиационной безопасности в этих кабинетах.

1.6. При подготовке настоящих указаний использованы последние материалы МКРЗ, НКДАР ООН, ВОЗ, а также результаты дозиметрических, фантомных измерений, компьютерных расчетов и обследований рентгеновских кабинетов, выполненных авторами.

 

2. КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКВИВАЛЕНТНОЙ ДОЗЫ

 

2.1. Уровни облучения пациентов, в т.ч. детей в рентгенодиагностике относятся к так называемым "малым" дозам, которые характеризуются вероятностью появления отдаленных стахастических вероятностных эффектов. Эти эффекты выражаются главным образом в индуцировании злокачественных новообразований (смертельных и несмертельных) у облученного индивидуума и тяжелых генетических повреждений у его потомства. Они не обладают специфичностью, т.е. не вызывают особых форм заболеваний (рака) и могут проявляться по прошествии длительного латентного периода от нескольких лет до десятилетий.

2.2. В настоящее время в области действия "малых" доз ионизирующего излучения принята линейная беспороговая концепция зависимости "доза-эффект". Она означает, что сколь угодно малое радиационное воздействие (в т.ч. проведение рентгенологического исследования) увеличивает риск возникновения неблагоприятных последствий облучения прямо пропорционально дозе облучения. При этом выявление стохастических эффектов у отдельного индивидуума практически непредсказуемо. Эффекты облучения можно выявить лишь при облучении достаточно большого контингента населения.

2.3. Медицинское и, в частности, рентгенодиагностическое облучение привело в последние годы к существенному, до двадцати раз, увеличению облучения населения. Для населения страны, в том числе детского, подвергающегося регулярным рентгенологическим исследованиям, риск от облучения выражается добавкой нескольких тысяч ежегодно индуцируемых смертельных заболеваний.

2.4. Согласно принятой в настоящее время концепции, риск прямо пропорционален эквивалентной дозе. Для условий неравномерного облучения, которое характерно для рентгенодиагностики, эта зависимость сохраняется и выражается соотношением:

 

                                 R = r х H ,

                                          E

 

    где:

    R -  общий  радиационный  риск  для  всего  организма,  характеризующий

вероятность возникновения у пациентов вредных радиационных эффектов в  виде

смертельных раков и тяжелых генетических повреждений;

    r  -  коэффициент  пропорциональности   или   фактор   риска,   который

представляет  собой  среднюю   вероятность   возникновения   стахостических

эффектов, отнесенных к единице дозы;

    H  - специальный дозиметрический показатель, характеризующий  суммарное

     E

радиационное воздействие на весь организм, т.н.  эффективная  эквивалентная

доза (ЭЭД). Она равняется:

 

                          H  = SUM омега  х H ,

                           E    T       T    T

 

    где:

    омега  - взвешивающий коэффициент,  который  представляет  собой  вклад

         T

радиочувствительности    отдельного    органа    или    ткани    в    общую

радиочувствительность всего организма;

    H  - эквивалентная доза отдельного органа или ткани.

     T

Таким образом ЭЭД представляет собой сумму эквивалентных доз в органах и тканях, взвешенных с учетом их радиочувствительности, и является наиболее универсальным дозиметрическим показателем.

2.5. При рентгенологических исследованиях пациент подвергается резко неравномерному облучению, причем характер распределения дозы по телу существенным образом зависит от типа процедуры, режима ее проведения и возраста пациента. В этих условиях использование ЭЭД для количественной оценки степени радиационного воздействия на пациента обладает неоспоримыми преимуществами перед прочими дозиметрическими показателями. Она позволяет по единой шкале сопоставлять разнообразные рентгенологические процедуры, исходя из оценки возможных биологических последствий каждого отдельного облучения, и оценивать общий риск для организма. Значения ЭЭД могут суммироваться, отражая суммарный риск от всех процедур, которым подвергается пациент за определенный промежуток времени или в течение жизни. Наконец, коллективная ЭЭД позволяет оценивать коллективный риск для населения рассматриваемого региона или страны в целом, сравнивать их, рассматривать в динамике.

2.6. До последнего времени применение концепции ЭЭД применительно к детской рентгенологии было затруднено из-за отсутствия данных по детскому риску, зависимости его от пола и возраста пациентов. В настоящее время такие оценки появились и они дают возможность использования ЭЭД у детей. Такой подход и осуществлен в настоящих рекомендациях. Следует отметить, что величины ЭЭД не являются неизменными.

2.7. Определение ЭЭД является сложной задачей, требующей трудоемких вычислений. Она не коррелирует ни с экспозиционной, ни с интегральной дозами. При расчете ЭЭД учитывается облучение как минимум 12 радиочувствительных органов, в т.ч. обязательно красного костного мозга, легких, молочной и щитовидной желез, гонад, тканей костных поверхностей и кожи. К ним добавляются еще не мене 5 т.н. "остальных" органов, подверженных канцерогенному риску, в т.ч. почки, печень, поджелудочная железа, селезенка, желудок.

2.8. Поскольку расчет ЭЭД не входит в компетенцию персонала рентгеновских кабинетов, эта задача нами максимально упрощена. Настоящие рекомендации не требуют ни вычислений, ни измерений. В Приложении 1 представлены усредненные значения ЭЭД. Системной единицей измерения ЭЭД является зиверт (Зв), внесистемной - бэр. 1 Зв = 100 бэр. 1 мЗв = 100 мбэр = 0,1 бэр = 0,001 Зв.

 

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ДОЗОВЫХ НАГРУЗОК НА ДЕТЕЙ

 

3.1. Доза, получаемая пациентом (ребенком) при рентгенологических исследованиях определяется целым комплексом факторов, куда входят: вид исследования, возраст ребенка, радиационные характеристики рентгеновского излучателя и физико-технические параметры рентгенологического исследования. Последние включают в себя: направление первичного пучка излучения (проекцию), напряжение на рентгеновской трубке (кВ), анодный ток трубки (мА), выдержку (с), расстояние между фокусом трубки и пациентом или приемником излучения (см), площадь поля облучения на поверхности тела (кв. см), общую (включая дополнительную) фильтрацию излучения (мм А1) и, наконец, чувствительность приемника изображения.

3.2. Оценить индивидуальную дозу облучения пациента с учетом всех вышеперечисленных факторов очень сложно и технически, и экономически. Поэтому в настоящее время при контроле доз облучения пациентов в рентгенодиагностике целесообразно учитывать лишь те из них, которые, во-первых, существенно влияют на уровень облучения пациента, во вторых, легко определимы и, в третьих, дают минимальную ошибку при определении дозы. Остальные показатели достаточно усреднить, чтобы с требуемой точностью и минимальными затратами времени, что очень важно в практической рентгенологии, оценить дозу облучения.

3.3. В данных методических рекомендациях дозы стандартизованы для наиболее употребляемых условий проведения детских рентгенологических исследований. Погрешность оценки индивидуальной дозы для детей составляет в среднем +/- 50%. Максимальные значения в отдельных случаях могут достигать двухкратных отклонений. Поэтому дозы рассчитаны для любых рентгеновских кабинетов независимо от режимов проведения рентгеновских исследований, типа рентгеновских аппаратов и приемников излучения (рентгеновской пленки и усиливающих экранов).

--------------------------------

<*> Здесь и далее под термином доза подразумевается ЭЭД.

 

3.4. Средние значения дозовых нагрузок на детей при наиболее распространенных рентгенологических исследованиях с учетом вышесказанного представлены в Приложении 1. Значения доз выражены в миллизивертах (мЗв) на процедуру (снимок) (таблица 1). Для рентгеноскопии представлена средняя мощность дозы в мЗв/мин. (таблица 2).

3.5. В медицинской карте или истории болезни должна фиксироваться доза за полное исследование. Поэтому, чтобы оценить дозу на все исследование, состоящее, как правило, из нескольких процедур или их комбинаций, необходимо сложить табличные значения доз и записать конечный результат. Доза, получаемая пациентом при рентгеноскопической процедуре, куда входит только просвечивание без прицельных снимков, определяется умножением соответствующего значения из таблицы 2 на общую длительность просвечивания. Она может быть определена либо по показаниям таймера на пульте аппарата, если он имеется, либо посредством хронометража при его отсутствии. Поскольку доза облучения, получаемая пациентом при рентгеноскопии, в значительной мере определяется типом приемника рентгеновского изображения, в частности, наличием или отсутствием усилителя рентгеновского изображения (УРИ), в табл. 2 приведены данные для каждого варианта.

Пример: Время рентгеноскопии пищевода, желудка ребенку 10 лет составило 90 с (1,5 мин.). Исследование проводилось без УРИ. Воспользуемся таблицей 2 Приложения 1.

 

   ЭЭД  = 1,7 мЗв/мин., ЭЭД за исследование:

      1

 

                   ЭЭД = ЭЭД  х t = 1,7 х 1,5 = 2,55 мЗв.

                            1

 

    Пример: Условия  те  же,  что  и  в  предыдущем  примере.  Исследование

проводилось с УРИ.

    ЭЭД  = 0,7 мЗв/мин., ЭЭД за исследование:

       1

 

                   ЭЭД = ЭЭД  х t = 0,7 х 1,5 = 1,05 мЗв.

                            1

 

3.6. В связи с большими различиями в антропометрических размерах детей разного возраста и подростков и соответственно влиянием их на дозу, весь детский контингент разбит на 5 возрастных групп, для которых определялась средняя индивидуальная доза облучения:

1. Новорожденный (с рождения до 6 мес.).

2. 1 год (с 1 мес. до 2 лет включительно).

3. 5 лет (с 3 до 7 лет).

4. 10 лет (с 8 до 12 лет).

5. 15 лет (с 13 до 17 лет).

3.7. В тех случаях, когда размеры детей не соответствуют данной возрастной группе, необходимо пользоваться дозиметрическими данными из другой группы. В ряде случаев рентгенологические исследования сопровождаются незначительными дозами облучения пациентов менее 0,01 мЗв (1 мбэр). Это относится в первую очередь к снимкам конечностей. Для таких исследований результат также следует записывать "менее 0,01 мЗв" или "< 0,01 мЗв".

3.8. Дозы облучения при исследованиях, не вошедших в настоящий перечень, могут быть оценены приблизительно из имеющихся данных. Для их определения необходимо руководствоваться следующими признаками: направление первичного пучка (проекцией), локализацией и размером поля облучения на теле пациента. Кроме того, следует учитывать из имеющихся данных в конкретном рентгеновском кабинете соотношение напряжения (кВ) и экспозиции (мАс).

3.9. Дозы при специальных рентгенологических исследованиях варьируют довольно широко в зависимости от технических условий и методических особенностей их проведения. Их также можно приблизительно оценить, руководствуясь подходом, изложенным в п. 3.8. В данном случае, учитывая приближенный характер оценок доз, не обязательно учитывать значения напряжения и экспозиции.

    Пример: При проведении  рентгенокатетеризации  сердца  ребенку  1  года

использовали   рентгенодиагностический   аппарат   РУМ-20П   с   усилителем

рентгеновского изображения УРИ  230/150.  Суммарное  время  исследования  -

3,5 мин. Воспользуемся данными табл. 2 Приложения 1, п. 1  "Органы  грудной

клетки" - ЭЭД  = 0,3 мЗв/мин. За  все  исследование  ЭЭД  =  0,3  х  3,5  =

             1

1,05 мЗв.

 

4. МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОЗОВЫХ НАГРУЗОК НА ДЕТЕЙ

 

4.1. Воздействие излучения на организм растущего ребенка потенциально более опасно, чем на организм взрослого. Следовательно, необходимо соблюдать категорическое требование - детей можно подвергать лишь облучению в минимальной дозе, сопоставимой с хорошим качеством диагностики <*>. Следует учитывать возможность проведения исследования без использования ионизирующего излучения. Наибольшее уменьшение риска излишнего облучения достигается исключением тех исследований, в которых нет необходимости. Обоснованность исследований должна включать в себя проведение РЛИ строго по клиническим показаниям с выбором оптимального вида исследования и условий его проведения. В направлении на РЛИ должен обязательно указываться предварительный диагноз. При его отсутствии врач-рентгенолог вправе не проводить исследование. Одной из причин проведения необоснованных исследований является недостаточная компетентность в вопросах радиационной безопасности врачей-педиатров, направляющих детей на РЛИ. Исключение лишь необоснованных исследований позволит на 20-30% уменьшить дозовую нагрузку на пациентов. Помимо четкого обоснования РЛИ следует исключить из практики наличие невостребованных результатов исследований. Недопустимая ситуация, когда тщательному клиническому обследованию обязательно сопутствует рентгенологическое исследование. Необходим отказ от такой привычки и пересмотр позиции.

--------------------------------

<*> Доклад ВОЗ. Женева. 1989 г.

 

4.2. Повышению качества рентгенологической помощи способствует обмен мнениями между рентгенологом и клиницистом. Когда рентгенолог находится в курсе клинических проблем, он может сообщить своим коллегам клиницистам, показано или нет РЛИ и какой вид исследований в данном случае предпочтителен. Если непосредственный контакт между клиницистом и рентгенологом невозможен, клиницист, направляющий пациента на исследование, должен установить характер клинической проблемы, которую необходимо решить. Без такой информации РЛИ может оказаться бесполезным. Практические врачи должны чаще обращаться за консультацией к рентгенологам, чтобы наиболее эффективно использовать РЛИ. Они должны отдавать себе отчет в том, что в ряде случаев лучше не направлять пациента на исследование.

4.3. Направление на РЛИ. Направлять пациента на РЛИ не следует, если неизвестно подвергался ли он недавно такому же исследованию. Любые предыдущие рентгенограммы являются частью истории болезни и необходимы при интерпретации данных нового исследования. Прежде чем назначать обследование, врач должен убедиться, что нужную информацию нельзя получить на основании ранее проведенных исследований, ни любым другим путем.

4.4. Принято считать, что дополнительные исследования с применением различных проекций или методик полезны для больного. Между тем, во многих случаях польза таких исследований довольно сомнительна и при этом значительно увеличивается доза.

4.5. Исключение повторных РЛИ. Повторные исследования проводятся в результате получения снимка неудовлетворительного качества либо при отсутствии в нем требуемой информации. В том и другом случае они являются причиной дополнительного облучения детей. Поэтому проведение повторных снимков должно строго обосновываться и аргументироваться получением дополнительной информации. Основными причинами брака РЛИ являются неправильный выбор режима исследования и неправильное положение пациента, движения ребенка во время исследования и неисправности оборудования. Для устранения необоснованных повторных снимков необходимо: оптимизировать режимы РЛИ, процесс фотообработки и укладку пациентов, использовать короткие экспозиции и фиксаторы.

4.6. Большой резерв в снижении доз облучения детей при РЛИ заключен в максимальном сокращении рентгеноскопических исследований, которые следует проводить только тогда, когда необходимая информация не может быть получена другим способом. При проведении рентгеноскопии следует стремиться к максимальному сокращению времени просвечивания и уменьшению площади облучения, которая не должна выходить за пределы интереса. Рекомендуется осуществлять рентгеноскопию только на аппаратах, снабженных усилителями рентгеновского изображения (УРИ), применение которого может в 3-4 раза сократить дозу на пациента. При этом УРИ должен быть исправным, правильно настроенным и обеспечивать необходимое качество изображения при анодном токе не более 1 мА.

4.7. Диафрагмирование излучения относится к числу наиболее эффективных способов ограничения дозы. При исследовании детей правильное диафрагмирование приобретает особое значение в связи с малыми размерами тела, близким расположением всех органов и соответственно большой вероятностью облучения исследуемых органов. Недостаточное экранирование новорожденных и грудных детей приводит к тотальному облучению. Необходимо помнить, что доза, получаемая пациентом, возрастает прямо пропорционально площади облучения, поэтому размер и конфигурацию снимка, если они не мешают проведению исследования, следует выбирать как можно меньше. Размеры пучка рентгеновского излучения следует ограничить той частью тела, которая представляет собой интерес, а не всей областью, вмещающейся на снимок. С помощью соответствующего диафрагмирования, особенно при исследовании новорожденных, можно уменьшить дозу на 25-30%.

4.8. Непосредственно с дозой связана чувствительность приемника излучения (пленки, экрана, УРИ). Чем выше чувствительность приемника, тем ниже доза. В детской рентгенологии должны использоваться наиболее чувствительные виды рентгеновских пленок, усиливающих экранов, а также УРИ. Для уменьшения облучения следует учитывать возможность выбора оптимальных сочетаний редкоземельного экрана и пленки при условии сохранения качества диагностической информации.

4.9. Использование индивидуальных средств защиты, особенно для гонад, очень эффективно, поэтому они обязательно должны применяться в каждом детском рентгеновском кабинете. Гонады должны закрываться в любом случае, если это не мешает проведению исследований. Наиболее эффективны средства защиты гонад у мальчиков: они позволяют снизить дозу на 95%, если гонады лежат в прямом пучке и на 50%, если они располагаются близко (до 10 см) от края поля излучения. У девочек защита гонад менее эффективна (30-45%) и объясняется большим вкладом рассеянного излучения и большой вариабельностью локализации яичников. Защита женских гонад осложнена также тем, что они часто находятся непосредственно в области исследования. Тем не менее яичники можно и нужно закрывать, например, в одной из исследуемых проекций. Этот способ защиты целесообразен и при исследовании других радиочувствительных органов. Например, девочкам-подросткам рентгенограммы грудной клетки следует выполнять в задне-передней проекции для того, чтобы снизить до минимума дозу на грудные железы, при условии сохранения информации, важной для диагностики. Снимки черепа следует, по возможности, делать также в задне-передней проекции для снижения дозы на хрусталик глаз. У новорожденных и грудных детей необходимо закрывать все тело, за исключением области исследования.

4.10. Фиксация. Фильтрация. Применение фиксаторов позволяет исключить большое число повторных исследований, возникающих при РЛИ детей, и соответственно снизить облучение. Фиксаторы и другие иммобилизующие средства должны обязательно применяться в каждом детском рентгеновском кабинете. Для фиксации грудной клетки новорожденных и грудных детей во время рентгенографии необходимо использовать биосинхронизаторы, фиксирующие движение ребенка. Они включают рентгеновский аппарат в момент полного вдоха или выдоха, что позволяет ограничить количество выполняемых снимков и тем самым снизить дозу на ребенка. Для того, чтобы отфильтровать низкоэнергетическую часть спектра рентгеновского излучения, которое поглощается телом ребенка не принося никакой пользы, необходимо использовать дополнительные фильтры. Наиболее эффективны фильтры из редкоземельных элементов.

4.11. При исследовании детей школьного и дошкольного возраста необходимо пользоваться отсеивающей решеткой. Ее использование снижает рассеянное излучение и дозу, повышает контрастность и разрешающую способность изображения. РЛИ новорожденных и грудных детей сопровождается незначительным рассеянным излучением, поэтому пользоваться решеткой при их обследовании не нужно. Решение о наличии или отсутствии необходимости применения решетки должно приниматься при каждом рентгенографическом исследовании.

4.12. Плохие снимки увеличивают количество диагностических ошибок, что повышает стоимость исследования и дозу. Оптимизация процесса фотообработки пленки позволяет сократить число повторных снимков и тем самым снизить дозу. Все этапы процесса фотообработки, включающие проявление, промывку, фиксирование и сушку пленки, должны выполняться при оптимальных режимах. Оптимальной температурой проявления является 18-20 °C. В тех случаях, когда температуру раствора не удается довести до оптимального уровня, время проявления следует измерять исходя из того, что в интервале от 18 °C до 24 °C повышение температуры на каждые 2° приводит к уменьшению оптимальной продолжительности проявления в наиболее распространенных проявителях на 1 мин. Охлаждение раствора ниже 18 °C приводит к резкому увеличению времени проявления, так что проявлять при температуре ниже 16 °C нецелесообразно.

При правильной организации фотохимического процесса на обработку 1 кв. м пленки требуется 1 л проявителя и 1 л фиксажа. При постоянной подаче раствора восстановителя эта величина может возрастать до 3,5-4 кв. м (на 1 л проявителя следует добавлять 1 л восстановителя). После этого проявитель следует заменять новым.

Для контроля процесса проявления в фотолаборатории должны использоваться проверенные термостаты и сигнальные часы. Практика визуального контроля приводит к передержкам и неоправданному увеличению дозы (до 2-4 раз). Несоблюдение режима обработки пленки приводит к снижению качества рентгенограммы и образованию различного рода дефектов.

В заключение можно отметить, что существует множество мер, способствующих уменьшению дозы облучения при исследовании детей: от тщательного отбора больных до использования хорошо отработанной методики получения изображений и поддержания оборудования в рабочем состоянии на должном уровне. При каждом исследовании ребенка необходимо уделять пристальное внимание всем аспектам этого исследования.

4.13. Ограничение доз при стоматологических РЛИ.

4.13.1. Общедоступность и простота дентальной рентгенографии, отсутствие крупногабаритной аппаратуры и специальной подготовки персонала способствовали ошибочному представлению о полной безвредности данного метода и привели к тому, что подобные процедуры стали выполняться неспециалистами и без клинических обоснований. Все это явилось причиной необоснованного облучения детей.

4.13.2. Особенность дентальной рентгенографии заключается в том, что для получения снимка используется только 3% излучения. Остальная часть и рассеянное излучение без достаточной защиты поглощается организмом, не только не принося пользы, но создавая дополнительный риск. Поэтому вопросам защиты пациентов, особенно детей, при проведении данных исследований следует уделять повышенное внимание.

4.13.3. Детальные снимки следует производить только специалистам после тщательного клинического исследования и изучения предыдущих снимков.

4.13.4. Недопустимо использовать аппараты типа 5Д-1, 5Д-2 для получения информации о полном зубном статусе, а панорамные аппараты - для исследования отдельных зубов или участка челюсти.

4.13.5. Обязательно использование средств индивидуальной защиты пациентов при проведении всех без исключений видов рентгенологических РЛИ.

4.13.6. При стандартных исследованиях на аппарате 5Д-1 используется рабочий пучок с большим поперечным сечением, в результате чего в зону облучения попадают соседние органы и ткани. Для уменьшения площади облучения рекомендуется использовать аппарат 5Д-2 (со встроенной диафрагмой) либо дополнительное диафрагмирование. С этой целью на входное окно моноблока рентгеновского аппарата 5Д-1 рекомендуется под тубус устанавливать свинцовую пластинку толщиной 1-2 мм, имеющую в центре отверстие диаметром 10-15 мм. Она позволяет снизить угол расхождения первичного излучения с 50° до 20°. Вместе с использованием высокочувствительной рентгеновской пленки диафрагмирование позволит значительно (более чем в 10 раз) снизить дозу на пациента.

4.13.7. Необходимо использование дополнительного защитного экрана из просвинцованной резины в виде воротника, который позволит существенно снизить дозу на отдельные органы (до 10 раз при обычных исследованиях).

4.13.8. Использование оптимальных режимов исследований, в том числе минимальной экспозиции. Чем ниже экспозиция, тем меньше доза, поэтому не следует для ускорения процесса проявления рентгеновской пленки ее увеличивать. Помимо неоправданного дополнительного облучения это приводит к резкому ухудшению качества снимка.

4.13.9. Дентальные исследования школьников с профилактической целью раннего обнаружения кариеса зубов малоэффективны (10%), поэтому проводить их нецелесообразно.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Таблица 1

 

СРЕДНИЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ДОЗЫ У ДЕТЕЙ

ПРИ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

 

┌─────────────────────────────────┬─────────┬─────────────────────────────┐

      Область исследования       │Проекция │       ЭЭД, мЗв/снимок      

                                          ├─────────────────────────────┤

                                              средний возраст детей   

                                          ├─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤

                                            0    1  │ 5   │ 10  │ 15 

├─────────────────────────────────┼─────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│1. Череп                         П <1>    │0,01 │0,02 │0,03 │<    │0,08 │

                                 Б        │0,01 │0,01 │0,02 │0,70 │0,07 │

│2. Придаточные пазухи                     │-    │0,03 │0,04 │0,32 │0,07 │

│3. Позвоночник:                                                   

   шейный отдел                  П        │0,02 │0,02 │0,03 │0,20 │0,11 │

                                 Б        │0,01 │0,01 │0,02 │0,06 │0,05 │

│4. Грудной отдел                 П        │0,06 │0,10 │0,27 │0,07 │0,56 │

                                 Б        │0,03 │0,23 │0,45 │0,35 │0,74 │

│5. Поясничный отдел              П        │0,04 │0,06 │0,12 │0,46 │0,84 │

                                 Б        │0,04 │0,08 │0,20 │0,34 │0,60 │

│6. Плечо, ключица                П        │< <2>│<    │0,01 │0,20 │0,06 │

│7. Конечности                    П        │<    │<    │0,41 │1,13 │0,01 │

│8. Таз                           П        │0,05 │0,10 │<    │0,05 │1,00 │

│9. Тазобедренный суст.           П        │0,04 │0,05 │0,18 │0,04 │1,28 │

│10. Бедро                        П        │0,03 │0,05 │0,17 │0,05 │0,25 │

│11. Органы грудной клетки 100 см │П        │0,02 │0,03 │0,05 │0,07 │0,10 │

                                 Б        │0,02 │0,03 │0,05 │0,04 │0,11 │

    Томография                            │0,38 │0,31 │0,34 │0,46 │0,30 │

│12. Органы брюшной полости       П        │0,05 │0,12 │0,18 │0,62 │0,84 │

                                 Б        │0,12 │0,13 │0,28 │0,51 │1,01 │

│13. Урография                    П        │0,04 │0,05 │0,07 │0,40 │1,00 │

│14. Цистография                  П        │0,13 │0,19 │0,47 │0,03 │2,42 │

└─────────────────────────────────┴─────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘

 

Примечание:

<1> П - прямая, Б - боковая.

<2> < - меньше 0,01.

 

Таблица 2

 

СРЕДНИЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ДОЗЫ У ДЕТЕЙ

ПРИ РЕНТГЕНОСКОПИИ

 

┌──────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐

       Область исследования       │ Средний возраст детей, лет 

                                  ├─────────────────────────────┤

                                          ЭЭД, мЗв/мин.       

                                  ├─────────┬────┬────┬────┬────┤

                                      0    │ 1  │ 5  │ 10 │ 15 │

├──────────────────────────────────┼─────────┼────┼────┼────┼────┤

│1. Органы грудной клетки          │0,4 <*>  │0,3 │0,3 │0,3 │0,4 │

                                  │-------- │--- │--- │--- │--- │

                                  │1,5 <**> │1,1 │1,1 │1,1 │1,5 │

                                                          

│2. Пищевод, желудок               │0,9      │0,8 │0,7 │0,7 │0,6 │

                                  │---      │--- │--- │--- │----│

                                  │1,8      │1,6 │1,8 │1,7 │1,6 │

                                                          

│3. Кишечник                       │1,1      │0,9 │0,8 │0,9 │0,7 │

                                  │---      │--- │--- │--- │--- │

                                  │2,2      │1,8 │1,8 │1,8 │1,8 │

└──────────────────────────────────┴─────────┴────┴────┴────┴────┘

 

--------------------------------

<*> В числителе - с УРИ.

<**> В знаменателе - без УРИ.

 

Таблица 3

 

СРЕДНИЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ДОЗЫ У ДЕТЕЙ

ПРИ ДЕНТАЛЬНОЙ РЕНТГЕНОГРАФИИ

 

┌──────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐

       Область исследования       │ Средний возраст детей, лет 

                                  ├─────────────────────────────┤

                                         ЭЭД, мЗв/снимок      

                                  ├─────────┬─────────┬─────────┤

                                      5       10       15   

├──────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│1. Отдельные зубы верхней челюсти │0,02     │0,01     │0,01    

│<**>                                                        

│2. Отдельные зубы нижней челюсти  │0,02     │0,02     │0,02    

│<*>                                                         

│3. Панорамные исследования:                                 

   верхняя челюсть                │0,02     │0,01     │0,01    

   нижняя челюсть                 │0,07     │0,06     │0,07    

   обе челюсти                    │0,15     │0,14     │0,15    

└──────────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┘

 

--------------------------------

<*> Для аппарата типа 5Д-1, 5Д-2.

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024