ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
8 сентября 2006 г.
N 0100/9673-06-32
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29.08.06 Г. N 27
В целях реализации постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.08.06 г. N 27
"О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо
опасных инфекционных заболеваний в Российской Федерации" направляю
информационные письма:
- грызуны: происхождение,
распространение, экология, эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое
значение;
- о деятельности организаций,
индивидуальных предпринимателей, граждан, осуществляющих хозяйственную
деятельность, руководителей органов местного самоуправления и органов
исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, руководителей органов,
организаций Роспотребнадзора по реализации Постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.08.06 г. N 27;
- перечень нормативных правовых актов по
вопросам организации и проведения дератизационных мероприятий.
Прошу направить соответствующую
информацию в заинтересованные органы и организации, а также использовать ее для
информирования населения.
Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
Г.Г.ОНИЩЕНКО
ГРЫЗУНЫ:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ, ЭКОЛОГИЯ,
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
Проблема вреда, как экономического, так и
эпидемиологического, причиняемого грызунами, существует многие тысячи лет. Уже
в первых письменных источниках человечества, например, эпосе о Гильгамеше
(Шумер, 4000 лет до н.э.) описывается эпидемия чумы. Понимание того, что в
распространении чумы участвуют грызуны описано и в Библии. В первой книге
Самуила (гл. 5 и 6) описывается эпидемия чумы, возникшая во время войны
израильтян с филистимлянами. Современная наука подтвердила, что резервуарами
возбудителей этого заболевания являются грызуны, а переносчиками - блохи,
обитающие на них. Поэтому борьба с грызунами, в частности с крысами,
проводилась на протяжении всего существования человеческого общества.
Однако, многовековое, целенаправленное
уничтожение грызунов практически не сказалось на их численности и
распространенности. Грызуны обитают на всех континентах мира. Огромную роль в
расселении и освоении грызунами новых территорий сыграла их склонность к синантропии
и удивительная экологическая пластичность. Основными
обитателями населенных пунктов являются серая и черная крысы и домовая мышь,
относящиеся к классу синантропных грызунов. Крысы рода Rattus относятся
к отряду грызунов (Rodentia) подотряду мышеобразных (Myomorpha) семейству
(Muridae). Систематика этих крыс до конца не разработана и по современным
сводкам насчитывает от 44 до 65 видов. Крысы населяют самые разнообразные
биотопы от речных долин до лиственных горных лесов. В северной части умеренного
пояса, в высокогорьях и пустынях встречаются лишь в жилье человека. Убежищами
служат подземные норы, пустоты в камнях и дуплах деревьев. Питаются растениями
или животными, многие виды всеядны. На территории России и
сопредельных стран обитают лишь 3 вида Rattus: черная крыса (R. Rattus
Linnaeus, 1758), встречающаяся в Европейской части страны, на Дальнем Востоке и
в Закавказье, туркестанская крыса (R. Rattoides Hodgson,
1845) и космополитная серая крыса, (R. norvegicus Berkenhout, 1769).
Последняя наиболее многочисленна. В современный период серая и черная крысы
сохраняют большое медицинское значение и повсеместно наносят экономический
ущерб.
Грызуны являются природными носителями не
менее 20 опасных инфекций, таких как чума, лихорадка Ку, туляремия, гельминтозы,
псевдотуберкулез, бруцеллез, лептоспирозы, сальмонеллезы, листериоз, крысиный
сыпной тиф, везикулярный риккетсиоз, геморрагическая лихорадка с почечным
синдромом (ГЛПС), лимфоцитарный хориоменингит и др.
Детальное и тщательное изучение роли
грызунов в распространении заболеваний было начато с момента открытия Йерсеном
А. и Китазато Ш. возбудителя чумы в 1894 году, получившего название Yersenia
pestis. Сами исследования были вызваны эпидемией чумы, продолжавшейся
последующие 10 лет, охватившей 87 портовых городов и унесшей жизни более чем 12
млн. человек. Главным носителем инфекции оказалась черная крыса, обитавшая на
морских судах.
В Российской Федерации случаи заболевания
чумой не регистрируются с 1979 года. Однако каждый год на территории природных
очагов чумы, общая площадь которых превышает 253 тысячи квадратных километров,
риску заражения подвергаются более 20 тысяч человек.
Серые крысы играют важную роль в
поддержании очагов лихорадки Ку, эризепилоида, листериоза, бруцеллеза,
сальмонеллеза, геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС), которые
формируются на скотных дворах, а на предприятиях по переработке продуктов
животного происхождения серые крысы становятся основными носителями
возбудителей. В связи с активизацией природных очагов вновь зарегистрированы
заболевания лихорадкой Западного Нила и Крымской геморрагической лихорадкой.
Сохраняется высокий уровень заболеваемости геморрагической лихорадкой с
почечным синдромом - только в 2005 году зарегистрировано 7330 случаев этой
болезни.
В 2005 году в субъектах Российской
Федерации Южного федерального округа отмечалось обострение эпидемической
ситуации по заболеваемости Крымской геморрагической лихорадкой (КГЛ).
Зарегистрировано 138 случаев этой инфекции против 72 в 2004 г. В Ставропольском
крае зарегистрировано 38 больных, Республике Калмыкия - 38, Астраханской
области - 37, Ростовской области - 16, Волгоградской области - 6, Республике
Дагестан - 3. В Республике Калмыкия и Астраханской области, где число больных
возросло соответственно в 9 и 2,5 раза, показатели заболеваемости составили
12,7 и 3,7 на 100 тысяч населения. Летальные исходы имели место в Астраханской
(1 случай), Ростовской областях (1 случай) и Республике Калмыкия (2 случая).
Инфицирование более 74,7% больных связано с укусами клещей или раздавливании их
незащищенными руками при снятии с сельскохозяйственных животных.
В Российской Федерации остается
актуальной проблема заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным
синдромом, так в 2005 г. зарегистрировано 7330 случаев ГЛПС, показатель
заболеваемости на 100 тыс. населения составил 5,07, наибольшее количество
заболевших ежегодно регистрируется по Центральному, Приволжскому и Уральскому
федеральным округам. Основной причиной высокого уровня заболеваемости ГЛПС
является осложнение эпизоотической ситуации в природных очагах этой инфекции за
счет увеличения численности основного носителя вируса ГЛПС - рыжей полевки.
В 2005 г. на территории Российской
Федерации зарегистрирован резкий подъем заболеваемости туляремией (в 6,8 раза
по сравнению с 2004 г.). Всего туляремией заболело 881 человек, наибольшее
число заболевших зарегистрировано в Московской, Рязанской, Нижегородской,
Владимирской, Свердловской областях и г. Москве. Сокращение объемов
истребительных мероприятий в природных очагах привело к увеличению численности
мелких млекопитающих и числа инфицированных переносчиков возбудителя туляремии.
Продолжает регистрироваться
заболеваемость людей лептоспирозами. Так в 2005 г. зарегистрировано 742 случая.
Лептоспирозы относятся к группе заболеваний, для которых характерна
выраженная природная очаговость.
Синантропные
грызуны причиняют огромный вред, поедая, загрязняя, портя разнообразные
продукты, приводя в негодность различные материалы (бумагу, картон, кожу,
дерево, другие строительные материалы, резину, пенопласт, стекловолокно,
хлорвинил и другие пластмассы), конструкции, приборы. Известны аварии на электростанциях, вызванные тем, что грызунами была
повреждена изоляция электрических кабелей. Крысы особо опасны на таких объектах
как электростанции, железнодорожные узлы, телефонные станции, подземные
коммуникации и объекты, оборонные сооружения, самолеты и т.п.
Немаловажным отрицательным фактором
является и психологическое воздействие на людей вида грызунов, особенно крыс,
свободно гуляющих около жилых домов, под ларьками или в помещениях магазинов, а
также мышей, бегающих по квартире.
Серая крыса - один из самых массовых по
численности синантропных видов грызунов, занимающий среди них ведущее место по
приносимому эпидемиологическому и экономическому ущербу. Вредоносная
деятельность этого грызуна с каждым годом расширяется. Вред от крыс не
ограничивается только порчей и уничтожением пищевых продуктов. Они являются
причиной многочисленных пожаров, аварийных ситуаций, вызываемых из-за
повреждения кабеля, узлов автоматической сигнализации, связи, телевидения.
Широкий спектр повреждаемых серой крысой материалов обусловил проблему защиты
материалов и технических изделий от этого грызуна. За последние столетия с
помощью транспортных средств серая крыса очень быстро расширила свой ареал и
расселилась по всем континентам (исключая Антарктиду) и многим островным
территориям. Различают синантропные популяции серых крыс и так называемые
экзоантропные, обитающие в природных стациях. Серые крысы - околоводные
грызуны, они хорошо плавают и ныряют, но также они хорошо приспособлены к рытью
и обычно живут в норах. Синантропные серые крысы предпочитают заселять нижние
ярусы помещений, подземные коммуникации, канализации. Они обычные обитатели
шахт, разного рода подземных сооружений. В городах серые крысы заселяют жилые
дома, магазины, вокзалы, в том числе и метрополитен. Обычно крысы живут в
подвальных и первых этажах зданий, но при высокой численности проникают и в верхние
этажи. Как правило, наиболее охотно крысы заселяют помещения предприятий
пищевой промышленности, продуктовые склады, мясо- и рыбокомбинаты, поля
фильтрации, свалки бытового мусора и пищевых отходов.
Серая крыса всеядна. От других
представителей рода она отличается повышенной склонностью к употреблению
животной пищи, способна быстро переходить с одного вида корма на другой.
Известны случаи каннибализма и питания экскрементами и трупами животных.
Питаются серые крысы различной растительной животной пищей, предпочитая корма с
высоким содержанием влаги. Количество корма, поедаемого в сутки (пшеничный
хлеб), зависит от размеров зверьков и колеблется от 25 до 75 г в сутки.
Одной из основных особенностей крыс
является их высокая плодовитость. Уже в 3-месячном возрасте они способны к
размножению. В помете бывает от 5 до 8 крысят. Теоретически одна самка может
дать от 2 до 8 пометов в год. Однако, практически
наблюдается два годовых пика численности - весной и осенью. В помещениях крыса
размножается в течение всего года.
Серая крыса - классический носитель
целого ряда инфекций, опасных для человека. В теплое время года часть популяций
в основном в южных и средних широтах страны переселяется в открытые биотопы и
незастроенную территорию вокруг зданий, а осенью, с наступлением холодов, вновь
заселяет различные постройки. Контактируя с "дикими" грызунами, крысы
заражаются зоонозными инфекциями и заносят их в помещения (закрытые биотопы).
С черной крысой в большей степени связаны
пандемии чумы. Эта крыса меньше по размерам, чем серая. Она распространена по
всему миру. В России в последние десятилетия активно вытесняется серой крысой.
В настоящее время основными местами ее обитания считаются Смоленская область,
Краснодарский, Приморский и Хабаровский края. В основном черная крыса заселяет
портовые города (портовые сооружения и доки). Часто этот вид встречается на
морских судах, особенно малого тоннажа. Кроме того, она селится в густых
зарослях кустарника, в парках. Питается в основном кормами растительного
происхождения, овощами, фруктами и рыбой. Размножается менее интенсивно, чем
серая крыса.
В постройках вред от нее сводится к
поеданию и порче различных продуктов. На Черноморском побережье Кавказа черная
крыса в открытых биотопах вредит посевам кукурузы, цитрусовым плантациям,
садам.
Черная крыса высокочувствительна к чуме,
в связи с чем необходим постоянный контроль ее
численности, особенно в наиболее вероятных местах обитания.
Домовая мышь является представителем
синантропных грызунов, с длиной тела 7-12 см. Распространена повсеместно, кроме
районов Крайнего Севера. В южных районах может обитать как в помещениях, так и
в открытых биотопах. В средней полосе ее существование связано с жильем
человека, но в теплое время года часть популяции выселяется на незастроенные территории.
В северной зоне домовые мыши из построек не выселяются.
Места обитания
домовых мышей исключительно разнообразны: многоэтажные городские здания всех
категорий, сельские дома, землянки, скирды, ометы, сады, огороды, рощи, степные
участки, поймы рек, плавни и пр. По
количеству заселяемых биотопов домовая мышь превосходит серую крысу. Домовые
мыши в открытых биотопах питаются семенами культурных и диких растений. В жилых
помещениях домовые мыши всеядны. Предпочитают концентрированные, не
загрязненные продукты. Часто довольствуются небольшим количеством корма. В
течение дня съедает около 5 г зерна, но, как и другие синантропные грызуны,
своими выделениями и погрызами портят много продуктов. Очень большую роль в
расселении мышей играет транспорт, особенно при перевозке пищевых грузов. В
открытых биотопах домовые мыши размножаются в теплое время года, в помещениях -
в течение всего года. В средней полосе зверьки становятся половозрелыми в
2-х-месячном возрасте. В помещениях у самок обычно бывает 6 детенышей. Число
пометов в помещениях в течение года может достигать 5-8, в скирдах и ометах -
до 14.
Уничтожение крыс в городах - задача
чрезвычайно сложная. Установлено, что грызуны теряют эпидемиологическое
значение в случае, если их численность не превышает 0,5 на 1000 квадратных
метров или 1 животное на строение. Для достижения такого результата требуется
проведение постоянных и системных мероприятий, включающих проведение комплекса
инженерно-технических и истребительных мероприятий. Ослабление мероприятий по проведению
дератизационных работ ведет к росту численности крыс и других грызунов и
быстрому их расселению на свободные объекты.
Исходя из биологии грызунов, достаточно
сложно учесть их численность. Сложность заключается в том, что этот показатель
постоянно меняется в течение года - осенью крыс больше, зимой меньше, а
численность домовых мышей в течение года практически не меняется. В среднем, по
оценке специалистов, их может быть от 1 до 10 особей на одного жителя крупного
города.
По данным многолетнего мониторинга
наибольшую опасность грызуны представляют в крупных городах, в том числе
портовых, где заселенность превышает допустимое значение. Например,
в Санкт-Петербурге уровень заселенности составил 1,7; в Краснодарском крае: в
портовых городах - 7,5, в других городах края - 1,3; в городах Хабаровского
края - 5,8; в городах Еврейской автономной области: в портовых - 16,5, в
остальных - 8. В среднем, по России, заселенность в городах составляет
2,2, в том числе в портовых - 5,1 на 1000 квадратных метров.
На заселенность крысами городов влияет
плотность населения, миграционные процессы, система сбора и утилизации бытовых
отходов. Во многих субъектах Российской Федерации сложилась
неудовлетворительная ситуация по санитарно-техническому состоянию объектов жилищно-коммунального
назначения.
В крупных городах России, несмотря на
регулярно проводимую санитарную очистку территорий, фактически отсутствует
индустрия сбора, хранения, сортировки, утилизации бытовых и промышленных
отходов.
Большая плотность населения приводит к
скоплению значительного количества отходов на ограниченной площади, что
способствует интенсивному расселению грызунов и распространению зоонозных
инфекций.
На основании вышеизложенного можно
констатировать, что сложившаяся в Российской Федерации ситуация и прогноз ее
развития может способствовать дальнейшему увеличению численности грызунов в
населенных пунктах, что, в конечном итоге, приведет к еще большему осложнению
санитарно-эпидемиологической ситуации, росту экономического ущерба, ухудшению
качества жизни населения.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЙ,
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ГРАЖДАН,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ОРГАНОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО
РЕАЛИЗАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНОГО ВРАЧА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29.08.06 Г. N 27 "О
МЕРАХ ПО БОРЬБЕ
С ГРЫЗУНАМИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫХ,
ОСОБО
ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
В целях реализации Постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.08.06 г. N 27
"О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо
опасных инфекционных заболеваний в Российской Федерации" с целью снижения
численности грызунов в сентябре-ноябре 2006 года необходимо выполнить следующий
комплекс мероприятий.
1. Организации, индивидуальные
предприниматели, граждане, осуществляющие хозяйственную
деятельность осуществляют:
1.1. Оценку заселенности объекта
грызунами с последующим, в срок до 15 ноября 2006 года, проведением:
1.1.1. комплекс мероприятий, направленных
на обеспечение грызунонепроницаемости объекта (инженерно-технические,
ремонтно-строительные работы);
1.1.2. санитарно-гигиенических и
санитарно-технических мероприятий, направленных на обеспечение должного
санитарного состояния объекта и прилегающей территории;
1.1.3. истребительных мероприятий
собственными силами или силами специализированных организаций дезинфекционного
профиля.
1.2. Оценку эффективности проведенных
дератизационных мероприятий.
2. Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления:
2.1. Готовят и принимают распорядительные
документы по реализации Постановления Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 29.08.06 г. N 27 "О мерах по борьбе с
грызунами и профилактике природно-очаговых, особо опасных инфекционных
заболеваний в Российской Федерации".
2.2. Организуют в сентябре-ноябре 2006 г.
проведение:
2.2.1. оценки заселенности грызунами
объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации,
муниципальных объектов;
2.2.2. инженерно-технических,
ремонтно-строительных мероприятий с целью обеспечения грызунонепроницаемости
объектов;
2.2.3. санитарно-гигиенических и
санитарно-технических мероприятий, направленных на обеспечение должного
санитарного состояния объектов и прилегающих территорий;
2.2.4. истребительных дератизационных мероприятий
на объектах бюджетного финансирования.
2.3. Рассматривают на заседаниях
санитарно-противоэпидемических комиссий итоги проведения в сентябре-ноябре 2006
года комплекса дератизационных мероприятий.
2.4. Принимают региональные программы по
борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо опасных инфекционных
заболеваний на 2007-2008 г. г., включающие следующие разделы:
2.4.1. проведение сплошной ежегодной
двукратной дератизации всех объектов, независимо от их правовой формы
собственности;
2.4.2. меры по обеспечению сбора,
хранения, удаления, переработке бытовых отходов, утилизации биологических
отходов;
2.4.3. меры по санитарной очистке
территории населенных пунктов и объектов различного назначения;
2.4.4. строительство мусороперерабатывающих
предприятий;
2.4.5. мероприятия по предупреждению
распространения природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных
заболеваний;
2.4.6. меры по обеспечению
грызунонепроницаемости объектов, включая комплекс инженерно-технических,
ремонтно-строительных мероприятий;
2.4.7. оснащение объектов
охранно-защитными дератизационными системами различного типа.
2.5. Организуют проведение работ по
гигиеническому воспитанию населения по вопросам борьбы с грызунами,
профилактики природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекций с привлечением
средств массовой информации.
3. Главные врачи центров гигиены и
эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, руководители государственных
организаций дезинфекционного профиля в ходе организации и проведения комплекса
дератизационных мероприятий:
3.1. Принимают меры к реализации
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.08.06 г. N 27 "О мерах по борьбе с грызунами и профилактике
природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний в Российской
Федерации" и соответствующих постановлений главных государственных
санитарных врачей в субъектах Российской Федерации.
3.2. Обеспечивают:
по заявкам юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей проведение санитарно-эпидемиологических
обследований объектов, включающих оценку санитарно-технического состояния,
грызунонепроницаемости, заселенности грызунами и т.п.;
- выбор тактики и методики проведения
дератизации;
- ведение систематического учета
численности грызунов;
- проведение на объектах всех форм
собственности истребительных дератизационных мероприятий современными методами
и высокоэффективными дератизационными средствами, разрешенными в установленном
порядке к применению на территории Российской Федерации; при проведении дератизационных
работ приоритет в выборе родентицидных субстанций отдавать отечественным
изготовителям;
- оценку эффективности проведенных
истребительных дератизационных работ в соответствии с действующими нормативными
документами;
- наличие специального оборудования,
аппаратуры, транспорта;
- соблюдение условий хранения и
использования средств дератизации, ведение учета расхода родентицидов;
- организационно-методическую помощь
организациям по вопросам профилактики природно-очаговых, особо опасных
зоонозных инфекций и проведения дератизации.
3.3. Принимают меры:
- по укомплектованию штата
врачами-дезинфектологами, дезинструкторами, дезинфекторами;
- по подготовке персонала к выполнению
комплекса дератизационных мероприятий (обучение, аттестация).
3.4. Принимают участие в работе по
гигиеническому воспитанию населения по вопросам профилактики природно-очаговых,
особо опасных зоонозных инфекций, организации и проведения дератизационных
мероприятий.
3.5. Регулярно представляют сведения о
результатах проведенных истребительных и учетных работ в управления Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
субъектам Российской Федерации, железнодорожному транспорту.
4. Руководители
управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по субъектам Российской Федерации, главные
государственные санитарные врачи Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы
исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента
Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации,
Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны
Российской Федерации, Федеральной службы
Российской Федерации по контролю за
оборотом наркотиков, Федерального медико-биологического агентства:
4.1. Вносят предложения в органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, руководству соответствующих министерств и ведомств о
мероприятиях, направленных на реализацию постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.08.06 г. N 27
"О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо
опасных инфекционных заболеваний в Российской Федерации".
4.2. Принимают постановления главных
государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации,
железнодорожному транспорту, министерств и ведомств о реализации Постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.08.06 г.
N 27 "О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых,
особо опасных инфекционных заболеваний в Российской Федерации".
4.3. При осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора направляют предписания юридическим лицам
и индивидуальным предпринимателям всех форм собственности об организации и
проведении в сентябре-ноябре 2006 года комплекса дератизационных мероприятий,
включающего:
- проведение инженерно-технических
мероприятий, направленных на обеспечение грызунонепроницаемости объектов;
- проведение санитарно-гигиенических
мероприятий, направленных на обеспечение должного санитарного состояния объекта
и его территории;
- оценку заселенности объекта грызунами;
- оснащение объектов охранно-защитными
дератизационными системами различного типа;
- проведение истребительных
дератизационных мероприятий эффективными методами и современными средствами,
разрешенными к применению и зарегистрированными в установленном порядке на
территории Российской Федерации;
- оценку эффективности проведенных
истребительных дератизационных работ;
- представление отчета по результатам
выполнения комплекса мероприятий.
4.4. В каждом населенном пункте
определяют перечень объектов особого эпидемиологического значения <*>, на
которых обязательно систематическое проведение дератизационных мероприятий.
--------------------------------
<*> Примерный перечень объектов, на
которых обязательно систематическое проведение дератизационных мероприятий:
- железнодорожные и
автовокзалы, аэропорты, морские и речные порты, а также транспорт: воздушный,
водный (морской, речной), железнодорожный, автомобильный;
- жилищный фонд, общежития, гостиницы;
- объекты коммунально-бытового обслуживания
населения, в том числе кладбища;
- предприятия по сбору, транспортировке,
переработке и утилизации мусора и отходов;
- продовольственные и непродовольственные
рынки;
- метрополитен;
- предприятия водоснабжения и
канализации;
- лечебно-профилактические учреждения;
- детские и подростковые учреждения
(детские сады, учреждения для детей и сирот, школы, школы-интернаты,
специальные учреждения дополнительного образования, высшие и средние учебные
заведения, профессионально-технические училища, детские оздоровительные
учреждения и учреждения отдыха);
- предприятия пищевой и перерабатывающей
промышленности;
- предприятия по производству косметики,
парфюмерии;
- предприятия общественного питания;
- предприятия торговли продуктами
питания;
- склады временного хранения и таможенные
терминалы;
- территории населенных пунктов,
природные очаги инфекционных болезней человека;
- животноводческие и птицеводческие
хозяйства;
- объекты хранения и переработки зерна,
крупы;
- объекты массового сосредоточения людей;
- объекты, имеющие сложные, протяженные
коммуникации;
- другие объекты.
4.5. Обеспечивают:
4.5.1. государственный
санитарно-эпидемиологический надзор за проведением дератизационных мероприятий
на объектах, в природных очагах чумы, ГЛПС, туляремии;
4.5.2. организационно-методическое
руководство деятельностью по профилактике природно-очаговых, особо опасных
зоонозных инфекций и проведению дератизации;
4.5.3. ведение учета и отчетности о
проведенных дератизационных мероприятиях;
4.5.4. государственный санитарно-эпидемиологический
надзор за организациями, осуществляющими деятельность по дератизации.
4.6. Разрабатывают совместно с центрами
гигиены и эпидемиологии:
4.6.1. программы обучения должностных лиц
и работников организаций, выполняющих мероприятия по дератизации, а также
гигиенического воспитания населения;
4.6.2. санитарно-просветительные
материалы по профилактике природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекций и
проведению дератизации, адаптированные к различным группам населения.
4.7. Не допускают эксплуатацию
эпидемиологически значимых объектов, заселенность которых грызунами, по данным
учета численности, превышает эпидемиологически приемлемый показатель, а также
объектов, на которых не проводятся дератизационные мероприятия.
4.8. Привлекают для организации и
проведения дератизационных мероприятий центры гигиены и эпидемиологии,
государственные учреждения и предприятия дезинфекционного профиля.
4.9. При проведении мероприятий по
контролю предъявляют требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
(хозяйствующим субъектам) о проведении регулярных санитарно-эпидемиологических
обследований объектов, включающих учет численности грызунов и оценку
эффективности проведенных мероприятий с внесением результатов в соответствующую
учетную форму.
4.10. Представляют материалы и
докладывают на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий итоги
проведения в сентябре-ноябре 2006 года комплекса дератизационных мероприятий.
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВОПРОСАМ
ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕРАТИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
- "Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 18 июня 1993 г.;
- Федеральный закон "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N
52-ФЗ;
- Санитарно-эпидемиологические требования
к проведению дератизации. СП 3.5.3.1129-02;
- Инструкция по газовой обработке морских
судов бромистым метилом, синильной кислотой и сернистым ангидридом (утверждена
Минздравом СССР N 650-66 от 2.12.66);
- Инструкция по применению постоянных
мест отравления грызунов на морских судах и портах (утверждена Минздравом СССР
N 181-67 от 26.07.67);
- Временная инструкция по определению
относительной численности грызунов в морских и речных портах (утверждена
Минздравом СССР N 818-69 от 4.08.69);
- Дополнение к Инструкции по газовой
обработке морских судов бромистым метилом, синильной кислотой и сернистым
ангидридом (утверждено Минздравом СССР N 841-70 от 4.03.70);
- Методические указания по дератизации на
промысловом флоте Минздрава СССР N 1114-73 от 9.08.73;
- Методические указания по борьбе с
грызунами в населенных пунктах. Минздрав СССР N 28-6/5 от 6.10.81;
- Временные методические указания по
борьбе с обыкновенными полевками на овощебазах. Минздрав СССР N 28-6/4 от
13.02.84;
- Методические указания по борьбе с серой
крысой в природных очагах иктерогеморрагического лептоспироза. Минздрав СССР от
9.06.84;
- Методические указания по дератизации на
морских судах для судовых медицинских работников. Минздрав СССР N 286/12 от
30.12.85;
- Методические указания по борьбе с
грызунами в жилых домах. Минздрав СССР N 26-6/43 от 5.08.87;
- Методические указания по борьбе с серой
крысой в каменноугольных шахтах. Минздрав СССР N 15/16-19 от 22.10.89;
- Профилактика и борьба с заразными
болезнями, общими для человека и животных СП 3.1.084-96 от 31.05.96/ВП
13.3.4.1100-96.
Профилактика чумы:
- Приказ Минздрава Российской Федерации N
350 от 02.12.97 "О проведении мероприятий по профилактике чумы";
- Методические указания 3.1.700-98 от
22.04.98 "Временные методические указания по организации и проведению
эпидемиологического надзора в природных очагах чумы России в условиях
ограниченных финансовых и материально-технологических ресурсов";
- Методические указания 3.1.1029-01
"Отлов, учет и прогноз численности мелких млекопитающих и птиц в природных
очагах инфекций";
- Методические указания 3.1.1098-02 от
01.04.02 "Организация и проведение эпидемиологического надзора в природных
очагах чумы на территории Российской Федерации";
- Профилактика чумы СП 3.1.7.1380-03 от
30.06.03.
Профилактика туляремии:
- Приказ Минздрава СССР от 05.02.76
"О мероприятиях по профилактике заболеваний людей туляремией";
- Туляремия СП 3.1.097-96;
- Методические указания 3.1.2007-05
"Эпидемиологический надзор за туляремией".
Профилактика иерсиниозов:
- Иерсиниозы СП 3.1.094-96.
Профилактика коксиеллеза (лихорадка Ку):
- Коксиеллез (лихорадка Ку) СП
3.1.095-96.
Профилактика ГЛПС:
- Гемморрагические лихорадки с почечным
синдромом СП 3.1.099-96.
Профилактика листериоза:
- Методические рекомендации по
лабораторной диагностике листериоза животных и людей, 1987 г.;
- Инструкция "О мероприятиях по
профилактике и борьбе с листериозом животных", Минздрав СССР, 1987 г.;
- Листериоз СП 3.1.088-96/ВП
13.4.1311-96;
- Методические указания 3.1.7.1104-02
"Эпидемиология и профилактика листериоза".
Профилактика лептоспироза:
- Приказ Минздрава СССР от 13.11.79 N
1152 "О профилактике заболевания людей лептоспирозом";
- Лептоспироз СП 3.1.091-96/ВП
13.3.1310-96;
- Методические указания 3.1.1128-02
"Эпидемиология, диагностика и профилактика заболеваний людей
лептоспирозами".
- Профилактика бруцеллеза:
- Бруцеллез СП 3.1.085-96/ВП
13.3.1302-96;
- Методические указания 3.1.7.1189-03
"Профилактика и лабораторная диагностика бруцеллеза людей".