ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО Г. МОСКВЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 сентября 2006 г.
N 3
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29.08.06 Г.
N 27 "О МЕРАХ ПО БОРЬБЕ С ГРЫЗУНАМИ И ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫХ, ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Я, главный государственный санитарный
врач по городу Москве Н.Н.Филатов, отмечаю, что в городе Москве сложилась
напряженная эпидемическая и эпизоотическая ситуация по заболеваемости
природно-очаговыми инфекциями. Среди москвичей ежегодно регистрируются
заболевания геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС),
лептоспирозами, туляремией. Максимальный уровень заболеваемости этими
инфекциями регистрировался в 2004-2005 годах. За эти годы лептоспирозом в
Москве заболело 60 человек, ГЛПС - 143, туляремией - 241 житель города. Кроме
того, в жилых домах и коммунальных объектах серьезную проблему для города
представляют очаги крысиного клеща.
Одной из причин сложившейся ситуации в
Москве является значительный рост численности синантропных грызунов - крыс и
мышей, являющихся источниками указанных заболеваний.
На территории города сохраняются
природные очаги, где отмечаются эпизоотии природно-очаговых заболеваний среди
грызунов и существует реальная угроза заражения населения. В период учета
численности грызунов в феврале-мае 2006 года при проведении микробиологических
исследований в пробах полевого материала, отобранных на территории района
Косино (берег "Святого озера") получены 4 положительных результата на
туляремию. Территория, прилегающая к "Святому озеру"
(Косино-Ухтомское) является сочетанным природным очагом лептоспирозов и
туляремии, где несмотря на принятые меры по оздоровлению природного очага,
эпизоотическая обстановка остается напряженной. При лабораторном исследовании
серых крыс, отловленных в жилом секторе Восточного и Центрального
административных округов в феврале 2006 года, было получено 2 положительных
результата на лептоспирозы. В августе-сентябре 2006 года получено 3
положительных результата исследований на туляремию и 4 - на лептоспирозы.
На увеличение численности и значительную
заселенность объектов грызунами в Москве влияет ряд факторов.
Высокая плотность населения приводит к
скоплению значительного количества бытовых и пищевых отходов на территории
мегаполиса, что приводит к наиболее интенсивному расселению, грызунов.
Большое количество неофициальных
мигрантов, проживание и питание которых осуществляется в неприспособленных
помещениях, способствует созданию благоприятных условий для обитания грызунов.
В Москве отмечаются недостатки в вопросах
санитарно-технического состояния объектов жилищно-коммунального назначения,
недостаточно развита индустрия санитарной очистки, утилизации бытовых отходов с
различных групп объектов, обеззараживания биологических отходов.
Наличие несанкционированных свалок
бытового мусора, отсутствие договоров на дератизацию на территориях
промышленных предприятий, строительных площадках, автостоянках, гаражах,
кладбищах, отсутствие дератизации в подземных коллекторах снижает эффективность
профилактических мероприятий, направленных на подавление численности грызунов.
Поступает большое количество жалоб на наличие грызунов в мусоросборных камерах,
контейнерных площадках, на объектах продовольственной и непродовольственной
торговли и т.п.
Сложившаяся в Москве ситуация и прогноз
ее развития может способствовать дальнейшему увеличению численности грызунов,
что в конечном итоге может привести к осложнению санитарно-эпидемиологической
обстановки.
В целях снижения численности популяции
грызунов до эпидемиологически безопасного уровня и во исполнение требований
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.08.06 г. N 27 "О мерах по борьбе с грызунами и профилактике
природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний в Российской
Федерации" постановляю:
1. Юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям, руководителям организаций, руководителям хозяйствующих
субъектов независимо от правовых форм собственности осуществить:
1.1. Оценку заселенности объекта
грызунами с последующим проведением в срок до 15 ноября 2006 года:
1.1.1. комплекса мероприятий,
направленных на обеспечение грызунонепроницаемости объектов
(инженерно-технические, ремонтно-строительные работы);
1.1.2. санитарно-гигиенических и
санитарно-технических мероприятий, направленных на обеспечение должного
состояния объекта и прилегающей территории;
1.1.3. истребительных мероприятий
собственными силами или силами специализированных организаций дезинфекционного
профиля.
1.2. Оценку качества проведенных
дератизационных мероприятий.
2. Рекомендовать префектам
административных округов, руководителям департаментов и комитетов Правительства
Москвы:
2.1. Организовать на объектах бюджетного
финансирования в сентябре-ноябре 2006 года:
2.1.1. проведение оценки заселенности
объектов грызунами;
2.1.2. проведение инженерно-технических,
ремонтно-строительных мероприятий с целью обеспечения грызунонепроницаемости
объектов;
2.1.3. проведение санитарно-гигиенических
и санитарно-технических мероприятий, направленных на обеспечение должного
санитарного состояния объектов и прилегающих территорий;
2.1.4. проведение истребительных
дератизационных мероприятий на объектах бюджетного финансирования собственными
силами или силами специализированных организаций дезинфекционного профиля.
2.2. Обязать руководителей
соответствующих служб и организаций независимо от их организационно-правовых
форм осуществить комплекс мероприятий (п. 1).
2.3. Рассмотреть на заседаниях
санитарно-противоэпидемических комиссий итоги проведения в сентябре-ноябре 2006
года комплекса дератизационных мероприятий.
2.4. Организовать совместно с
территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по городу Москве,
Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" и его филиалами проведение работ по
гигиеническому воспитанию населения по вопросам профилактики природно-очаговых,
особо опасных зоонозных инфекций с привлечением средств массовой информации.
2.5. Подготовить
совместно с территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по городу
Москве, Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены
и эпидемиологии в городе Москве" и его филиалами предложения для включения
в программу Правительства Москвы по борьбе с грызунами и профилактике
природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний в городе
Москве на 2007-2008 гг., включающую следующие разделы:
2.5.1. проведение сплошной ежегодной
двукратной дератизации всех объектов, независимо от их правовой формы
собственности;
2.5.2. меры по обеспечению сбора,
хранения, удаления, переработке бытовых отходов, утилизации биологических
отходов;
2.5.3. меры по совершенствованию системы
санитарной очистки территории населенных пунктов и объектов различного
назначения;
2.5.4. строительство
мусороперерабатывающих предприятий;
2.5.5. мероприятия по предупреждению
распространения природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных
заболеваний;
2.5.6. меры по обеспечению
грызунонепроницаемости объектов, включая комплекс инженерно-технических,
ремонтно-строительных мероприятий;
2.5.7. оснащение объектов
охранно-защитными дератизационными системами различного типа.
3. Начальникам территориальных отделов и
структурных подразделений Управления Роспотребнадзора по городу Москве:
3.1. Внести предложения в префектуры
административных округов о мероприятиях, направленных на реализацию
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.08.06 г. N 27 "О мерах по борьбе с грызунами и профилактике
природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний в Российской
Федерации".
3.2. При осуществлении госсанэпиднадзора
направлять предписания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям всех
форм собственности об организации и проведении комплекса усиленных
дератизационных мероприятий в сентябре-ноябре 2006 года, включающего в себя в
том числе:
- проведение безотлагательных
инженерно-технических мероприятий, направленных на обеспечение
грызунонепроницаемости объектов;
- проведение санитарно-гигиенических
мероприятий, направленных на обеспечение должного санитарного состояния объекта
и его территории (своевременный вывоз бытовых и пищевых отходов, санитарная
очистка территории, проведение санитарных дней и т.п.);
- оценку заселенности объекта грызунами;
- оснащение объектов охранно-защитными
дератизационными системами;
- проведение истребительных
дератизационных мероприятий эффективными методами и современными средствами,
разрешенными к применению и зарегистрированными в установленном порядке на
территории Российской Федерации;
- оценку эффективности проведенных
истребительных дератизационных работ;
- представление отчета по результатам
выполнения комплекса мероприятий.
3.3. При проведении мероприятий по
контролю предъявлять требования к юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям (хозяйствующим субъектам) о проведении регулярных
санитарно-эпидемиологических обследований объектов, включающих учет численности
грызунов и оценку эффективности проведенных мероприятий с внесением результатов
в соответствующую учетную форму.
3.4. Не допускать эксплуатацию
эпидемиологически значимых объектов, заселенность которых грызунами, по данным
учета численности, превышает эпидемиологически приемлемый показатель, а также
объектов, на которых не проводятся дератизационные мероприятия.
4. Направить в средства массовой
информации для опубликования настоящее постановление.
5. Контроль исполнения настоящего
постановления оставляю за собой.
Н.Н.ФИЛАТОВ