МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
16 октября 2006 г.
N 713
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИНЦИПОВ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (ЕИС)
В соответствии с планом мероприятий по
реализации Концепции использования информационных технологий в деятельности
федеральных органов государственной власти до 2010 года,
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября
2004 года N 1244-р и с целью координации работ приказываю:
1. Утвердить прилагаемые принципы
создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального
развития (ЕИС) (далее - принципы).
2. Рекомендовать руководителям
федеральных служб, федеральных агентств, находящихся в ведении
Минздравсоцразвития России, государственных внебюджетных фондов, деятельность
которых координирует Минздравсоцразвития России, использовать принципы при
создании, развитии и применении информационных систем, ресурсов и технологий.
Министр
М.ЗУРАБОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом
Минздравсоцразвития России
от 16 октября 2006 г. N 713
ПРИНЦИПЫ
СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (ЕИС)
1. Введение
Настоящий документ разработан с целью
определения принципов создания единой информационной системы в сфере
здравоохранения и социального развития и координации работ по информатизации,
проводимых Министерством здравоохранения и социального развития Российской
Федерации.
Единая информационная система в сфере
здравоохранения и социального развития (далее - ЕИС) - это автоматизированная
система, направленная на информационную поддержку реализации функций
Минздравсоцразвития России, федеральных служб, федеральных агентств,
находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, государственных внебюджетных
фондов, деятельность которых координирует Минздравсоцразвития России.
ЕИС обеспечивает функции сбора, хранения,
обработки, передачи и использования информации в сферах здравоохранения,
социального развития, труда и занятости в Российской Федерации и предназначена для решения следующих задач:
- информационное обеспечение принятия
управленческих решений в обеспечение эффективной деятельности
Минздравсоцразвития России, подведомственных ему агентств, служб,
координируемых государственных внебюджетных фондов, а также предприятий
различных форм собственности и общественных объединений, действующих в сфере
здравоохранения и социального развития;
- повышение эффективности обслуживания
граждан и организаций;
- обеспечение информационной открытости
деятельности Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций;
- повышение эффективности
межведомственного взаимодействия.
Документ определяет цели, задачи,
принципы построения и развития ЕИС.
2. Предпосылки
создания ЕИС
2.1. Современное
представление о роли информационных технологий.
В настоящее время в Российской Федерации
проводится широкий комплекс социально значимых реформ. Активно осуществляются
административная реформа, реформы образования, здравоохранения и др. Особое
значение придается вопросам развития в Российской Федерации информационных
технологий - информатизации органов государственной власти и созданию в Российской
Федерации основ "электронного правительства".
В целях развития информационных
технологий в стране принята и реализуется Федеральная целевая программа
"Электронная Россия 2002-2010 годы". Программа призвана создать
условия, которые позволят Российской Федерации достичь высокого уровня
проникновения информационных и коммуникационных технологий во все области
жизни, включая государственное управление и общественную деятельность.
Выполнение заложенных в Программе мер предусматривает повышение эффективности
государственного управления, увеличение конкурентоспособности экономики и
уровня развития общества.
Активно идет работа по внедрению
инфокоммуникационных технологий и принципов информационного взаимодействия в
практику органов государственной власти. С этой целью Правительством Российской
Федерации принята "Концепция использования информационных технологий в
деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года".
Все это требует повышенного внимания
органов государственного управления к проблемам создания и развития
информационного обеспечения, эксплуатации и поддержки информационных ресурсов
по вопросам, относящимся к их сферам деятельности, организации информационного
межведомственного взаимодействия, предоставления гражданам и организациям
государственных услуг, совершенствования и развития
использующихся в органах государственной власти информационных систем,
организации их взаимодействия и создания новых.
2.2. Предыдущие
разработки и их недостатки.
В настоящее время в сфере деятельности
Минздравсоцразвития России используются различные информационные системы и базы
данных, содержащие значительные объемы информации по вопросам здравоохранения,
социального развития, труда, занятости, сбор которой осуществляется
организациями, подведомственными Минздравсоцразвития России. Накоплен
значительный опыт внедрения и поддержки этих систем. Наличие различий в
информационных системах обусловлено различием в подходах к их созданию и
сопровождению.
Созданные ранее информационные системы
носят преимущественно узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение
конкретных функций и задач. Их развитие в процессе эксплуатации дало не только
ощутимые результаты, но и породило серьезные проблемы. Построенные по принципу
снизу-вверх, путем непрерывного наращивания и увязки старых и новых технологий,
существующие информационные системы скорее представляют собой комплекс
автоматизированных рабочих мест, чем единую информационную среду.
Организационно-технологические решения, реализуемые программными средствами,
жестко привязаны к существовавшей на момент создания систем организационной
структуре Министерства и подведомственных организаций.
В частности, следует отметить следующие
проблемы:
- существующие информационные системы
частично перекрывают друг друга по реализуемым функциям, слабо связаны
структурно, поддерживают разные форматы данных и не могут быть интегрированы в
одну систему без существенных переработок;
- отсутствует единая инфраструктура
сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в сфере
здравоохранения, социального развития, труда, занятости;
- существующие информационные системы не
рассчитаны на работу в едином информационном пространстве, а используемые
технологии передачи данных не способны обеспечить актуализацию данных в
необходимом масштабе времени;
- отсутствуют единые информационные
ресурсы, содержащие взаимоувязанные сведения об объектах и субъектах учета в
сферах здравоохранения, социального развития, труда, занятости;
- отсутствует возможность соотнесения,
сопоставления и анализа данных из различных информационных систем для получения
полной, достоверной и актуальной информации о состоянии сферы здравоохранения,
социального развития, труда, занятости;
- существует высокий уровень дублирования
информации вследствие недоступности данных из различных информационных систем
друг для друга;
- ряд систем устарели морально и
физически как с точки зрения программного обеспечения, так и аппаратных
средств;
- отсутствует единая нормативно-правовая,
организационная и методическая база функционирования и использования
информационных систем.
Устранение этих недостатков не может быть
осуществлено простой корректировкой существующих информационных систем и (или)
обеспечением их взаимодействия между собой.
2.3. Роль и место
ЕИС.
Единая
информационная система Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации должна стать системой нового поколения, позволяющей
организовать обеспечение полной, достоверной и актуальной информацией о
состоянии дел в области здравоохранения и социального развития, и предоставить
возможности для оперативной обработки и анализа указанной информации, а также
ее эффективного использования для выполнения возложенных на Министерство
функций и задач.
Мировой опыт создания и развития информационных
систем в органах государственной власти подтверждает необходимость создания
комплексных информационных систем, содержащих полную, достоверную и актуальную
информацию о социальном и экономическом развитии государства, для эффективного
выполнения органами власти возложенных на них функций и задач. В ходе создания
и развития подобных систем особенно важной становится задача накопления и
эффективного использования данных в интересах граждан и организаций путем
оказания услуг населению и организациям на базе сервисно-ориентированной
интегрированной информационной системы.
3. Цели создания
ЕИС и решаемые задачи
3.1. Цели создания
ЕИС.
Единая информационная система
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
создается в целях:
- повышения эффективности деятельности
Минздравсоцразвития России в части реализации Министерством и подведомственными
организациями функций и задач в их сферах ответственности, улучшения качества
подготовки и принятия решений;
- совершенствования процессов
взаимодействия и координации Минздравсоцразвития России, подведомственных ему
организаций, а также органов государственной власти;
- создания условий для стабильного
устойчивого развития в сферах здравоохранения, социального развития, труда,
занятости, на основе полной, достоверной и актуальной информации о состоянии
дел и динамике изменения показателей деятельности Минздравсоцразвития России и
подведомственных ему организаций;
- создания и развития механизмов
мониторинга и прогнозирования изменений показателей в сферах здравоохранения,
социального развития, труда, занятости;
- создания основы для повышения
эффективности социальной помощи, ее адресности, снижения количества
необоснованных выплат, улучшения обслуживания граждан в области занятости и
социальной защиты населения;
- совершенствования процессов
лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией
подведомственных Минздравсоцразвития России органов исполнительной власти;
- повышения эффективности выполнения
Министерством здравоохранения и социального развития России и подведомственными
ему органами исполнительной власти правоустанавливающих, правоприменительных и
контрольно-надзорных функций;
- создания условий повышения качества,
полноты и эффективности оказания услуг населению и организациям.
3.2. Задачи ЕИС.
Для достижения этих целей необходимо
решить следующие задачи:
- проанализировать и обобщить российский
и мировой опыт создания информационных систем в органах государственной власти
и разработать концепцию, предусматривающую интеграцию ЕИС в общегосударственную
систему информационного взаимодействия органов государственной власти;
- разработать и осуществить комплекс
организационных, нормативных, методических и технических мер по созданию,
поддержке, эксплуатации, сопровождению и развитию ЕИС в полном соответствии с
функциями и задачами, возложенными на Министерство;
- разработать и внедрить комплекс
стандартов и средств взаимодействия ЕИС для
обеспечения межведомственного взаимодействия с другими информационными
системами, в соответствии с установленными регламентами и процедурами;
- разработать нормативно-правовое,
регламентное и методическое обеспечение по созданию, эксплуатации,
сопровождению и развитию ЕИС;
- создать необходимую инфраструктуру для
обеспечения функционирования ЕИС.
4. Принципы
создания и развития ЕИС
Создание ЕИС Минздравсоцразвития России
осуществляется в соответствии со следующими основными группами принципов:
- функциональными;
- нормативно-методологическими;
- организационными;
- технологическими.
4.1. Функциональные
принципы.
Создание и использование ЕИС должно быть
подчинено решению задач:
- по поддержке реализации функций
Министерства и подведомственных организаций как единой организационной
структуры, обеспечивая концептуальное единство ее частей и компонентов,
включающих в себя информационные ресурсы систем и баз данных, на основе единых
методических, технологических принципов и общей нормативной правовой базы;
- по использованию существующих
информационных систем в качестве информационных ресурсов ЕИС, при условии
соответствия уровня сервиса, полноты, актуальности и оперативности существующих
систем и баз данных требованиям качества поддержки реализации функций
Министерства и подведомственных организаций как единой организационной
структуры;
- по обеспечению взаимодействия ЕИС с
другими информационными системами, в рамках межведомственного и международного
информационного взаимодействия на основе соответствующих нормативных правовых актов
и регламентов;
- по развитию сервисов и информационных
ресурсов ЕИС на основе оценки социально-экономического эффекта от их создания и
внедрения.
4.2.
Нормативно-методологические принципы.
Функционирование ЕИС должно быть основано
на едином комплексе мер нормативного, организационного, методического,
регламентного и технологического характера.
Организация взаимодействия и
информационного обмена внутри ЕИС и с другими информационными системами должно
обеспечиваться на базе единых методических, технологических принципов и
стандартов.
Создание ЕИС должно
быть основано на существующей в настоящее время нормативной правовой и
методологической базе в области построения и использования информационных
систем органов государственной власти Российской Федерации.
Создание и развитие ЕИС должно
осуществляться с учетом сохранения в максимально возможной степени сделанных
финансовых затрат в существующие информационные системы и базы данных.
4.3.
Организационные принципы.
Владельцы информационных ресурсов,
объединяемые в ЕИС, несут ответственность за достоверность, полноту и
актуальность предоставленных в этих информационных системах сведений.
Организация процессов наполнения и
актуализации сведений в информационных системах осуществляется на основе
существующих и разрабатываемых методических указаний и регламентов.
Координация работ по созданию и развитию
ЕИС осуществляется Минздравсоцразвития России, а руководство созданием и
развитием компонентов ЕИС, касающихся отдельных информационных ресурсов
осуществляется владельцами информационных ресурсов.
Руководство эксплуатацией,
сопровождением, формированием информационных ресурсов, их регулярным
информационным наполнением и актуализацией в рамках ЕИС, осуществляется
владельцами информационных ресурсов в соответствии с установленными
регламентами.
Для организации работ по созданию,
эксплуатации, сопровождению и развитию ЕИС должен быть создан единый центр
управления в Минздравсоцразвитии России, в котором будет производиться согласование
всех возникающих технических вопросов, проводится обучение специалистов,
оказывается техническая и организационная поддержка, вырабатываются единые
алгоритмы устранения неисправностей.
Полномочия, права, обязанности и
ответственность владельцев информационных ресурсов при создании, эксплуатации,
сопровождении и развитии ЕИС определяются существующими и, при необходимости,
разрабатываемыми нормативными правовыми актами.
Состав пользователей ЕИС и
соответствующие регламенты доступа к информационным ресурсам ЕИС, а также
порядок предоставления информационных услуг на их основе, определяются
соответствующими нормативными правовыми актами.
4.4.
Технологические принципы.
ЕИС должна создаваться как территориально
распределенная трехуровневая информационная система, функционирующая на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
ЕИС по своим функциональным задачам и
принципам построения должна являться аналогом корпоративных систем в применении
к функциям государственного управления и соответствовать текущим и
перспективным целям и функциональным задачам Министерства.
ЕИС должна строиться в виде компонентной
структуры, что обеспечит относительно простое, без коренных структурных
изменений, развитие и создание новых информационных ресурсов ЕИС в соответствии
с функциями и задачами Министерства.
ЕИС должна обеспечивать технологические
возможности информационного взаимодействия ЕИС с информационными системами
других органов государственной власти в Российской Федерации и при
необходимости с международными информационными системами.
ЕИС должна обеспечивать защиту информации
в рамках ЕИС в соответствии с положениями нормативной правовой базы и
требованиями к обеспечению информационной безопасности.
Создание и развитие ЕИС должно быть
основано на использовании комплекса государственных, международных и стандартов
де-факто в области информационных технологий.
В рамках ЕИС должно проводиться
формирование стандартов и типовых решений по созданию новых информационных
ресурсов Министерства.
ЕИС должна предоставлять возможность
доступа к информационным ресурсам для всех потенциальных групп пользователей в
соответствии с потребностями, задачами и полномочиями этих групп пользователей.
ЕИС должна обеспечивать исключение
дублирования, противоречивости и невозможности сопоставления сведений всех
информационных ресурсов, включенных в ЕИС.
ЕИС должна строиться с учетом содержания
и направленности информационных потоков Министерства.
При создании ЕИС должны использоваться
единые справочники и классификаторы, согласованные со всеми заинтересованными
организациями, при этом обновление справочников и классификаторов должно
производиться централизованно.
5. Программа
действий
Для создания, эксплуатации, сопровождения
и развития ЕИС необходимо сформировать комплекс мероприятий по разработке
нормативных, концептуальных, организационных, регламентных, технологических
решений и мер, направленных на обеспечение реализации функций Минздравсоцразвития
России, подведомственных ему агентств, служб, организаций, территориальных
органов, фондов, а также общественных объединений.
В соответствии с целями, задачами и
принципами создания и развития ЕИС Минздравсоцразвития России выделены следующие
основные комплексы мероприятий:
- нормативного правового обеспечения;
- концептуального создания и развития
ЕИС;
- по повышению эффективности деятельности
Министерства;
- по повышению эффективности обслуживания
граждан и организаций;
- по повышению информационной открытости;
- по повышению информационной
безопасности;
- по развитию
информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
6.
Нормативно-правовая основа ЕИС
Создание ЕИС должно основываться на
следующих нормативно-правовых актах:
- Федеральный закон от 19 декабря 2005
года N 160 "О ратификации конвенции совета Европы о защите физических лиц
при автоматизированной обработке персональных данных".
- Федеральный закон от 10 января 2002
года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
- Федеральный закон от 4 июля 1996 года N
85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене".
- Федеральный закон от 20 февраля 1995
года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
- Закон от 21 июля 1993 года N 5485-1
"О государственной тайне".
- Указ Президента Российской Федерации от
12 мая 2004 года N 611 "О мерах по обеспечению информационной безопасности
Российской Федерации в сфере международного информационного обмена".
- Указ Президента Российской Федерации от
20 января 1994 года N 170 "Об основах государственной политики в сфере
информатизации".
- Указ Президента Российской Федерации от
21 февраля 1994 года N 361 "О совершенствовании деятельности в области
информатизации органов государственной власти Российской Федерации".
- Концепция формирования и развития
единого информационного пространства России и соответствующих государственных
информационных ресурсов, одобренная решением Президента Российской Федерации от
23 ноября 1995 года, N Пр-1694.
- Постановление Правительства Российской
Федерации от 12 февраля 2003 года N 98 "Об обеспечении доступа к
информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных
органов исполнительной власти".
Основанием для разработки ЕИС являются
также другие федеральные законы и иные нормативные акты, регламентирующие
создание, развитие и взаимодействие информационных систем в органах
государственной власти.
При создании ЕИС необходимо
совершенствование нормативной правовой базы, связанной:
- с составом, статусом и
функционированием баз данных, существующих в сфере деятельности
Минздравсоцразвития России;
- с полномочиями, правами, обязанностями
и ответственностью владельцев информационных ресурсов в рамках создания,
эксплуатации, сопровождения и развития ЕИС;
- с объемом полномочий, обязанностей и
ответственности пользователей ЕИС;
- защитой данных, представленных в ЕИС;
- сбором, хранением, обработкой,
передачей и использованием информации, представленной в ЕИС.
Создание и развитие ЕИС потребует
принятия комплекса стандартов информационного взаимодействия в рамках ЕИС.
Объектами стандартизации должны стать:
- средства телекоммуникации;
- информационные ресурсы;
- процедуры и технологии взаимодействия;
- средства и технологии протоколирования
и контроля информационного взаимодействия.
В основе комплекса стандартов должны быть
государственные стандарты и нормативные документы, направленные на унификацию
методологических, процедурных, общесистемных требований, регламентирующих общие
требования надежности, безопасности, совместимости информационных систем
отечественного и иностранного производства. Кроме того, при разработке
указанных стандартов необходимо учитывать существующую в Российской Федерации
нормативно-правовую базу, в частности, в области международного информационного
взаимодействия.
7.
Социально-экономический эффект
от реализации ЕИС
Социально-экономический эффект от
создания системы найдет свое отражение:
- в снижении социальной напряженности в
обществе за счет более полного информирования граждан и общественных
объединений о состоянии сфер здравоохранения, социального развития, труда,
занятости, повышения эффективности деятельности Минздравсоцразвития России и
подведомственных ему организаций;
- в обеспечении существенного повышения
качества, оперативности и обоснованности принятия решений в рамках
Минздравсоцразвития России;
- в повышении качества управления
государственной собственностью в сферах здравоохранения и социального развития,
труда, занятости;
- в повышении эффективности расходов
бюджетных средств на реализацию программ реформирования и развития в сферах
здравоохранения, социального развития, труда, занятости за счет увеличения
координирующей деятельности Минздравсоцразвития России;
- в сокращении потерь бюджетных средств в результате необоснованных выплат за счет повышения
обоснованности и адресности выплат в рамках социальной поддержки граждан;
- в повышении качества социального
обслуживания, работы органов социальной защиты и увеличении охвата всеми видами
социального обслуживания нуждающихся категорий граждан;
- в повышении эффективности контроля и
надзора в сферах труда, занятости, здравоохранения и социального развития;
- в совершенствовании процедур и
механизмов организации альтернативной гражданской службы;
- в обеспечении эффективной системы
реализации услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от
безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
- в повышении эффективности мер в области
санитарно-эпидемиологического контроля.
В целом, ЕИС должна создать нормативную,
методологическую, информационно-аналитическую и управленческую основу для
повышения качества социально-экономических и политических решений, реализуемых
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.