КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ
ОТ 13.10.2006 Г. N 703 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 ДЕКАБРЯ 2005 Г. N 785"
Появление Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.10.2006 г. N 703 "О
внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 785", который дополнил
"Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному
учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли
лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и
частнопрактикующими врачами", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития
РФ от 14.12.2005 г. N 785, двумя новыми
позициями: коаксил (тианептин)
и залдиар (трамадола
гидрохлорид 37,5 мг + парацетамол 325 мг), вызвало не совсем адекватный, на наш
взгляд, отклик у фармацевтической общественности.
В связи с новыми дополнениями в данный
Приказ у многих аптечных учреждений и оптовых фармацевтических организаций
возникают вопросы о возможных ограничениях на оборот этих препаратов.
Сразу же заметим, что Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. N 785 устанавливает
требования к отпуску лекарственных средств аптечными учреждениями и никак не
регламентирует оптовую торговлю лекарственными средствами, в связи
с чем ссылка в наименовании указанного выше Перечня на организации оптовой
торговли выглядит несколько странно. По нашему мнению, в отношении организаций
оптовой торговли установление требования предметно-количественного учета к
отдельным товарным позициям вообще бессмысленно, поскольку учет всех товаров в
оптовых организациях является предметно-количественным по определению.
Заметим также, что
ни один известный нам нормативно-правовой акт, регламентирующий обращение
лекарственных средств в аптечных организациях, явным образом не устанавливает
никаких дополнительных требований к порядку хранения и организации работы с
лекарственными средствами, подлежащими в соответствии с Приказом N 785
предметно-количественному учету, не являющимися наркотическими или
психотропными веществами и не включенными в Списки сильнодействующих и ядовитых
веществ, за исключением порядка отпуска таких
лекарственных средств населению (позиции 5-11 указанного Перечня).
Препараты коаксил и залдиар не включены в
"Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской
Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.98 г. N
681 (в ред. от 08.07.2006 г.) (Списки I, II, III и IV), а также не включены в
соответствующие Списки ПККН и, соответственно, не относится к сильнодействующим
или ядовитым веществам.
Препарат коаксил
включен в Перечень лекарственных средств списка
"Б", утвержденный Приказом Минздрава РФ от 31.12.99 г. N 472. В
соответствии с этим Приказом лекарственные средства Списков А
и Б не имеют альтернативного названия "сильнодействующие и ядовитые
вещества".
Входящий в состав залдиара
трамадол включен в Список N 1 сильнодействующих
веществ ПККН. Однако следует отметить, что в соответствии с пунктом 11
Примечаний к "Спискам сильнодействующих и ядовитых веществ"
комбинированные препараты, содержащие основной контролируемый компонент и
наряду с ним другие фармакологически активные вещества, должны быть
представлены в списке полным рецептурным составом. Если данный конкретный
рецептурный состав (трамадол/парацетамол) не числится
в списках ПККН, то такое комбинированное лекарственное средство не может
считаться включенным в Список сильнодействующих и ядовитых веществ.
Входящий в состав залдиара
парацетамол входит в Перечень лекарственных средств списка "Б",
однако, конкретный рецептурный состав парацетамол/трамадола
гидрохлорид в Списки А и Б не включен.
Заметим, что согласно пункту 6.18.
Отраслевого стандарта "Правила оптовой торговли лекарственными средствами.
Основные положения" ОСТ 91500.05.0005-2002, утвержденного Приказом
Минздрава РФ от 15.03.2002 г. N 80 (в ред. от 28.03.2003 г.), "требования
к хранению медикаментов списков "А" и "Б" определяются в
установленном порядке". Ни один нормативно-правовой акт не разъясняет это
положение Отраслевого стандарта. Таким образом, на сегодняшний день для оптовых
организаций специальный порядок хранения и учета лекарственных средств списков А и Б, не входящих в Списки ПККН, действующим
законодательством не установлен.
Следовательно, в настоящее время
действующее законодательство не устанавливает каких-либо дополнительных
требований к оптовой торговле препаратом коаксил, включенному
в Список Б, а тем более к препарату залдиар, не включенному в Списки А и Б.
В то же время требования к отпуску и
документообороту по отдельным позициям Перечня лекарственных средств,
подлежащих предметно-количественному учету, могут устанавливаться специальными
нормативно-правовыми актами (наркотические средства, прекурсоры
и т.д.).
В связи с этим отметим, что Постоянный
комитет по контролю наркотиков на заседании 23 июня 2004 г. специально
рассматривал вопрос о статусе препарата коаксил (тианептин) и не нашел причин включать этот препарат в
Список сильнодействующих и ядовитых веществ (Протокол заседания ПККН от
23.06.2004 г. N 4/93-2004).
В соответствии с разъяснениями
Председателя ПККН Э.А.Бабаяна в сборнике "Новые
лекарственные препараты" (выпуск 7 за 2004 г.) препарат залдиар не находится под контролем ПККН.
Как уже указывалось выше, препарат коаксил (тианептин) включен в
Список Б "Перечня лекарственных средств списков А
и Б", утвержденного Приказом Минздрава РФ от 31.12.99 г. N 472.
"Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп
лекарственных средств и изделий медицинского назначения", утвержденная
Приказом Минздрава РФ от 13.11.96 г. N 377, не предъявляет никаких специальных
требований к организации хранения лекарственных средств Списков А и Б, а также лекарственных средств позиций 5-11
"Перечня лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету
в аптечных учреждениях ...", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития
РФ от 14.12.2005 г. N 785.
В соответствии с п. 3 "Примечаний к
Спискам сильнодействующих и ядовитых веществ" Списки А
и Б, издаваемые Министерством здравоохранения РФ, имеют сугубо профессиональные
цели и ставят перед собой задачи лишь определения порядка хранения, выписки,
контроля и применения лекарственных средств, включенных в эти Списки.
Таким образом, реализация лекарственных
средств, включенных в "Перечень лекарственных средств Списков А и Б", утвержденный Приказом Минздрава РФ от 31.12.99
г. N 472, может осуществляться в рамках обычной лицензии на фармацевтическую
деятельность без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами.
В то же время в примечании к пункту 7.3.
Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств
в аптечных организациях. Основные положения" ОСТ
91500.05.0007-2003, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80
(в ред. от 13.09.2005 г.), дается ссылка на Приложение 4 к приказу Минздрава
России от 12.11.97 года N 330 с указанием, что "предметно-количественному
учету подлежат наркотические средства, психотропные, ядовитые и
сильнодействующие вещества, спирт этиловый и другие средства в соответствии с
действующей нормативной документацией".
Заметим, что положение данного пункта
Отраслевого стандарта звучит неоднозначно, поскольку в нем четко не указано,
что следует понимать под словами "и другие средства". Но даже если трактовать эти слова как указание на позиции 5-11
"Перечня лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету
в аптечных учреждениях ...", то положение пункта 7.3. следует понимать
лишь как указание на порядок учета лекарственных средств, поскольку это,
во-первых, явно следует из прямого прочтения данного положения, а, во-вторых,
следует из того, что данный пункт размещен в разделе VII Стандарта "Учет и
отчетность в аптечных организациях", а не в разделе V
"Требования к организации хранения лекарственных препаратов (лекарственных
средств) в аптечных организациях".
Фактически, это
может (но необязательно) означать, что аптечные организации должны организовать
учет препаратов коаксил, залдиар
и других препаратов позиций 5-11 "Перечня лекарственных средств,
подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях ..." в
соответствии с требованиями п.п. 8, 9 "Правил
хранения и учета наркотических средств и психотропных веществ в аптеках",
утвержденных Приказом Минздрава РФ от 12.11.1997 г. N 330 (в ред. от 16.05.2003 г.), но никоим образом не означает, что
хранение в аптеках этих лекарственных препаратов должно быть организовано в
соответствии с указанными Правилами.
Еще раз подчеркнем, что распространение
требования пункта 7.3. Стандарта даже только к учету препаратов в соответствии
с указанными выше "Правилами хранения и учета наркотических средств и
психотропных веществ в аптеках" на коаксил, залдиар и другие препараты позиций 5-11 "Перечня
лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных
учреждениях ...", в принципе, может быть подвергнуто сомнению.
Директор юридической
компании "Юнико-94",
кандидат юридических наук
М.И.МИЛУШИН
22.11.2006