МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
28 августа 1992 г.
N 242
О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА И ОБУЧЕНИЯ ГРАЖДАН ИНОСТРАННЫХ
ГОСУДАРСТВ В ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ И
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Объявляю постановление Комитета по высшей
школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской
Федерации от 30 июня 1992 года N 37 "О порядке приема и обучения граждан
иностранных государств в высших учебных заведениях
Российской Федерации".
В целях обеспечения
выполнения международных обязательств по подготовке специалистов для зарубежных
стран в высших учебных заведениях Российской Федерации, развития обучения на
компенсационной основе и устранения имеющихся недостатков в этой деятельности
Комитет по высшей школе
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Порядок приема граждан
иностранных государств (кроме государств - участников СНГ) в высшие учебные
заведения Российской Федерации в дополнение к п. 1 "Общих положений о
приеме в высшие учебные заведения Российской Федерации в 1992 г.",
утвержденных постановлением Комитета по высшей школе от 26.03.92 N 12
(приложение 1).
2. Управлению подготовки иностранных
специалистов (Братковскому В.М.):
2.1. Обеспечить обучение иностранных
граждан, принятых в соответствии с межправительственными соглашениями бывшего
СССР, и организацию нового набора иностранных граждан в соответствии с
межправительственными соглашениями Российской Федерации, соглашениями
(договорами) Комитета с органами управления образованием иностранных
государств, другими организациями.
2.2. Расширить практику заключения
соглашений с органами управления образованием иностранных государств и ведущими
международными и зарубежными фирмами и организациями на обучение иностранных
граждан с покрытием связанных с этим расходов за счет заинтересованных
государств, организаций и частных лиц.
2.3. Провести регистрацию договоров
(контрактов) на обучение иностранных граждан, организовать консультирование
вузов по вопросам пересмотра ранее заключенных договоров, обеспечить контроль за их выполнением.
2.4. Совместно с соответствующими
министерствами и ведомствами Российской Федерации принять необходимые меры по
упорядочению паспортно - визового режима для
иностранных граждан, прибывающих на обучение в высшие учебные заведения.
2.5. Сформировать реестр зарубежных
организаций и фирм, а также международных и российских организаций, выполняющих
посреднические функции в области высшего образования на территории Российской
Федерации, в двухнедельный срок разработать и утвердить порядок включения их в
реестр, обеспечивать оперативное информирование МИДа России, посольств
Российской Федерации и вызов о деятельности указанных фирм и организаций.
2.6. В 2-х месячный срок проанализировать
действующие договора (контракты) вузов на подготовку иностранных специалистов и
представить на утверждение руководству Комитета перечень вузов, которым
предоставляется право заключения договоров (контрактов) по данному виду
деятельности без согласования с Комитетом.
2.7. Установить строгий контроль за хранением и выдачей дипломов международного
образца высшим учебным заведениям, осуществить меры, исключающие выдачу
дипломов международного образца иностранным гражданам, зачисленным в вузы без
соответствующих направлений на обучение.
2.8. Централизовать 5 процентов средств,
поступающих Комитету по высшей школе и вузам в качестве оплаты за обучение
иностранных граждан, для реализации задач, по развитию компенсационной формы
подготовки специалистов для зарубежных стран.
2.9. Довести до сведения ректоров высших
учебных заведений информацию о проблемах организации подготовки иностранных
граждан в вузах Российской Федерации (приложение 2).
3. Государственной инспекции по
аттестации учебных заведений России (Быстрову В.В.) и Управлению подготовки
иностранных специалистов (Братковскому В.М.) при проведении государственной
аттестации вузов предусматривать оценку деятельности вузов и подготовительных
факультетов для иностранных граждан по подготовке специалистов для зарубежных
стран.
4. Поручить Головному центру
международного сотрудничества на базе Московского технологического института
пищевой промышленности (Сорокину А.И.) проведение финансовых расчетов с вузами
по договорам (контрактам) Комитета по высшей школе.
5. Ректорам высших учебных заведений:
5.1. Обеспечить в полном объеме и
первоочередном порядке выполнение обязательств Российской Федерации по обучению
граждан иностранных государств, принятых по межправительственным соглашениям,
соглашениям (договорам) Комитета по высшей школе с органами Управления
образованием иностранных государств, другими организациями.
5.2. Принять меры по строгому соблюдению
правовых, бытовых и финансовых условий обучения иностранных граждан.
5.3. Исключить случаи незаконных
требований оплаты за обучение с иностранных граждан, принятых по
государственной линии.
5.4. Создать необходимые условия для
обеспечения безопасности иностранных граждан, соблюдения порядка в общежитиях и
других подразделениях вуза.
5.5. Информировать российских и
зарубежных партнеров о требованиях к организации и условиям обучения
иностранных граждан на компенсационной основе, пересмотреть ранее заключенные с
ними договора (контракты) с учетом требований, изложенных в настоящем
постановлении.
5.6. В месячный срок перевести все
полученные за подготовку иностранных специалистов средства на счета вуза, а
материальные ценности - на баланс высшего учебного заведения, исключить в
дальнейшем практику содержания указанных средств и материальных ценностей на
счетах и балансе других организаций.
5.7. Зачислять на обучение в вузы
(подготовительные факультеты для иностранных граждан) граждан иностранных
государств по направлениям Управления подготовки иностранных специалистов
Комитета по высшей школе.
Использовать действующие
специализированные подготовительные факультеты для иностранных граждан для
начальной подготовки специалистов для зарубежных стран, принимаемых на
компенсационных условиях.
5.8. Ежегодно до 1 августа представлять в Управление подготовки иностранных специалистов документы
кандидатов на обучение в вузе на компенсационных условиях для рассмотрения
и выдачи направлений для зачисления в вуз.
5.9. В месячный срок представить в
Управление подготовки иностранных специалистов на регистрацию копию действующих
договоров (контрактов) вуза на подготовку иностранных граждан (включая
индивидуальные), в дальнейшем обеспечивать согласование и регистрацию в
Управлении подготовки иностранных специалистов всех вновь заключаемых договоров
(контрактов).
5.10. При заключении договоров
(контрактов) предусматривать компенсацию за обучение в размерах не менее:
- на подготовительно факультете - 1300 долл. США в год;
- на основных факультетах - 1800 долл. США в год;
- обучение в аспирантуре и
- 2500 долл. США в год;
стажировка
- повышение квалификации - 350 долл. США в месяц.
Принять к сведению, что минимальные
размеры компенсации будут увеличиваться Комитетом по высшей школе ежегодно.
5.11. Исключить случаи заключения
договоров (контрактов) с международными, зарубежными и российскими
посредническими организациями, не включенными в реестр Управления подготовки
иностранных специалистов.
6. Контроль за
выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя
Гуриева М.А.
Приложение N 1
к постановлению Комитета
по высшей школе Министерства
науки, высшей школы и
технической политики
Российской Федерации
от 30 июня 1992 г. N 37
ПОРЯДОК
ПРИЕМА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В ВЫСШИЕ
УЧЕБНЫЕ
ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1992 ГОДУ
(дополнение к п. 1 "Общих положений
о приеме в высшие
учебные заведения Российской Федерации в 1992
году)
1. Граждане иностранных
государств (кроме государств - участников СНГ), прибывшие в Российскую
Федерацию для обучения в высших учебных заведениях в соответствии с
межправительственными соглашениями или соглашениями (договорами), заключенными
Комитетом по высшей школе Миннауки России, с органами управления образованием
иностранных государств и другими организациями, зачисляются (переводятся) в
высшие учебные заведения на основании направлений Комитета по высшей школе в
первоочередном порядке.
Условия обучения, проживания,
медицинского обслуживания, стипендиального обеспечения и т.п. устанавливаются
Комитетом по высшей школе в соответствии с указанными соглашениями и
договорами.
2. Условия приема и обучения иностранных
граждан в высшем учебном заведении по договорам (контрактам) вуза с
организациями - посредниками или физическими лицами, включая стоимость
обучения, порядок оплаты, жилищные условия, медицинское обслуживание и т.п.,
определяются Ученым советом вуза на основании рекомендаций Комитета по высшей
школе Миннауки России.
Договора (контракты) подлежат
согласованию и регистрации в Комитете по высшей школе Миннауки России.
Зачисление в вуз (на подготовительный
факультет), перевод из вуза в вуз производится на основании направлений
Комитета по высшей школе Миннауки России.
Начальник
Учебно - методического Управления
Ю.Г.ТАТУР
Начальник
Управления подготовки
иностранных специалистов
В.М.БРАТКОВСКИЙ
Приложение N 2
к постановлению Комитета
по высшей школе Министерства
науки, высшей школы и
технической политики
Российской Федерации
от 30 июня 1992 г. N 37
ИНФОРМАЦИЯ
О ПРОБЛЕМАХ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высшая школа Российской Федерации
занимает одно из ведущих мест в мире по подготовке специалистов для зарубежных
стран. Значительная часть иностранных граждан обучается в высших учебных
заведениях Российской Федерации в соответствии с межправительственными
соглашениями бывшего СССР, правопреемником которых является Российская
Федерация. Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 июня 1991 г. N 363
"О подготовке в РСФСР специалистов для зарубежных стран"
министерствам, ведомствам, высшим учебным заведениям России поручено представить возможность иностранным гражданам завершить
образование на установленных ранее условиях. С рядом стран продолжают
действовать заключенные правительством СССР соглашения о сотрудничестве в
области образования, в настоящее время Комитетом по высшей школе совместно с
Министерством иностранных дел Российской Федерации ведется подготовка новых
соглашений о сотрудничестве в этой области.
Прием в вузы иностранных граждан по
государственной линии в ближайшее время сохранится, хотя и в меньших объемах.
Достаточно хорошо налажена система обучения иностранных граждан по государственной линии
испытывает сейчас определенные трудности, обусловленные, в первую очередь,
следующими факторами:
- распадом Союза ССР, нестабильностью
ситуации в ряде регионов, что вызывает приток иностранных граждан, обучавшихся
ранее в других республиках бывшего СССР, в Российскую Федерацию как правопреемницу
международных обязательств Союза ССР;
- отсутствием в 1990-1991 гг. четких
позиций государства при введении системы частичной компенсации за обучение
иностранных граждан, что привело к многочисленным случаям невыполнения
обязательств, особенно по контрактам с фирмами и организациями Индии;
- нарушением рядом вузов условий
межправительственных соглашений, попытками взимать плату за обучение со
студентов, принятых по государственной линии, вызвавшими осложнения, отношений
с посольствами стран Азии, Африки и Латинской Америки;
- повышением тарифов на авиационные
билеты, отсутствием валютных средств для оплаты отдельных участков
маршрутов следования выпускников вузов на родину;
- позицией руководства ряда вузов,
направленной на преимущественное обучение иностранных граждан на
компенсационной основе, нередко, в ущерб реализации обязательств, принятых
Правительством Российской Федерации и др.
В последние 2-3 года начала активно
развиваться система подготовки специалистов для зарубежных стран на компенсационной
основе. Предполагается, что в ближайшее время эта форма обучения получит
дальнейшее развитие с учетом ее перспективности как одного из дополнительных
источников финансирования высшей школы.
Анализ состояния обучения иностранных
граждан на компенсационной основе, проведенной Комитетом совместно с рядом
ведущих вузов, свидетельствует как о больших возможностях и резервах высшей
школы, так и о серьезных просчетах и недостатках юридического, финансового и
методического характера в этой деятельности.
Наблюдается
тенденция к общему снижению качественного уровня кандидатов, отбираемых
зарубежными, российскими посредническими организациями и вузами для получения
высшего образования, по совокупности показателей, включая уровень знаний,
состояния здоровья и др. Только за последние 3 месяца выявлено четыре студента,
больных СПИДом, и имеются многочисленные случаи длительного лечения иностранных
граждан от тяжелых хронических, в том числе, венерических заболеваний.
В связи с предстоящим переходом на
страховое медицинское обслуживание этот вопрос должен особенно серьезно
учитываться при отборе кандидатов на обучение по договорам
(контрактам).
Участились случаи повторного обучения
иностранных граждан на подготовительных факультетах, создаются наряду с
действующими специализированными подготовительными факультетами
подготовительные отделения и курсы, не имеющие опыта в обучении иностранных
граждан, методического обеспечения и необходимых помещений. Контроль
за уровнем начального обучения со стороны руководства вузов и
ведомственных контролирующих органов в последние годы ослаблен.
Следует также отметить недостаточный
уровень юридической и финансовой проработки договоров (контрактов), отсутствие
единой политики в отношении размеров компенсации. Демпинг, проводимый посредническими
фирмами и организациями, привел к тому, что только в 1991 г. вузами
недополучено оценочно 5-7 млн. долл. США. Размер компенсации за год обучения
составляет иногда 300-400 долл. США, что не покрывает производимых вузами
расходов. Нередки бартерные условия оплаты за обучение в виде компьютеров (1-2
шт. за одного студента), оргтехники, оборудования, при этом, далеко не самого
современного.
Для большинства посреднических фирм и
организаций, действующих в области высшего образования, обучение иностранных
граждан в России является побочной сферой деятельности. Доходы отдельных фирм
превосходят компенсацию, получаемую вузами, в несколько раз. Имеются случаи
нарушения договорных обязательств. В Комитет поступают десятки писем вузов с
просьбами ускорить перечисление средств, обещанных им посредническими фирмами и
организациями за обучение принятых в вуз студентов.
Отсутствует регистрация фирм и
организаций, работающих в области высшего образования, вузы не имеют
возможности проверить платежеспособность указанных фирм и организаций, наличие
у них разрешений на перевод валютных средств и т.п. Не налажена система обмена
информацией о качестве работы посреднических организаций, предлагаемых ими
условиях, в результате чего вузы не имеют ориентации при проведении
переговоров.
Невыполнение рядом вузов и посреднических
организаций своих обязательств по договорам (контрактам) создало напряженные
отношения с рядом стран, обеспокоенных судьбой своих граждан в Российской
Федерации. Нередко посреднические организации перекладывают ответственность за
своих граждан на Комитет и вузы.
Усиливается тенденция к рассмотрению
компенсационного обучения иностранных граждан как к коммерческой деятельности
на государственных площадях, оборудовании и, в основном, за счет средств государственного
бюджета. Предпринимаются попытки сокрытия от коллективов вузов валютных
средств, полученных за обучение иностранных граждан, под видом коммерческой
тайны, содержание их на счетах других организаций и за рубежом.
Участились случаи выдачи виз иностранным
гражданам на въезд в страну без должной проверки, они
выдаются практически каждому, кто готов заплатить за свое обучение. Имеются
случаи приезда под видом учебы нежелательных для пребывания в стране
иностранных граждан. Есть основания утверждать, что в ряде случаев под
предлогом обучения в Россию приезжают граждане ряда азиатских стран для
последующего переезда в европейские страны, в том числе нелегального.
Обострились проблемы безопасности
иностранных граждан. За последние месяцы в Москве произошло три убийства
студентов из американских стран. Анализ Министерства безопасности Российской
Федерации показал, что администрация высших учебных заведений не обеспечивает в
должной степени контроль за учебой иностранных
граждан, порядком в общежитиях, слабо проводит профилактическую работу.
Недостаточно внимания уделяется вопросам организации интернационального
взаимодействия в студенческой среде.
Предоставление высшим учебным заведениям
значительной самостоятельности в вопросах обучения иностранных граждан
воспринято в ряде случаев как вседозволенность, усугубляющаяся многочисленными
нарушениями правовых, юридических норм, финансовой дисциплины, пониженной
требовательностью к уровню знаний иностранных учащихся, обучающихся на
компенсационной основе, имеются случаи приема в вуз студентов, ранее
отчисленных за академическую неуспеваемость.
Все это отражается на престиже высшей
школы России, процессах интеграции ее в мировую научную и образовательную
системы.
В целях совершенствования деятельности
вузов по обучению иностранных граждан и устранению имеющихся недостатков
необходимо реализовать комплекс мер по повышению уровня этой работы.
Управление,
учитывая сложившуюся ситуацию и рекомендации ряда ведущих вузов, считает
необходимым создать условия для перехода на обучение иностранных граждан на
компенсационной основе преимущественно по соглашениям Комитета по высшей школе
с органами управления образованием зарубежных стран, оказать вузам помощь в
обеспечении юридических и правовых условий выполнения договоров (контрактов),
исключить демпинг и обеспечить повышение стоимости обучения до общепринятых
мировых уровней. Необходимо также
провести регистрацию зарубежных и российских фирм и организаций, действующих в
области высшего образования, форсировать создание соответствующей
информационной системы для обеспечения основных аспектов международной
деятельности высшей школы и осуществить ряд организационных мероприятий,
определяющих решение наиболее острых проблем подготовки иностранных
специалистов в вузах Российской Федерации.
Начальник
Управления подготовки
иностранных специалистов
В.М.БРАТКОВСКИЙ
Во исполнение постановления Комитета по
высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской
Федерации от 30 июня 1992 г. N 37 "О порядке приема и обучения граждан
иностранных государств в высших учебных заведениях
Российской Федерации" и в целях совершенствования работы по подготовке
иностранных специалистов в подведомственных учреждениях,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям высших
медицинских и фармацевтических учебных заведений, институтов усовершенствования
врачей, научно - исследовательских институтов принять постановление Комитета по
высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской
Федерации от 30 июня 1992 г. N 37 "О порядке приема и обучения граждан
иностранных государств в высших учебных заведениях Российской Федерации" к
руководству и исполнению.
2. Управлению учебных и научно -
исследовательских учреждений (Морозов П.Н.):
2.1. Создать головной межвузовский Центр
международного сотрудничества по подготовке зарубежных специалистов.
Разработать Положение о Центре до 1 ноября 1992 г.
2.2. В целях выполнения
обязательств перед иностранными государствами провести распределение
выпускников подготовительных факультетов для иностранных граждан, принятых на
учебу в соответствии с межправительственными соглашениями бывшего Союза ССР на
1 курс медицинских и фармацевтических институтов, в соответствии с планом,
утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации (N 02-15/26-15
от 14.07.92) до 10 августа текущего года. Провести анализ линии прибытия
абитуриентов, направляемых на учебу в медицинские и фармацевтические вузы.
2.3. Определить перечень базовых
подготовительных факультетов для иностранных граждан, прибывающих на учебу в
медицинские и фармацевтические высшие учебные заведения до 1 декабря 1992 г.
2.4. Начиная с 1993/94 учебного года не
проводить распределение на 1 курс медицинских и фармацевтических институтов
иностранных абитуриентов, прошедших подготовку на подготовительных факультетах
для иностранных граждан немедицинских вузов.
2.5. Утвердить перечень вузов, которым
предоставляется право подготовки граждан для зарубежных государств на
контрактных условиях, без согласования с Минздравом России до 1 декабря 1992 г.
2.6. Провести регистрацию договоров
(контрактов) на обучение иностранных граждан, принятых на учебу в 1992 году.
Организовать консультирование вузов по вопросам пересмотра ранее заключенных
договоров, обеспечить контроль за их выполнением.
2.7. Установить строгий контроль за хранением и выдачей дипломов международного
образца медицинским и фармацевтическим вузам, проводить меры, исключающие
выдачу дипломов международного образца иностранным гражданам, зачисленным в
вузы без соответствующих направлений на обучение.
2.8. При проведении государственной
аттестации вузов и научно - исследовательских учреждений предусматривать оценку
их деятельности по подготовке специалистов для зарубежных стран.
2.9. Руководителям высших учебных
заведений, институтов усовершенствования врачей и научно - исследовательских
институтов:
2.9.1. Зачислять на обучение в вузы
(подготовительные факультеты) граждан иностранных государств по направлениям
Управления подготовки иностранных специалистов Комитета по высшей школе,
согласованным с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
2.9.2. При заключении договоров
(контрактов) предусматривать компенсацию за обучение в размерах не менее:
- на подготовительном факультете - 1300
долл. США в год;
- на основных факультетах - 2000 долл. США в год;
- обучение в аспирантуре
и стажировка - 2800 долл. США в год;
- повышение квалификации -
400 долл. США в месяц.
3. Контроль за
исполнением приказа возложить на начальника Управления учебных и научно -
исследовательских учреждений Морозова П.Н.
Министр
здравоохранения РСФСР
А.И.ВОРОБЬЕВ