УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и
благополучия человека
Г.Г.ОНИЩЕНКО
12 января 2007 г.
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА НА 2007-2008 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Проводимые в стране мероприятия по охране
здоровья населения, обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановки и защиты прав потребителей осуществляются в соответствии с
Федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" и "О защите прав потребителей".
Перед органами государственной власти
поставлена стратегическая задача сохранения здоровья нации, снижения уровня
смертности, увеличения продолжительности жизни людей и преодоления
демографического спада в стране. Эффективным механизмом реализации этой задачи
являются приоритетные национальные проекты и, прежде всего, национальный проект в сфере здравоохранения.
Важную роль в деятельности по сохранению
и укреплению здоровья населения играет Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека.
Административная реформа повлекла за
собой организационную перестройку системы государственного санитарно-эпидемиологического
надзора и надзора в сфере защиты прав потребителей. Расширились функции вновь
образованной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, создана новая структура органов и учреждений.
Современные условия требуют совершенствования существующих, разработки и
внедрения новых правовых, экономических и организационных подходов, включая
оптимизацию структуры и кадрового состава органов и организаций Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Необходимо повышение эффективности государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, надзора в сфере защиты прав
потребителей, том числе при помощи бюджетирования, ориентированного на
результат с целью создания условий и предпосылок для максимально эффективного
управления государственными финансами в соответствии в приоритетами
государственной политики.
Разработанные и реализованные ранее
мероприятия, предусмотренные концепциями развития государственной
санитарно-эпидемиологической службы позволили не только оптимизировать
организационное построение системы государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, но и обеспечить улучшение ряда
показателей, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране.
Основным рычагом реального влияния на
уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения является
государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в сфере защиты
прав потребителей.
Анализ основных показателей,
характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране, показал
некоторое их улучшение.
Улучшилось санитарное состояние объектов
водоснабжения, что положительно сказалось на качестве воды, подаваемой
населению.
Удельный вес проб с превышением предельно
допустимых концентраций в атмосферном воздухе снизился в 37 субъектах
Российской Федерации.
Особую важность представляют мероприятия,
проводившиеся в рамках Концепции государственной политики в области здорового
питания, надзора за генетически модифицированными источниками пищи, алкогольной
продукцией, химическим и микробиологическим загрязнением пищевых продуктов,
деятельности по профилактике пищевых отравлений различной этиологии,
преодолению дефицита микронутриентов.
Наблюдается тенденция снижения уровня
профессиональной заболеваемости.
Определенные успехи достигнуты в области
профилактики инфекционных заболеваний.
Однако, несмотря на проведенную работу,
санитарно-эпидемиологическая обстановка в Российской Федерации и прогноз ее
развития требуют совершенствования форм и методов работы, обеспечения более
эффективной деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
I. Основные цели и
задачи Концепции
Основной целью Концепции развития
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека на 2007-2008 годы и на период 2010 года (далее - Концепция) является
создание условий для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Российской Федерации, эффективной защиты прав потребителей.
Основными задачами Концепции являются:
- оптимизация организационного построения
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, ее органов и организаций;
- реализация современной кадровой
политики Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, ее органов и организаций;
- совершенствование государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации;
- реализация приоритетных национальных
проектов в сфере здравоохранения;
- профилактика инфекционных болезней,
обеспечение санитарной охраны территории, надзора на транспорте;
- совершенствование государственного
контроля в области защиты прав потребителей, координация деятельности
федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, осуществляющих
защиту прав потребителей;
- совершенствование нормативно-правового
обеспечения деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека;
- совершенствование научно-методического
обеспечения деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов и организаций;
- совершенствование организации и ведения
социально-гигиенического мониторинга.
II.
Совершенствование организационной структуры
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, ее
территориальных органов и организаций
1. Совершенствование организационного
построения Федеральной службы путем оптимизации сети и структуры органов и
организаций, штатной численности, финансово-экономических показателей
деятельности и определения избыточных функций, не дающих результата.
2. Внедрение системы управления, ориентированной
на результат, разработка критериев оценки деятельности.
3. Обеспечение координации и контроля
деятельности центров гигиены и эпидемиологии территориальными органами Роспотребнадзора.
4. Внедрение программно-целевых методов
бюджетного планирования, обеспечивающих прямую взаимосвязь между распределением
бюджетных ресурсов - фактическим или планируемыми результатами их
использования.
5. Совершенствование критериев
определения достаточного уровня государственного санитарно-эпидемиологического
надзора на территории, эффективного использования бюджетных средств,
оптимизация расходов для исполнения государственных функций в установленной
сфере деятельности.
6. Внедрение научно обоснованных
ведомственных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиту прав потребителей.
7. Осуществление взаимодействия
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека с союзами, ассоциациями, общественными организациями производителей,
поставщиков и потребителей продукции, отдельных видов деятельности, работ и
услуг.
8. Создание межрегиональных центров
дезинфекции для выполнения стратегических задач по обеспечению национальной
(биологической) безопасности государства, реализации мероприятий по поддержанию
санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
организационно-методической помощи организациям, выполняющим дезинфекционные
мероприятия на территории Российской Федерации.
III. Реализация
современной кадровой политики
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
его органов и организаций
1. Определение потребности в кадрах и
формирование заказа на подготовку специалистов по специальности
"медико-профилактическое дело", другим специальностям на основе
анализа кадрового состава органов и организаций Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2. Разработка и внедрение
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования по специальности "медико-профилактическое дело" с
включением в него вопросов защиты прав потребителей, нормативно-правового и
финансово-экономического обеспечения деятельности Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3. Взаимодействие с учебными заведениями
по вопросам подготовки специалистов для работы в органах и организациях
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, включая все формы повышения квалификации, профессиональную
переподготовку и получение второго высшего образования.
4. Расширение подготовки кадров высшей
квалификации в сети аспирантур и докторантур, подготовка и закрепление кадров
молодых ученых в научно-исследовательских учреждениях Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
5. Формирование и подготовка резерва на
замещение должностей руководителей органов и организаций Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
6. Реализация мер, направленных на
профессиональную ориентацию школьников и студентов средних специальных учебных
заведений, содействие их поступлению на медико-профилактические факультеты
медицинских ВУЗов.
7. Организация подготовки врачей-интернов
медико-профилактического профиля на базе органов и учреждений Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
IV.
Совершенствование государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
1. Совершенствование методологии
изучения взаимосвязи факторов среды обитания и здоровья путем внедрения
современных информационно-аналитических и программно-аппаратных технологий.
2. Комплексное изучение
санитарно-гигиенического состояния объектов окружающей среды индустриально
развитых городов и состояния здоровья населения с разработкой адресных подходов
и мероприятий по обеспечению гигиенической безопасности.
3. Совершенствование методики применения
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федерального
закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при
осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
4. Разработка проекта Основ политики в
области здорового питания населения на период до 2010 года и обеспечение его
реализации.
5. Совершенствование мониторинга качества
и безопасности продукции, прошедшей государственную регистрацию, соблюдения
лицензионных требований, осуществление оперативного обмена информацией с
организациями, и учреждениями с применением современных информационных
технологий.
6. Участие в реализации государственной
политики в области оборота алкогольной продукции с целью уменьшения негативных
социально-экономических и медицинских последствий злоупотребления алкоголем.
7. Реализация мероприятий приоритетного
национального проекта в сфере здравоохранения по дополнительной иммунизации
населения, профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С,
выявлению и лечению больных ВИЧ.
8. Совершенствование технологии
эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными заболеваниями с
внедрением современных методов профилактики инфекционных и паразитарных
заболеваний.
9. Разработка новых средств и методов
контроля эпидемического процесса на основе подходов молекулярной микробиологии
и молекулярного маркирования возбудителей.
10. Разработка и внедрение новых
поколений профилактических, диагностических и лекарственных препаратов на
основе использования современных методов биотехнологии и генной инженерии.
11. Разработка и совершенствование
методов стандартизации и контроля медицинских иммунобиологических препаратов.
12. Разработка новых и совершенствование
существующих технологий дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
13. Реализация мероприятий в рамках
Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской
Федерации (2003-2010 годы)".
14. Совершенствование
санитарно-карантинного надзора, контроля за оборотом
потенциально опасных химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов
и иных грузов, представляющих опасность для человека.
15. Совершенствование мероприятий по
обеспечению биологической и химической безопасности Российской Федерации, в том
числе по противодействию биологическому и химическому терроризму.
V.
Совершенствование надзора в сфере защиты прав потребителей
1. Методическое обеспечение надзора в
социально значимых областях защиты прав потребителей:
- строительство жилья и предоставление
жилищно-коммунальных услуг;
- оказание платных медицинских услуг;
- оказание услуг связи;
- деятельность по оказанию туристских
услуг.
2. Совершенствование судебной защиты
потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга потребителей,
за счет более действенного применения соответствующих гражданско-правовых
механизмов в судах общей юрисдикции.
3. Обеспечение действенного взаимодействия
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей по
актуальным вопросам защиты прав потребителей.
4. Совершенствование системы
информирования и просвещения потребителей по актуальным вопросам защиты их
прав.
VI.
Совершенствование нормативно-правового обеспечения
деятельности Федеральной службы по надзору в
сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека
1. Разработка и юридическое обеспечение
реализации административных регламентов исполнения Федеральной службой по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, его
территориальными органами и организациями государственных функций.
2. Методическое и правовое обеспечение
деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по применению должностными лицами норм Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
3. Организация разработки технических
регламентов в соответствии с Программой разработки технических регламентов,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.06 N
781-р.
4. Обеспечение
взаимодействия и координации многостороннего и двустороннего международного
сотрудничества Федеральной службы с межправительственными и
неправительственными международными организациями и органами государственной
власти иностранных государств в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и защиты прав потребителей, эффективной реализации
международных соглашений, договоров и программ, а также обеспечение
взаимодействия с российскими и зарубежными средствами массовой информации в
установленной сфере деятельности.
5. Организация и проведение мероприятий,
направленных на повышение квалификации специалистов юридических подразделений
органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, а также повышение уровня правовых знаний
специалистов, осуществляющих функции по надзору и контролю в установленной
сфере деятельности, в области гражданского, административного и санитарного
законодательства.
VII.
Совершенствование научно-методического обеспечения
деятельности Федеральной службы по надзору в
сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека,
ее территориальных органов и организаций
1. Разработка и реализация Концепции
развития научных исследований в научно-исследовательских организациях Роспотребнадзора, развитие инновационных технологий и их
внедрение в органы и организации Роспотребнадзора.
2. Разработка критериев оценки деятельности подведомственных
научно-исследовательских организаций, включая оценку эффективности результатов
внедрения результатов научных исследований.
3. Введение периодической комплексной
оценки научно-методической деятельности научно-исследовательских учреждений.
4. Создание на базе
научно-исследовательских организаций научно-исследовательских центров (в том
числе межведомственных) для решения конкретных проблем обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
5. Создание нормативно-правовой базы
координации и планирования научных исследований, закрепление порядка
предоставления планов и отчетов подведомственных институтов.
6. Разработка критериев
оценки эффективности внедрения результатов научно-исследовательских работ
подведомственных институтов на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях.
7. Разработка новой типовой формы
договора на поставку научной продукции между институтом (исполнитель) и
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека (заказчик), обеспечивающей переход от финансирования учреждения к
финансированию конечных результатов научно-исследовательской работы.
8. Совершенствование научных основ
эпидемиологического надзора, разработка и внедрение в практику Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
современных методов и средств лабораторной диагностики, профилактики и борьбы с
инфекционными и паразитарными заболеваниями.
9. Разработка новых средств и методов контроля за эпидемическим процессом с использованием
молекулярной микробиологии и молекулярного маркирования возбудителей.
10. Продолжение научных исследований
состояния иммунного статуса человека с целью оценки возможности возникновения
заболевания, его течения, изучение молекулярных механизмов формирования противоинфекционного иммунитета.
11. Разработка и внедрение новых
поколений профилактических, диагностических и лекарственных препаратов на
основе использования современных методов биотехнологии и генной инженерии.
12. Разработка аппаратно-программных
комплексов и диагностических тест- систем на основе постгеномных
технологий для индикации и дифференциальной диагностики возбудителей
инфекционных заболеваний.
13. Разработка и совершенствование
методов стандартизации и контроля медицинских иммунобиологических препаратов.
14. Разработка новых и совершенствование
существующих технологий дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
15. Разработка и внедрение в практику
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека эффективных методов гигиенической оценки риска влияния
неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека и
профилактики неинфекционных заболеваний, оптимизация технологии санитарного
надзора.
16. Разработка и совершенствование
критериев донозологической диагностики нарушений
состояния здоровья человека.
17. Совершенствование методологии
изучения взаимосвязи факторов среды обитания и здоровья путем внедрения
современных информационно-аналитических и программно-аппаратных технологий.
18. Комплексное изучение
санитарно-гигиенического состояния объектов окружающей среды индустриально
развитых городов и состояния здоровья населения с разработкой адресных подходов
и мероприятий по обеспечению гигиенической безопасности.
19. Проведение исследований в области
оптимизации лечебно-профилактического питания работающего населения.
20. Разработка высокочувствительных
методов обнаружения, идентификации, количественного определения и контроля
загрязнителей окружающей среды.
21. Научное и методическое обеспечение
разработки и реализации ведомственных целевых программ.
22. Участие в разработке и выполнении
Федеральной целевой программы "Национальная система биологической и
химической безопасности Российской Федерации на 2006-2010 годы".
VIII.
Совершенствование организации и ведения
социально-гигиенического мониторинга
1. Обеспечение взаимодействия по обмену
данными социально-гигиенического мониторинга между Роспотребнадзором
и другими федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и
организациями, участвующими в проведении мониторинга.
2. Совершенствование методологии
изучения взаимосвязи факторов среды обитания и здоровья путем внедрения
современных информационно-аналитических и программно-аппаратных технологий.
3. Внедрение системы финансирования
социально-гигиенического мониторинга в рамках среднесрочного бюджетирования
ориентированного на конечный результат.
4. Определение индикаторных изменений
состояния здоровья детей при воздействии неблагоприятных факторов окружающей
среды.
5. Расширение перечня данных и
показателей для формирования федерального информационного фонда
социально-гигиенического мониторинга, в том числе по показателям деятельности
по контролю и надзору в социально значимых секторах потребительского рынка.
6. Создание, в рамках проведения
социально-гигиенического мониторинга, единой информационной системы по
организациям дезинфекционного профиля и включение показателей их деятельности в
Федеральный информационный фонд социально-гигиенического мониторинга, в целях
реализации стратегических задач по обеспечению национальной (биологической)
безопасности государства.
7. Унификация программного обеспечения,
применяемого для сбора, обработки и хранения форм государственного и
отраслевого статистического наблюдения, данных для проведения
социально-гигиенического мониторинга, программного обеспечения для профильных
подразделений органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека при создании единой
информационной системы.
8. Совершенствование организационной
структуры подразделений Роспотребнадзора, его органов
и организаций, отвечающих за проведение социально-гигиенического мониторинга.