МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
7 октября 1992 г.
N 268
О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Во исполнение Постановления Правительства
Российской Федерации от 25 марта 1992 года N 190 "Об организации в
Российской Федерации обмена информацией о чрезвычайных ситуациях"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министрам здравоохранения республик,
руководителям комитетов, департаментов, управлений и отделов здравоохранения
краев и областей Российской Федерации обеспечить незамедлительную передачу в
Министерство здравоохранения России информации о чрезвычайных ситуациях.
Указанную
информацию круглосуточно передавать в соответствии с формой донесения N 1
(приложение 1), памяткой по подготовке срочных донесений (приложение 2) и
инструкцией о порядке обмена в Российской Федерации информацией о чрезвычайных
ситуациях (приложение 3) оперативному дежурному министерства по телефону 292-41-53
или оперативному дежурному Главного управления медико-биологических и
экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения России по телефону
190-33-25, по связи системы "Искра"
57-63, междугородной правительственной связи 58-186, телетайпу 112076 "Полет",
112585 "Полет".
Оперативному дежурному министерства
незамедлительно довести информацию о чрезвычайных ситуациях до руководства
министерства, начальников управлений, деятельность которых связана с
чрезвычайной ситуацией, а также до начальника специального структурного
подразделения (Фролов А.А.) по телефонам 927-24-04, 927-24-03 до 18 часов по
рабочим дням.
Оперативному дежурному Главного
управления медико-биологических и экстремальных проблем незамедлительно
передавать информацию в специальное структурное подразделение по модемной
телефонной связи 928-88-44 до 18 часов по рабочим дням.
2. Начальникам Управления медицинской
помощи населению (Рутковскому О.В.), Управления профилактической медицины
(Халитову Р.И.), Управления охраны здоровья матери и ребенка (Зелинской Д.И.),
Второго управления (Воронченко О.С.). Главного управления медико-биологических
и экстремальных проблем (Кощееву В.С.) обеспечить незамедлительный анализ
поступающей информации и передачу ее по установленной форме в специальное структурное
подразделение министерства (начальник Фролов А.А.)
3. В нерабочее время, выходные и
праздничные дни информация незамедлительно передается оперативными дежурными в
НИЦ "Контур" по телефонам: 131-03-33, 131-05-29.
4. Начальнику специального структурного
подразделения (Фролову А.А.) обеспечить прием и передачу информации о фактах
чрезвычайной ситуации, ходе ее ликвидации в НИЦ "Контур" в
установленные сроки.
5. Контроль за
выполнением настоящего приказа возложить на начальника специального
структурного подразделения Фролова А.А.
Заместитель Министра
здравоохранения РФ
В.И.СТАРОДУБОВ
Приложение N 1
к приказу Минздрава РФ
от 7 октября 1992 г. N 268
ДОНЕСЕНИЕ
ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
1. Дата ЧС ____ время (московское, местное)
________________________________________________________________________
2. Наименование ЧС
_________________________________________________
3. Место ЧС
________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Наименование объекта
____________________________________________
________________________________________________________________________
5. Количество пострадавших, в том числе
погибших ___________________
6. Характеристика и масштаб ЧС
_____________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
7. Влияние на работу других отраслей н/х
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
8. Возможность справиться с ЧС собственными
силами _________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
9. Дополнительные силы и средства
__________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
10. Краткая характеристика работ
по локализации и ликвидации
последствий ЧС
_________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
11. Телефон, телекс начальника штаба по
ликвидации последствий ЧС _
________________________________________________________________________
12. Должность, фамилия, и. о. подписавшего донесение
Приложение N 2
к приказу Минздрава РФ
от 7 октября 1992 г. N 268
ПАМЯТКА
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕДАЧЕ СРОЧНЫХ ДОНЕСЕНИЙ
О ПРОГНОЗЕ, ФАКТЕ, РАЗВИТИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ И ЛИКВИДАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
Донесения готовятся в соответствии с
Временным перечнем и критериями оценки чрезвычайных ситуаций и должны содержать
следующие сведения:
1. Дата ЧС, время - первым указывается
московское время. Если оно совпадает с местным, то указывается одно время.
2. Наименование ЧС - указывается в
соответствии с Инструкцией о порядке обмена в Российской Федерации информацией
о чрезвычайных ситуациях.
3. Место ЧС -
республика, область, район, город; расстояние и направление (север, северо-восток,
восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад) до областного центра.
4. Наименование объекта и его
ведомственная подчиненность.
5. Количество пострадавших, в том числе
погибших - приводится количество человек.
6. Характеристика и масштаб ЧС -
указывается, что пострадало и причина: пожар, землетрясение, радиоактивное и
химическое загрязнение и т.д. Предварительная оценка материального ущерба в
стоимости (тыс. руб.) и натуральном выражении.
7. Влияние на работу других отраслей н/х
- последствия ЧС на жизнедеятельность населения, окружающую среду,
функционирование отраслей н/х. Указываются предприятия и виды деятельности,
функционирование которых невозможно из-за произошедшей ЧС.
8. Возможность справиться собственными
силами и средствами способность или неспособность ликвидации последствий на
месте и ориентировочные сроки ликвидации ЧС.
9. Дополнительные силы и средства -
характеристики и количество специальных видов оборудования, а также
специалистов, которых необходимо привлечь из других регионов для ликвидации
последствий ЧС.
10. Краткая характеристика работ по
ликвидации последствий ЧС - характер и примерные объемы выполняемых работ, их
интенсивность и сроки выполнения, численность участвующих в ликвидации
последствий ЧС, в том числе частей Гражданской обороны.
11. Телефон и телекс начальника штаба по
ликвидации последствий ЧС.
12. Должность, фамилия, имя, отчество подписавшего донесение с указанием ведомственной
подчиненности.
Приложение N 3
к приказу Минздрава РФ
от 7 октября 1992 г. N 268
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОБМЕНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЕЙ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. Настоящая Инструкция определяет
порядок обмена в Российской Федерации информацией между органами
государственного управления, а также с международными организациями и органами
государственного управления других стран о чрезвычайных ситуациях.
2. Обмен информацией предусматривает
передачу следующих данных:
о прогнозе и фактах возникновения
чрезвычайных ситуаций;
о масштабах чрезвычайных ситуаций, ходе и
итогах их ликвидации;
о состоянии природной среды и
потенциально опасных объектов;
о сейсмических, гелиогеофизических,
стихийных гидрометеорологических и других природных явлениях; по управлению
силами и средствами наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
справочными данными и результатами решения информационно-расчетных задач.
3. Обмен информацией между органами
государственного управления в Российской Федерации осуществляется как по
вертикальным (сверху вниз, снизу вверх), так и по горизонтальным связям.
Снизу вверх передаются донесения о
прогнозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, о масштабах чрезвычайных
ситуаций, ходе и итогах их ликвидации, а также о состоянии природной среды и
потенциально опасных объектов, справочные данные.
Сверху вниз передаются сигналы оповещения
и команды управления силами и средствами наблюдения, контроля и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, включая сейсмические, гелиогеофизические, стихийные
гидрометеорологические и другие природные явления.
По горизонтальным
связям передается информация оповещения территориальных органов
государственного управления соседних регионов о прогнозе и фактах чрезвычайных
ситуаций, опасных для территорий этих регионов, а также информация, необходимая
для координации действий министерств, ведомств и центральных органов Российской
Федерации между собой и с территориальными органами государственного управления
при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
4. Обмен информацией осуществляется по
телефонным, телеграфным и радио- (включая спутниковые)
каналам связи с использованием как оперативных средств связи (телефон), так и
различных систем передачи телекодовой и факсимильной информации (в зависимости
от оснащения пунктов управления средствами связи и передачи данных).
5. Информация о чрезвычайных ситуациях в
Российской Федерации и при взаимодействии с международными организациями и
органами государственного управления других стран должна передаваться и
доводиться до соответствующих органов управления в пределах их компетенции с
учетом ее содержания и срочности со следующими временными характеристиками:
а) экстренные уведомления и оповещения о
прогнозе и факте чрезвычайных ситуаций глобального, регионального и местного
масштаба, информация по экстренному управлению силами и средствами ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций и другая экстренная информация -
незамедлительно вне зависимости от времени суток;
б) срочная информация о развитии
обстановки при чрезвычайных ситуациях и о ходе работ по их ликвидации, срочная
справочная информация - не позднее 2-х часов с момента уведомления о событии
(запроса срочной справочной информации), последующие сообщения с периодичностью
не более 4-х часов (если иное время не оговорено особо):
в) уведомления и
оповещения о прогнозе и факте угрозы чрезвычайных ситуаций и информация по
управлению силами и средствами, не связанные с угрозой населению и не носящие
экстренного характера, справочная информация и результаты решения
информационно-расчетных задач - в течение 8-ми часов с момента получения
(выработки) информации или получения запроса на выдачу справки (решение
задачи):
г) обобщенная информация о событиях за
сутки при ведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, периодическая
фоновая информация о радиационной, химической, биологической и
гидрометеорологической обстановке не экстренного содержания - оперативной
сводкой к 8-ми часам следующих суток;
д) информация о состоянии промышленной и
экологической безопасности и другие виды информации не экстренного содержания -
по установленному регламенту.
6. Информация должна передаваться в
формализованном и неформализованном виде. Конкретные формы представления
информации устанавливаются каждым вышестоящим органом управления для
нижестоящих органов, непосредственно подчиненных ему, в зависимости от
специфики взаимодействия и особенностей региона.
Состав показателей формализованной
информации приведен в приложении 1.
Передача сообщений в неформализованном
виде допускается, если сообщение является информацией экстренного содержания
или оно в установленной форме отсутствует.
7. Состав информации и критерии
чрезвычайных ситуаций могут устанавливаться для каждого уровня управления
отдельно с учетом специфики региона и характера контроля.
Состав информации и критерии чрезвычайных
ситуаций для сообщений, представляемых в ГКЧС России,
приведен в приложении 2.
Решение о необходимости направления в
органы управления информации о чрезвычайных ситуациях, не предусмотренной
действующими критериями чрезвычайных ситуаций, принимается источником информации
с учетом ее значимости в конкретной обстановке.
8. Информация о чрезвычайных ситуациях
передается за подписью лиц, которым в установленном порядке определено право
подписи сообщений (оповещений, уведомлений). Подписывающий
сообщение несет всю полноту ответственности за переданную информацию.
В экстренных случаях, при необходимости
передать срочное сообщение, информация может быть подписана старшим должностным
лицом дежурно-диспетчерской службы органа управления с последующим
подтверждением информации соответствующим должностным лицом, имеющим право
подписи.
9. Дежурно-диспетчерским службам органов
управления предоставляется право запрашивать и получать информацию от
взаимодействующих органов управления в пределах компетенции этого органа
управления.
10. Передача информации о чрезвычайных осуществляется:
по каналам телефонной связи:
экстренных сообщений (подпункт
"а" пункта 5) - по паролю "Бедствие",
срочной информации (подпункт
"б" пункта 5) - по действующим категориям и паролям, закрепленным за
организациями - отправителями информации; информация не срочного характера - на
общих основаниях,
по каналам телеграфной связи:
экстренных сообщений (подпункт
"а" пункта 5) - по категории внеочередная - телеграмма
"Шторм";
срочной информации (подпункт
"б" пункта 5) - по действующим категориям и паролям, закрепленным за
организациями - отправителями информации;
информация не срочного характера - на
общих основаниях.
Порядок предоставления каналов связи
определяется действующими документами.
11. Данные по средствам связи органов
управления доводятся ими до всех непосредственно взаимодействующих по
информации о чрезвычайных ситуациях учреждений в 10-дневный срок после
получения настоящей Инструкции. Изменения по указанным средствам связи
сообщаются незамедлительно.
Начальник специального
структурного подразделения
А.А.ФРОЛОВ
Приложение N 1
к Инструкции о порядке обмена
в Российской Федерации информацией
о чрезвычайных ситуациях
СОСТАВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Сведения о
возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС)
1.1. Общие сведения.
Тип ЧС.
Дата ЧС, время (местное, московское).
Место ЧС (республика, область, район,
город).
Объект народного хозяйства.
Принадлежность объекта (отрасль,
ведомство).
Характеристика и масштаб ЧС.
Ущерб в натуральном выражении
(ориентировочный).
1.2. Характеристика объектов ЧС.
Характеристика объекта.
Особенности окружающего ландшафта и
рельефа местности.
1.3. Нанесенный ущерб и пострадавшие при
ЧС.
Ущерб в денежном выражении.
Пострадавших всего, в т.ч. погибших, чел.
1.4. О населении в зоне ЧС.
Численность населения.
Пострадали.
Погибли.
Лишились крова.
Эвакуированы, чел.
1.5. Об оказании первой помощи населению.
Оказана первая медицинская помощь
населению, персоналу промышленных объектов, чел.
Госпитализировано, всего, в т.ч. из
работающих на промышленных объектах, чел.
1.6. О силах и средствах, привлекаемых к
работам.
Объем работ по ликвидации ЧС.
Привлекаемые силы и средства.
1.7. Об эвакуации материальных ценностей.
Наименование эвакуированных материальных
ценностей.
Стоимость.
Количество единиц.
1.8. О причинах возникновения ЧС.
Причины возникновения ЧС (текст).
1.9. О
эпифитотиях.
Общая посевная площадь в районе ЧС.
Суммарная площадь заражения посевов.
1.10. Об основных параметрах
землетрясения.
Магнитуда (баллы).
Глубина от поверхности, км.
Координаты (широта, долгота).
Наименование населенных пунктов в зоне
сильного землетрясения, интенсивность землетрясения.
Дополнительные данные (текст).
1.11. О пожарах.
Вид пожара.
Количество очагов.
Протяженность фронта огня.
Направление и скорость распространения
огня.
Обеспеченность водой, пеной.
2. Сведения о ходе
работ
2.1. При радиоактивном (РА) загрязнении.
Локализованы источники (РА загрязнения,
вторичного РА загрязнения).
Проведены работы (специальная обработка пораженных, йодная профилактика, ветеринарная помощь
сельскохозяйственным животным).
Эвакуировано из опасных зон (людей,
животных).
Выдано комплектов средств индивидуальной
защиты.
Дезактивировано (дорог, местности,
зданий, сооружений, техники).
Дополнительная информация (текст).
2.2. При химическом заражении.
Локализован источник хим. заражения.
Эвакуировано из зон
(смертельных, поражающих, дискомфортных
зон), чел.
Проведена спец. обработка пораженных,
чел.
Выдано комплектов средств индивидуальной
защиты.
Дегазировано (дорог, местности,
сооружений, техники).
Дополнительная информация (текст).
2.3. При эпидемии (пандемии).
Выявлено заболевших, чел.
Проведено профилактических прививок.
Умерло.
Установлен карантин (площадь, кол-во
населенных пунктов).
Организованы карантинные посты,
обсервация.
Количество людей в обсервации.
Проведена дезинфекция в помещениях.
Дополнительная информация (текст).
2.4. При эпифитотии.
Обработано
зараженных сельскохозяйственных культур (мест
скопления сельскохозяйственных вредителей).
Уничтожено пораженных посевов.
Дополнительная информация (текст).
2.5. При эпизоотии.
Выявлено заболевших сельскохозяйственных
животных.
Оказана ветеринарная помощь.
Забито.
Захоронено.
Установлен карантин на площади.
Проведена дезинфекция очагов заражения.
Дополнительная информация (текст).
2.6. При разрушении сооружений.
Площадь разобранных завалов, кв.м.
Извлечено из завалов пострадавших, в т.ч.
погибших, чел.
Извлечено из завалов материальных
ценностей, тыс. руб.
Локализовано аварий.
Расчищено и отремонтировано (автодорог, ж/д путей).
Восстановлено мостов.
Дополнительная информация (текст).
2.7. При пожарах.
Локализовано отдельных пожаров.
Остановлено распространение пожаров на
площади.
Потушено пожаров на площади.
Эвакуировано из зоны пожаров, в т.ч. из
опасной зоны.
Локализовано аварий на коммунальных
энергосетях.
Восстановлено движение на дорогах.
Дополнительная информация (текст).
2.8. При катастрофическом затоплении.
Эвакуировано из
зоны затопления (людей, сельскохозяйственных
животных, материальных ценностей).
Отремонтировано и восстановлено (ж/д
путей, автодорог, мостов, защитных гидротехнических сооружений).
Дополнительная информация (текст).
Силы и средства.
Привлекаемые виды войсковых соединений
(ООМБр, ОМБр, ОМП, ОБСЗ, ОППБ).
Общая численность (привлеченных войск ГО,
сил частей СА и ВМФ, тер. формирований,
общ. назначения, сил противопожарной службы, сил охраны общественного порядка,
сил учреждений Минздрава, сил спец. формирований Министерств и ведомств, сил
всего).
Техника (специальная, инженерная, автомобильная).
Привлечено для эвакуации (ж/д вагонов,
автобусов, гражданских машин, вертолетов, санитарных поездов, санитарных
машин).
Начало эвакуации, чч мм.
Время, планируемое на эвакуацию.
Дополнительная информация (текст).
О характере обезвреживания источников
опасности.
Наименование объектов, подвергшихся
обезвреживанию.
Характер обезвреживания.
3. Сведения о
масштабах
3.1. Характеристика радиоактивного
поражения.
Источник радиоактивного (РА) загрязнения.
Уровень радиации вблизи источника.
Площадь загрязнения.
Удаленность внешней границы (зоны
экстренных мероприятий, зоны профилактических мероприятий, зоны ограничений).
3.2. Количество людей, оказавшихся в зоне
радиоактивного заражения.
Количество людей, оказавшихся
(оставшихся) в зоне экстренных мероприятий, в зоне профилактических
мероприятий, в зоне ограничений, чел.
3.3. О поголовье сельскохозяйственных
животных, оказавшихся в зоне радиоактивного поражения.
Вид животных.
Количество сельскохозяйственных животных
(в зоне экстренных мероприятий, в зоне профилактических мероприятий в зоне
ограничений).
3.4. Об объектах народного хозяйства,
находящихся в зоне радиоактивного поражения.
Площадь объекта, для линейных объектов -
протяженность (в зоне экстренных мероприятий, в зоне профилактических
мероприятий, в зоне жесткого ограничения).
3.5. О количестве выброшенного
(развалившегося) сильнодействующего ядовитого вещества (СДЯВ) при ЧС.
Агрегатное состояние СДЯВ.
Наименование СДЯВ.
Количество вещества.
Объем хранилища СДЯВ.
Давление в емкости.
Объем секции газопровода между
отсекателями.
Процентное содержание СДЯВ в природном
газе.
Характер разлива.
Высота поддона обваловки.
3.6. О масштабах затопления.
Наименование причины наводнения.
Уровень подъема воды.
Площадь затопления.
Продолжительность затопления.
Высота нагонной волны в опорном пункте.
Скорость ветра.
Длина разгона ветра на озере или
водохранилище.
Угол между направлением ветра и нормалью
к берегу.
Размер прорана в плотине.
3.7. Сведения о характере пожаров при ЧС.
Объем пожара.
Площадь пожара.
Площадь задымления
(всего, в т.ч. с СО, с другими продуктами).
Вид горючего вещества.
Количество горючего вещества.
Количество людей, находящихся в
потенциально опасной зоне пожара.
3.8. О зоне затопления.
Наименование водного объекта.
Наименование населенного пункта или поста
наблюдения.
Уровень подъема воды, см.
3.9. О повреждении объектов.
Площадь.
Состояние.
Разрушено.
Требует ремонта.
3.10. О поголовье сельскохозяйственных
животных в зоне ЧС.
Вид сельскохозяйственных животных.
Поголовье.
Погибло, голов.
Находится в экстремальных условиях, гол.
3.11. О потерях при эпизоотиях.
Вид сельскохозяйственного скота.
Общее количество скота в районе ЧС,
голов.
Количество заболевших животных, голов.
Карантировано животных, голов.
Пало животных, голов.
3.12. О потерях при эпидемии.
Количество людей в районе ЧС, чел.
Количество заболеваний, чел.
Госпитализировано, чел.
Умерло, чел.
Пропало без вести, чел.
3.13. О характере поражения.
Поражающий фактор.
Уровень концентрации.
Площади зон поражения (в т.ч. по
токсодозам: смертельных, поражающих, дискомфортных). Количество людей в зоне
поражения, чел. (в т.ч. по токсодозам: смертельных, поражающих, дискомфортных).
Направление распространения, азимут.
Скорость распространения.
3.14. О масштабах поражения
сельскохозяйственных угодий.
Вид культуры.
Площадь поражения (повреждено, погибло).
Состояние.
3.15. О повреждении линейных объектов при
ЧС.
Протяженность.
Состояние (разрушено, требует ремонта).
3.16. О метеоусловиях.
Температура воздуха.
Ветер (скорость, азимут).
Влажность.
Осадки (вид, количество).
Состояние приземного слоя атмосферы.
Приложение N 2
к Инструкции о порядке обмена
в Российской Федерации информацией
о чрезвычайных ситуациях
СОСТАВ ИНФОРМАЦИИ И КРИТЕРИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ СООБЩЕНИЙ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
КРИТЕРИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│
Наименование чрезвычайных ситуаций │ Критерии ситуаций │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │
├────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┤
│ I. СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА │
├────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┤
│
1.1. Транспортные аварии на желез-│Число пострадавших 15 человек и бо-│
│
нодорожном транспорте, на метропо-│лее. Число погибших 4 человека. │
│
литене, на автодорогах, авиакатаст-│Прямой материальный
ущерб - 500│
│
рофы, на водном транспорте, на ма-│тыс.
руб. и более.
Затопление│
│
гистральных трубопроводах. │действующих тоннелей.
Аварийный│
│ │разлив
нефти и нефтепродуктов. │
│ │Попадание
в тоннели химически│
│ │опасных
и экологически вредных ве-│
│ │ществ, а также нефти, нефтепродук-│
│ │тов и других взрыво-
и пожароо-│
│ │пасных
веществ. Неспособность спра-│
│ │виться с
ликвидацией последствий│
│ │собственными силами. │
│ │ │
│
1.2. Пожары, взрывы, взрывы
с│Число пострадавших 10 человек и бо-│
│
последующим горением, внезапные│лее. Число погибших 2 человека
и│
│
выбросы огня и газа, обрушения на│более. Прямой материальный ущерб -│
│
промышленных объектах, на транспор-│500
тыс. руб. и более. │
│
те. │Пожары
на радиационно, химически и│
│ │биологически
опасных объектах.
│
│ │Загрязнение
окружающей среды, пре-│
│ │вышающее
ПДК (ПДУ) в 50
и более│
│ │раз.
│
│ │Неспособность
справиться с аварией│
│ │или
пожаром собственными силами. │
│ │ │
│
1.3. Аварии с выбросом СДЯВ других│Число
пострадавших 10 человек и бо-│
│
химических веществ химически│лее. Число
погибших 2 человека и│
│
опасных объектах, транспорте, утра-│более. │
│
та СДЯВ. │Прямой материальный ущерб более
500│
│ │тыс. рублей. Факты заражения ТХВ 1│
│ │и 2
классов опасности. Выход пора-│
│ │жающих
факторов за санитарно-защит-│
│ │ную
зону с превышением ПДК в 50 раз│
│ │и
более, угроза поражения населе-│
│ │ния. │
│ │ │
│
1.4. Аварии с выбросом радиоактив-│Число пострадавших 10 человек и бо-│
│
ных веществ на АЭС, ПЯТЦ и НИУ, на│лее. Число погибших 2 человека
и│
│ транспортных АЭУ, при перевозках РВ│более. │
│
с ядерными боеприпасами, утрата ра-│Прямой
материальный ущерб более 500│
│
диоактивных веществ. │тыс. рублей. Радиоактивное загряз-│
│ │нение
окружающей среды вне санитар-│
│ │но-защитной зоны 100 ПДК и более.│
│ │Выброс
радиоактивности, в 10 раз│
│ │превышающей допустимый
суточный│
│ │выброс для
данной АЭС (установки).│
│ │Любые аварии с выходом радиоактив-│
│ │ных
веществ, которые могут привести│
│ │к их
трансграничному переносу. Лю-│
│ │бые
случаи регистрации в пределах│
│ │30 км
от государственной границы│
│ │уровней
радиации, превышающих верх-│
│ │ний
предел фоновых значений. │
│ │ │
│
1.5. Аварии с выбросом биологически│Число пострадавших 10 человек и бо-│
│
и химически опасных
веществ на│лее. Число
погибших 2 человека и│
│
предприятиях промышленности и в│более. │
│
НИУ, на транспорте. │Прямой
материальный ущерб более 500│
│ │тыс. рублей. Факты заражения людей│
│ │возбудителями инфекционных заболе-│
│ │ваний
1 и 2 групп патогенности, за-│
│ │ражения животных и растений возбу-│
│ │дителями
особо опасных инфекций. │
│ │ │
│
1.6. Гидродинамические аварии: про-│Число
пострадавших 15 человек и бо-│
│
рывы плотин (дамб, шлюзов и т.д.) с│лее. Число погибших 4 человека
и│
│
образованием волн прорыва и затоп-│более.
Прямой материальный ущерб│
│
лений; │500
тыс. рублей. │
│ прорывы плотин
(дамб, шлюзов более│Влияние на функционирование других│
│
и т. д.) с образованием прорывного│отраслей
народного хозяйства. │
│
паводка. │ │
│ │ │
│
1.7. Аварии на системах
жизнео-│Число пострадавших 10 человек и
бо-│
│
беспечения: │лее. Число
погибших 4 человека и│
│
на электроэнергетических системах,│более. │
│
на коммунальных системах
жизнео-│Прямой материальный ущерб более
500│
│
беспечения, на очистных сооружени-│тыс. рублей.
Влияние на функциони-│
│
ях. │рование других
отраслей народного│
│ │хозяйства. │
│ │Увеличение объема сточных вод или│
│ │концентрации загрязняющих
веществ│
│ │в
10 и
более раз. Сброс нефти и│
│ │и
нефтепродуктов в объеме 10 тонн и│
│ │более. │
│ │ │
│
1.8. Внезапное обрушение сооруже- │Число пострадавших 15 человек и бо-│
│
ний. │лее. Число
погибших 2 человека и│
│ │более. │
│ │Прямой
материальный ущерб более 500│
│ │тыс. рублей. Влияние на функциони-│
│ │рование других
отраслей народного│
│ │хозяйства. │
│ │ │
│
1.9. Аварии на народно-хозяйствен-│Число пострадавших 15 человек и бо-│
│
ных объектах, связанных с залповыми│лее. Число погибших 4 человека
и│
│
выбросами экологически вредных ве-│более. │
│
ществ. │Прямой
материальный ущерб более 500│
│ │тыс. рублей. Влияние на функциони-│
│ │рование
других отраслей народного│
│ │хозяйства. Превышение
ПДК в 100 и│
│ │более
раз в водных объектах. Появ-│
│ │ление постороннего запаха воды бо-│
│ │лее
4-х баллов. Снижение содержания│
│ │растворенного кислорода,
а также│
│ │поступление токсических
веществ,│
│ │повлекших
гибель рыбы и других вод-│
│ │ных
организмов. Снижение содержания│
│ │растворенного
кислорода до 2 мг/л и│
│ │менее.
Покрытие пленкой 1/3 и более│
│ │площади
водоема, при его площади до│
│ │6
кв. км. │
├────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┤
│ II. СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО
ХАРАКТЕРА │
├────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┤
│
2.1. Геологические опасные явления,│Землетрясения 4 и
более баллов.│
│
землетрясения, извержения вулканов,│Число
пострадавших 15 человек и бо-│
│
оползни, обвалы, осыпи, осадки зем-│лее. Число погибших 4 человека
и│
│
ной поверхности. │более. │
│ │Прямой
материальный ущерб более 500│
│ │тыс. рублей. Влияние на функциони-│
│ │рование
других отраслей народного│
│ │хозяйства. │
│ │ │
│
2.2. Гидрометеорологические и ге-│Число
пострадавших 10 человек и бо-│
│
лио-геофизические опасные явления. │лее. Число погибших
2 человека и│
│ │более. │
│ │Прямой материальный ущерб
более 500│
│ │тыс.
рублей. │
│ │ │
│ Сильный ветер
(в т. ч.
смерчи и│Скорость ветра при порывах
25-30│
│
шквалы). │м/с и более; в Арктике и на Дальнем│
│ │Востоке, а также в горных районах -│
│ │35-45
м/с. │
│ │ │
│
Сильный дождь (ливень). │Интенсивность
- 120
мм/12 час.
и│
│ │более на
Черноморском побережье│
│ │Кавказа; на
(остальной территории│
│ │80
мм/12 час. и более или суммарно│
│ │150
мм и более в течение 2-х суток,│
│ │в
селеопасных горных районах 30-50│
│ │мм/
12 час. и более. │
│ │ │
│
Крупный град. │Размер
градин более 20 мм. │
│ │ │
│
Сильный снегопад. │30
мм и более в течение 12 час. │
│ │ │
│
Сильная метель (снежные заносы). │Ветер
20 м/с и более в течение су-│
│ │ток
с выпадением снега. │
│ │ │
│
Сильный гололед. │Диаметр
отложений на проводах 20 мм│
│ │и
более. │
│ │ │
│
Сильный мороз, сильная жара. │Устанавливается территориальными│
│ │гидрометеорологическими
службами. │
│ │ │
│
Тропические циклоны (тайфуны). │Сильный
ветер, дождь, высокое
вол-│
│ │нение на
морях, ветровые нагоны,│
│ │дождевые
паводки. │
│ │ │
│
Заморозки. │Понижение
температуры воздуха ниже│
│ │0 град. С в
экстремально поздние│
│ │сроки
(весна-начало лета) и в экс-│
│ │тремально
ранние сроки (лето-начало│
│ │осени)
в период активной вегетации│
│ │сельхозкультур,
приводящие к гибели│
│ │сельхозкультур. │
│ │ │
│
Засуха. │Сочетание
высоких температур возду-│
│ │ха, дефицита осадков,
низкой влаж-│
│ │ности
воздуха, малых влагозапасов в│
│ │почве, приводящие к гибели урожая│
│ │полевых
культур. │
│ │ │
│
Цунами. │Высота
опасных волн цунами устанав-│
│ │ливается территориальными органами│
│ │исполнительной
власти. │
│ │ │
│
Высокие уровни воды (наводнения)│Превышение особо опасных
уровней│
│
при половодьях, дождевых паводках,│воды для конкретных
населенных│
│
заторах, ветровых нагонах. │пунктов
и хозяйственных объектов. │
│ │ │
│
Низкие уровни воды. │Ниже
проектных отметок водозаборных│
│ │сооружений
и навигационных уровней│
│ │на
судоходных реках в течение меся-│
│ │ца и
более. │
│ │ │
│
Сели, лавины. │Угроза
населенным пунктам, народно-│
│ │хозяйственным
объектам, туристским│
│ │комплексам
и т.д. │
│ │ │
│
Ухудшение радиационной обстановки в│Плотность потока протонов с энерги-│
│
околоземном космическом прост-│ей более
25 мэв составляет 5х10│
│
ранстве. │см-2с-1
и более. │
│ │ │
│
Уменьшение общего содержания озона│Уменьшение
содержания озона на 25%│
│
в атмосфере. │и более над
отдельными регионами│
│ │Российской
Федерации в течение 2-3│
│ │месяцев в
период вегетации расте-│
│ │ний. │
│ │ │
│
2.3. Природные пожары: лесные пожа-│Число
пострадавших 15 человек и бо-│
│
ры, торфяные пожары. │лее. Число
погибших 4 человека и│
│ │более. │
│ │Прямой
материальный ущерб более 100│
│ │тыс. руб. Крупные неконтролируемые│
│ │пожары
на площади: │
│ │25
га - для Европейской части РФ; │
│ │200
га - для Азиатской части РФ. │
│ │ │
│
2.4. Особо опасные инфекционные бо-│ │
│
лезни и поражения токсичными хими-│ │
│
ческими веществами: │ │
│ │ │
│
Эпидемия. │О
заболевании людей: групповые - 50│
│ │чел., групповые
невыявленной этно-│
│ │логии
- 20 чел., лихорадочные не-│
│ │установленного диагноза
- 15 чел.│
│ │Уровень
смертности или заболевае-│
│ │мости превышает среднестатисти-│
│ │ческий
в 3 раза и более. │
│ │ │
│
Эпизоотия. │Факты
массовых заболеваний или ги-│
│ │бели
животных. │
│ │ │
│
Эпифитотия │Массовая
гибель растений. │
├────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┤
│ III. СИТУАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ХАРАКТЕРА │
├────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┤
│
3.1. Связанные с изменением состоя-│Число
пострадавших 15 человек и бо-│
│
ния суши (почвы, недр, ландшафтов):│лее.
Число погибших 4 человека и│
│
катастрофические просадки, оползни,│более. │
│
обвалы земной поверхности из-за вы-│Прямой
материальный ущерб более 100│
│
работки недр при добыче
полезных│тыс. руб. Превышение ПДК по хими-│
│
ископаемых и другой деятельности│чески опасным
и экологически вред-│
│
человека, наличие тяжелых металлов│ным
веществам в 50 и более раз или│
│
(в т.ч.
радиоактивных) и других│по радиоактивным веществам в
100 и│
│
вредных веществ в почве сверх ПДК│более раз. │
│
(ПДУ). │ │
│ │ │
│
Катастрофические пыльные (черные)│Разрушение
и уничтожение почвенного│
│
бури. │покрова или гибель посевов сельско-│
│ │хозяйственных культур или природной│
│ │растительности на
площади более│
│ │1000
га единовременно. │
│ │ │
│
Катастрофические проявления водной│Разрушение и уничтожение почвенного│
│
эрозии почв, сопровождающиеся еди-│покрова или гибель посевов сельско-│
│
новременным смывом почвенного пок-│хозяйственных культур или природной│
│
рова и оврагообразованием при ливне│растительности единовременно на│
│
и стоке талых вод со склонов. │площади
более 1000 га. │
│ │ │
│
Загрязнение земель и недр токсикан-│Более 50 ПДК
или 100-кратное превы-│
│
тами промышленного происхождения. │шение фоновых
значений. │
│ │ │
│
Загрязнение почв пестицидами. │Более
50 ПДК по санитарно-токсико-│
│ │логическим критериям
или более 10│
│ │ПДК
по фитотоксилогическим критери-│
│ │ям
на площади более 100 га. │
│ │ │
│
Захламление земель несанкциониро-│На площади более 10 га. │
│
ванными свалками опасных отходов. │ │
│ │ │
│
Катастрофическое проявление про-│Уничтожение почвенного и раститель-│
│
цессов опустынивания пастбищных зе-│ного покрова
с образованием пустын-│
│
мель (включая оленьи пастбища). │ных
территорий (в т.ч.
барханных│
│ │песков) на
площади более 100 га в│
│ │год. │
│ │ │
│
Затопление земель при наводнениях.│Гибель
посевов сельскохозяйственных│
│
Несанкционированное подтопление зе-│культур и
многолетних насаждений на│
│
мель в результате строительства во-│площади
более 1000 га. Порча и раз-│
│
дохранилищ. │рушение
народнохозяйственных объек-│
│ │тов с прямым материальным ущербом│
│ │более
500 тыс. рублей. │
│ │ │
│
Сели (как следствие нерационального│Число пострадавших 15 человек и бо-│
│
хозяйственного использования земель│лее, погибших - 4 человека и более.│
│
и уничтожение защитного раститель-│Прямой
материальный ущерб более│
│
ного покрова. │500
тыс. руб. Уничтожение посевов│
│ │сельскохозяйственных культур
на│
│ │площади
более 1000 га. │
│ │ │
│
3.2. Связанные с изменением состава│ │
│ и свойств атмосферы (воздушной сре-│ │
│ ды): │ │
│
Превышение ПДК вредных примесей в│В 50 раз и
более: │
│
атмосфере, образование обширной зо-│и 30-49 раз
в течение 8 часов, │
│
ны кислотных осадков. │в
20-29 раз в течение 2 суток. │
│ │ │
│
3.3. Связанные с изменением состоя-│ │
│
ния гидросферы: │ │
│
резкая нехватка питьевой воды│ │
│
вследствие истощения источников или│ │
│
их загрязнения; истощение
водных│ │
│
ресурсов, необходимых для организа-│ │
│
ции хозяйственно-бытового водоснаб-│ │
│
жения и обеспечения технологических│ │
│
процессов; │ │
│ │ │
│
максимальное разовое превышение ПДК│В 100 и более раз, если эти аквато-│
│
загрязняющих веществ в поверхност-│рии не являются зонами хронического│
│
ных, подземных и морских водах. │загрязнения.
Появление запаха воды│
│ │интенсивностью
более 4
баллов и│
│ │несвойственного воде ранее. │
│ │ │
│
Снижение содержания растворенного в│До 2 мг/л и ниже. │
│
воде кислорода. │ │
│ │ │
│
3.4. Связанные с изменением состоя-│Массовая
гибель (заболевание) рыб и│
│
ния животного и растительного мира.│других водных
животных и растений,│
│ │приобретение
ими несвойственных ра-│
│ │нее посторонних
запахов и прив-│
│ │кусов, отклонение
от нормального│
│ │развития икры,
личинок и молоди│
│ │рыб,
нарушение путей миграции, мест│
│ │нагула,
нереста: │
│ │массовая
гибель животных, в т.ч ди-│
│ │ких, когда
смертность (количество│
│ │заболеваний) превышает
среднеста-│
│ │тистический в 3 и более
раз; │
│ │гибель
растительности (ожоги, усы-│
│ │хание) в
т.ч. лесов и сельскохо-│
│ │зяйственных растений
на площади│
│ │0,25
га; │
│ │резкое
ухудшение здоровья (смерть)│
│ │людей,
оказавшихся в зоне загрязне-│
│ │ния, обнаружение фактов вторичного│
│ │воздействия загрязняющих
веществ│
│ │вследствие
попадания их в организм│
│ │с растительными и животными
продук-│
│ │тами
питания. │
└────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘
Примечание: Донесения предоставляются при
фиксировании одного из показателей приведенных критериев чрезвычайных ситуаций.
Суммы материального ущерба указа ы в
ценах 1991 года.