МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
28 сентября 1993 г.
N 227
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ВОСПИТАННИКАМ ДОМОВ РЕБЕНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В Российской Федерации на попечении
государства находится 17,7 тыс. детей в возрасте до 4-х лет, которые содержатся
в 257 домах ребенка системы здравоохранения. Основной контингент составляют
больные дети, неудовлетворительное здоровье которых является ведущим фактором
помещения их в интернатные учреждения.
За последние 5 лет отмечается ухудшение
состояния здоровья детей, направляемых в дома ребенка. По данным научных
исследований в структуре заболеваемости воспитанников превалируют врожденные и
перинатальные поражения нервной системы - 80% детей страдают
психо-неврологическими заболеваниями, из них 30% имеют тяжелые органические
поражения центральной нервной системы и пороки развития (детский церебральный
паралич, микроцефалия, синдром Дауна, спинномозговая грыжа и др.). В связи с
этим 177 домов ребенка (14 тыс. детей) специализированы для содержания и
оказания медико-педагогической помощи детям с данной патологией. Значительный
удельный вес занимают заболевания органов дыхания, расстройства питания, врожденные
пороки развития опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Выборочные исследования состояния
здоровья детей свидетельствуют о более высокой частоте соматических заболеваний
среди воспитанников домов ребенка по сравнению с домашними сверстниками, т.к.
эти заболевания формируются, как правило, на фоне поражения нервно-психической
сферы, а также в условиях длительного пребывания ребенка в коллективе,
приводящих к срыву адаптационных возможностей.
За период с 1985 г. в России осуществлена
система государственных мер, направленных на укрепление материально-технической
базы домов ребенка, совершенствование нормативов обеспечения воспитанников
питанием, одеждой, медикаментами, укрепление кадрами специалистов, внедрение
современных медико-педагогических технологий, разукрупнение групп и т.д.
Однако эти меры были направлены, в
основном, на улучшение условий содержания и воспитания детей и в меньшей
степени повлияли на решение проблем восстановления здоровья. Материалы проверок
подтверждают, что при организации медицинской помощи не учитывается социальный
и биологический анамнез семьи, родителей, близких родственников; для
установления диагноза и лечения ребенка не используются возможности ведущих
клиник страны, региона, территории; дети крайне редко госпитализируются для
проведения углубленного обследования. Вследствие этого поддающиеся воздействию
лечебных мероприятий в раннем возрасте и на ранних стадиях заболевания
принимают необратимый характер и приводят к инвалидизации детей. Это резко
ограничивает возможность возвращения ребенка в семью или передачи его на
усыновление.
В связи с изложенным Управлением охраны
здоровья матери и ребенка, отделом медицинской статистики, Главным
вычислительным центром Минздрава Российской Федерации, Российской медицинской академией
последипломного образования создана автоматизированная информационно-справочная
система "Дом ребенка" (сертификат N 87 Минздрава Российской Федерации
от 30.06.93), позволяющая формировать базу данных о состоянии здоровья детей,
решать вопросы управления и слежения за здоровьем воспитанников, своевременно
проводить коррегирующие лечебно-восстановительные мероприятия с привлечением
при необходимости ведущих специалистов.
В целях совершенствования системы
организации и повышения качества медицинской помощи воспитанникам домов ребенка
Российской Федерации,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить регистрационную карту
воспитанника дома ребенка, кодировочный талон состояния здоровья воспитанника,
карту выбытия воспитанника из дома ребенка, инструкцию по заполнению регистрационных
документов в доме ребенка (приложение 1-4).
2. Руководителям органов управления
здравоохранения республик, входящих в состав Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей, гг. Санкт-Петербурга и Москвы:
2.1. Ввести в домах ребенка
регистрационные документы на воспитанников, представлять информацию в Минздрав
в соответствии с инструкцией (приложение 1-4).
2.2. Организовать диагностику состояния
здоровья воспитанников домов ребенка в клинических, областных (краевых,
республиканских) лечебно-профилактических учреждениях.
2.3. Обеспечить квалифицированную
медицинскую помощь каждому ребенку в соответствии с индивидуальными программами
оздоровления и реабилитации; в течение 1993-1994 гг. направить в Минздрав
Российской Федерации медицинские документы детей, которым невозможно оказать
необходимую медицинскую помощь на территории.
2.4. Принять меры по внедрению автоматизированной
информационно-справочной системы "Дом ребенка".
3. Главному вычислительному центру
(Тимонин В.М.) с 1 января 1994 г. создать Федеральный регистр на воспитанников
домов ребенка на базе автоматизированной информационно-справочной системы
"Дом ребенка".
4. Республиканскому центру реабилитации и
восстановительного лечения для детей (Окутин В.М.):
4.1. Организовать отдел
автоматизированной системы управления и контроля за состоянием здоровья детей,
воспитывающихся в домах ребенка.
4.2. Создать банк данных о состоянии
здоровья детей домов ребенка Российской Федерации.
4.3. Представлять ежегодно к 01.02 в
Минздрав анализ состояния здоровья детей.
5. Российской медицинской академии
последипломного образования (Гаврюшов В.В.) обеспечить методическое руководство
и совместную работу с отделом автоматизированной системы управления и контроля
по анализу банка данных о состоянии здоровья детей домов ребенка.
6. Отделу медицинской статистики
(Погорелова Э.И.) выделить централизованно Республиканскому центру реабилитации
и восстановительного лечения для детей до 01.01.94 средства вычислительной
техники для оснащения отдела автоматизированной системы управления и контроля
за состоянием здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка.
7. Управлению охраны здоровья матери и
ребенка (Зелинская Д.И.):
7.1. Обеспечить консультативную и
лечебную помощь воспитанникам домов ребенка в профильных
лечебно-профилактических учреждениях по медицинским показаниям.
7.2. В течение 1994 г. в установленном
порядке пересмотреть положение и рекомендательные нормативы деятельности домов
ребенка.
Контроль за выполнением приказа возложить
на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Ваганова Н.Н.
Министр
здравоохранения
Российской Федерации
Э.А.НЕЧАЕВ
Приложение N 1
к приказу Минздрава РФ
от 28 сентября 1993 г. N 227
┌──────────────────────┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐
│Код формы по
ОКУД │ │
│ │ │
│ │ │
│
├──────────────────────┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┐
│Код учреждения по
ОКПО│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
└──────────────────────┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘
─────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────
Министерство здравоохранения РФ│ Медицинская документация
------------------------------- │ форма N 300-1/у-93
Наименование учреждения │Утверждена Минздравом РФ от
28.09.93 г.
─────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────
РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТА ВОСПИТАННИКА ДОМА РЕБЕНКА
────────────────────────────────────────────────┬──────┬────────────────┐
│ N │ Фрагмент 1
│
СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ │стро- ├────────────────┘
│ ки │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Город │ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Область │ 2 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Дом
ребенка N
│ 3 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Тип
учреждения: физиологический (1),
│ │
специализированный
(2) │ 4 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Адрес
дома ребенка │ 5 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Дата
заполнения карты
│ 6 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ │ N │ Фрагмент 2
│
│ стр. ├────────────────┘
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Фамилия │ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Имя │ 2 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Отчество │
3 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Национальность │ 4 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Дата
рождения │
5 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Пол:
мужской (1), женский (2)
│ 6 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Дата
поступления в дом ребенка │ 7 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Юридический
статус ребенка: полный сирота (1), │ │
неполный
сирота (2), юридический отказ по │ │
заявлению
родителей, (3), подкидыш (4), от │ │
родителей,
лишенных родительских прав (5), │ │
временно
находящийся в доме ребенка (6) │ 8 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Ребенок
поступил в дом ребенка из: родильного │ │
дома(1),
отделения для выхаживания недоношенных │ │
(2),
соматического стационара (3), инфекционного│ │
стационара
(4), неврологического стационара (5),│ │
другого
дома ребенка (6), карантинного │ │
распределителя
(7), дома (8), милиции (9), │ │
подкинут
(10), другое* (11) │ 9 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Причины
направления в дом ребенка: тяжелые │
│
материальные
условия (1), мать в заключении (2),│
│
отец
в заключении (3), ребенок-инвалид (4),
│ │
проведение
курса реабилитационного лечения (5), │ │
мать-одинокая
(6), студентка (7), многодетная │ │
семья
(8), мать находится в стационаре (9), мать│ │
в
длительной командировке (10), отец - в армии
│ │
(11),
бомж (12), беженцы (13), другое* (14)
│ 10 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ И ДРУГИХ РОДСТВЕННИКАХ │N стр │ Фрагмент 3
│
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘
Сведений
о родителях нет (1), есть (2) │ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Сведения
о матери: │ │
Фамилия │ 2 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Имя │ 3 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Отчество │ 4 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Дата
рождения
│ 5 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Место
рождения
│ 6 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Национальность │ 7 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Работа,
учеба (есть - 1, нет - 2) │ 8 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Место
работы, учебы
│ 9 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Профессия │
10 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Сведения
об отце: │ │
Фамилия │
11 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Имя │
12 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Отчество │
13 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Дата
рождения
│ 14 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Место
рождения
│ 15 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Национальность │
16 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Работа,
учеба (есть - 1, нет - 2) │
17 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Место
работы, учебы
│ 18 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Профессия │
19 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Братья:
возраст │
20 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
место
нахождения
│ 21 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
возраст │
22 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
место
нахождения
│ 23 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
возраст │
24 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
место
нахождения
│ 25 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Сестры:
возраст │
26 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
место
нахождения
│ 27 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
возраст │
28 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
место
нахождения
│ 29 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
возраст │
30 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
место
нахождения
│ 31 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Вредные
привычки матери: наркомания (1), │ │
токсикомания
(2), алкоголизм (3), курение (4), │ │
другие*
(5) │
32 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Вредные
привычки отца: наркомания (1), │ │
токсикомания
(2), алкоголизм (3), курение (4), │ │
другие*
(5) │
33 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ │N стр │ Фрагмент 4
│
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘
Нет
сведений о заболеваниях матери (1), отца
│ │
(2),
отца и матери (3)
│ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Заболевания
матери │ 2 │
├──────┼─────────────────
│ 3 │
├──────┼─────────────────
│ 4 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Заболевания
отца │ 5 │
├──────┼─────────────────
│ 6 │
├──────┼─────────────────
│ 7 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ │N стр │ Фрагмент 5
│
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘
Сведения
о биологическом анамнезе: есть (1), нет│ │
(2) │ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Неблагополучие
антенатального периода: нет (1), │
│
да*
(2)
│ 2 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Неблагополучие
интранатального периода: нет (1),│
│
да*
(2)
│ 3 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Оценка
по шкале АПГАР в баллах │ 4 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Гестационный
возраст │ 5 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Вес
при рождении
│ 6 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Длина
при рождении
│ 7 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Заболевания
периода новорожденности есть (1), │ 8 │
нет
(2)
│ │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Заболевания
периода новорожденности │ 9 │
├──────┼─────────────────
│ 10 │
├──────┼─────────────────
│ 11 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
ПЕРЕНЕСЕННЫЕ
ЗАБОЛЕВАНИЯ С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ ДО │
N │ Фрагмент 6
│
МОМЕНТА
ЗАПОЛНЕНИЯ КАРТЫ (включая все острые │стро-
├────────────────┘
заболевания)
шифр по МКБ-IХ │ки │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Первый
год жизни │ 1 │
├──────┼─────────────────
│ 2 │
├──────┼─────────────────
│ 3 │
├──────┼─────────────────
│ 4 │
├──────┼─────────────────
│ 5 │
├──────┼─────────────────
│ 6 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Второй
год жизни │ 7 │
├──────┼─────────────────
│ 8 │
├──────┼─────────────────
│ 9 │
├──────┼─────────────────
│ 10 │
├──────┼─────────────────
│ 11 │
├──────┼─────────────────
│ 12 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Третий
год жизни │
13 │
├──────┼─────────────────
│ 14 │
├──────┼─────────────────
│ 15 │
├──────┼─────────────────
│ 16 │
├──────┼─────────────────
│ 17 │
├──────┼─────────────────
│ 18 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Четвертый
год жизни │ 19
│
├──────┼─────────────────
│ 20 │
├──────┼─────────────────
│ 21 │
├──────┼─────────────────
│ 22 │
├──────┼─────────────────
│ 23 │
├──────┼─────────────────
│ 24 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРИВИВКИ │N стр │ Фрагмент 7
│
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘
БЦЖ:
есть (проставить дату), нет (1)
│ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Причина
медицинского отвода прививки (по МКБ) │ 2 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Срок
отвода прививки в неделях
│ 3 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Полиомиелит:
есть (проставить дату), нет (1) │ 4 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Причина
медицинского отвода прививки (по МКБ) │ 5 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Срок
отвода прививки в неделях
│ 6 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Коклюш,
дифтерия, столбняк: есть (проставить │ 7 │
дату),
нет (1) │ │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Причина
медицинского отвода прививки (по МКБ) │ 8 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Срок
отвода прививки в неделях
│ 9 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Паротит:
есть (проставить дату), нет (1) │
10 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Причина
медицинского отвода прививки (по МКБ) │
11 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Срок
отвода прививки в неделях
│ 12 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Корь:
есть (проставить дату), нет (1) │ 13 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Причина
медицинского отвода прививки (по МКБ) │
14 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Срок
отвода прививки в неделях │ 15 │
────────────────────────────────────────────────┴──────┴─────────────────
"_______"________________
199 __ г.
___________________________
Подпись главного врача
______________________________________________
Фамилия, телефон исполнителя
Приложение N 2
к приказу Минздрава РФ
от 28 сентября 1993 г. N 227
┌──────────────────────┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐
│Код формы по
ОКУД │ │
│ │ │
│ │ │
│
├──────────────────────┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┐
│Код учреждения по
ОКПО│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
└──────────────────────┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘
─────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────
Министерство здравоохранения РФ│ Медицинская документация
------------------------------- │ форма N 301-1/у-93
Наименование учреждения │Утверждена Минздравом РФ от
28.09.93 г.
─────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────
КОДИРОВОЧНЫЙ ТАЛОН
СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКА ДОМА РЕБЕНКА
────────────────────────────────────────────────┬──────┬────────────────┐
СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ │ N │
Фрагмент 1 │
│стр. ├────────────────┘
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Фамилия │ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Имя │ 2 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Отчество │ 3 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Национальность │ 4 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Дата
рождения │ 5 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Пол:
мужской (1), женский (2)
│ 6 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Дата
поступления в дом ребенка
│ 7 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ │ N │ Фрагмент 2
│
│ стро-├────────────────┘
│ ки │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Рост │ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Вес │ 2 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Окружность
головы │ 3 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Окружность
грудной клетки │ 4 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Размер
большого родничка │ 5 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Зубная
формула │ 6 │
├──────┼─────────────────
│ 7 │
├──────┼─────────────────
│ 8 │
├──────┼─────────────────
│ 9 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ │ N │
Фрагмент 3 │
│ стр. ├────────────────┘
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Развитие
нормальное (1), развитие с отклонением │ │
(2),
оценке не подлежит (3)
│ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Отклонения
в физическом развитии из-за: высокой │ │
длинн
тела (1), низкой длины тела (2),
дефицита│ │
массы
(3), избыточной массы (4)
│ 2 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
СТИГМЫ ЭМБРИОГЕНЕЗА │N стр │ Фрагмент 4
│
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘
Форма
черепа: брахицефалия - увеличение
│ │
поперечного
диаметра черепа с уплощенным лицом │ │
(1),
долихоцефалия - башенный череп (2), другие*│ 1 │
(3) │ │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Пороки
развития глаза: анофтальм - полное │ │
отсутствие
одного или обоих глазных яблок (1), │ │
криптофтальм
- отсутствие глазной щели, век, │ │
недоразвитие
глазного яблока (2), эпикант - │ │
вертикальная
полулунная кожная складка, │ │
спускающаяся
с верхнего века у внутреннего края │
│
глаза
(3), птоз (4), гипертелоризм - широко
│ │
расставленные
глаза (5), гипотелоризм - узко │ │
расставленные
глаза (6), монголоидный разрез │ │
глаз
- приподнятые латеральные углы глазных
│ │
щелей
(7), другие* (8)
│ 2 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Аномалии
строения носо-губной области и рта: │ │
переносица
запавшая (1), выступающая (2), │ │
широкая
(3), колобома крыльев носа - поперечная │ │
щель
свободного края крыла носа (4); средняя,
│ │
одно-двусторонняя
полная или частичная расщелина│
│
верхней
губы (5); расщелина неба полная (6), │ │
неполная
(7), односторонняя (8), двусторонняя │ │
(9),
другие* (10)
│ 3 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Аномалии
строения органов слуха: гипоплазия │ │
отдельных
структур раковины уха (1), гиперплазия│ │
отдельных
структур раковины уха (2), другие │ │
деформации
раковины уха* (3), отсутствуют (4) │ 4 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Аномалии
развития моче-половой системы: │ │
эписпадия
- верхняя расщелина уретры с различным│ │
смещением
наружного отверстия (1), гипоспадия - │ │
нижняя
расщелина уретры с различным смещением │ │
наружного
отверстия (2), крипторхизм - │ │
отсутствие
одного или обоих яичек в мошенке (3),│ │
другие
аномалии развития уретры* (4), атрезия │ │
влагалища
(5), другие аномалии строения │ │
влагалища*
(6) │ 5 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Деформации
грудной клетки: сколиоз (1), кифоз │
│
(2),
кифосколиоз (3)
│ 6 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Аномалии
развития конечностей: фокомелия - │ │
отсутствие
отдела или всей конечности (1), │ │
брахимелия
- укорочение конечности (2), │ │
брахидактелия
- укорочение пальцев кисти (3), │ │
синдактилия
- сращение пальцев кисти (4), │ │
полидактилия
- увеличение числа пальцев кисти │ │
(5),
другие аномалии развития кисти* (6);
│ │
плоскостопие
(7), косолапость (8), полидактилия │
│
-
увеличение числа пальцев стопы (9), другие
│ │
аномалии
развития стопы* (10) │ 7 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Другие
множественные пороки развития: есть* (1),│ │
нет
(2)
│ 8 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС │N стр │ Фрагмент 5
│
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘
Поведение:
без отклонений (1), с отклонениями │ │
(2) │ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Эмоциональное
состояние: отрицательное (1), мало│
│
эмоциональное
(2), неустойчивое (3), нормальное │
│
(4) │ 2 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Засыпание:
быстрое (1), медленное (2), │ │
неспокойное
(3), нормальное (4) │ 3 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Сон:
глубокий (1), неглубокий (2), прерывистый
│ │
(3) │ 4 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Аппетит:
хороший (1), плохой (2), повышенный │ │
(3),
избирательный (4), отказ от пищи (5)
│ 5 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Энурез:
постоянно (1), ситуативно (2), дневной │ │
(3),
ночной (4), нет (5)
│ 6 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Энкопрез:
постоянно (1), ситуативно (2), дневной│ │
(3),
ночной (4), нет (5)
│ 7 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Индивидуальные
особенности: страхи (1), │ │
навязчивые
действия (2), автоматизмы (3), │ │
отрицательные
привычки (4), другие* (5), нет (6)│
8 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Характер
бодрствования: активный (1), пассивный │ │
(2),
неустойчивый (3)
│ 9 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Взаимоотношения
со взрослыми: неконтактен (1), │ │
только
ответные (2), негативные (3), навязчивые │ │
(4),
контактен (5)
│ 10 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Взаимоотношения
с детьми: неконтактен (1), │ │
только
ответные (2), груб (3), жесток (4), │ │
контактен
(5) │ 11 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Другие
особенности личности: жесток с животными │ │
(1),
некритичен к своим поступкам (2), другие*
│ │
(3) │ 12 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ │N стр │ Фрагмент 6
│
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘
Зрительный
анализатор: соответствует возрасту │ │
(0),
отстает - указать на сколько эпикризных
│ │
сроков
(1, 2, 3, 4, 5, более) │ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Сенсорное
развитие: соответствует возрасту (0), │ │
отстает
- указать на сколько эпикризных сроков │ │
(1,
2, 3, 4, 5, более)
│ 2 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Слуховой
анализатор: соответствует возрасту (0),│ │
отстает
- указать на сколько эпикризных сроков │ │
(1,
2, 3, 4, 5, более)
│ 3 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Эмоции
и поведение: соответствует возрасту (0), │ │
отстает
- указать на сколько эпикризных сроков │ │
(1,
2, 3, 4, 5, более)
│ 4 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Действие
с предметами: соответствует возрасту │ │
(0),
отстает - указать на сколько эпикризных
│ │
сроков
(1, 2, 3, 4, 5, более) │ 5 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Игра:
соответствует возрасту (0), отстает -
│ │
указать
на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, │ │
4,
5, более)
│ 6 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Движения
общие: соответствует возрасту (0), │ │
отстает
- указать на сколько эпикризных сроков │ │
(1,
2, 3, 4, 5, более)
│ 7 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Понимание
речи: соответствует возрасту (0), │ │
отстает
- указать на сколько эпикризных сроков │ │
(1,
2, 3, 4, 5, более)
│ 8 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Активная
речь: соответствует возрасту (0), │ │
отстает
- указать на сколько эпикризных сроков │ │
(1,
2, 3, 4, 5, более)
│ 9 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Изобразительная
деятельность: соответствует │ │
возрасту
(0), отстает - указать на сколько │
│
эпикризных
сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) │ 10 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Конструктивная
деятельность: соответствует │ │
возрасту
(0), отстает - указать на сколько │ │
эпикризных
сроков (1, 2, 3, 4, 5, более) │ 11 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Мышление:
соответствует возрасту (0), отстает - │ │
указать
на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, │ │
4,
5, более)
│ 12 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Внимание:
соответствует возрасту (0), отстает - │ │
указать
на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, │ │
4,
5, более) │ 13 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Память:
соответствует возрасту (0), отстает - │ │
указать
на сколько эпикризных сроков (1, 2, 3, │ │
4,
5, более) │ 14 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО │ N │
Фрагмент 7 │
ОСМОТРА И ИССЛЕДОВАНИЯ │ стро-├────────────────┘
│
ки │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Осмотр
хирурга (диагноз по МКБ) │ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Осмотр
ортопеда (диагноз по МКБ) │ 2 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Осмотр
невропатолога (диагноз по МКБ) │ 3 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Осмотр
психиатра (диагноз по МКБ) │ 4 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Осмотр
офтальмолога (диагноз по МКБ) │ 5 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Осмотр
отоларинголога (диагноз по МКБ) │ 6 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Осмотр
стоматолога (диагноз по МКБ) │ 7 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Осмотр
логопеда (диагноз по МКБ) │ 8 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
ПРОВЕДЕННОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ │N стр │ Фрагмент 8
│
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┘
Обследование
не проводилось (1), лечение не │ │
проводилось
(2) │ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Проведено
обследование по диагнозу заболевания │ 2 │
(указать
шифр по МКБ) ├──────┼─────────────────
│ 3 │
├──────┼─────────────────
│ 4 │
├──────┼─────────────────
│ 5 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Проведено
лечение: консервативное (1), │ 6 │
профилактическое
(2), хирургическое (3) ├──────┼─────────────────
Диагноз
заболевания по МКБ-IХ │ 7 │
├──────┼─────────────────
│ 8 │
├──────┼─────────────────
│ 9 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
НА │ N │
Фрагмент 9 │
МОМЕНТ ЗАПОЛНЕНИЯ КАРТЫ │ стро-├────────────────┘
│ ки │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Физическое
развитие: соответствует норме (1), не│
1 │
соответствует
(2) │ │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Нервно-психическое
развитие: соответствует норме│ 2 │
(1),
не соответствует (2)
│ │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Поведение:
соответствует норме (1), не │ 3 │
соответствует
(2) │ │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Диагнозы
по МКБ │ 4 │
├──────┼─────────────────
│ 5 │
├──────┼─────────────────
│ 6 │
├──────┼─────────────────
│ 7 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Группа
здоровья (указать цифрой) │ 8 │
────────────────────────────────────────────────┴──────┴─────────────────
"_______"________________
199 __ г. ___________________________
Подпись главного врача
______________________________________________
Фамилия исполнителя, телефон
Приложение N 3
к приказу Минздрава РФ
от 28 сентября 1993 г. N 227
┌──────────────────────┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐
│Код формы по
ОКУД │ │
│ │ │
│ │ │
│
├──────────────────────┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┐
│Код учреждения по
ОКПО│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
└──────────────────────┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘
─────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────
Министерство здравоохранения РФ│ Медицинская документация
------------------------------- │2 О форма N 302-1/у-93
Наименование учреждения │Утверждена Минздравом РФ от
28.09.93 г.
─────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────
КАРТА ВЫБЫТИЯ
ВОСПИТАННИКА ДОМА РЕБЕНКА
────────────────────────────────────────────────┬──────┬────────────────┐
СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ │ N │
Фрагмент 1 │
│стр. ├────────────────┘
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Фамилия │ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Имя │ 2 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Отчество │ 3 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Национальность │ 4 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Дата
рождения
│ 5 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Пол:
мужской (1), женский (2)
│ 6 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Дата
поступления в дом ребенка
│ 7 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼────────────────┐
СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО │ N │ Фрагмент 2
│
│ стро-├────────────────┘
│ ки │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Ребенок
выбыл: в другой дом ребенка (1), в │ │
детский
дом системы образования (2), в детский │ │
дом
- интернат системы соцзащиты населения (3); │ │
усыновление,
в т. ч. международное (4), │ │
опекунство
(5), │ │
(6),
возврат в семью (7), в семейный детский дом│ │
(8),
в приемную семью (9), другое* (10)
│ 1 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Выбыл
в связи со смертью (из числа выбывших
│ 2 │
детей
строки 1 пункта 10) по причине (диагноз по│ │
МКБ) ├──────┼─────────────────
│ 3 │
├──────┼─────────────────
│ 4 │
────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────
Умер
в стационаре (1), в доме ребенка (2)
│ 5 │
────────────────────────────────────────────────┴──────┴─────────────────
"_______"________________
199 __ г.
___________________________
Подпись главного врача
______________________________________________
Фамилия, телефон исполнителя
Приложение N 4
к приказу Минздрава РФ
от 28 сентября 1993 г. N 227
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЗАПОЛНЕНИЮ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ
В ДОМАХ РЕБЕНКА
1.1. Общие принципы заполнения
документов.
1.1.1. Регистрационные документы
заполняются в доме ребенка ответственным лицом, назначенным главным врачом
данного учреждения.
1.1.2. Регистрационная карта воспитанника
дома ребенка впервые заполняется на всех воспитанников, в дальнейшем только на
впервые поступивших в дом ребенка детей не позднее 6 месяцев с момента их
поступления.
Кодировочный талон состояния здоровья
воспитанника дома ребенка заполняется один раз в год на 1 октября текущего
года.
Карта выбывшего воспитанника дома ребенка
заполняется сразу по переводу (исключению) воспитанника.
1.1.3. Регистрационные документы
заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в амбулаторной карте
ребенка, второй передается в Управление охраны здоровья матери и ребенка
Министерства здравоохранения Российской Федерации не позднее 1 ноября отчетного
года.
1.1.4. Вся имеющаяся о воспитаннике
информация в обязательном порядке заносится в регистрационные документы, т. е.
все строки регистрационных документов должны быть заполнены цифровыми ответами,
перечисленными в перечне. В каждой строке может быть записан только один
выбранный ответ. При выборе ответа "другое" со знаком * должны быть
приложены письменные объяснения с расшифровкой.
1.1.5. Заполнение документов проводится
шариковой ручкой (синих или черных чернил). Вся информация заносится в
документы четко, разборчиво, без исправлений. Текстовая часть заполняется на
русском языке, цифровая информация записывается арабскими цифрами.
1.1.6. Все даты записываются арабскими
цифрами в следующей очередности: число (2 цифры), месяц (2 цифры), год (2
последние цифры года). Пример: 5 мая 1993 года - 050593.
1.1.7. Запись дат, кода учреждения по
ОКПО, номера регистрационной карты, почтовых индексов, кода территории
(области, края, республики) должна проводиться без разделителей любых видов
между цифрами: интервалов (разрывов), точек, запятых и т. д.
1.1.8. В качестве разделителя при записи
улицы - дома-корпуса-квартиры, шифров диагнозов заболеваний по МКБ-IХ,
используется только точка.
1.1.9. Шифр диагноза по МКБ-IХ должен
быть пятизначным (три цифры, точка, цифра). Если по классификатору шифр
диагноза трехзначный, то он так и указывается без добавления цифры и точки за
ней.
ОСОБЕННОСТИ
ЗАПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
1. Регистрационная
карта воспитанника дома ребенка
Регистрационная карта воспитанника дома
ребенка заполняется на основании следующих документов: путевки, отказа матери
родителей), заявления от матери (родителей), акта о подкидывании, отношения от
органов милиции, свидетельства о рождении, паспортов родителей (матери),
выписки из ЛПУ о состоянии здоровья ребенка, родителей (матери), копии справки
о смерти родителей, справки ОВД о заключении матери (родителей), документы о
лишении родительских прав матери (родителей) и других документов.
При заполнении фрагмента 4
"Заболевания матери и отца" необходимо обратить внимание на наличие
следующих заболеваний: туберкулез, алкоголизм, венерические заболевания,
онкологические заболевания, психические и нервные болезни, эндокринологические
заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, болезни системы пищеварения,
болезни мочеполовой системы, болезни крови, а также на самоубийства и неясные
случаи смерти.
При заполнении фрагментов 5 и 6
необходимо указывать диагнозы заболеваний в соответствии с МКБ-IХ. В фрагменте
6 кроме шифра заболевания по МКБ-IХ указать количество раз перенесенных острых
заболеваний за год по каждой рубрике. Пример: ребенок в течении года перенес
грипп (ОРЗ) 2 раза - запись будет выглядеть следующим образом: 2.487.1, где 2 -
число случаев перенесенного заболевания, 487.1 - шифр гриппа (ОРЗ) по МКБ-IХ.
2. Кодировочный
талон состояния здоровья
воспитанника дома ребенка
При заполнении фрагмента 2 строки 6
необходимо иметь ввиду, что запись зубной формулы для удобства пользования
разбита на 4 части: в строке 6 записывается верхняя левая часть формулы, в
строке 7 - верхняя правая, в строке 8 - нижняя левая, в строке 9 - нижняя
правая. В зубную формулу записывают только наличие зубов с 1 по 8 без учета
патологии.
При заполнении фрагмента 6 строк с 12 по
14 следует иметь ввиду, что эти параметры оцениваются только с трехлетнего
возраста.
Во фрагменте 7 запись выбранного лечения
будет выглядеть следующим образом: (в течение года ребенку было проведено
профилактическое лечение ОРЗ) - 2.487.1, где 2 - вид лечения
(профилактическое), 487.1 - шифр заболевания.
3. Карта выбывшего
воспитанника дома ребенка
Раздел "Выбыл в связи со
смертью" заполняется на основании медицинского свидетельства о смерти. В
строке 2 указывается шифром (по МКБ-IХ) непосредственная причина, вызвавшая
смерть, в строке 3 - промежуточная, предшествовавшая причина, в строке 4 -
первоначальная предшествовавшая причина.
Начальник отдела
медицинской статистики
Э.И.ПОГОРЕЛОВА
ПОКАЗАТЕЛИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДЛЯ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Показатели
нервно-психического развития
детей 1-го года жизни
┌───────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┐
│Возраст│Зрительные │Слуховые │
Эмоции и │Движения руки
и│
│ │ориентировочные│ориентировочные│ социальное
│действия с │
│ │реакции │реакции │
поведение │предметами │
├───────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┤
│10
дней│ Удерживает в │ Вздрагивает и│ -
│ -
│
│ │поле зрения │моргает при │ │ │
│ │движущийся │резком звуке │ │ │
│ │предмет (сту- │ │ │ │
│ │пенчатое слеже-│ │ │ │
│ │ние) │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│18-20 │
Удерживает в │
Успокаивается│ - │ -
│
│дней │поле зрения не-│при
сильном │ │ │
│ │подвижный пред-│звуке │ │ │
│ │мет (лицо │ │ │ │
│ │взрослого) │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
1 мес │ Появляется │
Слуховое сос-│ Первая
улыбка│ │
│ │плавное просле-│редоточение │в ответ на раз-│ │
│ │живание движу- │(прислушивается│говор
взрослого│ │
│ │щегося предмета│к голосу
взрос-│ │ │
│ │ │лого, к звуку │ │ │
│ │ │игрушки) │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
2 мес │ Длительное │
Ищущие пово- │ Быстро отве-
│ - │
│ │зрительное сос-│роты головы
при│чает улыбкой на│
│
│ │редоточение: │длительном зву-│разговор с ним;│ │
│ │
смотрит на │ке; │ длительное
│ │
│ │привлекший вни-│ поворачивает │зрительное со- │ │
│ │мание неподвиж-│голову в
сторо-│средоточение на│ │
│ │ный предмет или│ну
голоса │другом ребенке │ │
│ │лицо взрослого;│взрослого │ │ │
│ │длительно сле- │ │ │ │
│ │дит за движу- │ │ │ │
│ │щейся игрушкой │ │ │ │
│ │или взрослым │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
3 мес │ Зрительное │
- │ Проявляет
│ Случайно на- │
│ │сосредоточение │ │"комплекс ожив-│талкивается
ру-│
│ │в вертикальном │ │ления" в ответ │ками
на игруш- │
│ │положении (на │ │на эмоциональ- │ки,
низко вися-│
│ │лице говорящего│ │ное обращение с│щие
над грудью │
│ │с ним взросло- │ │ним (разговор);│ │
│ │го, на игрушке)│ │ищет глазами │ │
│ │ │ │ребенка, издаю-│ │
│ │ │ │щего звуки │ │
│ │ │ │ │ │
│
4 мес │ Узнает мать │
Поворачивает │ Во
время │ Рассматрива- │
│ │(радуется) │голову в сторо-│бодрствования │ет, ощупывает и│
│ │ │ну невидимого │часто и легко │захватывает │
│ │ │источника звука│возникает │низко висящие │
│ │ │и находит его │"комплекс ожив-│над грудью
иг- │
│ │ │глазами; │ления"; громко │рушки │
│ │ │по-разному реа-│смеется
в ответ│ │
│ │ │гирует на спо- │на
эмоциональ- │ │
│ │ │койную и плясо-│ное
речевое об-│ │
│ │ │вую мелодию │ращение с ним; │ │
│ │ │ │ищет взглядом │ │
│ │ │ │другого ребен- │ │
│ │ │ │ка, рассматри- │ │
│ │ │ │вает, радуется,│ │
│ │ │ │тянется к нему │ │
│ │ │ │ │ │
│
5 мес │ Отличает │
Узнает голос │ Радуется ре-
│ Четко берет │
│ │близких людей │матери или │бенку, берет у │игрушки из
рук │
│ │от чужих по │близкого чело- │него из рук
иг-│взрослого; │
│ │внешнему виду │века; различает│рушку,
гулит │удерживает в │
│ │(по-разному ре-│строгую и
лас- │ │руке
игрушку │
│ │агирует на лицо│ковую
интонацию│ │ │
│ │знакомого и │обращенной к │ │ │
│ │незнакомого │нему речи, │ │ │
│ │взрослого) │по-разному реа-│ │ │
│ │ │гирует │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
6 мес │ - │
По разному │ -
│ Свободно бе- │
│ │ │реагирует на │ │рет игрушки из │
│ │ │свое и чужое │ │разных положе- │
│ │ │имя │ │ний и подолгу │
│ │ │ │ │занимается, пе-│
│ │ │ │ │рекладывает из │
│ │ │ │ │одной руки в │
│ │ │ │ │другую │
│ │ │ │ │ │
│
7 мес │ - │ -
│ - │
Игрушкой сту-│
│ │
│ │ │чит, размахива-│
│ │ │ │ │ет, переклады- │
│ │ │ │ │вает, бросает │
│ │ │ │ │ее │
│ │ │ │ │ │
│
8 мес │ - │ -
│ Смотри на │
Игрушками за-│
│ │ │ │действия друго-│нимается
долго │
│ │ │ │го ребенка и │и разнообразно │
│ │ │ │смеется или ле-│действует
ими; │
│ │ │ │печет │подражает дейс-│
│ │ │ │ │твиям взрослого│
│ │ │ │ │с игрушками │
│ │ │ │ │(толкает мяч, │
│ │ │ │ │стучит, вынима-│
│ │ │ │ │ет и т. п.) │
│ │ │ │ │ │
│
9 мес │ - │
Плясовые дви-│ Догоняет ре-
│ С предметами │
│ │ │жения под пля- │бенка,
ползет │действует │
│ │ │совую мелодию │ему навстречу; │по-разному,
в │
│ │ │ │подражает дейс-│зависимости
от │
│ │ │ │твиям и движе- │их
свойств (ка-│
│ │ │ │ниям другого │тает, открыва- │
│ │ │ │ │ет, гремит, на-│
│ │ │ │ │жимает, вынима-│
│ │ │ │ │ет и пр. │
│ │ │ │ │ │
│
10 мес│ - │ -
│ Действует ря-│ Самостоятель-│
│ │ │ │дом с ребенком │но
и по просьбе│
│ │ │ │или одной иг- │взрослого вы- │
│ │ │ │рушкой с ним │полняет разу- │
│ │ │ │ │ченные с игруш-│
│ │ │ │ │ками действия: │
│ │ │ │ │вынимает, вкла-│
│ │ │ │ │дывает, откры- │
│ │ │ │ │вает, снимает и│
│ │ │ │ │др. │
│ │ │ │ │ │
│
11 мес│ - │ -
│ Радуется при-│ Овладевает
│
│ │ │ │ходу детей; из-│новыми,
разу- │
│ │ │ │бирательное от-│ченными
дейс- │
│ │ │ │ношение к детям│твиями
и начи- │
│ │ │ │ │нает выполнять │
│ │ │ │ │их по слову │
│ │ │ │ │взрослого: нак-│
│ │ │ │ │ладывает кубик │
│ │ │ │ │на кубик, сни- │
│ │ │ │ │мает и надевает│
│ │ │ │ │кольца с боль- │
│ │ │ │ │шими отверстия-│
│ │ │ │ │ми на стержень │
│ │ │ │ │ │
│
12 мес│ Различает │ -
│ Протягивает │
Выполняет са-│
│ │предметы по │ │другому ребенку│мостоятельно │
│ │форме (отличает│ │игрушку, сопро-│действия
с иг- │
│ │кирпичик от ку-│ │вождая это сме-│рушками:
ката- │
│ │бика по слову │ │хом и лепетом; │ет,
водит, кор-│
│ │взрослого); уз-│ │ищет игрушку, │мит и пр.; пе- │
│ │нает на фотог- │ │спрятанную дру-│реносит
дейс- │
│ │рафии знакомого│ │гим ребенком │твия, разучен- │
│ │взрослого │ │ │ные с одним │
│ │ │ │ │предметом на │
│ │ │ │ │другой (водит, │
│ │ │ │ │кормит, баюкает│
│ │ │ │ │куклу, мишку, │
│ │ │ │ │кошку, зайца и │
│ │ │ │ │пр.) │
└───────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┘
продолжение таблицы
┌───────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┐
│Возраст│ Движения
│Подготовитель- │Подготовитель- │ Навыки
и │
│ │ общие
│ные этапы раз- │ные этапы раз- │ умения в
│
│ │ │вития понимания│вития
активной │ процессах │
│ │ │ речи
│ речи │ │
├───────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┤
│10
дней│ - │ -
│ - │ -
│
│ │ │ │ │ │
│
18-20 │ │ │ │ │
│
дней │ -
│ - │ -
│ - │
│ │ │ │ │ │
│
1 мес │ Лежа на живо-│ -
│ Издает от- │
- │
│ │те, пытается │ │дельные звуки и│ │
│ │поднять и удер-│ │в ответ на раз-│ │
│ │живать голову │ │говор с ним │ │
│ │ │ │ │ │
│
2 мес │ Лежа на живо-│ -
│ Повторно про-│ -
│
│ │те поднимает и │ │износит отдель-│ │
│ │непродолжитель-│ │ные звуки │ │
│ │но
удерживает │ │ │ │
│ │голову │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
3 мес │ Лежит на жи- │ -
│ - │ -
│
│ │воте несколько │ │ │ │
│ │минут, опираясь│ │ │ │
│ │на предплечья и│ │ │ │
│ │высоко подняв │ │ │ │
│ │голову; при │ │ │ │
│ │поддержке под │ │ │ │
│ │мышки крепко │ │ │ │
│ │упирается о │ │ │ │
│ │твердую опору │ │ │ │
│ │ногами, согну- │ │ │ │
│ │тыми в тазобед-│ │ │ │
│ │ренном суставе;│ │ │ │
│ │удерживает го- │ │ │ │
│ │лову в верти- │ │ │ │
│ │кальном положе-│ │ │ │
│ │нии (на руках │ │ │ │
│ │взрослого) │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
4 мес │ То же, что в │ -
│ Гулит │
Во время │
│ │3 мес, но более│ │ │кормления при- │
│ │ярко выражено │ │ │держивает рука-│
│ │ │ │ │ми грудь матери│
│ │ │ │ │или бутылочку │
│ │ │ │ │ │
│
5 мес │ Долго лежит │
- │ Подолгу певу-│ Ест с ложки
│
│ │на животе под- │ │че гулит │полугустую и │
│ │няв корпус и │ │ │густую пищу │
│ │опираясь на ла-│ │ │ │
│ │дони выпрямлен-│ │ │ │
│ │ных рук; пере- │ │ │ │
│ │ворачивается со│ │ │ │
│ │спины на живот;│ │ │ │
│ │ровно, устойчи-│ │ │ │
│ │во стоит при │ │ │ │
│ │поддержке
под │ │ │ │
│ │мышки │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
6 мес │ Переворачива-│ -
│ Произносит │
Хорошо ест с │
│ │ется с живота │ │отдельные слоги│ложки,
снимает │
│ │на спину; пе- │ │(начало лепета)│пищу
губами; │
│ │редвигается, │ │ │небольшое коли-│
│ │переставляя ру-│ │ │чество жидкой │
│ │ки или немного │ │ │пищи пьет из │
│ │подползая │ │ │блюдца или из │
│ │ │ │ │чашки │
│ │ │ │ │ │
│
7 мес │ Хорошо полза-│ На вопрос
│ Подолгу лепе-│ Пьет из чашки│
│ │ет (много и │"где?" ищет и │чет, повторно │ │
│ │быстро в разных│находит
взгля- │произносит одни│ │
│ │направлениях) │дом предмет не-│и те же
слоги │ │
│ │ │однократно на- │ │ │
│ │ │зываемый, нахо-│ │ │
│ │ │дящийся посто- │ │ │
│ │ │янно в опреде- │ │ │
│ │ │ленном месте │ │ │
│ │ │(например, ча- │ │ │
│ │ │сы, куклу и │ │ │
│ │ │пр.) │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
8 мес │ Сам садится, │ На вопрос
│ Громко, четко│ Ест корочку
│
│ │сидит и ложит- │"где?"
находит │и повторно про-│хлеба, которую │
│ │ся, придержива-│несколько
(2-3)│износит различ-│держит в руке; │
│ │ясь руками за │предметов на │ные слоги │пьет из чашки, │
│ │барьер, сам │постоянных мес-│ │которую держит │
│ │встает, стоит и│тах; по
слову │ │взрослый │
│ │опускается; пе-│взрослого
вы- │ │ │
│ │реступает, дер-│полняет
разу- │ │ │
│ │жась за барьер │ченные
ранее │ │ │
│ │ │действия (без │ │ │
│ │ │показа), напри-│ │ │
│ │ │мер,
""ладуш- │ │ │
│ │ │ки", "дай руч- │ │ │
│ │ │ку" и пр. │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
9 мес │ Переходит от │ На вопрос
│ Подражает │
Хорошо пьет │
│ │одного предмета│"где?"
находит │взрослому, пов-│из чашки, слег-│
│ │к другому, │несколько пред-│торяя за
ним │ка придерживая │
│ │слегка придер- │метов в
разных │слоги, которые │ее руками; фор-│
│ │живаясь за них │местах,
незави-│уже есть в ле- │мируется навык │
│ │руками │симо от их пос-│пете │опрятности │
│ │ │тоянного место-│ │(спокойно отно-│
│ │ │положения; зна-│ │сится к процес-│
│ │ │ет свое имя, │ │су высаживания)│
│ │ │оборачивается │ │ │
│ │ │на зов │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
10 мес│ Входит на не-│ По просьбе
│ Подражая │
Закрепляются │
│ │высокую поверх-│"дай"
находит и│взрослому, пов-│умения, приоб- │
│ │ность или на │дает знакомые │торяет за ним │ретенные за 9 │
│ │горку (держась │предметы;
при │новые слоги, │мес │
│ │за перила) и │заигрывании с │которых нет в │ │
│ │сходит с нее │ним выполняет │его лепете │ │
│ │ │разученные │ │ │
│ │ │действия и дви-│ │ │
│ │ │жения: "дого- │ │ │
│ │ │ню-догоню", │ │ │
│ │ │"сорока-воро- │ │ │
│ │ │на", играет в │ │ │
│ │ │прятки и др. │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
11 мес│ Стоит самос- │ По словесной │ Произносит
│ Умения и на- │
│ │тоятельно; де- │инструкции
вы- │первые слова - │выки закрепля- │
│ │лает первые са-│полняет
разу- │обозначения: │ются │
│ │мостоятельные │ченные дейс- │"дай", "ав-ав",│ │
│ │шаги │твия, не подс- │"бах" │ │
│ │ │казанные пред- │ │ │
│ │ │метами (водит │ │ │
│ │ │куклу, кормит │ │ │
│ │ │собачку); появ-│ │ │
│ │ │ляются первые │ │ │
│ │ │обобщения в по-│ │ │
│ │ │нимаемой речи │ │ │
│ │ │(по просьбе │ │ │
│ │ │взрослого нахо-│ │ │
│ │ │дит, дает любую│ │ │
│ │ │куклу, которую │ │ │
│ │ │видит среди иг-│ │ │
│ │ │рушек, любой │ │ │
│ │ │мяч, все маши- │ │ │
│ │ │ны, часы и пр.)│ │ │
│ │ │ │ │ │
│
12 мес│ Ходит самос- │ Понимает без │ Легко подра- │ Самостоятель-│
│ │тоятельно (без │показа
названия│жает новым сло-│но пьет из чаш-│
│ │опоры) │нескольких │гам; произносит│ки (берет
ее │
│ │ │предметов, │6-10 облегчен- │руками,
ставит │
│ │ │действий, имена│ных
слов │на стол) │
│ │ │детей и взрос- │ │ │
│ │ │лых, выполняет │ │ │
│ │ │отдельные пору-│ │ │
│ │ │чения (принеси,│ │ │
│ │ │найди, отдай │ │ │
│ │ │тете, положи на│ │ │
│ │ │место и пр); │ │ │
│ │ │понимает слово │ │ │
│ │ │"нельзя" (прек-│ │ │
│ │ │ращает дейс- │ │ │
│ │ │твие); некото- │ │ │
│ │ │рые слова в ре-│ │ │
│ │ │чи взрослых │ │ │
│ │ │принимают обоб-│ │ │
│ │ │щенный харак- │ │ │
│ │ │тер; по слову │ │ │
│ │ │взрослого вы- │ │ │
│ │ │полняет разу- │ │ │
│ │ │ченные ранее │ │ │
│ │ │действия с иг- │ │ │
│ │ │рушками │ │ │
└───────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┘
Показатели
нервно-психического развития детей 2-года
года жизни
┌───────┬─────────────────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┐
│Воз- │
Развитие речи │Сенсорное│Игра
и │Движения │ Навыки │
│раст ├──────────┬──────────┤развитие
│действия │ │ │
│ │понимание │активная │ │с │ │ │
│ │речи │речь │ │предметами│ │ │
├───────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│1
год 1│ Запас по-│ Пользует-│ Ориенти-│ Воспроиз-│
Ходит │ Самостоя-│
│мес
- │нимаемых │ся лепетом│руется в │водит
в │длительно,│тельно ест│
│1
год │слов быст-│и отдель- │двух
кон-│игре дейс-│не приса- │густую пи-│
│3
мес │ро расши- │ными
об- │трастных │твия с │живаясь, │щу ложкой │
│ │ряется │легченными│величинах│предметами│меняет
по-│ │
│ │ │словами в │предметов│разу- │ложение │ │
│ │ │момент │(типа ку-│ченными │(приседа- │ │
│ │ │двигатель-│бов) с │(кормит │ет, накло-│ │
│ │ │ной актив-│разницей │куклу,
на-│няется, │ │
│ │ │ности и │в 3 см │низывает │поворачи- │ │
│ │ │радости │ │кольца на │вается, │ │
│ │ │ │ │стержень)
│пятится) │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│1
год 4│ Обобщает │ Облегчен-│ Ориенти-│ Отобража-│
Перешаги-│ Самостоя-│
│мес
- │предметы │ными сло- │руется в │ет в
игре │вает через│тельно ест│
│1
год │по сущест-│вами │3-4 конт-│отдельные │препятс- │жидкую пи-│
│6
мес │венным │("би-би") │растных │наблюдае- │твия прис-│щу │
│ │признакам │и произно-│формах │мые дейс- │тавным ша-│ │
│ │в понимае-│симыми │предметов│твия │гом │ │
│ │мой речи │правильно │(шар, куб│ │ │ │
│ │ │(машина) │кирпичик,│ │ │ │
│ │ │называет │призма) │ │ │ │
│ │ │предметы и│ │ │ │ │
│ │ │действия в│ │ │ │ │
│ │ │момент │ │ │ │ │
│ │ │сильной │ │ │ │ │
│ │ │заинтере- │ │ │ │ │
│ │ │сованности│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│1
год 7│ Понимает │ Во время │ Ориенти-│ Воспроиз-│
Ходит по │ Частично │
│мес
- │несложный │игры сло- │руется
в │водит нес-│ограничен-│раздевает-│
│1
год │рассказ по│вами и │3-4 конт-│ложные │ной по- │ся с не- │
│9
мес │сюжетной │двухслов- │растных │(сюжетные)│верхности │большой │
│ │картинке, │ными пред-│величинах│постройки
│шириной в │помощью │
│ │отвечает │ложениями │предметов│-
перекры-│15-20 см и│взрослого │
│ │на вопросы│обозначает│(типа
ку-│тия типа │приподня- │(трусы, │
│ │взрослого │свои дейс-│бов)
с │"ворота", │той
над │ботинки, │
│ │ │твия │разницей │"скамей- │полом на │шапку) │
│ │ │ │в 3 см │ка", "дом"│15-20
см │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│1
год │ Понимает │ При обще-│
Подбира-│ В игре │
Перешаги-│ Частично │
│10
мес │рассказ │нии со │ет по об-│воспроиз- │вает
через│одевается │
│-
2 │без показа│взрослым │разцу
и│водит ряд │препятс-
│(ботинки, │
│года │о событи- │пользуется│слову
3-4│последова-│твие чере-│шапку) │
│ │ях, бывших│трехслов- │контраст-│тельных │дующимся │ │
│ │в опыте │ными пред-│ных цве-│действий │шагом │ │
│ │ребенка │ложениями,│та │(начало │ │ │
│ │ │употребляя│ │сюжетной │ │ │
│ │ │прилага- │ │игры) │ │ │
│ │ │тельные и │ │ │ │ │
│ │ │местоиме- │ │ │ │ │
│ │ │ния │ │ │ │ │
└───────┴──────────┴──────────┴─────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Показатели
нервно-психического развития детей
3-го года жизни
┌────────┬─────────────────────────┬────────────────────────┬────────────┐
│
Возраст│ Активная речь │
Сенсорное развитие │ Игра
│
│ ├────────────┬────────────┼────────────┬───────────┤ │
│ │ грамматика │ вопросы
│ восприятие │ восприятие│ │
│ │ │ │ формы
│ цвета │ │
┤────────┼────────────┼────────────┼────────────┼───────────┼────────────┤
│2
- │ Говорит │Появляются │ По образцу │ Подбирает │
Игра носит │
│
- 2 1/2│многословны-│вопросы
│подбирает │по
образцу │сюжетный ха-│
│
года │ми предложе-│"где?",
"ку-│основные ге-│разнообраз-│рактер, ре- │
│ │ниями (более│да?" │ометрические│ные предме-│бенок
отра- │
│ │трех слов) │ │формы в раз-│ты
4-х ос-│жает взаи- │
│ │ │ │нообразном │новных цве-│мосвязь и │
│ │ │ │материале │тов (к фону│последова- │
│ │ │ │ │предмета) │тельность │
│ │ │ │ │ │действий │
│ │ │ │ │ │(2-3) из │
│ │ │ │ │ │жизни окру- │
│ │ │ │ │ │жающих │
│ │ │ │ │ │ │
│2
1/2 - │ Начинает │
Появляются │ В своей де-│ Называет 4│ Появляются │
│
- 3 │употреблять │вопросы │ятельности │основных │элементы ро-│
│
года │сложные │"когда?", │правильно │цвета │левой игры │
│ │предложения │"почему?" │использует │ │ │
│ │(придаточ- │ │геометричес-│ │ │
│ │ные) │ │кие формы │ │ │
└────────┴────────────┴────────────┴────────────┴───────────┴────────────┘
продолжение
таблицы
┌────────┬────────────┬────────────┬────────────────────────┬────────────┐
│
Возраст│ Конструк- │Изобрази- │ Навыки │ Движения
│
│ │
тивная │тельная де- ├────────────┬───────────┤ │
│ │деятельность│ ятельность │
в одевании │ кормлении │
│
│────────┼────────────┼────────────┼────────────┼───────────┼────────────┤
│2
- │ Самостоя- │ │ Полностью │ Ест акку- │ Перешагива-│
│
- 2 1/2│тельно дела-│ │одевается, │ратно │ет через │
│
года │ет сюжетные │ │но еще не │ │палку или │
│ │постройки и │ │умеет засте-│ │веревку, го-│
│ │называет их │ │гивать пуго-│ │ризонтально │
│ │ │ │вицы, завя- │ │приподнятую │
│ │ │ │зывать шнур-│ │от пола на │
│ │ │ │ки │ │20-28 см │
│ │ │ │ │ │ │
│2
1/2 - │ Появляются │ С помощью
│ Одевается │
Пользуется│ Перешагива-│
│
- 3 │сложные сю- │карандаша, │самостоя- │салфеткой, │ет через │
│
года │жетные пост-│глины
изоб- │тельно, мо- │по мере на-│палку или │
│ │ройки (дом с│ражает прос-│жет
застеги-│добности, │веревку,
го-│
│ │забором, до-│тые предме- │вать
пугови-│без напоми-│ризонтально │
│ │рогой) │ты, называет│цы, завязы- │нания │приподнятую │
│ │ │их │вать шнурки │ │на 30-35 см │
│ │ │ │с небольшой │ │ │
│ │ │ │помощью │ │ │
│ │ │ │взрослого │ │ │
└────────┴────────────┴────────────┴────────────┴───────────┴────────────┘
Количественная
оценка развития детей
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Группы развития │
├─────────────────┬────────────┬────────────┬───────────────────────────┤
│ I
│ II │
III │ IV V │
│ │ │ │Развитие, характеризующее │
│ │ │ │пограничное состояние нормы│
│ │ │ │ с патологией и
патологию │
├─────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────┬─────────────┤
│1.
Опережение: │Отставание │Отставание │Отставание │Отставание │
│ а) на 2 эпи-
│на 1 эпи- │на 2
эпикри-│на 3 эпикри- │на 4-5 эпи-
│
│кризных
срока - │кризный срок│зных
срока │зный срока │кризных сро- │
│высокое
развитие │ │ │ │ков │
│ │ │ │ │ │
│ б) на 1 эпи-
│1.1-я сте- │1.1-я
сте- │1.1-я сте- │1.1-я сте- │
│кризный
срок - │пень 1/4-1/3│пень
1/4-1/3│пень 1/4-1/3 │пень 1/4-1/3 │
│ускоренное
разви-│показателей │показателей │показателей │показателей │
│тие │ │ │ │ │
│ │2-я степень │2-я
степень │2-я степень │2-я
степень │
│ │- по 1/2 по-│- по
1/2 по-│- по 1/2 по- │- по 1/2 по- │
│ │казателей │казателей │казателей │казателей │
│ │3-я степень │3-я
степень │3-я степень │3-я
степень │
│ │- по 3/4 или│- по
3/4 или│- по 3/4 или │- по 3/4 или │
│ │по всем по- │по
всем по- │по всем по- │по
всем по- │
│ │казателям │казателям │казателям │казателям │
│2.
Опережение: │2. Негармо- │2.а)Негармо-│2.
Нижне- │2. Нижне- │
│негармоничное, │ничное раз- │ничное раз- │гармоничное │гармоничное │
│верхнегармонич- │витие, ати- │витие, ати- │развитие
- │развитие - │
│ное
развитие (на │ничное - │ничное
- │отставание │отставание │
│разное
количество│часть пока- │часть пока- │по всем или │по всем или │
│эпикризных
сро- │зателей вы- │зателей
вы- │части пока- │части
пока- │
│ков) │ше, часть │ше, часть │зателей на │зателей на │
│ │ниже нормы │ниже нормы │разные сро- │разные сро- │
│ │ │б) Нижне- │ки │ки │
│ │ │гармоничное │ │ │
│ │ │развитие - │ │ │
│ │ │отставание │
│ │
│ │ │по всем или │ │ │
│ │ │части пока- │ │ │
│ │ │зателей на │ │ │
│ │ │разные сро- │ │ │
│ │ │ки │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.
Нормальное │ │ │ │ │
│ развитие
│ │ │ │ │
└─────────────────┴────────────┴────────────┴─────────────┴─────────────┘
Контроль за
динамикой нервно-психического развития
Контроль за нервно-психическим развитием
детей осуществляется по принятым в нашей стране стандартам (показателям),
разработанным на кафедре физиологии развития и воспитания детей ЦОЛИУВ.
Показатели развития отражают последовательность и возрастные сроки формирования
умений, уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном
этапе.
Для детей раннего возраста характерны
очень быстрый темп и неравномерность, скачкообразность развития. Это приводит к
необходимости выделить возрастные периоды, а в каждом из них определить линии
развития, формирующиеся впервые, наиболее быстро влияющие на последующее
развитие ребенка; именно эти линии должны быть под контролем прежде всего.
Такими значимыми линиями развития в
первые три месяца являются зрительные слуховые и эмоциональные реакции; к 5-6
месяцам - движения руки; во втором полугодии - общие движения, действия с
предметами и понимание речи; на 2-ом году жизни - это движения, игра и действия
с предметами, понимание речи. На 3-ем году жизни все линии развития приобретают
одинаковую значимость (приложение - показатели нервно-психического развития
детей).
Контроль за нервно-психическим развитием
детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, на 2 году - один раз в квартал, на 3
году - один раз в полугодие. Оценку нервно-психического развития приводят в
эпикризные сроки или близкие ко дню рождения ребенка (2-3 дня на 1 году жизни,
5 дней - на 2 и 3 году жизни).
На 1 году жизни за нормальное развитие
принимают формирование умений с отклонениями от сроков в пределах 15 дней. Умения,
сформированные на 16 дней и более раньше срока, свидетельствуют об ускоренном
или раннем развитии. Овладение умениями с задержкой по одному или нескольким
показателям на 1 месяце (т. е. ниже допустимой степени отклонений)
свидетельствует о замедлении темпов развития. Оно может быть вызвано
индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения,
педагогической запущенностью. Отставание ребенка в развитии больше чем на 2
месяца свидетельствует о неблагополучии и требует консультации специалиста
(психиатра, невропатолога, психолога и т. д.) для определения причин отставания
и своевременной коррекции.
На 2 году жизни нормальным считается
развитие, при котором умения формулируются в пределах 3 месяцев. Раннее
развитие - это овладение умениями на один квартал (и более) раньше срока.
Позднее развитие - овладение умениями по одному или нескольким показателям
после срока, принятого за средний, 3 месяца, позже - замедление темпов
развития, позже на 6 месяцев - отставание в развитии, на 3 квартала и больше -
значительное, глубокое отставание.
На 3 году жизни нормальным развитием
принято считать такое, при котором формирование умений происходит в пределах
одного полугодия; раннее развитие предполагает овладение умениями на одно
полугодие и больше раньше срока; при позднем развитии ребенок овладевает
умениями значительно позже срока, принятого за норму; если задержка развития
равна 6 месяцам, у ребенка отставание в развитии, если умения формируются позже
на один год и более - значительное или глубокое отставание.
Выделяются пять групп развития. В 1
группу входят дети, развивающиеся с опережением и в пределах возрастной нормы.
Во 2-5 группы включаются дети с отставанием в развитии на разные эпикризные
сроки (т.е. на 1 году жизни - на 1, 2 или более месяцев, на 2 году - на 1, 2, 3
и более кварталов, на 3 году жизни - на 1 полугодие, год и больше.