ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ
ПРИКАЗ
от 14 апреля 1994 г. N 16
О РАСЧЕТАХ ТАРИФОВ НА МЕДИЦИНСКИЕ И ИНЫЕ УСЛУГИ
В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАН
В целях совершенствования нормативно -
методической базы обязательного медицинского страхования, обеспечения единого методического подхода при расчетах, согласовании и
использовании тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного
медицинского страхования граждан утверждаю:
Рекомендации по расчетам тарифов на
медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования
граждан согласно Приложению.
Приказываю:
1. Исполнительным директорам
территориальных фондов обязательного медицинского страхования:
1.1. Руководствоваться в работе по
вопросам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного
медицинского страхования "Рекомендациями по расчетам тарифов на
медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования
граждан", утвержденными настоящим Приказом.
1.2. Довести до сведения участников
обязательного медицинского страхования "Рекомендации по расчетам тарифов
на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования
граждан" для практического использования в работе по расчетам и
согласованию тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного
медицинского страхования.
2. Экономическому управлению Федерального
фонда обязательного медицинского страхования (Крюков Ю.Н.):
2.1. Обеспечить практическое содействие
территориальным фондам обязательного медицинского страхования в использовании
"Рекомендаций по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе
обязательного медицинского страхования граждан";
2.2. Организовать сбор данных и обработку
информации о результатах использования "Рекомендаций по расчетам тарифов
на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования
граждан".
3. Контроль за
исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя исполнительного
директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования Крюкова
Ю.Н.
Исполнительный директор
В.В.ГРИШИН
Приложение
к Приказу Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
от 14 апреля 1994 г. N 16
Утверждены
Приказом Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
от 14 апреля 1994 г. N 16
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТАМ ТАРИФОВ НА МЕДИЦИНСКИЕ И ИНЫЕ УСЛУГИ В СИСТЕМЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАН
1. Общие положения
Рекомендации по
расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного
медицинского страхования граждан, именуемые в дальнейшем Рекомендации,
разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации", "Временным порядком
финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного
медицинского страхования граждан" (утвержденным Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования 19 августа 1993 г. N 03-01 по
согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации и Министерством здравоохранения
Российской Федерации), "Методическими рекомендациями по выбору способа и
организации оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского
страхования граждан в Российской Федерации" (утвержденными Федеральным
фондом обязательного медицинского страхования 18 октября 1993 года),
"Типовыми правилами обязательного медицинского страхования"
(утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 1
декабря 1993 года по согласованию с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью), "Методическими
указаниями по бухгалтерскому учету в фондах обязательного медицинского
страхования" (утвержденными Приказом Федерального фонда обязательного
медицинского страхования N 3 от 19 января 1994 г. по согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации), Инструкцией по бухгалтерскому
учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (утвержденной
Министерством финансов Российской Федерации 3 ноября 1993 г. N 122),
"Методическими рекомендациями по расчету тарифов на медицинские
услуги" (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации N
19015/03 от 1 сентября 1992 г.).
Настоящие Рекомендации применяются для
расчетов и проведения мероприятий по согласованию и использованию тарифов на
медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования.
2. Об особенностях
тарифов на медицинские и иные услуги
в системе обязательного медицинского страхования
2.1. Тарифы на медицинские и иные услуги
в системе обязательного медицинского страхования, именуемые в дальнейшем
"тарифы", представляют отдельную группу ценовых показателей,
отличающуюся от расчетной стоимости медицинских услуг в новых условиях
хозяйствования, цен на платные услуги населению, цен на медицинские услуги по
договорам с предприятиями и организациями.
2.2. Тарифы являются денежными суммами,
определяющими уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского
учреждения по выполнению территориальной программы обязательного медицинского
страхования граждан.
2.3. Под объектом установления тарифа
понимается медицинская помощь, выраженная в определенных комиссией по
согласованию тарифов объемных показателях деятельности медицинских учреждений
по обязательному медицинскому страхованию (например, годовая программа
амбулаторного ведения пациента, пролеченный больной в стационаре, консультация,
конкретная манипуляция и др.).
2.4. Тарифы разрабатываются,
согласовываются и используются для оплаты медицинской помощи (медицинских и
иных услуг), оказываемой по территориальной программе и финансируемой за счет
фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с выбранным
способом оплаты.
2.5. В состав тарифа включаются расходы
медицинского учреждения на выполнение территориальной программы обязательного
медицинского страхования в соответствии с бюджетной классификацией расходов без
выделения себестоимости и прибыли.
Финансирование медицинского учреждения в
форме оплаты медицинской помощи по выполнению территориальной программы
обязательного медицинского страхования обеспечивает рентабельность этого вида
деятельности, поскольку состав расходов бюджетной классификации включает
возмещение текущих затрат и финансирование развития деятельности (расширенное
воспроизводство).
2.6. В соответствии с Планом счетов
бухгалтерского учета по обязательному медицинскому страхованию и классификацией
расходов медицинских учреждений в составе тарифа не предусмотрены расходы на
амортизацию основных фондов медицинского учреждения. Полное восстановление
активной части основных фондов медицинского учреждения осуществляется по статье
расходов "Приобретение оборудования и инвентаря".
2.7. Правила расчетов предусматривают
исключение из состава тарифа статей и групп расходов, финансируемых или
возмещаемых из других источников, например, из бюджетов разных уровней, из
доходов от предпринимательской деятельности и др.
В состав тарифа также не включаются
расходы, которые по решению комиссии по согласованию тарифов финансируются
целевым назначением на календарный период (помесячно, поквартально) из средств
обязательного медицинского страхования.
2.8. Подготовка, рассмотрение и
согласование тарифов осуществляются представителями участников системы
обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской
Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
и Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования
граждан.
2.9. Тарифы являются контролируемыми
ценами, подлежащими регулированию через тарифное соглашение, заключенное
членами комиссии по согласованию тарифов.
Все решения по тарифам принимаются
коллегиально (в соответствии с Методическими рекомендациями по выбору способа и
организации оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского
страхования граждан в Российской Федерации).
3. Основные подходы
к расчетам тарифов на медицинские и
иные услуги в системе обязательного
медицинского
страхования
Для разработки
методики и проведения расчетов тарифов на медицинские и иные услуги в системе
обязательного медицинского страхования рекомендуется в качестве основной
использовать методику, изложенную в параграфе 2 "Методических рекомендаций
по расчету тарифов на медицинские услуги" (письмо Министерства
здравоохранения РФ N 19-15/03 от 1 сентября 1992 г.), в соответствии с
выбранным способом оплаты медицинской помощи.
При разработке методики и проведении
расчетов тарифов рекомендуется, кроме того, учитывать следующие положения:
3.1. В целях обеспечения сопоставимости,
анализа и обобщения финансовых, экономических и статистических показателей на
территории субъекта Российской Федерации используется единая для медицинских
учреждений данной территории методика расчета тарифов. Единая методика расчета
тарифов разрабатывается с учетом накопленного на территории субъекта Федерации
опыта расчетов, настоящих Рекомендаций и утверждается комиссией по согласованию
тарифов.
3.2. При разработке единой методики
расчета тарифов территориальному фонду обязательного медицинского страхования
по согласованию с органом управления здравоохранением необходимо провести
работу по экономическому анализу содержания статей расходов медицинских
учреждений и разделению расходов на две группы:
- расходы,
финансируемые за счет средств бюджетов государственной, муниципальной системы
здравоохранения в соответствии с перечнем, утвержденным администрацией субъекта
Федерации на основании приложения 1 к "Временному порядку финансового
взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского
страхования граждан";
- расходы, финансируемые за счет средств
обязательного медицинского страхования.
3.3. В целях недопущения повторного счета
при формировании тарифов учитываются только расходы, отнесенные к финансируемым за счет средств обязательного медицинского
страхования.
3.4. Перечень целевых программ и
мероприятий, учреждений здравоохранения, видов медицинской помощи, а также
статей расходов, финансируемых за счет средств бюджетов государственной,
муниципальной систем здравоохранения, считается приложением к утверждаемой
единой методике расчета тарифов.
3.5. Территориальные
фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с решениями
комиссии по согласованию тарифов доводят до медицинских учреждений перечень
расходов (по наименованиям и статьям расходов), включаемых в состав тарифов и
финансируемых целевым назначением на календарный период, а также другие
необходимые материалы для подготовки расчетных данных (таблицы, формулы, нормы
расходов, индексы удорожания и др.).
3.6. При переходе к новым (по сравнению
со сметой расходов) способам оплаты медицинской помощи по обязательному
медицинскому страхованию выбирается один из двух вариантов возмещения расходов,
указанных ниже.
3.6.1. В первом варианте в тарифы
включают одновременно все возмещаемые по обязательному медицинскому страхованию
расходы.
При этом финансирующая сторона организует
контроль за рациональным использованием средств и
структурой (соотношением) расходов, включенных в тариф.
3.6.2. Во втором варианте расходы на
медицинскую помощь делятся на две части:
- условно - переменные расходы;
- условно - постоянные расходы.
При разделении расходов на условно -
переменные и условно - постоянные с целью установления взаимосвязи между
размерами расходов (по их видам) и объемами деятельности медицинского
учреждения следует провести предварительный экономический анализ. Необходимость
отнесения расходов к условно - переменным или условно - постоянным определяется
степенью детализации медицинской помощи, выбранной за единицу оплаты
(финансирования): чем выше степень детализации медицинской помощи (врачебная
манипуляция, консультация и т.п.), тем больше необходимость в точности
разделения расходов в зависимости от объемов деятельности.
К условно - переменным расходам относятся
расходы медицинских учреждений, величина которых зависит от объемов
деятельности. В указанную группу расходов рекомендуется включать: заработную
плату персонала с начислениями (по видам заработной платы, надбавкам и
доплатам, зависящим от выполненных объемов работы); расходы на приобретение
медикаментов и перевязочных средств; расходы на приобретение малоценных и
быстроизнашивающихся предметов медицинского назначения, в том числе мягкого
инвентаря и обмундирования, расходы на питание больных.
При отсутствии возможности получения
данных об условно - переменных расходах конкретного наименования на единицу
оплаты (финансирования) медицинской помощи эти расходы рекомендуется относить к
условно - постоянным.
К условно - постоянным
расходам относятся расходы медицинских учреждений, величина которых зависит от
продолжительности календарного периода и незначительно реагирует на изменение
объемов деятельности: заработная плата персонала с начислениями (по видам
заработной платы, надбавкам и доплатам, не зависящим от объемов работ);
канцелярские и хозяйственные расходы; приобретение оборудования и инвентаря;
приобретение мягкого инвентаря и обмундирования общего назначения; расходы на спецпитание персонала, работающего в особых условиях
труда; командировочные расходы и т.д.
Такое разделение расходов позволяет
условно - переменную часть включать в состав тарифов на медицинскую помощь и
возмещать (или авансировать) в суммах, зависящих от выполненных объемов
деятельности.
Условно - постоянные расходы в этом
случае возмещаются (или авансируются) без включения в тарифы за счет средств
обязательного медицинского страхования календарным способом (помесячно,
поквартально).
3.7. Комиссией по
согласованию тарифов проводится анализ состояния учета (бухгалтерского,
оперативного, статистического) в медицинских учреждениях с целью оценки
организационной готовности перейти на учет затрат по местам возникновения
затрат (основным подразделениям и службам медицинского учреждения; кабинетам и
рабочим местам внутри подразделений и т.п.) и по носителям затрат (пациентам,
заболеваниям, услугам, исполнителям работ и т.п.).
Состояние бухгалтерского, оперативного и
статистического учета оценивается с точки зрения наличия данных прямого учета
(рабочего времени и заработной платы; расходования основных и вспомогательных
материалов; использования установленного работоспособного оборудования;
коммунальных расходов и др.) по рабочим местам и видам услуг; наличия базы
данных для сопоставления фактических расходов с нормами и нормативами.
При этом точность, степень детализации и
полнота данных оперативного учета учитываются при организации перехода к новым
принципам нормирования расходов, а также к новым способам оплаты медицинской
помощи.
3.8. Комиссия по согласованию тарифов
анализирует практику расчета затрат в медицинских учреждениях с целью выявления
расходов, рассчитываемых прямым способом, и расходов, включаемых в тариф
косвенным способом. При этом учитывается, что прямой расчет дает более точные
результаты, чем косвенный.
Информация о сложившемся на территории
соотношении между прямыми и косвенными затратами позволяет определить
практическую возможность применения единой методики с точки зрения техники
расчетов тарифов.
3.9. При расчете начислений на заработную
плату (по всем основаниям) используется суммарный процент начислений в
соответствии с решениями законодательной власти.
3.10. При планировании увеличения тарифов
в течение 1994 года и размеров календарного финансирования целевого назначения
рекомендуется использовать прогнозные коэффициенты удорожания, приведенные в
письме Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N
02-02-05 "О порядке и сроках разработки показателей Федерального бюджета
Российской Федерации на 1994 год" (см. Приложение).
Методика расчета тарифов должна
предусматривать порядок и правила индексации тарифов, определенные тарифным
соглашением.
Индексация тарифов проводится на
основании территориальных показателей прироста средств обязательного
медицинского страхования с учетом изменения размеров минимальной заработной
платы и данных об индексах цен Управления по статистике субъекта Федерации.
3.11. При решении вопроса о
целесообразности унификации тарифов на медицинские и иные услуги разных
медицинских учреждений учитывается следующее.
Выбор в пользу тарифов индивидуальных,
групповых или единых основывается на результатах экономического анализа
деятельности медицинских учреждений территории. При наличии взаимозаменяемых
(по учреждениям - исполнителям) услуг отклонения в фактических расходах по этим
услугам в учреждениях должны быть проанализированы по причинам и размерам
отклонений. При наличии необъективных, по мнению сторон, участвующих в
согласовании тарифов, причин отклонений, а равно при выявлении незначительных
(для усреднения) размеров отклонений целесообразно устанавливать единые тарифы
методом усреднения.
Индивидуальные тарифы экономически
оправданы для услуг или работ, не имеющих аналогов в других учреждениях
(исполнителях), а также при наличии объективных различий в ресурсах медицинских
учреждений, ведущих к существенной разнице в фактических затратах.
Групповые тарифы целесообразно
использовать для услуг или программ (по учреждениям), финансирование которых
можно поставить в зависимость от факторов (причин, условий), поддающихся
классификации.
3.12. С целью преодоления различий в
размерах тарифов на стационарную медицинскую помощь, вызванных расходами на
гостиничные услуги (обеспечение мест размещения пациентов), предлагается:
при наличии на
территории субъекта Федерации значительных различий в фактических условиях
размещения пациентов (между больничными учреждениями и внутри них), а также
отклонений от стандартных условий размещения и обеспечения проживания пациентов
(между больничными учреждениями и внутри них), комиссия по согласованию тарифов
изучает результаты аккредитации и лицензирования медицинских учреждений;
среднетерриториальные условия размещения пациентов; оценивает их соответствие действующим нормам и стандартам;
разрабатывает правила и согласовывает размеры финансирования гостиничных
расходов отдельно от медицинской помощи.
В таких случаях для медицинской помощи и
гостиничных услуг могут выбираться и использоваться разные единицы оплаты
(финансирования). За счет средств обязательного медицинского страхования
оплачиваются гостиничные услуги только в размерах, соответствующих стандартным
условиям размещения пациентов. В случаях обеспечения пациентов гостиничными
услугами выше стандартных разница в расходах оплачивается из других источников.
Приложение
к "Рекомендациям по расчетам
тарифов на медицинские и иные
услуги в системе обязательного
медицинского страхования граждан"
В письме Министерства финансов РФ от 23
декабря 1993 г. N 02-02-05 "О порядке и сроках разработки показателей
Федерального бюджета Российской Федерации на 1994 год" приведены следующие
цепные квартальные индексы - дефляторы, применяемые при расчете финансовых
показателей (включая оплату труда):
по материальным затратам
I квартал 1994 г. к IV кварталу 1993 г. -
1,52
II квартал 1994 г. к I кварталу 1994 г. -
1,46
III квартал 1994 г. ко II кварталу 1994
г. - 1,36
IV квартал 1994 г. к III кварталу 1994 г.
- 1,21
по оплате труда
I квартал 1994 г. к IV кварталу 1993 г. -
1,90
II квартал 1994 г. к I кварталу 1994 г. -
1,25
III квартал 1994 г. ко II кварталу 1994
г. - 1,21
IV квартал 1994 г. к III кварталу 1994 г.
- 1,13
Среднегодовой коэффициент пересчета
финансовых показателей на 1994 год составляет 2,6 (ожидаемый индекс - дефлятор
среднегодовых цен в 1994 году к ценам IV квартала 1993 года).
При определении на 1994 год расходов на
питание применяется коэффициент 3,2 (ожидаемый в сельском хозяйстве индекс -
дефлятор среднегодовых цен в 1994 году к ценам IV квартала 1993 года).
Цепные квартальные индексы по питанию
составляют:
I квартал 1994 г. к IV кварталу 1993 г. -
1,75
II квартал 1994 г. к I кварталу 1994 г. -
1,54
III квартал 1994 г. ко II кварталу 1994
г. - 1,40
IV квартал 1994 г. к III кварталу 1994 г.
- 1,23