ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
5 июня 1994 г.
N 625
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНО
-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Положение о
Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
2. Государственному комитету
санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации привести
ведомственные нормативные акты в соответствие с утвержденными пунктом 1
настоящего Постановления Положениями.
3. Считать утратившими
силу Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР и
Положение о порядке разработки, утверждения, издания, введения в действие
федеральных, республиканских и местных санитарных правил, а также о порядке
действия на территории РСФСР общесоюзных санитарных правил, утвержденные
Постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июля 1991 г. N 375 "О
Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР".
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 июня 1994 г. N 625
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утратило силу. - Постановление
Правительства РФ от 30.06.1998 N 680
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 июня 1994 г. N 625
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ
НОРМИРОВАНИИ
1. Государственное
санитарно-эпидемиологическое нормирование является одной из основных функций
Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и
направлено на разработку научно обоснованных критериев обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и
безвредности среды обитания человека для его здоровья.
2. Главная задача
государственного санитарно-эпидемиологического нормирования состоит в
установлении санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, являющихся
составной частью основ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и обязательных для выполнения на всей территории Российской Федерации
органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления,
общественными объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями
независимо от их подчиненности и форм собственности, а также
должностными лицами и гражданами.
3. К нормативным актам, предусмотренным
настоящим Положением, относятся:
санитарные правила, устанавливающие
гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний
человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и
питания, а также сохранения и укрепления его здоровья;
санитарные нормы, устанавливающие
оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса
факторов среды обитания человека на его организм;
гигиенические нормативы, устанавливающие
гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности
отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья;
санитарные правила и нормы, объединяющие
требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
4. Санитарные правила, нормы и
гигиенические нормативы (далее именуются - санитарные правила):
регулируют деятельность предприятий,
организаций, учреждений, отдельных отраслей народного хозяйства по вопросам
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
предъявляют гигиенические требования к
планировке и застройке населенных пунктов, к проектированию, строительству и
вводу в эксплуатацию объектов;
устанавливают гигиенические и
эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека
продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного
потребления и объектов окружающей природной среды (атмосферного воздуха, вод и
почвы).
5. На территории Российской Федерации
действуют федеральные санитарные правила.
На территории субъекта Российской
Федерации могут действовать санитарные правила, установленные для этой
территории.
Санитарные правила на территориях
субъектов Российской Федерации являются временными нормативными актами и
вводятся в следующих случаях:
при отсутствии федеральных санитарных
правил по отдельным вопросам санитарно-эпидемиологического нормирования;
при необходимости внесения отдельных
изменений и уточнений в федеральные санитарные правила, в том числе для их
ужесточения, в зависимости и с учетом особенностей складывающейся гигиенической,
эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на
конкретной территории.
6. Государственные
стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда и другие
нормативные акты, распорядительные, технические, инструктивные, методические, а
также иные официальные документы по вопросам обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и
безвредности среды обитания человека для его здоровья, издаваемые федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления, не должны
противоречить санитарному законодательству Российской Федерации и
действующим санитарным правилам.
Действие
нормативных актов, противоречащих санитарному законодательству Российской
Федерации, препятствующих и ограничивающих применение действующих санитарных
правил, приостанавливается, а сами акты подлежат отмене издавшими их
юридическими лицами или вышестоящими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления по постановлению главного государственного санитарного
врача соответствующего уровня или его заместителя, либо по протесту прокурора,
либо по решению суда.
7. На Министерство здравоохранения
Российской Федерации возлагаются полномочия по ведению государственной системы
санитарно-эпидемиологического нормирования, предусматривающие:
организацию разработки, утверждение,
введение в действие, опубликование и пересмотр санитарных правил;
аккредитацию организаций-разработчиков
санитарных правил;
систематизацию санитарных правил,
унификацию требований к их составлению и оформлению;
организацию разработки единых методических подходов и методик исследовательских работ по
научному обоснованию санитарных правил;
контроль и экспертизу научных разработок
в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
организацию и контроль
за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения.
8. Организациями-разработчиками
санитарных правил могут являться научно-исследовательские учреждения, высшие
образовательные учреждения, а также организации Службы, аккредитованные
Министерством здравоохранения Российской Федерации в установленном им порядке.
К разработке санитарных правил могут
привлекаться временные творческие коллективы.
9. Федеральные санитарные правила
разрабатываются на основании заказа для государственных нужд, ежегодно
формируемого Министерством здравоохранения Российской Федерации, на конкурсной
основе, а также в порядке инициативных предложений заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, организаций,
учреждений и граждан по договорам с организациями-разработчиками.
Финансирование и материально-техническое
обеспечение работ по разработке санитарных правил осуществляются за счет
средств Министерства здравоохранения Российской Федерации.
10. Разработка санитарных правил включает
в себя:
проведение на основе современных
достижений отечественной и мировой науки и практики комплексных гигиенических,
эпидемиологических, медико-биологических, социологических, статистических и
других видов исследований;
изучение состояния здоровья населения и
среды обитания
человека;
выполнение социологического и
экономического прогнозов внедрения санитарных правил;
анализ международного опыта нормирования
по изучаемой проблеме;
обоснование предложений по срокам
введения в действие санитарных правил, а также обоснование их действия.
11. Проект санитарных правил и все
материалы по их обоснованию (научные отчеты, результаты исследований)
представляются организацией-разработчиком в Комиссию по государственному
санитарно-эпидемиологическому нормированию при Министерстве здравоохранения
Российской Федерации.
Комиссией организуется экспертиза
проектов санитарных правил, проводится рассмотрение ее результатов и
подготавливаются рекомендации по утверждению и введению в действие проектов
нормативных актов для Министерства здравоохранения Российской Федерации (по
федеральным санитарным правилам) или для центров государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации (по
санитарным правилам на территориях субъектов Российской Федерации).
12. Федеральные санитарные правила
утверждаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения Российской
Федерации, а санитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации -
соответствующим главным государственным санитарным врачом.
Федеральные санитарные правила вступают в
силу со дня их опубликования, если не оговорены иные условия введения их в
действие.
13. Федеральные санитарные правила
вводятся на пять лет. Санитарные правила на территориях субъектов Российской
Федерации вводятся на срок до одного года. Их действие может быть продлено, но
не более чем на два срока.
В период действия санитарных правил в них
могут быть внесены изменения, уточнения и дополнения на основании новых научных
исследований и практических данных в порядке, установленном в пунктах 11 и 12
настоящего Положения.
14. Утвержденные федеральные санитарные
правила, периодические информационные бюллетени, а также сборники санитарных
правил выпускаются Министерством здравоохранения Российской Федерации, а
санитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации -
соответствующими центрами государственного санитарно - эпидемиологического
надзора и распространяются через торговую сеть.