ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
6 октября 1994 г.
N 1146
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ
МОНИТОРИНГЕ
В целях организации выявления, оценки и
прогнозирования изменений в обеспечении санитарно - эпидемиологического
благополучия населения, установления и устранения вредного влияния среды
обитания человека на его здоровье Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
социально - гигиеническом мониторинге.
2. Возложить на Государственный комитет
санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации ведение социально
- гигиенического мониторинга совместно с уполномоченными на это федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также администрациями районов и городов.
3. Государственному комитету санитарно -
эпидемиологического надзора Российской Федерации:
принять в 1994 - 1995 годах меры по
организации ведения социально - гигиенического мониторинга;
осуществлять координацию деятельности
органов, учреждений и организаций, обеспечивающих ведение социально -
гигиенического мониторинга;
разработать совместно с Министерством
охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и
Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской
Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти и утвердить в 1994 году нормативные документы и методические материалы,
определяющие структуру, содержание и порядок организации ведения социально -
гигиенического мониторинга в Российской Федерации;
осуществлять
научное, информационное и инженерно - техническое обеспечение работ по ведению
социально - гигиенического мониторинга за счет средств федерального бюджета,
ежегодно выделяемых на выполнение Федеральной целевой программы развития
Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в
1993-1995 годах и Государственной программы неотложных мер по обеспечению
санитарно - эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности
населения на 1994 - 1996 годы, а также
за счет иных источников, не противоречащих законодательству Российской
Федерации.
4. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации:
организовать совместно с центрами
государственного санитарно - эпидемиологического надзора в субъектах Российской
Федерации, районах и городах осуществление необходимых работ по обеспечению
ведения социально - гигиенического мониторинга;
оказывать финансовую и материально -
техническую помощь соответствующим органам, учреждениям и организациям,
участвующим в ведении социально - гигиенического мониторинга.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 октября 1994 г. N 1146
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Социально - гигиенический мониторинг
является системой организационных, социальных, медицинских, санитарно -
эпидемиологических, научно - технических, методологических и иных мероприятий,
направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно -
эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование
изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов
вредного влияния среды обитания на здоровье человека.
2. Социально - гигиенический мониторинг
осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в
районах и городах уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и
организациями на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке
нормативных документов, методических материалов, санитарных норм и правил,
гигиенических нормативов.
3. Основной целью социально -
гигиенического мониторинга является установление, предупреждение, устранение
или уменьшение факторов и условий вредного влияния среды обитания на здоровье
человека в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия
населения.
4. Для достижения поставленной цели при
обеспечении ведения социально - гигиенического мониторинга решаются следующие
задачи:
организация наблюдения, получение
достоверной и объективной информации об обеспечении санитарно -
эпидемиологического благополучия населения, состоянии среды обитания человека и
его здоровья;
системный анализ и оценка получаемой
информации;
программное и инженерно - техническое
обеспечение социально - гигиенического мониторинга на основе современных
научных решений и эффективных электронно - вычислительных
комплексов;
обеспечение органов, предприятий,
учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, а
также граждан информацией, полученной при осуществлении социально -
гигиенического мониторинга;
подготовка предложений по вопросам
обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, устранения
или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания
человека на его здоровье для принятия решений органами государственной
власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления.
5. При проведении социально -
гигиенического мониторинга обеспечиваются:
организация
наблюдения за санитарно - эпидемиологическим благополучием населения,
установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного
влияния среды обитания на здоровье человека при осуществлении государственного
санитарно - эпидемиологического надзора и выполнении федеральных целевых,
научно - технических и региональных программ по вопросам обеспечения санитарно
- эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения, профилактики
заболеваний и оздоровления среды обитания человека;
получение и обработка информации
государственных и отраслевых систем наблюдения, оценки и прогнозирования
изменения состояния здоровья населения, окружающей природной, производственной
и социальной среды, социально - экономического развития, а также данных
государственной статистики;
сбор, хранение и обработка данных
наблюдения для их дальнейшего использования;
выявление причинно - следственных связей
между состоянием здоровья и средой обитания человека, причин и условий
изменения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, установление,
предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды
обитания на здоровье человека;
разработка прогнозов
изменения состояния здоровья населения в связи с изменением среды
обитания человека;
создание информационных и информационно -
аналитических систем, сетей, программных материалов и баз данных социально -
гигиенического мониторинга;
организация нормативно - справочной
информации, используемой в статистических регистрах, базах данных, комплексах
автоматизированной обработки информации;
подготовка информации (публикации,
бюллетени и т.д.);
передача информации пользователям
социально - гигиенического мониторинга и ее распространение среди
заинтересованных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также
граждан;
использование единых и обязательных
нормативных документов, методических материалов, санитарных норм и правил,
гигиенических нормативов для оценки влияния среды обитания на здоровье
человека.
II. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА
СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
6. Ведение социально - гигиенического
мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в
районах и городах осуществляется Госкомсанэпиднадзором России, соответствующими
центрами госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными для этих целей органами,
учреждениями и организациями федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций районов и
городов.
7. Центры госсанэпиднадзора совместно с
уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и организациями в районах
и городах:
обеспечивают сбор, хранение, первичную
обработку и оценку информации по обеспечению санитарно - эпидемиологического
благополучия населения, вредному влиянию среды обитания человека на его
здоровье, передают ее в центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской
Федерации, а также формируют первичные базы данных;
подготавливают предложения по вопросам
обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения районов и
городов, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния
среды обитания на здоровье человека для принятия решений органами местного
самоуправления.
8. Центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской
Федерации:
осуществляют анализ полученных данных,
выявляют с участием соответствующих научно - исследовательских учреждений
причинно - следственные связи между изменением состояния санитарно -
эпидемиологического благополучия населения, показателями здоровья населения и
средой обитания человека, составляют прогнозы динамики наблюдаемых явлений на
уровне субъектов Российской Федерации и ведут соответствующие базы данных;
подготавливают предложения по вопросам
обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения,
предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды
обитания на здоровье человека для принятия решений органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
передают информацию в Российский информационно
- аналитический центр Госкомсанэпиднадзора России.
9. Российский информационно -
аналитический центр Госкомсанэпиднадзора России анализирует полученную
информацию, составляет прогноз обеспечения санитарно - эпидемиологического
благополучия населения Российской Федерации, изменения состояния здоровья
человека в связи со средой его обитания, а также ведет соответствующие
федеральные базы данных.
III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ФОНД СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА
10. Информационный фонд социально - гигиенического
мониторинга представляет собой систематизированные в определенном порядке
многолетние данные наблюдения, а также нормативно - справочные материалы,
сведенные в статистические регистры и базы данных, обеспеченные комплексом
программно - технологических и технических средств для
выявления характера и связей изменения состояния санитарно -
эпидемиологического благополучия населения, здоровья человека и среды его
обитания.
11. Информационный фонд социально -
гигиенического мониторинга состоит из данных, характеризующих:
здоровье населения;
состояние среды обитания человека;
качество атмосферного воздуха,
поверхностных и подземных вод, почвы, продовольственного сырья и продуктов
питания;
показатели социально - экономического
положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, районов и
городов, оказывающие влияние на изменение санитарно - эпидемиологического
благополучия населения, здоровье человека и среду его обитания.
12. Информационными показателями для
социально - гигиенического мониторинга являются:
базы данных федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, учреждений и организаций, а также
международных организаций;
базы данных наблюдения за состоянием
здоровья и физического развития населения, ведение которого осуществляется
Минздравмедпромом России, Минсоцзащиты России, Госкомстатом России и
подведомственными им организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за обеспечением
санитарно - эпидемиологического благополучия населения и среды обитания
человека, ведение которого осуществляется Госкомсанэпиднадзором России и
подведомственными ему организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за природно -
климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую
природную среду, а также качеством атмосферного воздуха, поверхностных и
подземных вод, почвы, ведение которого осуществляется в рамках Единой
государственной системы экологического мониторинга Минприроды России,
Минсельхозпродом России, Росгидрометом, Роскомземом, Роскомнедрами,
Рослесхозом, Роскомводом, Роскомрыболовством и подведомственными им
организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за радиационной
безопасностью, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной
автоматизированной системы контроля за радиационной
обстановкой Росгидрометом, Госкомсанэпиднадзором России, Минсельхозпродом
России и подведомственными им организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за состоянием
социальной среды обитания человека, социально - экономическим положением в
Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, районах и городах, ведение которого осуществляется в рамках государственной
системы учета и статистики Госкомстатом России и подведомственными ему
организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за состоянием
охраны и условиями труда, ведение которого осуществляется в рамках
Всероссийского мониторинга социально - трудовой сферы Минтрудом России,
Госкомсанэпиднадзором России и подведомственными им организациями и
учреждениями;
базы данных наблюдения за условиями,
структурой и качеством питания населения, безопасностью для здоровья человека
продовольственного сырья и пищевых продуктов, ведение которого осуществляется
Госкомсанэпиднадзором России, Минсельхозпродом России и подведомственными им
организациями и учреждениями.
13. Базы данных социально -
гигиенического мониторинга поддерживаются комплексом программно -
технологических и технических средств, функционирующих на федеральном уровне,
уровне субъектов Российской Федерации, районов и городов.
14. Программно - технологическое
обеспечение предусматривает при сохранении имеющихся функциональных
возможностей формирование, использование, обновление, актуализацию и
представление всех видов показателей, включенных в базы данных
социально-гигиенического мониторинга.
15. Обмен данными информационного фонда
социально - гигиенического мониторинга между органами, учреждениями и
организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга, осуществляется
бесплатно по установленным каналам связи, а с другими пользователями - на
договорной основе.
16. Пользователями
данными информационного фонда социально - гигиенического мониторинга могут быть
органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и
организации независимо от их подчиненности и форм собственности, общественные
объединения, а также граждане.
17. Пользователям запрещается передача
данных информационного фонда социально - гигиенического мониторинга третьим
лицам на коммерческой основе.