МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
7 октября 1994 г.
N 29-2/226
К Инструкции "О порядке проведения
контрольно - аналитическими лабораториями контроля качества отечественных и
зарубежных лекарственных средств, поступающих в аптечные и лечебные
учреждения"
Работа, проведенная
Инспекцией государственного контроля лекарственных средств и медтехники с
момента выхода приказа Минздравмедпрома России от 25.03.94 г. N 53 "Об
усилении контроля качества лекарственных средств", показала, что введение
в действие Инструкций "О порядке проведения государственного контроля
качества лекарственных средств, используемых на территории Российской
Федерации" и "О порядке проведения контрольно - аналитическими
лабораториями контроля качества отечественных и зарубежных лекарственных
средств, поступающих в аптечные и
лечебные учреждения" было необходимым и своевременным.
Разрушение ранее действовавшей системы
централизованного распределения лекарственных средств, появление большого
количества посреднических структур, не имеющих достаточного опыта работы с
лекарственными средствами, обострили ситуацию с качеством лекарств, реализуемых
населению аптечными учреждениями. Введение нового порядка контроля повысило ответственность как заводов - изготовителей, так и аптечных
работников за качество лекарственных средств, используемых в медицинской
практике.
Однако, введение
в действие нового порядка контроля качества отечественных и зарубежных
лекарственных средств вызвало у многих территориальных лабораторий значительные
трудности, связанные с плохой технической оснащенностью и отсутствием
нормативной документации на многие отечественные и, особенно, зарубежные
препараты.
Отдельные пункты Инструкций вызвали
неоднозначное толкование.
В связи с этим Инспекция считает
необходимым сделать следующие разъяснения к Инструкции "О порядке
проведения контрольно - аналитическими лабораториями контроля качества
отечественных и зарубежных лекарственных средств, поступающих в аптечные и
лечебные учреждения" (Приложение 2 к приказу).
В п. 3.1. и п. 4 имеются в виду
лекарственные средства, изготовленные и закупленные предприятиями
негосударственных форм собственности.
Централизованными (п.4) являются закупки,
произведенные за счет средств федерального бюджета или в рамках зарубежных
кредитов.
В п. 3.5. имеются в виду лекарственные
средства для детей, на которые имеются специальные фармакопейные и временные
фармакопейные статьи, а также те препараты, которые направляются в детские
лечебные учреждения.
В связи с большими
трудностями, возникшими у ряда лабораторий по оценке лекарственных средств по
показателю "подлинность" (п.4), разъясняем, что этот анализ должен
проводиться при наличии возможности в лаборатории, а также при возникновении
сомнения в качестве препарата (в этом случае препарат может быть направлен для
контроля в учреждения, перечисленные в п. 5).
В целях обеспечения
качества лекарственных средств при их поступлении в аптечные и лечебные
учреждения Инспекция считает необходимым сосредоточить внимание контролирующих
организаций на контроле качества лекарств, предлагаемых к поставке
посредническими организациями негосударственной формы собственности, не
имеющими, как правило, достаточного опыта работы с лекарственными средствами, а
в ряде случаев, и достаточного профессионального уровня. Это может привести к нарушению условий хранения и транспортировки
препаратов, а следовательно, к ухудшению их качества.
В тоже время, как показал многолетний
опыт работы Инспекции с лекарственными средствами, поставляемыми в Россию
крупными зарубежными фармацевтическими фирмами, хорошо известными на
международном рынке высоким качеством своей продукции, брака
препаратов при непосредственной поставке лекарства этими фирмами в
подавляющем большинстве случаев не бывает.
В связи с этим Инспекция считает
возможным разрешать фирмам и учреждениям (в т.ч. и отечественным), длительное
время работающим на нашем рынке и поставляющим продукцию только высокого
качества, реализовывать лекарственные средства, при непосредственной поставке
их в аптечную сеть, по сертификатам качества фирмы без дополнительной проверки
контролирующими организациями России.
Такое же право будет предоставлено
российским организациям, являющимся официальными дистрибьюторами этих фирм,
работающим с ними по прямым контрактам и поставляющим лекарства непосредственно
аптечным учреждениям.
При продаже лекарств посредническим
учреждениям это разрешение прекращает свое действие и
лекарственные средства подлежат контролю в соответствии с требованиями приказа
Минздравмедпрома РФ от 25.03.94. N 53.
Списки фирм и предприятий,
получивших право на реализацию в России лекарственных средств по своим
сертификатам качества будут направлены Инспекцией всем контролирующим
организациям России.
Инспекция оставляет за собой право
осуществлять систематический выборочный контроль в ГосНИИ по стандартизации и
контролю лекарственных средств и других контролирующих организациях препаратов
этих фирм.
Обращаем Ваше внимание, что в течение
1994 года все контрольно - аналитические лаборатории должны быть аккредитованы
на техническую компетентность в соответствии с приказом Минздравмедпрома от
14.06.94. N 118.
Заместитель Министра
минздравмедпрома России
В.Н.АГАПОВ