МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
13 января 1995 г.
N 6
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ
(КРАЕВОЙ, ОБЛАСТНОЙ, ОКРУЖНОЙ) БОЛЬНИЦЕ И О МЕДИЦИНСКОМ
ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
В целях совершенствования деятельности
республиканских (краевых, областных, окружных) больниц и медицинских
диагностических центров при переходе к медицинскому страхованию населения
утверждаю:
1. Положение о республиканской (краевой,
областной, окружной) больнице (Приложение 1).
2. Положение о медицинском
диагностическом центре (Приложение 2).
Приказываю:
1. Руководителям органов здравоохранения
административных территорий Российской Федерации принять утвержденные Положения
к руководству и исполнению.
2. Принять к сведению, что в данные
Положения могут вноситься изменения и дополнения в соответствии с вновь
принимаемыми законодательными и другими правовыми актами.
3. Рассмотреть в соответствии с местными
условиями вопрос о создании объединений диагностических центров с клиническими
больницами.
4. Считать утратившими силу приложения 3,
4, 5, 6, утвержденные Приказом Минздрава РСФСР от 18.08.88 N 241 "Об
организации медицинских диагностических центров", Приказ Минздрава СССР от
30.08.90 N 360 "О дальнейшем развитии и совершенствовании работы
медицинских диагностических центров".
Министр здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
Э.А.НЕЧАЕВ
Приложение 1
к Приказу
Министерства здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
от 13 января 1995 г. N 6
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ (КРАЕВОЙ, ОБЛАСТНОЙ,
ОКРУЖНОЙ)
БОЛЬНИЦЕ <*>
--------------------------------
<*> 1. При наличии в территории
самостоятельной детской республиканской (краевой, областной, окружной) больницы
ее деятельность организуется в соответствии с основными направлениями
настоящего Положения.
2. Деятельность специализированных
республиканских (краевых, областных, окружных) больниц регулируется отдельными
положениями об этих учреждениях.
1. Общие положения
1.1. Республиканская
(краевая, областная, окружная) больница (далее - больница) является ведущим
высококвалифицированным многопрофильным медицинским учреждением административной
территории.
1.2. Больница является государственным
учреждением здравоохранения, относится к государственной собственности субъекта
федерации (республики, края, области, округа) и приватизации не подлежит.
1.3. Учредителем больницы является государственный
орган управления здравоохранением административной территории.
1.4. Больница является хозяйствующим
субъектом с правом юридического лица, имеет регистрационный номер,
самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со
своим наименованием, бланки и другие реквизиты, необходимые для ее
деятельности.
1.5. Деятельность больницы
регламентируется законодательством Российской Федерации, приказами и указаниями
вышестоящих органов управления здравоохранением, уставом больницы как
государственного учреждения здравоохранения и настоящим Положением.
1.6. При размещении на базе больницы
клинических подразделений медицинских, научно-исследовательских институтов,
институтов и факультетов усовершенствования врачей, медицинских факультетов
университетов на больницу распространяется "Положение о клиническом
лечебно-профилактическом учреждении", утвержденное Приказом Минздрава
России от 29.09.93 N 228.
1.7. На базе больницы могут быть
организованы межтерриториальные специализированные медицинские центры. Условия
взаимодействия и взаиморасчетов между центрами и административными территориями
определяются в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации на договорной
основе.
1.8. В случае отсутствия в
административной территории детской республиканской (краевой, областной,
окружной) больницы в указанной больнице организуются подразделения, выполняющие
функции детской больницы.
2. Основные задачи
больницы
2.1. Оказание высококвалифицированной
специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению
административной территории в амбулаторных и стационарных условиях с
применением высокоэффективных медицинских технологий.
2.2. Оказание консультативной и
организационно-методической помощи специалистам других лечебно-профилактических
учреждений административной территории.
2.3. Организация и оказание
квалифицированной экстренной и плановой консультативной медицинской помощи с
использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта.
2.4. Осуществление экспертизы качества
лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях административной
территории.
2.5. Осуществление иных экспертных
функций на договорной основе с органами управления здравоохранением и
медицинскими учреждениями административных территорий,
лицензионно-аккредитационными комиссиями, фондами медицинского страхования,
страховыми медицинскими организациями и др.
2.6. Выполнение по договорам с органами
управления здравоохранением и разработка мер по реализации целевых программ
развития медицинской помощи.
2.7. Внедрение в практику
лечебно-профилактических учреждений административной территории современных
медицинских технологий, экономических методов
управления и принципов медицинского страхования.
2.8. Участие в подготовке, переподготовке
и повышении квалификации медицинских работников.
3. Структура
3.1. Больница, независимо от численности
населения административной территории и коечной мощности, должна иметь
следующие структурные подразделения:
- консультативную поликлинику;
- диагностический отдел;
- стационар с приемным отделением;
- отдел клинико-экспертной и
организационно-экономической работы;
- отделение экстренной и
планово-консультативной помощи;
- патолого-анатомическое
отделение (бюро - при отсутствии самостоятельного республиканского (краевого,
окружного) бюро);
- прочие структурные подразделения,
необходимые для выполнения функций больницы (пищеблок, бухгалтерию, медицинский
архив, библиотеку, гараж и т.д.);
- пансионат для пациентов;
- общежитие для медицинских работников.
3.2. Структура больницы утверждается
органом управления здравоохранением административной территории.
4. Организация
деятельности основных структурных
подразделений больницы
4.1.
Консультативная поликлиника
4.1.1. Структура поликлиники формируется
с учетом потребности населения республики (края, области, округа) во всех видах
специализированной консультативной медицинской помощи и наличия других
консультативных поликлиник.
4.1.2. Консультативная поликлиника, в
соответствии с полученными лицензиями и сертификатом, осуществляет
консультативно-диагностическую и лечебную помощь с применением современных
медицинских технологий, привлекает для этих целей, при необходимости, специалистов
иных лечебно-профилактических учреждений, медицинских и
научно-исследовательских институтов в порядке, утверждаемом органом управления
здравоохранением.
4.1.3. Проводит консультации специалистов
других лечебно-профилактических учреждений административной территории, в том
числе заочные, осуществляет выездную консультативную помощь больным.
4.1.4. Обеспечивает ведение больных с
тяжелыми формами заболеваний, требующими в процессе динамического наблюдения
высокой квалификации специалистов, применения сложных медицинских технологий
обследования, коррекции лечения.
4.1.5. В установленном порядке организует
госпитализацию в профильные отделения больницы или другие
лечебно-профилактические учреждения.
4.1.6. Выдает медицинские заключения по
результатам консультации и рекомендации по лечению больных.
4.1.7. Осуществляет экспертную оценку
тактики и качества ведения пациентов на предыдущих этапах оказания медицинской
помощи и, при наличии серьезных дефектов, информирует соответствующие лечебные
учреждения, страховые медицинские организации и органы управления
здравоохранением.
4.1.8. Консультативная поликлиника
возглавляется заместителем руководителя больницы.
4.2.
Диагностический отдел
4.2.1. Диагностический отдел организуется
путем функционального объединения всех диагностических подразделений
поликлиники и стационара.
4.2.2. В структуру диагностического
отдела входят отделения лучевой, функциональной, эндоскопической диагностики,
клинико-диагностические лаборатории и другие подразделения.
4.2.3. Диагностический отдел совместно с
консультативной поликлиникой обеспечивает внедрение в практику больницы
высокотехнологичных диагностических и лечебно-диагностических методик,
максимальную доступность высококвалифицированной консультативно-диагностической
помощи населению административной территории с применением алгоритмов
диагностики, эффективное использование медицинской диагностической техники и
оборудования.
4.2.4. При отсутствии в административной
территории самостоятельного медицинского диагностического центра диагностический
отдел больницы выполняет задачи, определенные Положением о медицинском
диагностическом центре (Приложение 2).
4.2.5. Диагностический отдел
возглавляется одним из заместителей руководителя больницы.
4.3. Стационар с
приемным отделением
4.3.1. Структура стационара формируется с
учетом потребности населения республики (края, области, округа) в
высококвалифицированной, специализированной стационарной помощи.
4.3.2. В стационаре могут создаваться
специализированные отделения различной степени интенсивности лечебного процесса
(отделения интенсивного лечения, долечивания, реабилитации, кратковременного и
дневного пребывания).
4.3.3. Прием, перевод в иные
лечебно-профилактические учреждения и выписка пациентов, в том числе
иногородних, кроме пациентов межтерриториальных специализированных центров,
осуществляются в порядке, утвержденном органом управления здравоохранением
административной территории.
4.3.4. Отбор больных на стационарное
лечение осуществляется специалистами консультативной поликлиники и (или)
приемного отделения больницы с учетом состояния больного, объема обследования
на догоспитальном этапе и показанности госпитализации в профильное отделение
стационара.
4.3.5. При выписке из стационара больных
с тяжелыми формами заболеваний, требующими периодического наблюдения
специалистов высокой квалификации, коррекции лечения, соответствующая
информация передается в консультативную поликлинику.
4.3.6. Направление на
патолого-анатомическое исследование умерших
осуществляется в установленном порядке.
4.3.7. Стационар и приемное отделение
возглавляются заместителем руководителя больницы.
4.4. Отдел
клинико-экспертной и организационно-экономической работы
4.4.1. В структуру отдела входят:
клинико-экспертное отделение, организационно-экономическое отделение, отделение
медицинской статистики и вычислительной техники.
4.4.2. Клинико-экспертное отделение:
- по заданию органа управления
здравоохранением анализирует деятельность учреждений здравоохранения различных
форм собственности, проводит экспертизу организации плановой и экстренной
медицинской помощи населению по различным профилям; готовит соответствующие
рекомендации;
- осуществляет клинико-экспертную работу
по контролю качества оказания лечебно-диагностической помощи в учреждениях
здравоохранения административной территории, привлекая для этих целей, при
необходимости, специалистов других лечебно-профилактических учреждений,
медицинских и научно-исследовательских институтов, медицинских ассоциаций и
т.д.;
- организует и проводит экспертизу
временной нетрудоспособности;
- осуществляет иные экспертные функции по
договорам с органами и учреждениями здравоохранения, фондами медицинского
страхования, лицензионно-аккредитационными комиссиями, медицинскими страховыми
организациями;
- разрабатывает внутрибольничную систему
управления качеством лечебно-диагностического процесса и, с привлечением
необходимых специалистов, организует ее внедрение в структурных подразделениях
больницы;
- порядок проведения клинико-экспертной
работы и использования ее результатов устанавливается органом управления
здравоохранением административной территории.
4.4.3. Организационно-экономическое
отделение по заданию органа управления здравоохранением:
- анализирует медико-демографическую
ситуацию в административной территории;
- принимает участие в разработке
территориальных программ медицинской помощи населению и контроле
за их реализацией;
- разрабатывает территориальные
медико-экономические стандарты;
- на основе утвержденных единых методик
разрабатывает тарифы и цены на медицинские услуги;
- определяет порядок взаиморасчетов и
финансирования медицинских учреждений, их подразделений и специалистов за объем
и качество медицинской помощи и представляет органу управления здравоохранением
для утверждения.
4.4.4. Отделение медицинской статистики и
вычислительной техники:
- обеспечивает достоверный статистический
учет и представляет отчетность о деятельности больницы по формам и в сроки,
установленные органами статистики и здравоохранения;
- при отсутствии в территории
самостоятельного информационно-вычислительного центра способствует внедрению и
использованию в лечебно-профилактических учреждениях единых информационных
технологий, в том числе сертифицированных программных средств, определяет
единую техническую политику, осуществляет контроль за
использованием средств вычислительной техники в лечебно-профилактических
учреждениях; проводит подготовку персонала учреждений здравоохранения к
пользованию средствами вычислительной техники.
4.4.5. Отдел возглавляется заместителем
руководителя больницы.
4.5. Отделение
экстренной и планово-консультативной помощи предназначено для:
- обеспечения по заявкам органов и
учреждений здравоохранения квалифицированной экстренной и
планово-консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной
авиации или наземного санитарного транспорта, эвакуации больных и пострадавших
в учреждения здравоохранения в соответствии с медицинскими показаниями;
- транспортировки консультантов и
медицинских грузов, необходимых для спасения жизни больных.
4.5.1. С целью выполнения поставленных
задач отделение:
- организует круглосуточную диспетчерскую
службу;
- оперативно привлекает для выполнения
заданий соответствующих специалистов медицинских учреждений, обеспечивает их
транспортировку и страхование от несчастных случаев.
4.5.2. Отделение работает в режиме
повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций.
4.5.3. В режиме повседневной деятельности
отделение работает в подчинении руководителей больницы:
- оказывает экстренную и плановую
консультативную медицинскую помощь по заявкам органов и учреждений
здравоохранения;
- анализирует показанность и своевременность
вызова консультантов, тактику ведения больного до прибытия консультанта и
вносит предложения руководству больницы по совершенствованию экстренной
медицинской помощи больным;
- контролирует состояние здоровья
больного до выхода из кризисной ситуации.
4.5.4. В условиях чрезвычайных ситуаций
отделение работает под руководством органа управления здравоохранением,
руководителя больницы при оперативном управлении территориального центра
экстремальной медицины по утвержденному плану:
- оказывает экстренную медицинскую помощь
пострадавшим;
- осуществляет, с учетом оптимальных
маршрутов и способов, быструю доставку медицинских сил и средств
в зону чрезвычайной ситуации;
- организует эвакуацию пострадавших;
- обеспечивает круглосуточную оперативную
связь по приему и передаче информации о ходе ликвидации последствий
чрезвычайной ситуации.
5. Имущество и
финансы
5.1. Имущественные права, порядок и
источники финансирования, порядок учета и отчетности закрепляются за больницей
уставом государственного учреждения здравоохранения, учрежденным органом
управления здравоохранением и комитетом по управлению имуществом
административной территории.
6. Управление и
планирование деятельности
6.1. Управление больницей осуществляется
руководителем, назначаемым и освобождаемым от занимаемой должности органом
управления здравоохранением.
6.2. Руководитель осуществляет управление
больницей в соответствии с действующим законодательством в пределах своей
компетенции, определенной уставом учреждения.
6.3. При больнице создаются советы и
комиссии, положения о которых и их состав утверждаются руководителем
учреждения.
6.4. Основной формой планирования
деятельности больницы является план, в котором отражается объем медицинских и
других услуг, ожидаемое поступление средств из всех источников финансирования и
использование их по элементам затрат, планируемые размеры формируемых
финансовых фондов.
6.5. Планирование деятельности больницы и
определение перспективы ее развития осуществляется по согласованию с органом
управления здравоохранением. Медицинские услуги по добровольному медицинскому
страхованию и платные услуги по договорам не должны превышать 20% от общего
объема деятельности больницы.
7. Контроль за производственной,
финансово-хозяйственной деятельностью, реорганизация и ликвидация больницы
осуществляются в соответствии с действующим законодательством и закрепляются
уставом учреждения.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.Н.ДЕМЕНКОВ
Начальник Управления
охраны здоровья
матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение 2
к Приказу
Министерства здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
от 13 января 1995 г. N 6
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕДИЦИНСКОМ ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
Утратило силу. - Приказ Минздрава РФ от
14.11.1997 N 336