Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 19 апреля 1995 г. N 103

 

О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ УЧАСТНИКАМ ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

 

Одной из групп риска среди лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы, являются участники ликвидации аварии на ЧАЭС. По имеющимся официальным данным в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС принимали участие около 300 тыс. человек, проживающих в Российской Федерации.

Результаты медико-социальных исследований свидетельствуют о снижении доли практически здоровых лиц среди участников ликвидации последствий аварии с 78% в 1986 году до 48% в 1994 году. Более 20 тысяч "ликвидаторов" стали инвалидами (в 50% устанавливается вторая группа инвалидности), около 7 тысяч - умерло или погибло (показатель смертности среди "ликвидаторов" в возрасте 35-45 лет превышает аналогичный показатель смертности мужчин этого возраста в целом по России).

Отмечается ежегодный рост эндокринной патологии, злокачественных новообразований, психических расстройств, болезней крови и кроветворных органов, системы кровообращения, дыхания, пищеварения и других заболеваний.

За прошедшие с момента аварии 9 лет Минздравмедпромом России и органами здравоохранения на местах проделана определенная работа по медико-социальной помощи участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Организовано постоянное медицинское наблюдение (специализированная диспансеризация). Медицинская помощь осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями по месту жительства, областными учреждениями, региональными, а также клиниками 25 ведущих профильных научно-исследовательских институтов систем Минздравмедпрома России и Российской академии медицинских наук.

Созданные республиканские, краевые, областные отделения в городах: Барнаул, Брянск, Владимир, Воронеж, Вологда, Волгоград, Казань, Краснодар, Орел, Омск, Пенза, Рязань, Ставрополь, Томск, Тула, Ульяновск, Челябинск, Чебоксары оказывают специализированную медицинскую помощь "ликвидаторам" своих территорий.

Для долгосрочного наблюдения за состоянием здоровья лиц, подвергшихся воздействию радиации, создан Российский государственный медико-дозиметрический регистр на базе Медицинского радиологического научного центра г. Обнинска.

В настоящее время функционируют 10 межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности или смерти с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Заключения межведомственных экспертных советов являются основанием для решения вопроса об установлении и степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения ущерба, причиненного здоровью "ликвидаторов".

Разработана концепция по реабилитации граждан, подвергшихся радиации вследствие аварии на ЧАЭС, в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях Российской Федерации.

Однако, несмотря на проведенную работу, уровень оказания медицинской помощи участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС остается невысоким.

Диспансеризация "ликвидаторов" в большинстве территорий осуществляется недостаточно активно, преимущественно по обращаемости. Значительные контингенты "ликвидаторов", особенно в сельской местности, оказываются вне систематического диспансерного наблюдения. Центральные районные больницы в большинстве своем не укомплектованы врачебными кадрами и средним медицинским персоналом, недостаточна лабораторно-инструментальная и диагностическая база, что вызывает ошибки при проведении диагностики.

Недостаточный объем финансирования лечебных учреждений не позволяет обеспечить полноценное медикаментозное лечение и дополнительное питание участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в стационарах.

Не в полной мере удовлетворяется потребность в санаторно-курортном лечении "ликвидаторов".

В целях дальнейшего совершенствования медико-социальной помощи лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, утверждаю:

1. Перечень региональных лечебно-диагностических центров для оказания высококвалифицированного обследования, лечения, реабилитации лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС:

- г. С.-Петербург (Всероссийский центр экологической медицины);

- г. Москва (Московский НИИ диагностики и хирургии МЗМП РФ);

- г. Ростов (Ростовский медицинский университет);

- г. Обнинск (Медицинский радиологический научный центр);

- г. Екатеринбург (Областная больница N 2);

- г. Новосибирск (Сибирский центр радиационной патологии).

2. Список учреждений федерального подчинения, оказывающих консультативную и специализированную медицинскую помощь лицам, подвергшимся радиационному воздействию (Приложение 1).

Приказываю:

1. Директору МНИИ диагностики и хирургии В.П.Харченко, ректору РМУ В.Н.Чернышову, директору МРНЦ А.Ф.Цыбу, начальникам Управлений здравоохранения администраций Свердловской области Р.А.Хальфину и Новосибирской области В.Б.Филатову организовать и обеспечить эффективную работу региональных лечебно-диагностических центров.

2. В связи с возложением функций головной организации по оказанию медицинской помощи участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на Всероссийский центр экологической медицины (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.11.93 N 2077) ВЦЭМу оказывать необходимую методическую помощь в организации и функционировании центров, перечисленных в п. 1 настоящего Приказа.

3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

3.1. Организовать углубленные медицинские осмотры всех лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (Приказ Минздрава РФ N 171 от 26.07.93). Обеспечить постоянное диспансерное наблюдение за состоянием здоровья этих лиц и их детей. Данные специализированной диспансеризации своевременно передавать в Российский государственный медико-дозиметрический регистр в соответствии с Приказом Минздрава РФ N 281 от 26.11.93.

3.2. Продолжить организацию специализированных отделений в республиканских, краевых, областных лечебно-профилактических учреждениях по оказанию медицинской помощи "ликвидаторам" региона.

3.3. Выделить в каждой ЦРБ (ЦГБ) доверенного врача, ответственного за организацию медицинского обслуживания "ликвидаторов".

3.4. Направление на обследование и лечение в региональные центры осуществлять в соответствии с распределением зоны их обслуживания (Приложение 2).

3.5. Совместно с администрацией территорий осуществлять направление на санаторно-курортное лечение и оздоровление, обеспечение бесплатными медикаментами (по рецептам врачей), зубопротезированием лиц, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, по результатам ежегодной диспансеризации.

4. Управлению профилактической медицины Минздравмедпрома РФ (Р.И.Халитов) в срок до 01.06.95 разработать и представить на утверждение Положение о Региональном лечебно-диагностическом центре для лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и Инструкцию о порядке направления в эти центры.

5. Довести до сведения, что дополнительная финансовая помощь на функционирование региональных лечебно-диагностических центров и специализированных отделений для оказания медицинской помощи "ликвидаторам" осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за счет средств, выделяемых на реализацию мероприятий Единой государственной программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы.

6. Приказ Минздравмедпрома РФ от 18.07.94 N 147 "О мерах по дальнейшему совершенствованию организации медицинской помощи лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС" и Приложение 6 Приказа Минздрава РФ от 16.10.92 N 279 "Об организации оказания медицинской помощи и установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся радиационным воздействиям" считать утратившими силу.

7. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Царегородцева А.Д.

 

Министр здравоохранения и

медицинской промышленности

Российской Федерации

Э.А.НЕЧАЕВ

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Приказу Минздравмедпрома РФ

от 19 апреля 1995 г. N 103

 

                              СПИСОК

         УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИХ

     КОНСУЛЬТАТИВНУЮ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

          ЛИЦАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ

 

    1. Московский НИИ диагностики и хирургии

       117837, Москва, ул. Профсоюзная, 86

    2. Всероссийский гематологический научный центр

       125167, Москва, Новозыковский пр., 4а

    3. НИИ питания

       109240, Москва, Устьинский пр., 2/14

    4. Московский НИ онкологический институт им. П.А.Герцена

       125281, Москва, 2-й Боткинский пр., 3

    5. Московский НИИ психиатрии

       106076, Москва, ул. Потешная, 3

    6. НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии

       117815, Москва, ГСП-7, ул. акад. Опарина, 4

    7. Институт биофизики

       123182, Москва, ул. Живописная, 46

    8. Всероссийский эндокринологический научный центр

       117036, Москва, ул. Д.Ульянова, 11

    9. НИИ профилактической медицины

       101953, Москва, Петроверигский пер., 10

    10. Республиканская клиническая больница N 1

        119285, Москва, Мичуринский пр., 6

    11. Республиканская клиническая больница N 2

        105203, Москва, Нижняя Первомайская ул., 70

    12. Медицинский радиологический научный центр

        240092, Обнинск, Калужская обл., ул. Королева, 4

    13. НИИ пульмонологии

        105077, Москва, ул. 11-я Парковая, 32/61

    14. Федеральный центр профпатологии

        105275, Москва, 9-я ул. Соколиной горы, 12

    15. Пятигорский НИИ курортологии и физиотерапии

        357501, Пятигорск, ул. Кирова, 30

    16. Сочинский НИИ курортологии и физиотерапии

        354627, Сочи, Курортный пр., 110

 

Начальник Управления

профилактической медицины

Р.И.ХАЛИТОВ

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Приказу Минздравмедпрома РФ

от 19 апреля 1995 г. N 103

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

ЗА РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ ЦЕНТРАМИ

ПО ОКАЗАНИЮ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ,

ЛЕЧЕНИЯ, РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ

В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС

 

1. г. С.-Петербург, Всероссийский центр экологической медицины

 

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Мурманская область

Ненецкий автономный округ

г. Санкт-Петербург

Ленинградская область

Новгородская область

Псковская область

Калининградская область

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Чувашия

Нижегородская область

Кировская область

 

2. г. Москва, МНИИ диагностики и хирургии

 

Смоленская область

Владимирская область

Ивановская область

Тверская область

Костромская область

г. Москва

Московская область

Рязанская область

Ярославская область

Белгородская область

Воронежская область

Курская область

Липецкая область

Тамбовская область

 

3. г. Ростов, Ростовский медицинский университет

 

Республика Калмыкия

Республика Татарстан

Астраханская область

Волгоградская область

Самарская область

Пензенская область

Саратовская область

Ульяновская область

Республика Дагестан

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Северная Осетия

Чеченская Республика

Ингушская Республика

Краснодарский край

Ставропольский край

Ростовская область

Республика Адыгея

Карачаево-Черкесская Республика

 

4. г. Обнинск, Медицинский радиологический научный центр

 

Брянская область

Тульская область

Калужская область

Орловская область

 

5. г. Екатеринбург, Областная больница N 2

 

Республика Башкортостан

Удмуртская Республика

Курганская область

Оренбургская область

Пермская область

Свердловская область

Челябинская область

Коми-Пермяцкая автономная область

 

6. г. Новосибирск, Сибирский центр радиационной патологии

 

Алтайский край

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Тюменская область

Республика Алтай

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Республика Бурятия

Республика Тува

Красноярский край

Иркутская область

Читинская область

Республика Хакасия

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

Таймырский автономный округ

Эвенкийский автономный округ

Ачинский автономный округ

Республика Саха

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Камчатская область

Магаданская область

Сахалинская область

Чукотский автономный округ

Корякский автономный округ

Еврейская автономная область

 

Начальник Управления

профилактической медицины

Р.И.ХАЛИТОВ

 

 

 

 

 

Приложение N 3

к Приказу Минздравмедпрома РФ

от 19 апреля 1995 г. N 103

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О РЕГИОНАЛЬНОМ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ЛИЦ,

ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ

НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

 

1. Региональные лечебно-диагностические Центры создаются на базе многопрофильных лечебно-профилактических учреждений в целях совершенствования системы специализированной помощи и реабилитации участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

2. Основными задачами Центра являются:

2.1. Организация оказания пострадавшим от радиационного и других неблагоприятных факторов воздействия в результате аварии на Чернобыльской АЭС всех видов специализированной медицинской помощи с использованием возможностей Центра и имеющихся в регионе специализированных лечебно-диагностических учреждений.

2.2. Оказание методической и практической помощи органам здравоохранения в организации специализированной диспансеризации пострадавших от воздействия радиационного и других неблагоприятных факторов аварии на Чернобыльской АЭС, и обследовании их в рамках единого протокола на всех этапах от центральной районной больницы до регионального Центра.

2.3. Методическое руководство системой мероприятий по медицинской реабилитации участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с использованием сети местных санаториев общего профиля и специализированных санаториев.

2.4. Клиническая апробация методов диагностики, лечения и реабилитации, наиболее эффективных при оказании медицинской помощи лицам, пострадавшим при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

2.5. Использование результатов патоморфологических исследований для изучения причин смерти участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, оказание методической и практической помощи патологоанатомическим лабораториям в повышении уровня их работы.

2.6. Создание и ведение базы данных о состоянии здоровья участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы с передачей информации в Российский государственный медико-дозиметрический Регистр.

2.7. Взаимодействие с региональными межведомственными экспертными советами по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию, для наиболее полного и своевременного использования клинических и лабораторно-инструментальных данных при решении экспертных вопросов.

3. Дополнительное финансирование работы Центра осуществляется за счет средств, выделяемых на реализацию Единой государственной программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы. Объем финансирования определяется индивидуально по каждому Центру с возможной ежеквартальной коррекцией объема выделяемых средств.

4. Центр комплектуется медицинским и обслуживающим персоналом, исходя из штатного расписания учреждения, на базе которого организован Центр.

5. Центр принимает больных участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС по направлениям республиканских, областных и городских органов здравоохранения, проводит комплексное обследование и лечение, при необходимости направляет на санаторно-курортную реабилитацию в местные общего профиля и специализированные санатории.

6. Центр использует весь арсенал лечебно-диагностических средств медицинских и научно-исследовательских учреждений региона на договорной основе. При необходимости Центр направляет больных в высококвалифицированные медицинские учреждения Российской Федерации для проведения сложных диагностических исследований и применения уникальных методов лечения, которые не могут быть выполнены в Центре.

7. Методическое руководство работой региональных лечебно-диагностических Центров осуществляется Всероссийским Центром Экологической медицины, который проводит ежегодно семинар с ведущими специалистами региональных Центров с целью изучения современных методов диагностики, лечения и реабилитации участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, обмена опытом работы и определения направлений по совершенствованию деятельности Центра.

8. Центр проводит ежегодно учебный семинар врачей региона, участвующих в оказании медицинской помощи участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с целью повышения уровня их профессиональной подготовки.

9. Центр представляет отчет о своей деятельности в Минздравмедпром России ежегодно до 1 февраля следующего за отчетным периодом года.

 

Первый заместитель Министра

Минздравмедпрома России

А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ

 

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель

Министра МЧС России

В.Я.ВОЗНЯК

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024