Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

ПРИКАЗ

 

4 мая 1973 г.

 

N 346

 

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Забота по охране здоровья трудящихся в СССР находится в центре внимания партийных, государственных и общественных организаций. Непосредственное участие в проведении мероприятий, направленных на улучшение охраны здоровья трудящихся, принимает огромная армия медицинских работников, самоотверженный и благородный труд которых высоко оценен Коммунистической партией и Советским правительством.

Несомненно, что от здоровья, благополучия медицинских работников в большой степени зависят успешность и эффективность лечебно - профилактических мероприятий, проводимых ими среди населения, и связанное с этим сохранение его трудоспособности.

Органы и учреждения здравоохранения, комитеты профсоюза медицинских работников уделяют большое внимание вопросам охраны здоровья и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников здравоохранения. За последние годы проведен ряд мероприятий, направленных на улучшение условий труда и повышение качества лечебно - профилактической помощи работникам, путем создания более благоприятных производственных условий, лучшей организации труда, отдыха и других мер. Утверждена организационная структура службы охраны труда, определены права и обязанности соответствующих должностных лиц. На охрану труда и технику безопасности ежегодно расходуются значительные средства. Работникам здравоохранения установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, большинство из них имеют дополнительные отпуска, многие работники здравоохранения ежегодно лечатся в санаториях и проводят свой отпуск в домах отдыха. На эти цели израсходовано в 1971 году 17 млн. 518 тыс. рублей. Работникам инфекционных, психоневрологических, рентгеновских и ряда других учреждений и подразделений предоставлены дополнительные льготы с учетом условий их труда.

В целях более квалифицированного оказания лечебной помощи, качественного проведения диспансерного наблюдения, а также предварительных и периодических медицинских осмотров работников здравоохранения, органы и учреждения здравоохранения, комитеты профсоюза медицинских работников обеспечивают наиболее рациональные, эффективные методы этой работы.

Так, для оказания лечебной помощи работникам здравоохранения в крупных лечебно - профилактических учреждениях выделяются врачи, которые проводят лечение, диспансерное наблюдение по своей специальности, организуют консультации специалистов других профилей, изучают состояние и причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и принимают участие в разработке лечебно - оздоровительных мероприятий. Медицинские работники мелких лечебно - профилактических учреждений прикрепляются к близлежащим крупным поликлиникам, где для организации всей этой работы выделяются врачи.

Во многих учреждениях здравоохранения работникам здравоохранения лечебно - профилактическая помощь оказывается наиболее квалифицированными специалистами (Латвийская, Литовская, Украинская ССР, ряд областей РСФСР и др.).

В лечебно - профилактических учреждениях Украинской ССР, Латвийской ССР, Белорусской ССР, Алтайского края, Ярославской области и ряде других краев и областей РСФСР хорошо организована работа по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников, подвергающихся воздействию вредных профессиональных факторов.

Проводится работа по изучению причин заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников и разрабатываются мероприятия по ее снижению. Улучшилась постановка экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности.

Примерами хорошей организации работы по улучшению медицинской помощи работникам здравоохранения могут служить: Каунасская республиканская клиническая больница, Шаумянская республиканская больница, больница N 4 г. Курска, поликлиника N 4 г. Ярославля, больница имени Пирогова г. Рыбинска, Киевская городская больница N 15, больница Шахтоуправления "Знамя Коммунизма" (Ворошиловградская область) и многие другие.

Большое внимание уделяется вопросам научной организации труда. Так, в г. Новомосковске (Тульская обл.) для координации работ по внедрению НОТ и оказанию консультативной помощи при горздравотделе создано бюро НОТ. Во всех учреждениях составлены планы мероприятий по улучшению организации труда, которые были рассмотрены бюро НОТ горздравотдела. При этом обращалось внимание на создание оптимальных условий для обеспечения высокопроизводительного труда, в частности, устройство централизованных стерилизационных в больницах и поликлиниках, организация кабинетов доврачебного приема и др. Особое место в комплексе мероприятий по НОТ занимает диктофонный метод записи историй болезни.

Во многих учреждениях здравоохранения применяются различные механизированные устройства, средства малой механизации, что несомненно улучшает условия труда работников здравоохранения. Так, во многих больницах установлена централизованная подача кислорода, имеются грузоподъемные лифты, пищеблоки больниц газафицированы и электрифицированы, обеспечены электромясорубками, овощерезками и другим оборудованием, пища в отделения доставляется централизованно. Учреждения здравоохранения оснащены более современной безопасной аппаратурой и оборудованием.

Уделяется внимание строительству, реконструкции и ремонту санитарно - бытовых помещений, улучшению вентиляции, защитных приспособлений, монтажу и проверке защитного заземления и замеру сопротивления изоляции и др. Улучшилось обеспечение лечебно - профилактических учреждений санитарным автотранспортом.

В последние годы все больше уделяется внимания вопросу организации рационального питания для работников здравоохранения. В Латвийской, Литовской, Эстонской ССР, в ряде областей РСФСР и УССР, Молдавской ССР и др. организовано горячее питание для медицинских работников в основном на базе пищеблоков больниц. Во многих учреждениях здравоохранения организовано горячее питание за счет пунктов общественного питания (столовых, буфетов с доставкой горячих блюд).

Однако, как установлено проверкой, в деятельности органов и учреждений здравоохранения имеется еще ряд серьезных недостатков. Несмотря на снижение показателей временной нетрудоспособности работников здравоохранения в 1971 году по сравнению с 1970 годом на 7,8% в случаях и на 1,5% в днях, уровень ее продолжает оставаться высоким и составил в 1971 году - 100,5 случаев и 1142,0 дней, против 109,0 в случаях и 1159,4 дня на 100 работающих в 1970 году.

Особенно высоки показатели временной нетрудоспособности работников здравоохранения в ряде автономных республик и областей РСФСР: Карельской АССР - 1567,0 дней, Якутской АССР - 1457,5 дней, Мурманской области - 1367,2 дня, Ульяновской - 1267,2 дня; Узбекской ССР - 1208,7 дней, Казахской ССР - 1207,7 дня на 100 работающих. Это свидетельствует о том, что многие руководители органов и учреждений здравоохранения указанных республик и областей не уделяют должного внимания этому важнейшему разделу работы.

Материалы изучения деятельности ряда научно - исследовательских институтов свидетельствуют о том, что показатели временной нетрудоспособности врачебного персонала превышают заболеваемость с временной утратой трудоспособности средних медицинских работников и младшего персонала. При этом отмечается высокий показатель временной нетрудоспособности в связи с гипертонической болезнью у хирургов, анестезиологов - реаниматологов и акушеров - гинекологов, что объясняется большой эмоциональной и физической нагрузкой.

Обращает на себя внимание, что временная нетрудоспособность по данным выборочного круга учреждений здравоохранения в связи с болезнями сердца на 85,4%, гипертонической болезнью на 60,5%, женскими болезнями на 44,7% выше показателей временной нетрудоспособности в целом по стране.

Несмотря на неблагоприятное положение с временной утратой трудоспособности работников здравоохранения, некоторые руководители органов и учреждений здравоохранения не проводят углубленного анализа причин заболеваемости с временной утратой трудоспособности и не разрабатывают мероприятия по ее снижению.

В ряде лечебно - профилактических учреждений диспансерное наблюдение за работниками здравоохранения, страдающими определенными заболеваниями, проводится формально, не обеспечивается проведение необходимых обследований и консультаций специалистов.

Качество проведения предварительных и периодических медицинских осмотров находится в большинстве лечебно - профилактических учреждений на недостаточно высоком уровне. Обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу не всегда проводятся. Охват периодическими осмотрами работников здравоохранения продолжает оставаться неполным, графики осмотров не составляются. Не проводятся необходимые лабораторные и рентгенологические исследования, не выполняются рекомендации заключительных актов по результатам осмотров (ряд лечебно - профилактических учреждений Московской, Волгоградской областей, Казахской ССР и др.).

Много недостатков отмечается в постановке экспертизы временной нетрудоспособности. Из-за отсутствия должного организационно - методического руководства и контроля со стороны министерств здравоохранения союзных и автономных республик, краевых и областных отделов здравоохранения, а также руководителей лечебно - профилактических учреждений, допускаются серьезные нарушения в выдаче больничных листков.

Имеют место случаи единоличной, без ведома заведующих отделениями, выдачи больничных листков с превышением сроков, установленных инструкцией "О порядке выдачи больничных листков" (Московская обл., Казахская ССР, Молдавская ССР и др.).

Так в больнице N 3 г. Кишинева, Рышканской ЦРБ (Молдавская ССР) больничные листки по уходу выдаются более чем на 3 дня за одной подписью лечащего врача.

В ряде лечебно - профилактических учреждений заместители главных врачей по экспертизе временной нетрудоспособности и заведующие отделениями не используют предоставленного им права одномоментного продления больничных листков сроком до 10 дней в случаях с заведомо длительной нетрудоспособностью, излишне часто назначают явки больных на прием без должных к тому медицинских показаний и не принимают мер к своевременной госпитализации работников здравоохранения.

Отмечаются случаи выдачи больничных листков работникам здравоохранения на короткие сроки при заболеваниях, требующих длительного лечения, что нередко порождает повторность случаев нетрудоспособности и, в конечном итоге, увеличивает общую продолжительность временной нетрудоспособности.

Не обеспечивается необходимая госпитализация работников. В ряде лечебно - профилактических учреждений и аптек медленно внедряются средства малой механизации.

Имеются недостатки в создании безопасных и здоровых условий труда, соблюдении норм и правил охраны труда, техники безопасности и трудового законодательства. Отдельные руководители учреждений здравоохранения допускают эксплуатацию оборудования без заземления, работу персонала без индивидуальных средств защиты, не всегда обеспечивают персонал санитарно - гигиенической одеждой, спецодеждой, обувью и защитными приспособлениями, согласно установленным нормам, не принимают должных мер к оборудованию учреждений здравоохранения санитарно - бытовыми помещениями, вентиляцией, допускают переуплотнение в больницах. В ряде учреждений здравоохранения установленные правила техники безопасности в рентгеновских кабинетах, физиотерапевтических отделениях, аптеках, в прачечных, котельных, цехах питания и др. зачастую грубо нарушаются. Так, например, на момент проверки в Алма - Атинской городской клинической больнице N 12 три рентгеновских кабинета, физиотерапевтическое отделение, автоклавная были размещены в неприспособленных помещениях, без обеспечения соответствующей защитой сотрудников и больных.

В ряде лечебных учреждений Загорского района Московской области и др. в физиотерапевтических кабинетах, автоклавных, клинико - диагностических лабораториях нет приточно - вытяжной вентиляции. Не проводится измерение сопротивления заземляющих устройств.

Неудовлетворительный надзор за безопасным ведением работ, соблюдением трудового законодательства о режиме труда и отдыха, низкий уровень знаний правил и требований техники безопасности и производственной санитарии, - приводит к возникновению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Руководители лечебно - профилактических учреждений еще недостаточно уделяют внимания организации рационального и диетического питания (Волгоградская, Московская области, Казахская ССР и др.).

Имеются случаи нарушения администрацией учреждений здравоохранения трудового законодательства, в частности, установления сверхурочных работ без разрешения профсоюзных органов (Московская обл., Казахская ССР и др.).

В целях улучшения охраны здоровья работников здравоохранения

ПРИКАЗЫВАЮ:

I. Руководителям органов и учреждений здравоохранения считать и в дальнейшем одной из важнейших задач охрану здоровья и снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников здравоохранения. За соблюдение трудового законодательства и санитарно - гигиенических норм и правил по охране труда и технике безопасности, а также за состояние заболеваемости с временной утратой трудоспособности, они несут личную ответственность. Повседневное проявление заботы об улучшении условий труда и быта работников здравоохранения, а также всемерное содействие развитию их творческой активности должны быть неотъемлемой частью деятельности каждого руководителя.

II. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми и областными отделами здравоохранения:

1. До 1 января 1974 года изучить состояние медицинской помощи, условий труда и техники безопасности работников здравоохранения, выявить имеющиеся недостатки и разработать совместно с профсоюзными организациями конкретные планы мероприятий по дальнейшему улучшению качества медицинской помощи и охраны здоровья работников здравоохранения.

2. В целях повышения качества медицинской помощи работникам здравоохранения обеспечить:

а) организацию квалифицированной лечебно - профилактической помощи работникам крупных учреждений здравоохранения преимущественно по месту их работы, а работникам мелких и специализированных учреждений в территориальных лечебно - профилактических учреждениях, расположенных поблизости от их места работы;

б) выделение для оказания поликлинической помощи медицинским работникам необходимого количества врачей, среднего и младшего медицинского персонала за счет использования соответствующих должностей, положенных данному учреждению по действующим штатным нормативам;

в) систематическое диспансерное наблюдение и проведение целевых, а также предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, подвергающихся воздействию вредных профессиональных факторов, в соответствии с приказом Министра здравоохранения СССР от 30 мая 1969 г. N 400 "О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся", возложив эту работу на врачей лечебно - профилактических учреждений, выделенных для оказания медицинской помощи работникам здравоохранения;

г) безотказный и быстрый прием медицинских работников во всех поликлинических и стационарных учреждениях здравоохранения, а также безотказный прием детей медицинских работников в ясли;

д) глубокое и систематическое изучение причин заболеваемости с временной утратой трудоспособности и разработку конкретных мер по профилактике сердечно - сосудистых заболеваний, женских болезней и др., определяющих уровень временной нетрудоспособности работников здравоохранения, а также производственного травматизма, особенно работников службы скорой медицинской помощи;

е) правильную организацию экспертизы временной нетрудоспособности и соблюдение действующих правил выдачи больничных листков в соответствии с инструкцией "О порядке выдачи больничных листков";

ж) систематическое проведение занятий физической культурой и организацию среди работников здравоохранения подготовки и сдачи норм ГТО;

з) организацию рационального и диетического питания для работников учреждений здравоохранения, в случае необходимости, на базе пищеблоков этих учреждений с оплатой работниками стоимости питания по себестоимости блюд.

3. Обеспечить строгий контроль за соблюдением техники безопасности, санитарно - гигиенических норм и правил в учреждениях здравоохранения и трудового законодательства работников здравоохранения. Своевременно заключать с профсоюзными организациями соглашения по охране труда и систематически контролировать их выполнение.

4. Запретить привлечение работников здравоохранения к сверхурочным работам без предварительного разрешения профсоюзной организации.

III. Директору научно - исследовательского института гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР (тов. Измерову Н.Ф.) до 1/I 1975 г. разработать перечень профессий работников здравоохранения, подлежащих предварительным при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам в целях профилактики профессиональных заболеваний.

IV. Директору Всесоюзного научно - исследовательского института социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н.А.Семашко (тов. Богатыреву И.Д.) совместно с Советом социального страхования ЦК профсоюза медицинских работников в течение 1973-1975 гг.:

- провести углубленное изучение причин заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников здравоохранения с привлечением соответствующих профильных научно - исследовательских институтов и разработать мероприятия по ее снижению. Определить тематику научно - исследовательских работ и перечень институтов для научной разработки этих проблем на последующие годы;

- до января 1974 года разработать методику анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников здравоохранения.

V. Считать утратившим силу приказ Министра здравоохранения СССР от 17 января 1955 г. N 17-М "Об охране здоровья медицинских работников и рабочих предприятий медицинской промышленности".

Контроль за выполнением данного приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР тов. Серенко А.Ф.

 

Б.В.ПЕТРОВСКИЙ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024