Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 297

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО

НАДЗОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 112

 

ПРИКАЗ

 

30 октября 1995 г.

 

О МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ И СНИЖЕНИЮ

ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДИФТЕРИЕЙ

 

В Российской Федерации продолжается рост заболеваемости дифтерией при наметившейся тенденции снижения темпов ее прироста. В 1994 году число больных этой инфекцией по сравнению с 1993 годом увеличилось в 2,6 раза, показатель достиг - 26,8 на 100 тыс. населения, в том числе у детей - 40,1 на 100 тыс. детей. За 8 месяцев текущего года заболеваемость возросла на 37,6%, зарегистрировано 23709 заболевших дифтерией, из них 7767 детей. Рост заболеваемости регистрируется в 66 территориях России, наиболее высокие уровни ее имеют место в Магаданской, Псковской, Иркутской областях и Республике Коми - 56,0 - 80,0 на 100 тыс. населения.

При относительно невысоком уровне летальности (2,8 - 3%) смертность от дифтерии возросла с 0,02 в 1990 году до 0,7 на 100 тыс. населения в 1994 году. В 1994 году умерло от дифтерии 1104 больных, из них 249 детей, за 8 месяцев 1995 года соответственно 545 и 127. Умершие от дифтерии в 95% случаев не привиты против этой инфекции. 76% из них составляют взрослые, причем более половины в возрасте 40 - 49 лет.

В целях снижения заболеваемости дифтерией на территории страны проводится большая работа по вакцинации населения. В 1994 году привито против дифтерии 37,7 млн. человек, в том числе 29,6 млн. взрослого населения. Охват прививками детей в возрасте 1 года в 1994 году составил по Российской Федерации - 88,1% (1993 год - 79,2%). Охват прививками взрослых на 01.01.95 составил - 66,7%. За 8 месяцев 1995 года привито 25,3 млн. человек, в том числе 16,9 млн. взрослого населения.

Эпидемическое неблагополучие по дифтерии поддерживается низкой исполнительской дисциплиной руководителей органов управления здравоохранением и лечебно - профилактических учреждений, не обеспечивших реализацию принятых Правительством Российской Федерации, Минздравмедпромом России и Госкомсанэпиднадзором России решений, постановлений, нормативно - методических документов. В 49-ти административных территориях не был обеспечен необходимый 90-процентный охват вакцинацией детей в возрасте 1-го года, в их числе неблагополучные по заболеваемости территории, такие как Республика Коми, Удмуртская Республика, Краснодарский край, Ленинградская, Псковская, Нижегородская, Ивановская, Московская, Тверская, Саратовская, Ростовская и Иркутская области.

Продолжается практика необоснованного подхода к определению медицинских противопоказаний при иммунизации детей, использования АДС-М анатоксина для первичного прививочного комплекса, менее 30% детей получают первую прививку в 3 месяца. Неудовлетворительно эта работа осуществляется в республиках Адыгея, Удмуртской, Карачаево - Черкесской, Алтайском, Краснодарском краях, Томской, Волгоградской, Нижегородской и Ивановской областях, где число непривитых детей в возрасте 1 года в 1994 году составило 18 - 19%. В Краснодарском крае в 1994 году начата иммунизация лишь у 40% детей, имевших прежде противопоказания. В Рязанской области привито 25% таких детей, Омской области - 43%, в Иркутской области число непривитых детей в 1994 году сократилось только на 31%. От 50 до 60% детей в Краснодарском крае, Саратовской, Костромской областях получают первую прививку в 6 - 8 месяцев.

Под угрозой срыва находится выполнение задач по иммунизации взрослого населения в Республике Тыва, Республике Коми, Республике Марий Эл, Карачаево - Черкесской Республике, Кабардино - Балкарской Республике, Чукотском автономном округе, в которых охват иммунизацией взрослых составил в 1994 году от 17 до 46%, однако и в текущем году в них не принимаются активные меры по увеличению охвата иммунизацией взрослых.

Обращает внимание увеличение числа умерших, однократно привитых против дифтерии взрослых лиц, а также летальные исходы у привитых детей. По данным отдельных территорий от 20 до 40% взрослых лиц, однократно привитых против дифтерии, не имеют защитного уровня антитоксических антител.

Неоправданно увеличиваются объемы бактериологических и серологических исследований. Необоснованно расширяется круг контактных с больными лиц, составляющий в среднем по стране 50 обследуемых на 1 заболевшего, в отдельных случаях до 100 и более человек. В ряде территорий введены профилактические обследования поступающих в соматические стационары, приводящие к чрезмерному увеличению нагрузок на лабораторные подразделения. При этом высеваемость токсигенных штаммов коринебактерий дифтерии не превышает 0,04%.

При возрастающих объемах исследований по определению напряженности иммунитета отсутствует их эпидемиологическая направленность. Выборки контингентов нерепрезентативны (в детских поликлиниках г. Краснодара обследуется от 5 до 30 детей), зачастую не учитываются прививочный статус обследуемых, виды препаратов, применяемых при иммунизации, сроки от последней прививки и т.д. Полученные результаты не являются основой для углубленного анализа и внесения корректив в планы вакцинации населения.

Не проводится детальный анализ заболеваемости с учетом состояния привитости больных, использованных видов вакцинных препаратов для базовой иммунизации, тяжести клинического течения заболеваний по возрастам, данных лабораторных исследований, эффективности проводимых мероприятий. Для оценки работы по вакцинации используются, преимущественно, показатели выполнения планов прививок, а не основные показатели - охват трехкратной вакцинацией детей в возрасте 12 месяцев и своевременность начала вакцинации.

Не внедряется в практику работы специалистов лечебно - профилактических учреждений определение "стандартного случая заболевания дифтерией" и рекомендации Минздравмедпрома России по диагностике дифтерии, что приводит к гипердиагностике дифтерии, в результате число больных в Российской Федерации на 28% превышает количество бактерионосителей. Две трети заболевших детей составляют школьники от 7 до 14 лет, которые в большинстве своем привиты против дифтерии и переносят заболевание в легкой локализованной форме, при этом доминирует самопроизвольное излечение, у 57% из них диагноз устанавливается только бактериологически без типичной клинической симптоматики.

Меры экономического стимулирования специалистов, обеспечивающих высокие показатели охвата прививками детей и взрослых, применяются недостаточно, в ряде территорий не отработаны организационные формы проведения иммунизации неорганизованного населения, учета прививок взрослых.

Неэффективно проводится информационно - пропагандистская работа среди населения, о чем свидетельствуют факты позднего обращения заболевших за медицинской помощью. Более 20% лиц с тяжелыми формами болезни обращаются за медицинской помощью позже 3-го дня от начала заболевания и госпитализируются в более поздние сроки, зачастую лишь по результатам бакобследования.

При выявлении серьезных нарушений в диагностике и профилактике дифтерии специалисты Госсанэпидслужбы ограничиваются внесением предложений, не применяют меры административного воздействия к работникам лечебно - профилактических учреждений (Республика Карелия, Краснодарский край, Костромская область и др.).

Имеет место снижение исполнительской дисциплины в части представления государственной статистической отчетности, внеочередных донесений об умерших, вспышках, еженедельной информации о заболевших и умерших, поствакцинальных осложнениях.

В целях обеспечения стабилизации и снижения заболеваемости дифтерией в стране приказываем:

1. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

1.1. Проанализировать состояние заболеваемости дифтерией, прививочной работы, качества оказания медицинской помощи, лабораторной диагностики в разрезе городов и районов, каждого лечебно - профилактического учреждения. На основании полученных данных разработать конкретные мероприятия по созданию и поддержанию надлежащего уровня коллективного иммунитета, имея в виду:

- 90% охват детей вакцинацией в возрасте 12 мес.;

- 95% охват детей первичной ревакцинацией в возрасте 24 мес.;

- 80% охват прививками взрослого населения.

1.2. Ежемесячно рассматривать вопросы хода иммунизации населения в городах и районах. Применять строгие меры дисциплинарного взыскания к руководителям, не обеспечивающим контрольных уровней охвата прививками.

1.3. Потребовать от руководителей лечебно - профилактических учреждений выполнения действующего календаря прививок, своевременности начала вакцинации детей против дифтерии, использования для первичного прививочного комплекса у детей до 6-ти лет АКДС-вакцины и АДС-анатоксина в соответствии с "Инструкцией по применению адсорбированной коклюшно - дифтерийно - столбнячной вакцины (АКДС-вакцины)", утвержденной Минздравмедпромом России и Госкомсанэпиднадзором России 15.12.93.

1.4. Обеспечить проведение иммунизации взрослого населения в соответствии с "Инструкцией по применению адсорбированного дифтерийно - столбнячного анатоксина с уменьшенным содержанием антигенов (АДС-М-анатоксина)" от 15.12.93.

Провести 2-кратную вакцинацию против дифтерии с интервалом 30 дней лиц старше 40 лет, привитых однократно АДС-М-анатоксином в 1993 - 1995 гг.

1.5. Совместно с органами внутренних дел организовать выявление лиц без определенного места жительства для последующей их иммунизации против дифтерии.

1.6. Совместно со службой занятости населения и миграционной службой осуществлять учет и проведение иммунизации безработных, вынужденных переселенцев и беженцев.

2. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации:

2.1. Обеспечить обязательную выдачу сертификатов о профилактических прививках детям и взрослым.

2.2. Предусмотреть выделение финансовых средств для проведения экономического стимулирования медицинских работников, обеспечивающих достижение контрольных уровней охвата прививками детей и взрослых.

2.3. Довести до сведения медицинских работников скорой и неотложной медицинской помощи, участковых врачей, хирургов, реаниматологов, отоларингологов, окулистов, дерматологов, стоматологов, психиатров методические рекомендации Минздравмедпрома России "Дифтерия у взрослых", утвержденных 20.03.95 и "Дифтерия у детей в период плановой иммунизации и эпидемического подъема заболеваемости" (Санкт - Петербург, 1995 г.).

3. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

3.1. Обеспечить строгий контроль Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.02.93 N 1 "О проведении массовой иммунизации населения против дифтерии" и проведения мероприятий по профилактике дифтерии.

3.2. Потребовать от руководителей центров Госсанэпиднадзора ежеквартального проведения эпидемиологического анализа заболеваемости и прививочной работы по отчетным данным и материалам серологического скрининга с последующей оперативной информацией руководителей учреждений здравоохранения. Оказывать постоянную помощь лечебно - профилактическим учреждениям в проведении анализа заболеваемости, вакцинации, составлении планов прививок и заявок на медицинские иммунобиологические препараты.

3.3. Обеспечить проведение обследования в очагах дифтерийной инфекции лиц, непосредственно имевших близкие контакты с больными или инфицированными (семья, постоянные родственные общения, коммунальная квартира, класс, рабочий кабинет и др.).

3.4. Ограничить перечень обследуемых с профилактической целью на носительство возбудителя дифтерии, предусмотрев обязательное обследование персонала, поступающего на работу в дома ребенка, детские дома, стационары психоневрологического профиля, психоневрологические интернаты для детей и взрослых, направляемых в эти учреждения.

3.5. Проводить ежегодно выборочный (с учетом эпидемиологической обстановки и состояния прививочной работы) плановый серологический контроль напряженности иммунитета не менее чем в 3-х городах и 2-х сельских районах у детей 3, 8 лет и взрослых, в первую очередь лиц в возрасте 40 - 49 лет, через 6 - 18 месяцев от последней прививки. С числом обследуемых в возрастной группе в статистически значимых группировках (от 50-ти человек), с общим количеством обследуемых не более 1500 человек.

3.6. Обеспечить действенный контроль за выполнением Санитарных правил "Производство и контроль медицинских иммунобиологических препаратов для обеспечения их качества" в части соблюдения условий "холодовой цепи" на всех этапах их транспортировки.

4. Руководителю Федерального консультативно - методического центра по профилактике дифтерии и коклюша (Тихонова Н.Т.):

4.1. Изучить эффективность одно- и двукратной иммунизации взрослого населения против дифтерии у лиц старше 40 лет и представить материалы к 01.09.96.

4.2. Определить субъекты Российской Федерации для создания сети референс - лабораторий (опорных баз Центра) по слежению за циркуляцией возбудителя дифтерии и его идентификации, разработать до 01.01.96 положение об их деятельности.

5. Управлению медицинской промышленности Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (Дощицин М.Ф.) обеспечить в полном объеме потребность учреждений здравоохранения в противодифтерийных препаратах.

6. Управлениям профилактики, контроля за болезнями и медицинской статистики (Федоров Ю.М.), охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.), организации медицинской помощи населению (Деменков А.Н.) Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации:

6.1. Организовать проведение региональных совещаний "Проблемы клиники, диагностики, лечения и профилактики дифтерии".

6.2. Сформировать бригады специалистов для оказания помощи органам и учреждениям здравоохранения неблагополучных по заболеваемости дифтерией территориям в изучении причин неблагополучия и проведения адекватных мероприятий по их устранению.

7. Планово - финансовому управлению (Туранова Н.Б.) Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации сформировать эпидфонд для финансирования работы привлекаемых специалистов.

Считать утратившим силу Приказ Минздрава СССР от 02.04.86 N 450 "О мерах по предупреждению заболеваемости дифтерией".

Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Ваганова Н.Н., заместителя председателя Государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации Монисова А.А.

 

Первый заместитель Министра

здравоохранения и медицинской

промышленности России

А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ

 

Первый заместитель Председателя

Государственного комитета

санитарно-эпидемиологического

надзора Российской Федерации

С.В.СЕМЕНОВ

 

 



Все нормативно-правовые акты по медицине // Здравоохранение, здоровье, заболевания, лечение, лекарства, доктора, больницы //

Яндекс цитирования

Copyright © Медицинский информационный ресурс www.hippocratic.ru, 2012 - 2024