МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
22 февраля 1996 г.
N 68
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
НА 1995-1997 ГОДЫ"
Правительство Российской Федерации
Постановлением от 3 июня 1995 г. N 542 утвердило Федеральную целевую программу
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 1995-1997 годы".
Указанным Постановлением органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать
и осуществить комплексные региональные и целевые программы противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Постановлением рекомендовано теле- и радиокомпаниям Российской Федерации предоставлять на
льготных условиях время в эфире для проведения передач, направленных на
противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному
обороту.
Контроль за выполнением Программы возложен на председателя Правительственной
комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их
незаконному обороту.
Утверждая Программу, Правительство
Российской Федерации выражает озабоченность тем, что наркомания и связанная с
ней преступность приобретают все более значительные масштабы и самым
существенным образом сказываются на морально - психологической атмосфере в
обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок.
Стабильно увеличивается количество лиц,
допускающих немедицинское потребление наркотиков. Согласно социологическим
исследованиям их число составляет 1,5 млн. человек - с прогнозируемым
двукратным увеличением к 2000 году. Особую обеспокоенность вызывает
распространенность наркомании среди молодежи, расширение детской и подростковой
наркомании.
Правительство Российской Федерации
отмечает, что масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах
незаконного оборота наркотических средств свидетельствуют
о низкой результативности принимаемых мер. До настоящего времени медиками и
психологами не разработаны эффективные методы лечения и реабилитации больных
наркоманией. Не создана действенная система антинаркотической пропаганды.
Главной целью Программы является
приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в
последующем - поэтапное сокращение распространенности наркомании и связанных с
ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. Приоритетное
внимание уделяется совершенствованию деятельности и наращиванию усилий общества
в борьбе с нелегальным оборотом наркотиков, профилактике наркомании и
обусловленных этими явлениями правонарушений.
Министерство здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации обращает внимание руководителей
органов и учреждений здравоохранения на серьезные недостатки в области
профилактики и лечения наркомании, обеспечения контроля за
использованием наркотических лекарственных средств.
Особое беспокойство
вызывает наметившаяся в некоторых регионах тенденция к ликвидации
самостоятельной наркологической службы, слиянию ее с психиатрической или
другими службами здравоохранения. Так, за последние 5 лет число наркологических диспансеров сократилось
в 1,5 раза, число наркологических коек - в 2,3 раза. Руководители местных
органов здравоохранения не проявляют должной настойчивости для сохранения
материальной базы наркологической службы, у наркологических диспансеров
изымаются ранее занимавшиеся ими помещения, не выделяются необходимые средства
на их ремонт, закупку медикаментов и оборудования.
Ослаблен контроль за
производством, хранением, отпуском и использованием наркотических лекарственных
средств, что подтверждается случаями их краж и хищений с мест производства, со
складов, из аптек и лечебных учреждений. Поступлению лекарственных
наркотических средств на "черный рынок" способствуют также хищения и
кражи из лечебных учреждений специальных рецептурных бланков для выписки
наркотиков.
Принимая участие в лицензировании
различных видов лечебной и аптечной деятельности, руководители местных органов
здравоохранения, не задумываясь о последствиях, предоставляют право закупки,
хранения, отпуска и выписывания наркотических лекарственных средств негосударственным
структурам и физическим лицам.
Серьезным препятствием для повышения
эффективности терапии больных наркоманией является отсутствие в стране
реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание
больных.
До настоящего времени не решен вопрос об
использовании в наркологических учреждениях социальных работников и
специалистов по социальной работе и их подготовке. Наркологические учреждения
по-прежнему испытывают нехватку специально подготовленных психологов.
Наркологические диспансеры перестали
принимать участие в работе по предупреждению немедицинского потребления
наркотиков, раннему выявлению больных наркоманией и потребителей наркотиков и
привлечению их к лечению.
Во исполнение вышеуказанного
Постановления Правительства Российской Федерации и в целях повышения
эффективности работы органов и учреждений здравоохранения по предупреждению
злоупотребления наркотиками, профилактике и лечению наркомании приказываю:
1. Утвердить План мероприятий по
реализации Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы"
органами и учреждениями здравоохранения (Приложение).
2. Управлению
организации медицинской помощи населению, Управлению профилактической медицины (Евдаков
В.А.), Управлению обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой
(Долгополова Т.В.), Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) усилить
контроль за деятельностью органов и учреждений здравоохранения в области
профилактики и лечения наркомании, подготовки квалифицированных кадров,
обеспечения наркологических учреждений необходимыми лекарственными средствами
для лечения больных наркоманией.
3. Учреждениям Минздравмедпрома России,
указанным ответственными исполнителями в Плане мероприятий, до 30 марта 1996
года представить в Планово - финансовое управление
расчеты на финансирование возложенных на них работ.
4. Руководителям органов здравоохранения
субъектов Российской Федерации ужесточить контроль за
исполнением нормативных документов, регламентирующих правила хранения, учета,
применения и списания наркотических и сильнодействующих лекарственных средств в
учреждениях здравоохранения и в фармацевтических учреждениях.
Ежегодно осуществлять выборочные проверки
деятельности подведомственных учреждений по этим вопросам, в случае выявления
нарушений принимать к виновным самые строгие меры вплоть до передачи дел в
судебно - следственные органы.
Копии справок по результатам проверок
направлять в Управление организации медицинской помощи населению Минздравмедпрома
России.
5. Руководителям органов здравоохранения
субъектов Российской Федерации принять необходимые меры к укреплению
материальной базы сети наркологических учреждений в регионах.
Не допускать ликвидации самостоятельной
наркологической службы в территориях.
6. НИИ наркологии ГНЦ психиатрии и
наркологии (Егоров В.Ф.) до 1 апреля 1996 г. представить перечень отечественных
и импортных лекарственных препаратов, используемых для лечения больных
наркоманиями, с расчетом их количества, необходимого для обеспечения
наркологических учреждений.
7. Руководителям органов здравоохранения
г. Москвы, Краснодарского края, Пермской, Томской и Калининградской областей во
исполнение Федеральной целевой программы совместно с НИИ наркологии, Кубанской,
Пермской медицинскими академиями и Сибирским медицинским университетом
проработать вопрос о создании опорных межрегиональных учебно - методических
центров, обеспечивающих внедрение научно обоснованных программ профилактики и
лечения наркомании, реабилитации больных наркоманией.
Предусмотреть создание по одному
реабилитационному центру (отделению) в каждом регионе.
Согласовать с главами администраций
вопрос о выделении необходимых помещений и дополнительного финансирования из
местного бюджета.
8. Управлению организации медицинской
помощи населению до 30 марта 1996 года подготовить положение о специалисте по
социальной работе и социальном работнике наркологических учреждений
(подразделений) и рекомендуемые штатные нормативы.
9. Управлению учебных заведений (Володин
Н.Н.) до 30 апреля 1996 года проработать вопрос об организации подготовки
специалистов по социальной работе и социальных работников для наркологической
службы.
10. Головными научно - исследовательскими
и образовательными учреждениями (подразделениями) по основным проблемам
наркомании определить:
- по профилактике, выявлению, лечению и
реабилитации - Научно - исследовательский институт наркологии Государственного
научного центра психиатрии и наркологии;
- по разработке и внедрению средств и
методов обнаружения наркотических и других одурманивающих средств в организме
человека и обучению специалистов в этой области - Центральную химико -
токсикологическую лабораторию при Московской медицинской академии им.
И.М.Сеченова;
- по разработке программ последипломного
обучения специалистов наркологических учреждений - кафедру наркологии
факультета послевузовского профессионального образования Московской медицинской
академии им. И.М.Сеченова совместно с кафедрой наркологии Российской
медицинской академии последипломного образования.
11. Центральной химико
- технологической лаборатории при Московской медицинской академии им.
И.М.Сеченова (Изотов Б.Н.) до 01 июля 1996 года разработать, согласовать с
учреждениями - исполнителями и представить в Минздравмедпром России проект приказа
Министерства об организации на базе кафедр и курсов токсикологической химии
медицинских и фармацевтических институтов обучение работников лабораторий,
обеспечивающих на местах проведение исследований на наличие наркотических и
других одурманивающих средств в организме человека.
12. Контроль за
исполнением настоящего Приказа и выполнением утвержденного им Плана мероприятий
возложить на первого заместителя министра Москвичева А.М.
Министр
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ
Приложение
к приказу
Минздравмедпрома России
от 22.02.1996 г. N 68
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 1995-1997
ГОДЫ"
ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
┌───┬────────────────────────────────────┬────────────────────┬────────┐
│
N │ Наименование
мероприятий │ Исполнители │Срок ис-│
│ │ │ │полнения│
├───┴────────────────────────────────────┴────────────────────┴────────┤
│ 1. Организационные и правовые
меры │
├───┬────────────────────────────────────┬────────────────────┬────────┤
│1.1│В целях определения фактических │НИИ наркологии │IV кв. │
│
│масштабов распространения │ВНИИ социальной │1996 г. │
│ │наркомании, незаконного оборота │гигиены, │ │
│ │наркотических средств и психотропных│экономики
и │ │
│ │веществ (в
дальнейшем - │организации │ │
│ │наркотические средства) и связанных │здравоохранения │ │
│ │с этим потерь общества провести │им. Н.А.Семашко │ │
│ │комплексные исследования и │ │ │
│ │осуществить
оценку материальных
│ │ │
│ │потерь от распространения наркомании│ │ │
│ │в сфере
медицины (затраты на лечение│ │ │
│ │наркоманов, производство и │ │ │
│ │использование специального │ │ │
│ │оборудования, реабилитационные меры,│ │ │
│ │содержание обслуживающего персонала │ │ │
│ │и т.д.) │ │ │
├───┼────────────────────────────────────┼────────────────────┼────────┤
│1.2│Разработать: │ │ │
│ │ - проект Закона "О медицинской
и │НИИ наркологии │II кв. │
│ │социальной реабилитации хронических │ │1996 г. │
│ │алкоголиков и наркоманов"; │ │ │
│ │ - правовые и организационные основы│НИИ
наркологии │III кв. │
│ │выявления, освидетельствования и │ГНЦ социальной
и │1996 г. │
│ │учета различных категорий
граждан, │судебной психиатрии │ │
│ │допускающих
немедицинское │им.
В.П.Сербского │ │
│ │потребление наркотических
средств │ │ │
├───┴────────────────────────────────────┴────────────────────┴────────┤
│ 2. Профилактика злоупотребления
наркотическими средствами │
├───┬────────────────────────────────────┬────────────────────┬────────┤
│2.1│В целях предупреждения и сокращения │НИИ
наркологии │1997 г. │
│ │незаконного спроса на наркотические │ │ │
│ │средства разработать: научно │ │ │
│ │обоснованные принципы
профилактики │ │ │
│ │наркомании среди детей и подростков │ │ │
│ │по телевидению и радио, создать │ │ │
│ │пробные образцы теле-
и │ │ │
│ │радиоматериалов, мониторинг их │ │ │
│ │эффективности. Разработать комплекс │ │ │
│ │мер по формированию общественного │ │ │
│ │мнения в сторону положительного │
│ │
│ │отношения к антинаркотической
и │ │ │
│ │антиалкогольной политике государства│ │ │
│ │ │ │ │
│2.2│Определить перечень профессий, │Московская │IV кв. │
│ │допуск к работе
по которым должен │медицинская
академия│1996 г. │
│ │осуществляться после проведения │им. И.М.Сеченова │ │
│ │наркологического контроля │НИИ наркологии │ │
│ │ │ │ │
│2.3│Разработать на основе зарубежного и │НИИ
наркологии │IV кв. │
│ │отечественного опыта
методические │ │1996 г. │
│ │рекомендации по профилактике │ │ │
│ │потребления наркотиков на
рабочих │ │ │
│ │местах │ │ │
├───┴────────────────────────────────────┴────────────────────┴────────┤
│ 3. Лечение, восстановление
трудоспособности и │
│ реабилитации лиц, допускающих немедицинское
│
│ потребление
наркотиков │
├───┬────────────────────────────────────┬────────────────────┬────────┤
│3.1│На основе отечественного и │НИИ наркологии │1997 г. │
│ │зарубежного опыта разработать │Санкт-Петербургский
│ │
│ │концепцию лечения, реабилитации
и │психоневрологический│ │
│ │ресоциализации больных наркоманией, │НИИ
им. │ │
│ │а также организационно-методические
│В.М.Бехтерева │ │
│ │модели ее реализации │ │ │
│ │
│ │ │
│3.2│Продолжить разработку и внедрение в │ГНЦ
социальной и │ │
│ │практику: │судебной
психиатрии │ │
│ │ │им.
В.П.Сербского │ │
│ │
- методов психологической │НИИ
наркологии │1997 г. │
│ │защиты, препятствующих
употреблению │ │ │
│ │наркотиков в экстремальных условиях;│ │ │
│ │
- психоактивных веществ, │НИИ
наркологии, │1997 г. │
│ │отличающихся
меньшим наркотическим │НИИ
фармакологии │ │
│ │воздействием при высоком │ │ │
│ │болеутоляющем эффекте; │ │ │
│ │
- переносных и стационарных │Московская │1997
г. │
│ │приборов (комплексов)
определения │медицинская академия│ │
│ │наркотического опьянения на разных │им.
И.М.Сеченова │ │
│ │принципах
действия │ │ │
│ │ │ │ │
│3.3│Обеспечить подготовку и │НИИ наркологии │ │
│ │переподготовку специалистов в │ │ │
│ │области профилактики и лечения │ │ │
│ │наркомании: │ │ │
│ │
- медицинского персонала │ММА │ │
│ │учебных заведений, медсанчастей, │им. И.М.Сеченова │ │
│ │предприятий и учреждений; │ │ │
│ │
- специалистов наркологических │Российская │1997
г. │
│ │учреждений здравоохранения и органов│медицинская
академия│ │
│ │внутренних дел │последипломного │ │
│ │ │образования │ │
│ │ │Кафедры
медицинских │ │
│ │ │вузов,
учреждения │ │
│ │ │последипломного │ │
│ │ │образования │ │
│ │ │ │ │
│3.4│Создать в пяти регионах России │Управление │1997 г. │
│ │(Москва,
Краснодар, Пермь, Томск, │организации │ │
│ │Калининград)
опорные межрегиональные│медицинской │ │
│ │учебно - методические центры, │помощи │ │
│ │обеспечивающие внедрение научно │НИИ наркологии │ │
│ │обоснованных программ профилактики и│ │ │
│ │лечения наркомании, реабилитации │
│ │
│ │больных наркоманией │ │ │
│ │ │ │ │
│3.5│Рекомендовать в регионах с высоким │Московская │1996 - │
│ │уровнем наркотизации населения │медицинская академия│1997
гг.│
│ │создать диагностические
передвижные │им. И.М.Сеченова │ │
│ │наркологические лаборатории │ │ │
│ │ │ │ │
│3.6│Обеспечить наркологические │Управление │1996 - │
│ │учреждения современными │обеспечения │1997 гг.│
│ │лекарственными препаратами │лекарственными │ │
│ │направленного действия для
лечения │средствами и │ │
│ │наркомании │медицинской
техникой│ │
│ │ │НИИ
наркологии │ │
│ │ │ │ │
│3.7│Разработать программу профилактики │НИИ наркологии │IV кв. │
│ │СПИДа у больных наркоманией │ │1996 г. │
├───┴────────────────────────────────────┴────────────────────┴────────┤
│ 4. Обеспечение контроля
за производством и
│
│ распределением наркотических
средств │
├───┬────────────────────────────────────┬────────────────────┬────────┤
│4.1│Пересмотреть списки наркотических │Комитет по контролю │IV
кв. │
│ │средств, сильнодействующих веществ, │за
наркотиками при │1996 г. │
│ │критерии определения их количества и│Минздравмедпроме │ │
│ │опубликовать │России │ │
│ │
│ │ │
│4.2│Разработать правовые и │Комитет по контролю │IV
кв. │
│ │контрольно - технические
правила, │за наркотиками при │1996 г. │
│ │регламентирующие
производство, │Минздравмедпроме │ │
│ │хранение, транспортировку, законное │России │ │
│ │использование, списание, ввоз в │ │ │
│ │Российскую Федерацию и вывоз из │ │ │
│ │Российской Федерации наркотических │ │ │
│ │средств, а также оборудования, │ │ │
│ │химических веществ и прекурсоров, с │
│ │
│ │помощью
которых или из которых │ │ │
│ │возможно изготовление наркотических │ │ │
│ │средств │ │ │
│ │ │ │ │
│4.3│Разработать систему │ГНИИ по │1997 г. │
│ │фармакологического контроля за │стандартизации │ │
│ │составом лекарственных
препаратов, │и контролю │ │
│ │поступающих
в серийное производство │лекарственных │ │
│ │и закупаемых за рубежом │средств │ │
│ │ │Комитет
по контролю │ │
│ │ │за
наркотиками при
│ │
│ │ │Минздравмедпроме │ │
│ │ │России │ │
└───┴────────────────────────────────────┴────────────────────┴────────┘
Заместитель Начальника
Управления организации
медицинской помощи населению
В.М.ДОНИН