МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
1 апреля 1996 г.
N 114
О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕЗОЛЮЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО
ПИРОГОВСКОГО СЪЕЗДА ВРАЧЕЙ
Всероссийский Пироговский съезд врачей
(Москва, 23-25 ноября 1995 г.) всесторонне рассмотрел на пленарных и секционных
заседаниях вопросы состояния и динамики здоровья населения России, современных
преобразований в системе охраны здоровья, профессиональной и этической
ответственности врачей и других медицинских работников.
Съезд отметил отрицательную динамику
демографических показателей, продолжающееся ухудшение здоровья практически всех
возрастно - половых и социальных групп населения. В процессах депопуляции
населения особо отмечено значение ухудшение здоровья беременных женщин и детей.
Учитывая всю многофактность формирования
здоровья населения, съезд подчеркнул особую роль системы оказания медицинской
помощи, располагающей наиболее полной, достоверной информацией и способной
предложить органам законодательной и исполнительной власти программу сохранения
и приумножения основного богатства страны - здоровья людей.
В то же время, в условиях постоянно
снижающегося уровня финансирования и децентрализации системы, совершенно
очевидной становится угроза снижения качества и сокращения объема медицинской
помощи.
Съезд предъявил претензии к Министерству
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации за отсутствие
должной активности в формулировке долгосрочных задач, поиске механизмов
консолидации системы на принципиально новой основе, новых управленческих
решений, настойчивости в отстаивании интересов здравоохранения и здоровья
народа перед властными структурами как федерального
так и регионального уровней.
Как одна из ведущих сформулирована задача
разработки проектов законодательных актов по вопросам обязательного
медицинского страхования, социальной защиты медицинских работников,
медицинского образования.
Допуская многоукладность как
организационно - правовой принцип построения системы здравоохранения, съезд
категорически высказался против приватизации государственных лечебно -
профилактических учреждений.
Обращено внимание медицинской
общественности на ухудшение работы по профилактике инфекционных и
неинфекционных заболеваний, необходимость привлечения дополнительных сил,
средств и новых подходов для решения задачи формирования здорового образа
жизни.
Приоритетным направлением определена
борьба с социально значимыми заболеваниями, вызывающими "наибольшие утраты
недожитых лет жизни и лет трудоспособности".
Сформулирована задача приоритетного
развития медицинской науки как основы эффективного развития практики
здравоохранения, профилактики и лечения заболеваний, объективной оценки
состояния и прогнозов общественного здоровья, разработки концепций и стратегий
дальнейшего развития и реформирования здравоохранения. Основой принятия
управленческих решений должно стать адекватное информационное обеспечение
органов и учреждений здравоохранения, системы мониторинга демографических
процессов и состояния здоровья населения.
Важнейшей проблемой, требующей
незамедлительного решения, определено удовлетворение потребностей населения и
лечебно - профилактических учреждений в лекарственных препаратах, предметах
медицинского назначения и медицинской технике. При этом съезд подчеркнул
необходимость поиска эффективных мер поддержки отечественной медицинской и
фармацевтической промышленности.
Съезд призвал активнее использовать
потенциал медицинских ассоциаций, ассоциаций больных и других общественных
организаций, имеющих отношение к проблемам здоровья населения в решении проблем
реформирования и организации отрасли.
Во исполнение Резолюции Всероссийского
Пироговского съезда врачей, учитывая решение коллегии Минздравмедпрома России
от 06.02.96 г. (протокол N 3) "Об итогах деятельности отрасли в 1995 г. и
задачах на 1996 г.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальникам управлений и
самостоятельных отделов Министерства, руководителям органов
управлений здравоохранения субъектов Российской Федерации в срок до
01.06.96 г. представить материалы для подготовки в Правительство Российской
Федерации и мерах по улучшению деятельности отрасли".
2. Заместителю министра
Шабалину В.Н., отделу законодательства и связям с общественными организациями
(Грачева Т.В.) обобщить предложения органов управления здравоохранения и
санэпиднадзора субъектов Российской Федерации по проекту Концепции развития
здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации и в срок до 01.06.96
г. подготовить ее к представлению на утверждение в установленном порядке.
3. Управлению организации медицинской
помощи населению (Карпеев А.А.) активизировать разработку федеральных программ
по профилактике и лечению социально значимых заболеваний, подготовить в
Правительство Российской Федерации предложения по дополнительному и целевому их
финансированию.
4. Управлению кадров (Торопцев А.И.):
4.1. Подготовить проект Постановления
Правительства Российской Федерации "Об общих принципах формирования
структуры и номенклатуры органов управления здравоохранения
субъектов Российской Федерации.
4.2. Совместно с НПО
"Медсоцэкономинформ" (Комаров Ю.М.) в срок до 22.11.96 г.
разработать, апробировать в учреждениях здравоохранения субъектов федерации
(Центральный и Центрально - Черноземный регионы) методику расчета научно -
обоснованной потребности в медицинских кадрах.
5. Управлению профилактической медицины
(Иванов С.И.) в целях дальнейшего развития медицинской профилактики в
Российской Федерации продолжить работу по совершенствованию деятельности
Центров медицинской профилактики по профилактике неинфекционных заболеваний и
формирующих их факторов риска; разработать и осуществить дополнительные
мероприятия по предупреждению распространения массовых инфекционных
заболеваний.
6. Управлению научных
учреждений (Нифантьев О.Е.) в целях совершенствования научно -
исследовательского процесса в отрасли, сохранения его кадрового и материально -
технического потенциала в срок до 01.04.96 г. подготовить проект приказа и
пакет инструктивных и нормативных документов по вопросам организации научных
исследований в системе здравоохранения Российской Федерации и реализации
научной продукции в практике.
7. Управлению охраны здоровья матери и
ребенка (Зелинская Д.И.) в срок 01.08.96 г. разработать и внести в Министерство
социальной защиты населения Российской Федерации предложение по
совершенствованию социальной защиты материнства и детства.
8. Управлению учебных заведений (Володин
Н.Н.) подготовить и внести предложения в законопроект "О высшем
профессиональном образовании в Российской Федерации", разрабатываемый
Госкомвузом России.
9. Управлению обеспечения лекарственными
средствами и медицинской техникой (Долгополова Т.В.) совместно с Фармацевтической
Ассоциацией разработать механизм взаимодействия бюджетных учреждений и
хозрасчетных фармацевтических предприятий различных форм собственности,
способствующий максимальному удовлетворению потребностей здравоохранения в
лекарственных средствах; проекты стандартов лекарственной помощи в условиях
системы обязательного медицинского страхования.
10. Отделу статистики и информатики
(Погорелова Э.И.) обеспечить публикацию статистических материалов по основным
показателям здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения в
периодических изданиях.
11. Контроль за
исполнением приказа оставляю за собой.
Министр
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ