МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
22 апреля 1996 г.
N 155
О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ЗАЩИТА..."
Постановлением от 05.11.95 г. N 1102 для
снижения загрязнения окружающей природной среды диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами и обеспечения охраны здоровья населения Правительство Российской
Федерации:
1. Утвердило Федеральную целевую
программу "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы".
2. Определило:
- государственным заказчиком Программы
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
и Государственный комитет санитарно - эпидемиологического надзора Российской
Федерации;
- основными разработчиками Программы:
Минприроды России, Госкомсанэпиднадзор России, Минздравмедпром России,
Росгидромет, Госстандарт России, МГУ им. М.В.Ломоносова.
3. Поручило Минэкономики России и Минфину
России включить Программу в перечень федеральных целевых программ,
финансируемых в установленном порядке из федерального бюджета.
4. Рекомендовало
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих
территории, загрязненные диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, и
производства, являющиеся источниками их поступления в окружающую среду,
разработать и утвердить в 1996-1997 годах по согласованию с Минприроды России и
Госкомсанэпиднадзором России целевые региональные программы неотложных мер по
снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую
среду и население, предусмотрев привлечение для их финансирования средств
бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
В целях организации работ по реализации
Федеральной целевой программы "Защита окружающей природной среды и
населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Определить разработчиком -
координатором Программы научно - исследовательских, опытно - конструкторских и
научно - практических работ по защите населения и окружающей природной среды от
диоксинов и диоксиноподобных токсикантов в системе Минздравмедпрома России
Федеральное управление медико - биологических и
экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации ("Медбиоэкстрем").
2. Федеральному управлению
"Медбиоэкстрем" сформировать в 1996 году на базе Научно -
исследовательского института гигиены, токсикологии и профпатологии (НИИ ГТП г.
Волгоград) и Научно - исследовательского института гигиены и профпатологии (НИИ
ГП г. Санкт - Петербург) Минздравмедпрома России региональные Центры работ по
защите населения и окружающей природной среды от диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов.
3. Возложить функции координатора научно
- методического обеспечения работ по выполнению разделов и основных мероприятий
Федеральной целевой программы, относящихся к компетенции Минздравмедпрома
России, на директора НИИ ГТП г. Волгоград (Шкодича П.Е.) и директора НИИ ГП г.
Санкт - Петербург (Мусийчука Ю.И.).
4. Контроль за
выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра
Москвичева А.М.
Министр Министерства здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ
Приложение
к приказу Минздравмедпрома России
от 22.04.1996 г. N 155
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 ноября 1995 г. N 1102
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ
ОТ ДИОКСИНОВ И ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ
НА 1996-1997 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И
НАСЕЛЕНИЯ
ОТ ДИОКСИНОВ И ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ
НА 1996-1997 ГОДЫ"
Наименование
Программы Защита окружающей
природной
среды и
населения от
диоксинов и
диоксиноподобных
токсикантов на
1996-1997 годы
Дата принятия
решения о Постановление
Правительства
разработке
Программы, дата ее Российской
Федерации от 18 мая
утверждения (наименование и
1994 г. N 496 "О плане действий
номер соответствующего
акта) Правительства Российской
Федерации по
охране окружающей
среды на
1994-1995 годы"
Постановление
Правительства
Российской Федерации от
5 ноября 1995
г. N 1102
"О
Федеральной целевой
программе
"Защита окружающей
природной
среды и населения от
диоксинов и
диоксиноподобных
токсикантов на
1996-1997 годы"
Государственные
заказчики Минприроды России
Программы Госкомсанэпиднадзор России
Основные
разработчики Минприроды России
Программы Госкомсанэпиднадзор
России
Минздравмедпром России
Росгидромет
Госстандарт
России
МГУ им. М.В.
Ломоносова
Цели и задачи
Программы, Сокращение техногенного
важнейшие
целевые показатели загрязнения
природной среды
диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами и минимизация их
вредного
воздействия на
здоровье
населения на территории
Российской Федерации;
разработка
правовых,
экономических
и организационных
мероприятий по
защите окружающей
природной
среды и населения
Российской
Федерации от
диоксинов;
создание в
Российской
Федерации
государственного банка
данных по
содержанию диоксинов в
объектах окружающей среды,
продуктах питания, кормах,
промышленной
продукции и отходах
производства;
проведение
локального
экологического
и гигиенического
мониторинга,
инвентаризация
диоксиноопасных технологий и
производств;
санитарно
- гигиеническая и
медико - биологическая оценка
состояния
окружающей среды и
здоровья
человека в регионах,
загрязненных
диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами;
разработка
и создание
системы
социально - медицинских
мероприятий по
диагностике,
профилактике и
реабилитации
здоровья
населения;
разработка гигиенических и
экологических
нормативов
содержания
диоксинов и фуранов
в различных
объектах окружающей
природной среды, промышленной
продукции,
отходах производства
и потребления,
питьевой воде,
продуктах питания и кормах;
нейтрализация диоксинов и
ограничение их
распространения
в окружающей
среде
Сроки реализации
Программы 1996-1997 годы
Перечень
подпрограмм (разделов) Раздел 1.
Нормативно - правовое
и основных
мероприятий обеспечение
безопасности
окружающей
природной среды и
населения
Раздел 2.
Экономические и
организационные мероприятия по
обеспечению
безопасности
окружающей
природной среды и
населения
Раздел 3. Оценка масштабов и
степени
загрязнения отдельных
регионов
России диоксинами и
фуранами
Раздел 4.
Санитарно -
гигиеническая
и медико -
биологическая
оценка состояния
окружающей
природной среды и
здоровья
населения в регионах,
загрязненных
диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами
Раздел 5.
Методы и средства
реабилитации
территорий и
здоровья
населения в регионах,
загрязненных
диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами
Раздел 6.
Разработка
диоксинобезопасных технологий
и методов
обезвреживания
диоксинов и
диоксиноподобных
токсикантов
Раздел 7. Научно
- информационное
обеспечение
Исполнители
подпрограмм Научные и научно -
(разделов) и
основных производственные
организации
мероприятий министерств и ведомств
Российской Федерации,
ответственных за выполнение
заданий,
подпрограмм (разделов),
и иные научные
и научно -
производственные организации и
коллективы по
определению
государственных заказчиков
Объемы и источники
7622 млн. рублей (в ценах
финансирования I квартала 1995 года)
из
федерального бюджета,
в том числе на
1996 год -
3852 млн.
рублей и на 1997 год -
3770 млн.
рублей
Ожидаемые
конечные результаты Сокращение техногенного
реализации
Программы загрязнения
природной среды
диоксинами и
диоксиноподобными
токсикантами и
минимизация их
вредного воздействия на
здоровье
населения на территории
Российской
Федерации
Система
организации контроля Контроль за выполнением
за исполнением
Программы мероприятий Программы
осуществляется
в порядке,
установленном для контроля
реализации федеральных целевых
программ
1. Состояние
проблемы
Одной из глобальных экологических проблем
в настоящее время является защита окружающей природной среды и населения от
воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов (класс соединений,
включающий в себя полихлорированные дибензо-n-диоксины,
полихлорированные дибензофураны, бифенилы, другие полиароматические
хлорсодержащие вещества). Диоксины образуются в технологических процессах
химической, целлюлозно - бумажной, металлургической и
других отраслей промышленности, а также при сжигании промышленных отходов,
городского мусора, этилированного бензина, дизельного топлива и некоторых
других органических веществ. Диоксины относятся к высокотоксичным веществам,
оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.
Наиболее угрожаемыми по загрязнению
диоксинами являются Центральный, Уральский и Северо - Западный экономические
регионы России с развитой промышленностью, интенсивным земледелием, где
проживает основная часть населения страны.
Являясь чрезвычайно устойчивыми соединениями
(период полураспада в почве около 10 лет), диоксины накапливаются в почве,
растениях, животных и в организме человека. При достижении определенного уровня
накопления диоксинов в организмах происходят опасные генетические изменения,
последствия которых для генофонда населения, растительного и животного мира
непредсказуемы.
Российская Федерация - единственная из
промышленно развитых стран, не проводившая до последнего времени развернутых
экологотоксикологических исследований и не имевшая государственной программы по
проблеме диоксинов. Данные об опасности диоксинов для человека и результаты
выборочного обследования содержания этих ксенобиотиков в природной среде и
продуктах питания в Российской Федерации потребовали разработки Федеральной
целевой программы "Защита окружающей природной среды и населения от
диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" (далее
именуется - Программа).
Общая концепция
решения проблемы диоксинов исходит из требований Закона Российской Федерации
"Об охране окружающей природной среды", реальных социально -
политических и экономических условий, объективной оценки диоксиновой опасности
для генофонда населения, животного и растительного мира и основывается на
анализе данных состояния здоровья населения и результатов выборочного
обследования содержания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов в объектах
окружающей природной среды, питьевой воде и продуктах питания в Российской Федерации, а также из предпосылки, что решение данной
проблемы в первую очередь зависит от отказа от диоксиноопасных производств и
технологий.
Обеспечение защиты окружающей природной
среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов будет
способствовать реализации Основных положений государственной стратегии
Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого
развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994
г. N 236.
2. Цели и технико - экономическая эффективность Программы
Целями Программы являются осуществление
системных исследований, научно - технических разработок и решение следующих
первоочередных для данного этапа задач по сокращению техногенного загрязнения
природной среды диоксинами и аналогичными суперэкотоксикантами и минимизации их
вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации:
санитарно - гигиеническая и медико - биологическая оценка состояния окружающей среды и
здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами;
разработка и создание системы социально -
медицинских мероприятий по диагностике, профилактике воздействия диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в
результате воздействия этих веществ;
разработка экологических и гигиенических
нормативов содержания диоксинов и фуранов в различных объектах окружающей
природной среды, промышленной продукции, отходах производства и потребления,
питьевой воде, продуктах питания и кормах.
Социальная эффективность реализации
Программы достигается:
повышением достоверности и полноты
информации о содержании диоксинов в природной среде и продуктах питания;
созданием государственного санитарно -
эпидемиологического регистра и разработкой гигиенических и экологических
нормативов содержания диоксинов в объектах окружающей среды, питьевой воде,
продуктах питания, кормах, в промышленной продукции и отходах производства;
формированием сети аналитических центров
по контролю за содержанием диоксинов;
разработкой научно обоснованных рекомендаций
по локализации, снижению поступлений этих веществ от известных источников и по
реабилитации территорий и здоровья населения в диоксиноопасных районах;
разработкой правовых, экономических
и организационных механизмов защиты окружающей природной среды и
населения от диоксинов;
проведением локального экологического и
гигиенического мониторинга, выявлением источников поступления диоксинов в
окружающую природную среду и инвентаризацией диоксиноопасных технологий и
производств;
получением объективных данных о санитарно
- гигиеническом и медико - биологическом состоянии
окружающей среды и здоровья человека в регионах, загрязненных диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами;
обеспечением диагностики, профилактики
воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья
людей, пострадавших в результате их воздействия.
Технико -
экономическая эффективность
Программы обеспечивается концентрацией необходимых финансовых и материальных
ресурсов, их минимизацией за счет использования перспективных разработок,
исключением дублирования в исследованиях и координацией усилий компетентных
научно - исследовательских организаций.
Для финансирования научно -
исследовательских и опытно - конструкторских работ и мероприятий согласно
Приложению, рассчитанных на период 1996-1997 годов, необходимо выделение 7622
млн. рублей (в ценах I квартала 1995 года) из средств федерального бюджета.
Привлечение средств бюджетов субъектов
Российской Федерации, внебюджетных и иных источников планируется на последующем
этапе разработки и реализации региональных программ
неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов
на окружающую природную среду и население в соответствии с настоящей
Программой.
Трудовые ресурсы для реализации Программы
включают в себя специалистов профильных научно - исследовательских учреждений
министерств, ведомств и организаций, привлекаемых к выполнению проектов
Программы.
Материальные ресурсы для реализации
Программы выделяются исполнителям проектов по согласованию с заказчиками в
пределах, предусмотренных сметной стоимостью соответствующих проектов
Программы.
Экономическая эффективность Программы по
критерию предотвращенного возможного экологического ущерба показывает, что
предотвращенный ущерб от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов
на окружающую природную среду и здоровье населения при реализации Программы и
последующих мероприятий на ее основе, по экспертным оценкам, может составить не
менее нескольких десятков триллионов рублей.
3. Основные направления
Программы
Нормативное обеспечение безопасности окружающей
природной среды и населения
Предусматривается разработка и внедрение
в практику надзорных служб экологических и санитарно - гигиенических нормативов
по контролю за содержанием диоксинов в различных
объектах.
Экономические и организационные мероприятия по
обеспечению безопасности окружающей природной
среды и населения
Предусматриваются разработка системы
комплексной экономической оценки ущерба окружающей природной среде от
загрязнения диоксинами, базовых нормативов платы за выбросы и сбросы диоксинов
в окружающую природную среду, разработка гибкой системы мер экономического
стимулирования при создании и внедрении диоксинобезопасных технологий,
организация межведомственного научно - технического центра по проблеме
диоксинов.
Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных
регионов России диоксинами и фуранами
Предусматриваются разработка
аналитических методик, скрининговых тест - систем, государственная регистрация
и введение в действие отечественных стандартных образцов диоксинов и фуранов,
разработка усовершенствованного отечественного хромато - масс - спектрометра,
оценка масштабов и степени загрязнения диоксинами районов размещения
предприятий целлюлозно - бумажной и химической
промышленности.
Санитарно - гигиеническая и медико
- биологическая
оценка состояния окружающей природной среды и
здоровья
населения в районах, загрязненных диоксинами
Предусматриваются проведение анализа
данных о состоянии здоровья и разработка основ профилактики и реабилитации
здоровья населения в диоксиноопасных регионах.
Методы и средства реабилитации территорий и
здоровья населения в районах, загрязненных
диоксинами
и диоксиноподобными токсикантами
Предусматривается осуществить разработку
мероприятий по реабилитации загрязненных территорий и здоровья населения.
Разработка диоксинобезопасных технологий и
методов
обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов
Предусматриваются разработка технических
карт основных диоксиноопасных производств, мероприятий и технических решений по
диоксинобезопасным методам переработки твердых бытовых отходов, очистке
промышленных выбросов и сбросов, обезвреживанию галогеносодержащих отходов, в
том числе отходов целлюлозно - бумажной
промышленности, реконструкции диоксинпродуцирующих производств.
Научно - информационное обеспечение
Планируются создание банков данных,
получение и обработка научной информации, подготовка сводных аналитических
материалов и докладов по проблеме диоксинов.
4. Механизм
реализации и конечные результаты Программы
Формы и методы организации управления
реализацией Программы определяются государственными заказчиками:
Министерством охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской Федерации по экологическим аспектам проблемы
диоксинов;
Государственным комитетом санитарно -
эпидемиологического надзора Российской Федерации по санитарно - гигиеническим
аспектам проблемы.
Реализация Программы осуществляется на
основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции
для федеральных государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками
Программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный
контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика
по обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при
выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает контроль за ходом работ по выполнению государственного
заказа государственным заказчиком.
В результате реализации Программы будут:
реализованы правовые, экономические и
организационные мероприятия по защите населения и окружающей природной среды от
опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов, создана система
государственного экологического контроля, разработаны для внедрения в народное
хозяйство диоксинобезопасные технологии, методы и средства реабилитации
загрязненных территорий;
созданы основы нормативно - правового и
экономического регулирования, организации систематического мониторинга и
внедрения научно обоснованной системы мер, направленных на реорганизацию
промышленного производства в России с целью исключения возможности образования
диоксинов как в получаемой продукции, так и на всех стадиях ее производства и
утилизации.
Социальная значимость выполнения Программы
определяется совокупностью мероприятий, направленных на снижение заболеваемости
населения, повышение качества продуктов питания, питьевой воды, защиту здоровья
и генофонда населения России от опасного воздействия диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов.
В результате реализации Программы станет
возможным переход к следующему этапу решения проблемы защиты окружающей
природной среды и населения от воздействия диоксинов - снижению уровня
загрязнения ими территории России до физиологически допустимых норм. Для этого
предстоит разработать и организовать систему постоянного мониторинга окружающей
среды, реализовать план мероприятий по локализации и снижению уровня
загрязнения территории России диоксинами и фуранами, реабилитации здоровья
населения, провести реорганизацию диоксинпродуцирующих производств, осуществить
внедрение диоксинобезопасных технологий.
Приложение
к Федеральной целевой программе
"Защита окружающей
природной
среды и населения от диоксинов
и диоксиноподобных токсикантов
на 1996-1997 годы"
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЗАЩИТА
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ ОТ
ДИОКСИНОВ И
ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ НА 1996-1997
ГОДЫ"
┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│ │Затраты
<*> (млн. рублей в │
│ Наименование мероприятий │ ценах I квартала
1995 г. │
│ ├────────┬─────────┬────────┤
│ │ всего │ 1996 г. │ 1997 г.│
├────────────────────────────────────┴────────┴─────────┴────────┤
│ 1. Нормативно - правовое обеспечение
безопасности │
│ окружающей природной среды и
населения │
│ │
│Разработка
экологических нормативов 83
41,5 41,5│
│содержания диоксинов
и фуранов в │
│выбросах и сбросах
промышленных
│
│предприятий и
мусоросжигательных │
│заводов
│
│
│
│Разработка
экологических нормативов 83
41,5 41,5│
│содержания диоксинов
и фуранов в │
│почвах, отходах производства и │
│потребления
│
│
│
│Разработка
санитарно - гигиенических 454
151 303 │
│нормативов содержания
диоксинов и │
│фуранов в питьевой воде, продуктах │
│питания, воздухе рабочей
зоны, │
│промышленной продукции,
кормах и │
│биосубстратах
│
│
│
│Разработка
предложений о внесении
68 34 34
│
│изменений и
дополнений в законы и │
│иные нормативные
правовые акты │
│Российской Федерации
в области │
│защиты
окружающей среды и населения │
│от диоксинов
и диоксиноподобных │
│токсикантов
│
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│
Итого по разделу 1
688 268 420
│
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 2. Экономические и организационные
мероприятия по
│
│ обеспечению безопасности
окружающей │
│ природной среды и
населения │
│
│
│Разработка
комплексного алгоритма 106
53 53 │
│оценки экологического и │
│антропогенного
риска от загрязнения │
│диоксинами и
диоксиноподобными │
│токсикантами для
принятия
│
│управленческих
решений
│
│
│
│Разработка
системы комплексной 60
30 30 │
│экономической оценки
ущерба │
│окружающей природной
среде от │
│загрязнения диоксинами и │
│диоксиноподобными
токсикантами
│
│
│
│Разработка
базовых нормативов платы 60
30 30 │
│за выбросы
и сбросы диоксинов
и │
│фуранов
в окружающую природную среду │
│и за
размещение отходов, их │
│содержащих
│
│
│
│Разработка
системы мер 30
15 15 │
│экономического стимулирования и │
│льготного налогообложения │
│предприятий, учреждений и │
│организаций при
разработке и │
│внедрении
диоксинобезопасных │
│технологий
│
│
│
│Создание Межведомственного 756
756 - │
│научно
- технического центра по │
│проблеме диоксинов и │
│диоксиноподобных
токсикантов
│
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Итого
по разделу 2
1012 884 128
│
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 3. Оценка масштабов и степени загрязнения
отдельных │
│ регионов России диоксинами и
фуранами │
│
│
│Разработка
аналитических методик 435
170 265 │
│определения содержания
диоксинов и
│
│фуранов
в пищевых продуктах, кормах, │
│промышленной продукции
и отходах, │
│биосфере, биосубстратах человека и │
│объектах биоты │
│
│
│Разработка
скрининговых тест -
113 56 57
│
│систем и
внедрение их в практику │
│учреждений Госкомсанэпиднадзора │
│России, Минздравмедпрома России
и │
│Минприроды
России │
│
│
│Синтез,
наработка, государственная 185
92 93 │
│регистрация
и введение в
действие
│
│стандартных образцов
диоксинов и │
│фуранов,
в том числе изотопномеченых │
│
│
│Усовершенствование отечественного 378
77 301 │
│малогабаритного
хромато - масс - │
│спектрометра, разработка и │
│организация выпуска │
│хроматографических колонок
для │
│определения
диоксинов и фуранов │
│ │
│Разработка
методов и средств
113 56 57
│
│биоиндикации и
биотестирования │
│диоксинов
в окружающей среде │
│ │
│Аккредитация
лабораторий на право
45 45 -
│
│государственного контроля по │
│определению диоксинов
и фуранов в │
│различных
объектах окружающей среды │
│
│
│Проведение
измерений и определение
756 226 530
│
│суммарных выбросов
и сбросов │
│диоксинов в
окружающую среду от │
│известных источников:
предприятий
│
│химической промышленности; │
│предприятий цветной
и черной │
│металлургии; целлюлозно - бумажного │
│производства; автомобильного │
│транспорта; мусороперерабатывающих │
│заводов
│
│
│
│Оценка
уровня загрязнения 378
151 227 │
│диоксиноподобными токсикантами │
│регионов с
предприятиями
│
│целлюлозно - бумажной
и химической │
│промышленности
│
│ │
│Ранжирование
территории России по
38 19 19
│
│загрязненности диоксинами и │
│диоксиноподобными
токсикантами
│
│ │
│Разработка
прогноза загрязнения 30
18 12 │
│территории России
диоксинами и │
│диоксиноподобными токсикантами с │
│помощью имитационных моделей │
│пространственно -
временного
│
│перемещения суперэкотоксикантов в │
│объектах окружающей среды │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Итого
по разделу 3
2471 910 1561
│
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 4. Санитарно - гигиеническая и медико - биологическая оценка │
│ состояния окружающей природной среды и
здоровья населения │
│ в регионах, загрязненных
диоксинами и │
│ диоксиноподобными
токсикантами │
│
│
│Анализ
данных о состоянии здоровья
45 45 -
│
│населения
в диоксиноопасных регионах │
│ │
│Экспериментальные
и клинические 204
61 143 │
│исследования
воздействия диоксинов и │
│диоксиноподобных токсикантов на │
│человека, определение уровня │
│содержания диоксинов
в грудном │
│молоке
│
│
│
│Разработка
методов оценки риска
151 76 75
│
│проживания в
диоксиноопасных │
│регионах
│
│
│
│Исследование токсикологических 378
227 151 │
│эффектов диоксинов и │
│диоксиноподобных токсикантов на │
│биологические системы
в различных │
│природных
средах
│
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Итого
по разделу 4
778 409 369
│
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 5. Методы и средства реабилитации
территорий и здоровья │
│ населения в регионах, загрязненных
диоксинами и │
│ диоксиноподобными
токсикантами │
│
│
│Разработка
научных основ 174
87 87 │
│профилактики
и реабилитации здоровья │
│населения
в диоксиноопасных регионах
│
│
│
│Разработка
системы реабилитации 83
83 - │
│территорий, загрязненных диоксинами │
│и
диоксиноподобными токсикантами │
│
│
│Разработка
комплекса мероприятий по 174
87 87 │
│защите источников питьевого │
│водоснабжения от
загрязнения
│
│диоксинами и
диоксиноподобными │
│токсикантами, усовершенствованию │
│процессов водоподготовки с
целью │
│обеспечения
нормативного содержания │
│диоксинов
в питьевой воде │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Итого
по разделу 5
431 257 174
│
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 6. Разработка диоксинобезопасных
технологий и методов │
│ обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов │
│
│
│Исследование
условий образования 242
121 121 │
│диоксинов в
промышленных
│
│производствах
хлорорганических │
│продуктов на
различных стадиях их │
│получения и
в смежных │
│технологических
циклах │
│
│
│Разработка
и экспериментальная 54
27 27 │
│проверка диоксинобезопасных │
│технологий переработки твердых │
│бытовых
отходов
│
│
│
│Разработка
мероприятий и технических 378 189
189 │
│решений по
замене технологий с │
│использованием хлора и
│
│хлорсодержащих соединений на │
│технологические процессы, │
│исключающие
образование диоксинов и │
│фуранов │
│
│
│Разработка
технологий и средств
567 260 307
│
│очистки промышленных выбросов
и │
│сбросов
от диоксинов и фуранов │
│
│
│Разработка
эффективных способов и
378 189 189
│
│технических
средств обезвреживания и │
│утилизации галогеносодержащих │
│отходов, в
том числе отходов │
│целлюлозно - бумажной промышленности │
│
│
│Исследование
процессов миграции, 189
94 95 │
│трансформации
и деградации диоксинов │
│и
фуранов под воздействием внешних │
│факторов в
объектах окружающей │
│природной
среды
│
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Итого
по разделу 6
1808 880 928
│
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 7. Научно - информационное
обеспечение │
│
│
│Создание
банка данных по основным
94 94 -
│
│диоксиноопасным производствам и │
│технологиям
в России │
│
│
│Организация
и проведение семинаров и 94 37
57 │
│конференций
по проблеме диоксинов │
│
│
│Подготовка
сводных
аналитических 76 38
38 │
│материалов и
документов для │
│представления в
Правительство
│
│Российской
Федерации │
│
│
│Создание информационно - поисковой 94
37 57 │
│системы
по Программе │
│
│
│Обеспечение
населения и общественных 76
38 38 │
│организаций
информацией об опасности │
│диоксинов и
диоксиноподобных │
│токсикантов
и мерах защиты от них │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Итого
по разделу 7 434
244 190 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Всего
по Программе
7622 3852 3770
│
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
--------------------------------
<*> - Федеральный бюджет.