МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
30 апреля 1996 г.
N 179
О СЕРЬЕЗНЫХ НЕДОСТАТКАХ В РАБОТЕ ОРГАНОВ
И УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ПЕРЕДАЧЕ ДЕТЕЙ НА УСЫНОВЛЕНИЕ
Министерством здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации проведена проверка деятельности
органов и учреждений здравоохранения Нижегородской области по факту нарушения
действующего законодательства и незаконной передачи детей, оставшихся без
попечения родителей, на усыновление.
Проверка выявила целый ряд негативных
явлений в работе органов и учреждений здравоохранения, свидетельствующих об
отсутствии системы взаимодействия между органами и учреждениями
здравоохранения, образования, отделами записи актов гражданского состояния и
низкой правовой грамотности в части оформления и передачи на воспитание в семьи
детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что в
родильных домах нарушался порядок регистрации новорожденных, оставшихся без
попечения родителей, передачи сведений о них в отделы ЗАГС, органы образования,
(службу опеки и попечительства), оформления и выдачи родильницам и женщинам,
усыновившим детей, листков нетрудоспособности в связи с родами или усыновлением
ребенка и "Медицинского свидетельства о рождении" (уч. ф. N 103у/84); хранения указанных документов. Это обусловило возможность
"фиктивной" выдачи листков нетрудоспособности в связи с родами,
"Медицинского свидетельства о рождении", а вследствии этого передачу
детей на усыновление без оформления юридических документов, постановлений
администрации территорий об усыновлении.
Отсутствие контроля со стороны
руководителей родовспомогательных и лечебно - профилактических учреждений
позволило необоснованно, без медицинских показаний, переводить здоровых
новорожденных в государственный Центр "Нижегородская областная детская
клиническая больница" (ГЦ "НОДКБ").
В ГЦ
"НОДКБ" в нарушение действующего законодательства лица, незаконно
передававшие детей на усыновление, имели беспрепятственный доступ в отделение,
где находились дети, в любое время суток, в том числе с так "называемыми
усыновителями", и историям болезни, где имели возможность подменять
необходимые документы.
Все вышеизложенное еще раз свидетельствует
об отсутствии должного контроля со стороны руководителей органов и учреждений
здравоохранения за порядком передачи детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на воспитание в семьи, отсутствии планомерной работы по
проблемам усыновления с подведомственными учреждениями.
Как показали проверки порядка усыновления
детей, проведенные Генеральной Прокуратурой Российской Федерации в ряде
территорий, в учреждениях здравоохранения допускаются грубые нарушения
действующих нормативно - распорядительных документов, регламентирующих
деятельность органов и учреждений здравоохранения по усыновлению детей:
- приказа Министерства здравоохранения
СССР N 1300 от 19.11.84. "О дальнейшем совершенствовании ведения
медицинской документации, удостоверяющей случаи рождений и смертей",
- приказа Министерства образования РСФСР
и Министерства здравоохранения РСФСР N 85/51 от 28.03.91. "О введении в
действие инструктивно - методических рекомендаций по вопросам усыновления
(удочерения) несовершеннолетних и применении их в практической деятельности
органов народного образования и здравоохранения",
- приказа Министерства образования
Российской Федерации и Министерства здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации от 31.08.94. N 342/184 "О документах,
представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами",
- указаний Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 22.02.94. N 63-у "О
деятельности учреждений здравоохранения по усыновлению детей" и от
19.11.94. N 377-у "Об оформлении медицинских документов детей,
передаваемых на усыновление",
- приказа Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 03.07.95. N 195 "О утверждении медицинской карты на ребенка, направляемого во
Всероссийские детские центры "Океан", "Орленок", и
медицинского заключения на ребенка, оформляющегося на усыновление
(удочерение)",
- приказа Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 24.11.95. N 326 "Об
утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами
Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и
иностранным гражданам".
В целях повышения
ответственности руководителей органов здравоохранения за порядком
передачи детей - сирот на воспитание в семью, соблюдения действующего
законодательства по вопросам усыновления,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Принять к сведению, что Прокуратурой
Советского района г. Нижнего Новгорода возбуждено уголовное дело, приказами
Департамента здравоохранения администрации Нижегородской области от 18.01.96.
за N 34-В и Управления здравоохранения администрации Нижнего Новгорода от
15.02.96. за N 12 руководители органов здравоохранения, допустившие нарушения
действующего законодательства, наказаны в административном порядке.
2. Руководителям органов здравоохранения
субъектов Российской Федерации:
2.1. Определить ответственного
руководителя, персонально отвечающего, за порядок передачи детей на воспитание
в семью в части компетенции органов здравоохранения.
2.2. Настоящий приказ довести до сведения
руководителей всех лечебно - профилактических учреждений.
2.3. В течение II-III квартала 1996 года
провести проверку выполнения действующего законодательства по вопросам
усыновления в лечебно - профилактических учреждениях, обратив особое внимание
на родильные дома. Обсудить вопросы передачи детей на воспитание в семьи на
коллегии.
2.4. Обеспечить контроль:
- за учетом, хранением и выдачей
"Медицинского свидетельства о рождении" (уч. ф. N 103у/84), листков
нетрудоспособности в связи с родами;
- за порядком передачи сведений о детях,
подлежащих усыновлению, в отделы опеки и попечительства органов образования;
- за режимом работы лечебно -
профилактических учреждений, исключающим доступ посторонних лиц и подмену
документов;
- за оформлением документов на детей,
передаваемых на усыновление.
3. Управлению охраны здоровья матери и
ребенка (Д.И.Зелинская) провести в июне 1996 года методическое совещание для
руководителей службы охраны здоровья матери и ребенка территорий Российской
Федерации "О порядке передачи детей - сирот и детей, лишенных попечения родителей,
на воспитание в семью".
4. О проведенных мероприятиях доложить к
01.09.96., далее информацию о ходе выполнения приказа направлять в
Минздравмедпром России ежегодно к 01 февраля.
5. Контроль за
выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Н.Н.Ваганова.
Министр здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ