МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
1 июля 1996 г.
N 2510/3016-96-27
О МЕРАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ
Проверки состояния
работы по профилактике общественно опасных действий (ООД) психически больных,
проведенные по указанию Минздравмедпрома России в ноябре 1995 - мае 1996 гг., а
также посвященные этим вопросам кустовые рабочие совещания зон обслуживания Орловской
и Ленинградской республиканских психиатрических больниц со строгим наблюдением
выявили ряд существенных и характерных для различных территорий недостатков в
организации этой деятельности. Очевидно,
они играют определенную роль в росте числа общественно опасных действий
психически больных, которое в конце 80-х - начале 90-х годов не превышало 7
тысяч в год, а в 1995 г. по данным судебно - психиатрических экспертных
комиссий превысило 11 тысяч. Наиболее существенные из выявленных недостатков не
связаны с какими - либо объективными факторами, их устранение не требует
значительных материальных затрат и может быть достигнуто чисто организационными
мерами, а также с помощью повышения уровня методического руководства этой
работой со стороны главных психиатров органов здравоохранения и руководителей
психиатрических и психоневрологических учреждений.
Так, в Новгородской, Тверской, Орловской,
Кемеровской, Воронежской, Мурманской, Ленинградской, Псковской, Читинской
областях, Приморском крае, в республиках Карелия, Ингушетия, Саха (Якутия),
Алтай, Адыгея, Бурятия, Тува, Карачаево - Черкесская
до сих пор не созданы специализированные отделения с усиленным наблюдением для
принудительного лечения лиц с психическими расстройствами, совершивших ООД. В
связи с этим судебно - психиатрические комиссии этих территорий, как правило,
не рекомендуют судам применение этой меры медицинского характера даже при
наличии показаний, что является нарушением Закона и Инструкции о порядке
применения принудительных и иных мер медицинского характера (Приложение 18 к
Приказу МЗ СССР N 225 от 31.03.1988 г.).
В тех территориях,
где такие отделения созданы, уровень лечебно - реабилитационной работы в них
нередко остается неудовлетворительным: не организована должным образом трудовая
терапия, не укомплектованы штаты психологов и социальных работников, введенные
Минздравом в 1994 г. (Приложение 2 к Приказу МЗМП РФ от 12.08.94 г. N 167)
(Магаданская, Вологодская обл., Краснодарский и Алтайский края), что не
позволяет проводить психо - коррекционные мероприятия, оказывать необходимую социальную помощь. Интерьеры этих отделений и режим
содержания пациентов нередко напоминают тюремные, что не может способствовать
их ресоциализации.
Существенное значение имеет отсутствие
необходимой преемственности между различными звеньями психиатрической службы,
участвующими в осуществлении мероприятий по профилактике ООД. Проверка
показала, что в выписных эпикризах, которыми обмениваются лечебные учреждения
стационарного и амбулаторного звена психиатрической помощи при переводе
больных, отсутствуют необходимые конкретные данные о проведенных лечебно -
реабилитационных мероприятиях и их эффективности, а так же рекомендуемая
программа терапевтических и социально - психиатрических мер хотя бы на первое
время после перевода больного. Примером могут служить проанализированные
выписки из историй болезни республиканских психиатрических больниц со строгим
наблюдением гг. Орла и Санкт - Петербурга, а также
психиатрических больниц Липецка, Тулы, Вологды, Новгорода, Республики Карелия и
др.
В значительной мере
в результате отсутствия необходимой преемственности со стационарными
учреждениями, а также недооценки руководителями психиатрических учреждений роли
внебольничного звена в предупреждении ООД диспансерное наблюдение за больными,
представляющими общественную опасность (так называемый спецучет),
осуществляется формально, недостаточно дифференцировано, как и само
формирование этой группы диспансерного наблюдения (гг. Тула, Липецк, Новгород,
Вологда, Санкт - Петербург и Ленинградская обл., Республика Карелия). Состав группы спецучета длительное время не пересматривается,
количество включенных в нее больных, не совершавших ООД, но по клиническим
признакам, представляющих опасность, неоправданно мало, само
наблюдение сводится к посещениям с установленной инструкцией
периодичностью, даже редуцированные рекомендации больниц, осуществляющих
принудительное лечение конкретных больных, не выполняются.
Для устранения отмеченных недостатков и
повышения эффективности работы по предупреждению общественно опасных действий
психически больных Министерство здравоохранения и медицинской промышленности
Российской федерации считает необходимым:
создать специализированные отделения для
принудительного лечения с усиленным наблюдением во всех административных
территориях - субъектах Российской федерации с количеством коек,
соответствующим потребностям региона, исходя из расчетных данных о том, что в
такие отделения, в соответствии с установленными критериями отбора, должно
направляться не менее 50-60% всех лиц, признающихся невменяемыми;
обязать все
психиатрические учреждения при передаче больного, представляющего общественную
опасность, другому учреждению сообщать в медицинских документах наряду с
диагнозом и другими общемедицинскими сведениями следующие дополнительные
данные, входящие в "Формулу общественной опасности": ведущий синдром;
тип течения заболевания; психопатологический механизм, характер и кратность
ООД; личностные и ситуационные факторы, способствующие или препятствующие их
осуществлению; проведенные
лечебно - реабилитационные мероприятия и их эффективность; рекомендуемые меры
по предотвращению ООД;
принять необходимые
меры к введению в штатное расписание отделений для принудительного лечения
должностей психологов и социальных работников в соответствии со штатными
нормативами, утвержденными Приказом МЗМП РФ N 167 от 12.08.94 г. и
укомплектованию их соответствующими специалистами; широко привлекать указанных
специалистов к работе по психокоррекции и оказанию социальной помощи больным,
находящимся на принудительном лечении;
в деятельности
внебольничных психиатрических учреждений по профилактике ООД психически больных
строго руководствоваться Инструкцией об организации взаимодействия органов
здравоохранения и органов внутренних дел по предупреждению общественно опасных
действий психически больных, утвержденной Приказом Минздрава СССР и МВД СССР N
357/93 от 5 мая 1988 г., регулярно осуществлять коррекцию состава группы
спецнаблюдения, привлекать социальных работников для оказания социальной помощи
пациентам этой группы; шире применять в
отношении них дифференцированные лечебно - реабилитационные мероприятия, в
частности, рекомендованные врачами психиатрического стационара, осуществлявшего
принудительное лечение;
обязать
председателей судебно - психиатрических экспертных комиссий при выборе
рекомендуемой меры медицинского характера строго руководствоваться критериями,
содержащимися в Уголовном кодексе РСФСР и во Временной инструкции о порядке
применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с
психическими расстройствами, совершивших общественно опасные действия
(Приложение 18 к Приказу МЗ СССР N 225 от 31.03.1988 г.), а не конъюнктурными
соображениями и неправомерными указаниями
руководителей психиатрических служб.
Первый заместитель Министра
А.М.МОСКВИЧЕВ